"Природные материалы песок, глина, камень".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Продолжать знакомить дошкольников с природными материалами: глиной, песком, камнем и их свойствами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательному развитию старшей группы.
«Природные материалы : песок, глина, камень»
Образовательные области : «Речевое развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие»,
«Математическое развитие».
Тема занятия : «Песок, глина, камень!»
Возрастная группа : Старшая группа (5-6 лет)
Цель: Продолжение ознакомление дошкольников с песком, глиной, камнем и их свойствами с помощью проведения опытов.
Задачи :
Обучающая: Продолжать формировать умения и навыки выявлять свойства песка, глины, камней знакомить с окружающим миром,
Развивающая : Продолжать развивать любознательность, внимательность, логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения,
Воспитательная: Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Словарная работа: Песчинки, сыпучесть, пластичность, твёрдость.
Планируемый результат: дети ознакомились с песком, глиной и камнем, узнали их свойства, участвовали в беседе, отвечали на вопросы педагога, приняли активное участие в проведении опытов.
Подготовительная работа: Беседы о песке, глине, камне и их свойствах. Материалы и оборудование : песок, глина, разных размеров камешки пластиковые тарелки, ложки, стаканы, трубочки, салфетки, вода.
Ход занятия:
Организационно – мотивационный этап:
Воспитатель:
Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Доброе утро! Солнцу и птицам,
-Доброе утро! улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
Пусть доброе утро, длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, посмотрите я пришла не с пустыми руками, а с волшебной коробкой, чтобы узнать, что внутри вам нужно отгадать загадки. Готовы?
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже,
он в стекле расплавлен даже.(песок)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно!
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (глина)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно!
В сережках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужный лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Тяжёлый, большой – одному не поднять,
А может быть лёгким - в ладошке лежать. (камень)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, вы отгадали все загадки! Давайте посмотрим, что спрятано в этой волшебной коробке.
Воспитатель открывает коробку в ней ёмкость с песком, глиной, камнями.
Ребята всё это песок, глину, камень называют полезными ископаемыми. А кто находит эти полезные ископаемые?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно геологи! А кто такие геологи?
Ответы детей: Геологи – это люди, которые ищут в земле полезные ископаемые.
Основной этап:
Воспитатель: Ребята, так вот мы сегодня и будем исследовать песок, глину и камень. Итак, давайте начнём, посмотрите на своё рабочее место, тут расположены стакан с песком, ложка, стакан с водой, трубочка.
- Перед тем как начать нашу работу, давайте вспомним правила поведения:
Не пробовать то, с чем экспериментируете!
Не сыпать песок в глаза, делать опыты аккуратно!
Слушать внимательно воспитателя!
Работать дружно!
Мыть руки после экспериментирования!
- Свои исследования мы начнём с изучения песка. Рассмотрите его внимательно.
1 опыт:
Ход эксперимента:
Из чего состоит песок (из песчинок) Какого цвета? (светло-коричневый) Возьмите песок ложкой и насыпьте в тарелочку. Хорошо ли он сыпется? Что можно сказать о песке, если его можно сыпать? Он какой? (Сыпучий) А теперь возьмите трубочку и аккуратно подуйте на песок, что получилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (ответы детей) Куда делась вода? (ответы детей)
Воспитатель: Можно так сказать, что песок впитал в себя воду и стал мокрым? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? (нет, сыпучий только сухой) Из какого песка легче построить что – то – из мокрого или сухого? (ответы детей).
Вывод: Ребята, что мы узнали о песке: песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок сухой и сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу.
Воспитатель убирает песок, ставит на стол тарелку с глиной.
Опыт 2:
- Ребята, внимательно рассмотрите, что лежит у вас в тарелке. Как вы думаете, что это? (Ответы детей) Правильно, глина. Какого она цвета? Возьмите в руки, легко её мять? (ответы детей)
- Давайте нальём в тарелку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину) Как изменилась глина? (стала пластичной, мягкой из неё можно лепить).
