«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Комарова Людмила Викторовна

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Достижения техники проникают во все области человеческой жизнедеятельности, в том числе и в жизнь детей. Их окружают сложные технические объекты, современные интерактивные игрушки. Использование геймифицированных технологий позволяет повысить интерес старших дошкольников к профориентации в ДОУ и в игровой форме познакомить детей с основами элементарного программирования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                           

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Комарова Людмила Викторовна,

 воспитатель,

муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 1

 «Радость» г. Волжского Волгоградской области»

Коноплева Анастасия Васильевна

   воспитатель,

 муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 1

 «Радость» г. Волжского Волгоградской области»

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Достижения техники проникают во все области человеческой жизнедеятельности, в том числе и в жизнь детей. Их окружают сложные технические объекты, современные интерактивные игрушки. Использование геймифицированных технологий позволяет повысить интерес старших дошкольников к профориентации в ДОУ и в игровой форме познакомить детей с основами элементарного программирования. 

 Следовательно, перед нами стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, элементарной экспериментально-исследовательской, творческой деятельности.

Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.  Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает результат деятельности. Проблема раннего профориентирования у детей старшего дошкольного возраста отражена в ФГОС ДО, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования: «Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; способен выбирать себе род занятий». [1, с. 28].  На практике профессиональная ориентация в ДОУ включает создание и реализацию комплекса психолого-педагогических средств воздействия на личность ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Следовательно, перед нами, педагогами, возникает проблема поиска новых способов организации образовательной деятельности.

Основная цель работы педагога по развитию ранней профориентации и получения опыта познавательной деятельности заключается в выявлении и стимулированию творческих способностей дошкольников. Поэтому мы создаем условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству, познавательно-исследовательской деятельности через организацию «Пространства техно-творчества и игр с техническими средствами и элементами программирования. Оригинальность идеи и новизна проекта заключается в содержании и в особенностях организации познавательной детской деятельности. Воспитанники ДОУ  приобретают базовые навыки программирования без компьютеров и планшетов, учатся самостоятельно создавать алгоритмы  для своих робо-помощников, а также овладевают навыками конструктивного мышления, проецируя результат своей деятельности. «Пространство техно-творчества» обеспечивают развитие у дошкольников творческого мышления, инициативности, интереса к науке, способности к нестандартным решениям. В реализации образовательного процесса по данной теме  задействованы все участники: воспитанники, педагоги ДОУ, родители воспитанников.

Вот уже несколько лет наше ДОУ является региональной площадкой реализации инновационного проекта «Технологии индивидуализации как условие создания развивающего образовательного пространства в системе «детский сад-школа». Главная идея – раскрыть перед ребенком его способности, вселить в него уверенность в свои собственные силы.  Проект организации «Пространства техно-творчества и игр с техническими средствами и элементами программирования стал очень актуальным, так как процесс выявление и развитие творческих  способностей у детей старшего дошкольного возраста с признаками одаренности уже прочно закрепился в образовательной среде ДОУ. «Педагоги осуществляют разработку системы мероприятий, направленных на обеспечение развития детской одаренности». [2, с. 120]. На основе диагностических методик и наблюдений были выявлены дети с ярко проявившимися конструктивными  и творческими способностями. Далее были разработаны индивидуальные маршруты одаренности  развития (далее ИОМ) на каждого  ребенка с проявившимися способностями. Был создан банк данных одаренных детей, именно с технической направленностью. Для реализации  ИОМ развития у детей конструктивных и творческих способностей в каждой группе для воспитанников старшего дошкольного возраста создана специальная развивающая предметно-пространственная  среда (далее РППС), основанная на интересах и потребностях  детей. В своей публикации Нищева Н.В. определяет: «Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми». [3 с. 47]. Построение РППС в нашем ДОУ включает центр конструирования, который оснащен разнообразными видами конструкторов и строительных материалов различного размера и тематики для свободной деятельности детей, игрушками-роботами, которые могут трансформироваться, логические игры и головоломки, фигурки для обыгрывания построек; и дополнен научной литературой для дошкольников (энциклопедии, журналы, видеотека о современных видах профессий (3D моделирование, робототехника, IT-технологии). Весь дидактический материал и игры постоянно пополняются новыми, более сложными моделями.  

