Авторская экскурсия
материал по окружающему миру
Музей "Расскажем детям о войне"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.69 КБ | |
| 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Авторская экскурсия в музей Воинской Славы
«Расскажем детям о войне».
Автор экскурсии: воспитатель высшей квалификационной категории Павлоградская С.В.
Цель: Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Обучающие задачи:
- Формировать и расширять представления детей о событиях Великой Отечественной Войны, о героическом прошлом народа;
- Познакомить детей с боевыми предметами;
-Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны;
Развивающие задачи:
- Развивать интерес к прошлому страны, её истории;
- Побуждать в детях интерес к событиям Великой Отечественной войны;
- Содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через музейную экспозицию и рассказ экскурсовода;
Воспитательные задачи:
-Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории нашего народа, к героям Великой Отечественной Войны;
- Воспитывать уважение к защитникам Родины, к участникам войны, гордость за свой народ, армию;
- Формировать интерес к истории своей страны, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.
Методы и приемы:
словесные: беседа, объяснение, рассказ воспитателя;
наглядные: демонстрация наглядного материала;
практические: изготовление цветов, физкультминутка; поощрение.
Словарная работа: экспонаты, экскурсовод, госпиталь, мемориал, блиндаж, окоп, паёк,
Великая отечественная война, солдаты, воевать, защищать, погибали, победили, подвиг, герой, ветераны, награды, медаль, орден.
Оборудование: мультимедийный проектор, СD-проигрыватель, интерактивная доска.
Демонстрационный материал: плакат «Родина - мать зовёт», хлебный паек 150 и 250 граммов, личные вещи солдата (фляжка, кружка, ложка, котелок), солдатское письмо-треугольник, макет «Вечный огонь»., военная техника (катюша, танк), георгиевская ленточка, ордена, медали, бинокль.
Музыкальный материал:
- «День победы» муз. Г. Ребровой сл., Н. Френкеля
- «Священная война муз. А. В. Александров, сл. В. И. Лебедева-Кумача
- «В землянке» муз. К. Листов, сл. В. Суркова.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ход экскурсии:
Воспитатель: Да, в мае наш народ будет отмечать день Великой Победы.
Воспитатель: Что это за праздник, кто расскажет?
Дети: 9 Мая – это День Победы нашего народа над врагом, который напал на нашу страну.
Воспитатель: Сегодня мне передали письмо-треугольник для детей из старшей группы.
Воспитатель зачитывает письмо с приглашением в музей, где ребятам предлагается узнать о прошлом нашей страны, о великом испытании, которое выдержали наши родственники - прабабушки и прадедушки. А кто из вас знает, как надо вести себя в музее?
Дети говорят о правилах поведения в музее.
Воспитатель: Молодцы, всё верно. Но как же нам попасть из группы в музей? (ответы детей)
Предлагаю нам одеть интерактивные очки, с их помощью мы сможем перенестись в то далёкое время.
Воспитатель и дети подходят к стене, на которой расположены репродукции хроники военных действий, жизни в тылу.
Немецкие фашистские войска напали на нашу страну 22 июня 1941 года в 4 часа утра, когда все еще спали мирным сном и ничего не подозревали. Люди еще не знали, что это утро обернется для них годами тяжёлых боев, смертью близких, бесконечным горем и долгим ожиданием ПОБЕДЫ.
Воспитатель. Я приглашаю вас пройти к первому экспонату.
- Ребята, перед вами плакат. Автор плаката - Ираклий Тоидзе. А называется он «Родина-мать зовёт».
- Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей)
На этом плакате художник изобразил образ матери, призывающей на помощь своих сыновей, приподнятая и слегка отведенная назад левая рука Родины-матери зовет всех на защиту страны. На заднем плане множество штыков говорят о том, уже тысячи солдат встали на защиту своей родины. Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Плакат «Родина-мать» пришелся по душе советским людям. И люди поклялись все, как один, встать на защиту Родины.
В это же время поэт В. Лебедев-Кумач написал стихи песни «Священная война».
И песня, и плакат призывали к защите Отечества. (Звучит фонограмма песни «Священная война» и показ плаката "Родина-мать зовет!").
Под эту песню уходили на фронт наши солдаты, защищать свою Родину, родных, детей.
Стойко и мужественно сражались защитники Родины. Бои не затихали ни днем, ни ночью. Наши солдаты отличались необыкновенной храбростью.
- А какими еще словами можно охарактеризовать наших солдат?
- Какими они были?
Воспитатель. Правильно, смелыми, храбрыми, отважными, мужественными, бесстрашными.
Воспитатель. Много героических поступков совершили наши солдаты. Как называется героический поступок?
Дети. Подвиг.
Воспитатель. Как называют человека, совершившего подвиг?
Дети. Герой.
Воспитатель: Героев Великой Отечественной Войны награждали орденами и медалями
- Посмотрите, такие медали и ордена есть у нас в музее. (Рассматривание орденов и медалей).
-Скажите, пожалуйста, кто напал на нашу страну во время Великой Отечественной Войны? (Ответы детей) Чтобы одолеть сильного врага, необходимо было хорошо вооружить наши войска.
