Главные вкладки
«Москва – главный город России» (июнь 2025)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
«Москва – главный город России» для подготовительной группы (Июнь 2025)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Москва – главный город России»
Цель: формировать у детей первичные представления о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения.
Задачи:
Образовательные:расширить представление и систематизировать знания детей об истории возникновения Москвы, его достопримечательностях ,
о происхождение кремля. Активизировать и уточнить словарь по теме.
Развивающие: развивать патриотические чувства детей к столице нашей Родины. Способствовать развитию связной речи, зрительного восприятия и внимания.
Воспитательные:способствовать воспитанию интереса к познанию истории нашего государства. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины.
Интегрированные области:«Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Активизация словаря:древний, мостки, кремль, крепость, князь, белокаменная.
Предварительная работа:рассматривание альбомов «Города России».
Средства реализации.
Демонстрационный материал:иллюстрации с видами Москвы, Москва - река. Портреты Юрия Долгорукого и его памятник, Дмитрия Донского, Ивана III. Иллюстрации с изображением московского Кремля – деревянный, белокаменный, краснокирпичный. Видеоролик «Территория Кремля».Указка с бабочкой.
Раздаточный материал:пазл московский Кремль.
Ход занятия.
Воспитатель:дети, встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Приветствие детей)
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! »;
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется.
-Доброе утро!
Воспитатель:вспомним, как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
Воспитатель:как называется самый главный город любой страны? (Столица)
Воспитатель:как называется столица России? (Москва)
Воспитатель:сегодня поближе познакомимся с Москвой.
Воспитатель:кто из вас был в Москве? Что вы там видели? Что запомнили? Расскажите о ней.
Выставляются иллюстрации (слайды) с видами Москвы.
Воспитатель:какой город? (Большой и красивый)
Дидактическая игра «Какой, какая? »
Воспитатель:город какой? (большой, красивый, шумный, веселый)
Воспитатель:улица какая? (широкая, чистая, зеленая, светлая)
Воспитатель:дом какой? (высокий, большой, многоэтажный, кирпичный)
Воспитатель:площадь какая? (маленькая, шумная, круглая)
Воспитатель:парк какой? (детский, зеленый, березовый)
Воспитатель:а еще Москва очень древний. Что значит древний? (предположения детей)
- Древний – это значит, что он возник очень-очень давно.
Воспитатель:а сейчас я приглашаю вас в путешествие: в историю создании Москвы. Отправимся мы туда на поезде.(звук поезда)
«Едем, едем.».
Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез.
(Ходьба на полусогнутых ногах.)
Воспитатель(слайд): Вот мы с вами и в Москве. Вы скажете: «Какая же это Москва? Ведь она совсем не похожа на ту Москву, которую мы видим по телевизору или на картинках». И я с вами соглашусь. Но именно так выглядела Москва много-много лет назад, когда её только начали строить. Не было домов и улиц, а шумели дремучие леса, не было площадей, а были лесные поляны. И вот сюда пришли люди, посмотрели, места им понравились, и они здесь поселились.
В.: - Как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему именно здесь они поставили свои первые дома?
В.: - Правильно, люди селились там, где была вода, которая нужна для приготовления пищи. А где можно найти воду? (предположения детей) Да, вода – это реки. Но места около реки были болотистыми, и чтобы добраться до воды, приходилось строить маленькие мостики, или мостки. Поэтому реку они назвали сначала Моствой, а потом короче – Москвой.
Москва-река рядом, в реке много рыбы. Люди селились там, где можно найти еду. Это – леса. В лесу много дичи, грибов, ягод. Около Москвы-реки шумели дремучие леса. Погуляем по лесу и поиграем.
Физминутка. Подвижная игра «Гриб – дерево – ягодка»
Береза, ежевика, мухомор, земляника, тополь, малина, подосиновик, клен, дуб.
Дети стоят. Когда ведущий говорит «Гриб», дети приседают, руки над головой треугольником. «Дерево» - замирают, подняв руки вверх. «Ягодка» - приседают и обнимают колени.