Разработаны дополнительные общеразвивающие программы по развитию конструктивных способностей «Лего-фантазеры» и  обучению элементарному программированию  детей старшего дошкольного возраста «Робомышь», которые дополнительно реализуются с воспитанниками ДОУ. Чтобы повысить педагогические компетенции по данному вопросу, для педагогов ДОУ на постоянной основе организованы семинары и мастер-классы, где воспитатели и молодые специалисты имеют возможность перенять опыт у более опытных коллег. Воспитанники групп старшего дошкольного возраста активно участвуют в конкурсном движении различного уровня. В ДОУ нами были специально организованы Lego-турниры между командами детей из разных групп. Впоследствии этот конкурс претерпел определенные изменения и теперь ежегодно в ДОУ проводятся квест-игры «Умный дошколенок» и «Lego-геймеры», на которых ребята могут проявить свои командные и индивидуальные конструктивные  способности, создавать схемы-проекты своих идей, презентовать свои  совместные проекты, сразиться со сверстниками на полях техно-игр. Оригинальность таких квест-игр в том, что они помогают охватить неограниченное  количество участников одновременно, используя большое пространство ДОУ: кабинеты специалистов, залы, фойе для проведения каждого этапа квеста, а также каждую игру курирует какой-либо мультипликационный персонаж – Фиксик, Коржик, Карамелька и др.

Квест-игры «Lego-геймеры» это всегда ярко, увлекательно и интересно для детей и взрослых. Родители воспитанников всегда активно привлекаются в помощь детям для выполнения домашнего задания придумать и воплотить макет или постройку из Lego-конструктора, а также в качестве членов жюри.

В ДОУ специально организована студия, оснащенная материалом, необходимым для техно-творчества, а также игровые поля и пособия для игр с элементами программирования, наборы техноигрушки - «Робомышь», «Робокваки» и робот «Ботли», сюжетные поля, на которых эти техноигрушки функционируют, карты с алгоритмами. Студия активно функционирует, поскольку игры с техноигрушками особо привлекают детей. Главный девиз «Пространства техно-творчества»: «Минимум теории, максимум практики». На занятиях в студии воспитанники сами создают алгоритмы движения «робомыши», спорят если что-то пошло не так и нужно додумать верный путь, отстаивают свое мнение,  не бояться совершать ошибок, поскольку педагог, который в этот момент сопровождает каждого ребенка,  выступает в роди партнера, а не строгого учителя. «Пространство техно-творчества»  - это огромный  мотиватор для пытливого ума детей, поскольку современное поколение живет в мире техники, и этой темой пронизаны  мультфильмы и кинофильмы,  интерактивные и компьютерные игры. И мы, взрослые, можем использовать их в качестве разумного инструмента для проявления яркой индивидуальности каждого ребенка.

Благодаря проектной деятельности «Пространство техно-творчества»  мы педагоги, имеем возможность вовлечь детей в процесс осознанного исследования окружающего мира, охватывая различные виды деятельности. И если  ребенок в начале под руководством взрослого получал практические навыки общения с техно-миром, то теперь он активно включает их в свою ежедневную жизнь: сюжетно-ролевые игры, где дети примеряют на себя роли программистов, инженеров и конструкторов; творческая деятельность, где дети  вместе со во взрослыми с удовольствием мастерят: «Чудо-роботов», придумывая им необычные названия. А могут  провести свои выходные посетив интересные выставки, или музеи техно-творчества.

Таким образом, опираясь на практический полученный опыт, за время реализации проекта, «Пространство техно-творчества» мы добились хороших успехов,  результаты детей,  которые мы прогнозировали на начальном этапе,  очень высоки. Такое пространство понятно и увлекательно для дошкольников, поскольку построено исходя из запросов и интересов каждого ребенка, позволяет раскрыть его способности, почувствовать себя успешным.

Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – Текст : электронный // Информационно-правовой портал ГАРАНТ. РУ. – URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/? (дата обращения: 20.12.2024).
  2. Алексеева, Н. В. Развитие одаренных детей / Н. В Алексеева, Н. Г. Видова, С. Е. Андреенко. – Волгоград :  Издательство «Учитель», 2020. – 184с. –  ISBN: 978-5-7057-2544-1. – Текст : непосредственный.
  3. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н. В. Нищева. –  Санкт-Петербург :  Детство-Пресс, 2006 (СПб.: Правда 1906). – 125, [2] с., [4] л. цв. ил. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»). – ISBN 5-89814-332-7. – Текст : непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование современных технологий в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

В современном мире невозможно устоять на месте, необходимо идти в ногу со временем. Изменения, происходящие в данный момент в образовании, предъявляют серьезные требования к педагогическим работникам,...

ПРОЕКТ по использованию современных технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста Тема: «Деятельность детей в игровом центре «Кафе»

Проект помогает познакомить детей с работой кафе, расширить представления о работе сотрудников общепита....

Мастер-класс «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с использованием метода интеллект – карты»

Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода интелект - карт Тони Бьюзена в вопр...

«Использование игровых технологий в организации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с ТНР в режиме дня детского сада»

Ранняя профориентация – актуальное и перспективное направление работы с детьми дошкольного возраста. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г...