Воспитатель: Посмотрите, на этом стенде представлена военная техника, которая помогла нашим солдатам во время войны победить врагов, а сейчас она охраняет нашу Родину.
А кому знакомы эти машины? Тяжелая военная техника – танки. Легендарный танк Т-34 отличался высокой скоростью, большой проходимостью, огромной пушкой. Это сделало его самым лучшим советским танком. Он сыграл решающую роль в победе. А кто управляет танком? – танкист.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть на экран -это героическая и легендарная «Катюша», она похожа на обычную машину, только на ней находится ракетная установка. Одна из самых грозных видов техники. Это мощное средство поражения противника стреляет ракетами. Враги очень боялись «Катюши», потому что о ней ничего не знали. Наши солдаты держали в тайне секрет её работы, а управлял ею артиллерист.
Воспитатель: О чем мы сейчас с вами говорили? О военной технике
Воспитатель - Молодцы.
Четыре с половиной года продолжалась Великая Отечественная война. Наши солдаты храбро сражались в боях. Сейчас я предлагаю вам пройти к панораме «Курская битва». 12 июля 1943 года на ржаном Прохоровском поле под Белгородом произошло самое крупное в истории Второй Мировой войны танковое сражение, в котором участвовало до 1500 танков. И дрогнул воздух… Лязг гусениц, рёв моторов и гул непрерывных выстрелов раздавались над Проxоровским полем. Люди горели в танках, подрывались на минах, броня не выдерживала попадания немецких снарядов, но битва продолжалась. В тяжелейших и кровопролитных боях бойцы и командиры сделали всё от них зависящее, чтобы не допустить прорыва врага. Героическими усилиями советских воинов немецкое наступление было остановлено. Битва закончилась полной победой советских танкистов.
Воспитатель: Ребята о какое сражение вы рассматривали на 3D панораме?
(Ответы детей)
- Молодцы ребята.
Воспитатель: Дорогие ребята!
Давайте представим, что мы на войне. Зима, холодно. В окопах солдатам не просидеть. Нужно выставить часовых, чтобы враг не застал нас врасплох. А куда мы спрячемся? /ребята показываю на блиндаж/.
- Это землянка или блиндаж. Здесь очень тесно, но можно прилечь.
В солдатских землянках ставили печурку. Отдыхали сидя, лёжа, плотно прижавшись друг к другу. Горел фитиль. У печурки сохла одежда, обувь, за столом можно было чинить одежду, обувь, писать письма домой.
В нашем музее не просто блиндаж, а КП, т.е. командный пункт.
Давайте посмотрим, что нужно командиру? /ребята заходят в блиндаж и называют предоставленные там экспонаты/
-Карта? - Зачем? /ребята отвечают/
- Рация? - Зачем?
- Документы? - Зачем?
Обобщая ответы ребят, продолжается рассказ:
Командир отвечает за всё. Он отсылал извещения о гибели бойцов, оформлял документы по результатам разведки, составлял сводки для бойцов о положении на фронте. Он заботился о здоровье бойцов, питании, боеприпасах. Именно здесь между боями находилась медсестра, круглые сутки дежурили радисты (связисты).
- Нужно ли командиру оружие? /ребята отвечают/
- Из чего ели солдаты на фронте? / ребята отвечают/
Еду готовили в походной кухне, а затем бойцы разбирали еду в котелки.
- Где носили котелок?
- Где носили ложку? Нож?
- Из чего пили солдаты? /из кружек, в походе из фляжек/.
- Где место для фляжки?
- Где командир хранил документы?
- А где хранили документы бойцы? /боевая сумка, сумка-планшет/.
Ребята рассматривают сумку-планшет: - в каком отделении что хранилось?
Чем писали? На чём? Как отправлялись письма с фронта? Как складывали солдатский треугольник? /показать/. Как освещался блиндаж?
- О чём писали, думали, мечтали солдаты? /ребята отвечают/.
- Как писали письма на фронт?
Родные старались облегчить положение бойцов, не доставлять зря горя и хлопот. Не рассказывали о трудностях, болезнях, а наоборот, старались приободрить.
Посмотрите внимательно на эти предметы.
-Это армейский котелок. При раздаче пищи повар первое блюдо наливает в котелок, а второе блюдо и пайку хлеба накладывает в крышку.
Эх, дороги, пыль да туман.
Холода, тревоги да степной туман…
- Да, и в жару, и в холод приходилось нашим солдатам без пищи, а может и без воды, двигаться на врагов. И, конечно, незаменимым другом в такое время становилась вот такая простая фляжка.
Вот она эта фляжка. В ней солдаты хранили воду или чай. Фляжку они носили при себе на ремне, потому что вода человеку.
-Воспитатель: Ребята, а какие военные головные уборы вы знаете? Правильно.
Пилотка –головной убор, часть летнего обмундирования, солдата- наверное, самый известный головной убор Красной Армии. в наши дни пилотки, стилизованные под красноармейские, стали фактически еще одним символом праздника Дня Победы. Что, в общем-то, вполне оправданно - в конце концов, именно в таких головных уборах наши солдаты и брали Берлин...