В заключение воспитатель делает вывод : глина состоит из множества маленьких частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (вращение головой)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (повороты вправо и влево)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем –
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (приседания)
Напоследок потянулись
Вверх и стороны. Прогнулись. (Потягивание вверх и в стороны)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (дети садятся)
Воспитатель: Молодцы! А теперь перейдём к нашему следующему опыту.
Воспитатель убирает глину и ставит на стол камни.
Опыт3:
Рассмотрим, какие бывают камни. Найдите среди них самый большой. Теперь найдите самый маленький. Самый красивый (невзрачный).
Выложите камни в ряд от большого к маленькому, от шершавого до гладкого, от белого до самого тёмного. Выберите камушки, похожие на овал, круг, четырехугольник. С закрытыми глазами выбираем самый гладки (шершавый, самый круглый (неровный).
Рассмотрите самый круглый камень. Как вы думаете, этот камень всегда был таким круглым или у него были углы? Вода двигает морские и речные камушки. Они трутся о песок, друг о друга и острые углы постепенно исчезают, стираются, - так камушки становятся круглыми. Дети берут камушки в ладони, трясут их, ударяют друг о друга, слушают, как они стучат.
Потрогаем разные камушки. Холодные они или тёплые? Зажмите камушек в кулаке и подержите. Каким он стал? Почему? Значит, камушки могут нагреваться. Это можно увидеть на прогулке, когда камни на солнце нагреваются. Можно вспомнить каменный берег моря.
Что будет, если мы положим камешек в воду (предложения детей) Он утонет? Будет плавать? Бросим камушек в воду и понаблюдаем, что произойдёт. На воде образуются круги. Может ли камушек плавать? Опустим в миску ещё несколько камушков, потрогаем их в воде и вынем. Что изменилось? Какого цвета мокрые камни по сравнению с сухими? Какие камушки красивее?
Заключительный этап
Воспитатель:Ребята мы провели все опыты, узнали много о песке, глине, камнях. А знаете ли вы, где же применяются эти материалы? Где человек применяет песок? А глину? А камни? (ответы детей)
Мало кто знает, что соль – это тоже камень. Она находится под землёй и её добывают. Существуют в мире целые солевые горы.
Дети, скажите, что вам понравилось? Какой опыт особенно запомнился? Что нового вы сегодня узнали?
Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю использовать эти материалы в вашем творчестве. Слепить что-то из глины, нарисовать песком или сделать панно.
Воспитатель:А сейчас я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Песок и глина»
Подвижная игра» Песок и глина»
Воспитатель. Игра требует внимания и умения действовать в команде.
Дети делятся на две команды: «Песчинки» и «Глина». «Песчинки» стоят свободно, «Глина» взявшись за руки. Под музыку дети двигаются «Глина» группой, «Песчинки» рядом друг с другом. По команде: «Ветер» — «Песчинки должны разлететься в разные стороны, а «Глина» встать дружной кучкой.
Итог занятия :
Ребята, наше занятие подошло к концу. Вот вы придете, сегодня домой, и кто-нибудь из ваших родных, мама, бабушка, папа или дедушка, спросят, что нового вы узнали сегодня, что вы им расскажете?
Рассказы детей.
Анализ занятия воспитателем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по теме недели "Природные материалы" (песок, глина, камни)
Информирование родителей по теме недели. Рекомендовать родителям поиграть, провести опыты с детьми....

Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема: Природные материалы: песок и глина.
Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема: Природные материалы: песок и глина....

Мини-музей: « Песок. Глина. Камень.»
Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, п...

Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"
Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....

Конспект по познавательному развитию старшей группы. «Природные материалы: песок, глина, камень»
Конспект по познавательному развитию старшей группы.«Природные материалы: песок, глина, камень» Составила и провела:ВоспитательБобровская Елизавета Сергеевна...

Конспект занятия по познавательному развитию старшей группы «Природные материалы: песок, глина, камень»
Конспект занятия по познавательному развитию старшей группы «Природные материалы: песок, глина, камень»...
Конспект НОД по познавательному развитию "Природный материал: песок, глина, камень"
Тема: Природный материал: песок, глина, каменьЦель: Закрепление знаний детей о существенных характеристиках, свойствах и качествах различных природных материалов.Задачи:Образовательные:- Расширять зна...