В.: - Хорошо поиграли, теперь отдохнем и подумаем, почему же еще люди выбрали эти места для жизни?
- Так вот: земля здесь тоже была хорошей, можно было выращивать пшеницу. Вот поэтому люди и выбрали это место.
- А еще это место было холмистым. Если поставить дома на вершине холма, легче обороняться от врагов.
- Сначала это было небольшое поселение, которое нельзя было назвать городом. В те времена главным на Руси были князья.
В.: - Кто такой князь?
Князь – это значит главный, правитель государства. Все слушают князя, он руководит войском, когда приходится воевать.
-И вот однажды охотился в сосновых лесах на Москве-реке князь Юрий Долгорукий. (Воспитатель показывает его портрет.) Приглянулись князю эти места, особенно холмы – над рекой. И вот здесь, на месте небольшого села, и решил Юрий основать новый город, назвали по имени реки – Москва.
- Долгорукий – это не фамилия, а прозвище князя. Как вы думаете, почему его так прозвали? (Предположения детей.)
В.: - Долгорукий – это долгая или по-другому длинная рука. А дали князю такое прозвище за то, что он старался к землям, где он был главным, присоединить другие земли, те, которые находились от него далеко. (Воспитатель предлагает повторить имя основателя Москвы.) Юрий Долгорукий считается основателям Москвы. Жители крепости зорко следили за окрестностями – не идет ли враг. Поможем наблюдателям.
Гимнастика для глаз «Наблюдатели».
Сконцентрировать внимание на кончике указки с бабочкой и двигать глазами за ней.
В. : - Времена тогда были неспокойные, часто приходилось защищаться от врагов, людям нужно было строить высокие стены. Делали эти стены из дерева. Превращаясь в крепость.
- Как вы думаете, что такое крепость? (Здание, которое очень крепкое, защита от врагов, там можно спрятаться и т.д.)
Крепость – высокие укрепленные стены зданий, где можно спрятаться от врагов. Такая крепость внутри, в центре города, называется Кремль. На столе у вас пазлы, соберите их.
Сначала Кремль был деревянным. Но во время нападения врагов Кремль не раз сжигали и разрушали. Через год другой князь – Дмитрий Донской – решил построить в Москве кремль из белого камня. Поэтому Москву и стали называть «белокаменная». Такой кремль простоял 100 лет, но от времени и он стал рушиться.
И тогда новый князь – Иван 3 – решил построить новый, самый красивый кремль в России из красного кирпича. Это тот Кремль, который мы видим с вами на Красной площади сейчас. Строили этот Кремль более 10 лет. Недаром у русского народа появилась поговорка: «Москва не сразу строилась».
Вот как выглядит Кремль сейчас. Это один из основных крупных достопримечательностей Москвы. А сейчас мы просмотрим еще красивые памятники столицы Москвы.
Видеоролик «Достопримечательности Москвы».
Заключительная часть.
В.: -Как называется наша страна ?…
-Как, называется столица России?… .
-Какая она?
-Кто считается основателем города Москвы… .?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Москва и Санкт-Петербург главные города России
Конспек фронтального занятия в подготовительной группе...

Карта педагогического сопровождения образовательного процесса с детьми «Москва – главный город России».
Создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России. Расширить кругозор детей сведениями о древней и современной Москве; воспитывать патриотические, гражданские чувства....

Презентация "Москва-главный город России"
Презентаци к занятию в подготовительной группе "Москва-главный город России"...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ Для общеразвивающей группы (4-5лет) «Моя страна (Москва главный город России)»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТДля общеразвивающей группы (4-5лет)№3«Моя страна (Москва главный город России)»...

Презентация "Москва-главный город России"
Презентация на тему : "Москва-главный город России" для детей старшего дошкольного возраста создана для активизации зрительного восприятия, лучшего усвоения изучаемого материала...

Конспект ООД " Москва - главный город России"
Формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения....
Календарное планирование на тему «Столица нашей Родины - Москва, главный город России».
Представлен календарный план на 1 неделю на тему "Столица нашей Родины - Москва, главный город России"....