Воспитатель: Молодцы ребята
Воспитатель: а вот еще одни экспонаты — музея-это солдатская кружка и ложка.
Воспитатель. А ещё солдаты любили петь песни. Гармонист брал в руки гармонь, и при свете огня звучала задушевная песня о доме, о близких и родных.
Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить. Давай с вами послушаем одну из таких песен.
(Слушание песни «В землянке)».
Очень короткими были минуты отдыха, и снова нужно было идти в бой.
Воспитатель. А как вы думаете, что больше всего ждали люди с фронта? (Ответы детей).
Конечно, больше всего они ждали писем от мужей, братьев, сыновей, которые с оружием в руках били врага. А солдаты ждали весточек из дома, чтобы узнать, как живут их родные, жёны, матеря, дети. Невозможно передать, как ждали маленьких треугольников жены и матери солдат. Сейчас я покажу вам такое письмо. Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной важности. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…Да, в самом деле, конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника. А было время, когда письма и особенно большое значение. Если человек далеко от дома, от родных людей, если ему тяжело, то письмо особенно дорого и долгожданно, так как означает, что тебя помнят, ждут и любят. А как важно знать это солдату! Недаром бойцы на фронте так радовались весточке из дома и с нетерпением ждали полевую почту.
Мастер-класс с детьми по изготовлению писем треугольников.
Воспитатель: Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. 9 мая, в День Победы, в каждой семье вспоминают тех, кто погиб на этой войне. Ребята, как вы думаете, за что наши солдаты отдавали свою жизнь?
Дети: За то, чтобы больше не было войны, чтобы люди спокойно жили, учились и работали.
Воспитатель: Победа досталась нашему народу дорогой ценой: более 20 миллионов жителей нашей страны погибли во время войны.
Вечная память героям, отдавшим жизнь за нашу Родину! Память о всех погибших принято чтить Минутой молчания.
Воспитатель: 9 Мая поздравляют ветеранов – людей, которые во время Великой Отечественной Войны сражались на фронтах, лечили раненых, работали в тылу – делали военную технику, обеспечивали продуктами питания и солдат, и всю страну.
(Звучит песня «День Победы») Дети подходят к макету Вечного Огня.
Сейчас мирная жизнь. Но все мы должны знать: нельзя забывать о тех, кто приближал час Победы. Нельзя забывать о тех, кто не пришёл домой. Никогда этот день не забудут люди. В каждом городе есть памятник павшим в этой войне. Рядом с ним горит Вечный огонь. Этот огонь никогда не гаснет. Люди приносят к нему цветы в знак благодарности
А вот это -Георгиевская ленточка- Черный цвет обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А называется она георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. Орден Георгия был учрежден в 1769 году. В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой отечественной войны. Ленточка - символ доблести и славы, символ единения с павшими за отчизну, с защитниками родины, знак памяти и солидарности с солдатами Великой Отечественной войны. Именно такая ленточка означает заветные слова я помню-я горжусь.
Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение С. Маршака
«Пусть не будет войны никогда».
Пусть не будет войны никогда
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над твоей головой.
Не один пусть не рвётся снаряд,
Не один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года.
Пусть не будет войны никогда!
Последнюю строчку повторяют все дети хором.
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали, что понравилось в нашей экскурсии в музей?(ответы детей)
Воспитатель: Вы- большие молодцы! А теперь пришла пора возвращаться в нашу группу.
К экскурсии прилагается презентация.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тематические экспозиции музея «Расскажем детям о войне»
3 D панорама «Курская Битва»
Солдатский Блиндаж
Все экспонаты музея «Расскажем детям о войне» доступны для детей.
Мастер-класс «Треугольники-письма Победы»
Все авторские экскурсии в музее «Расскажем детям о войне» находят большой эмоциональный отклик в сердцах наших воспитанников.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторский конспект Экскурсия К памятнику А. С. Пушкину. В подготовительной группе.
Образовательная область "Чтение художественной литературы" Знакомство с биографией, творчеством А.С Пушкина....

авторский сцеарий "Казань-звезда моя" (сказочный экскурс по городу Казани для старших дошкольников)
Сценарий "Казань - звезда моя" - это своеобразный сказочный экскурс по городу, который ненавязчиво знакомит дошкольников...

КОНКУРС Авторский конспект НОД "Экскурсия по городу"
Конспект НОД по развитию чувства патриотизма к малой Родине посредством музыкальной деятельности...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА Текст к Виртуальной экскурсии «Мой завод»
1. Здравствуйте дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в виртуальную экскурсию, которая называется «Мой завод». 2. Выкса — один из старейших центров российской м...

Виртуальные экскурсии по городу - герою Волгограду. Экскурсия третья "Экскурсия по Центральной набережной"
Царицын, Сталинград, Волгоград!Ты памятник, ты труженик, солдат!Ты удостоен званий и регалий,Звучит победно звон твоих медалей,Царицын, Сталинград и Волгоград.(Т. Лаврова)...
«Авторская методическая разработка конспекта мероприятия» «Экскурсия в музей военной и трудовой славы профессионального училища № 31 Красноармейского района города Волгограда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
Тема ОД: «была война»Образовательная область: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое р...
