Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Как животные и растения готовятся к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Потеряева Ирина Яковлевна

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Как животные и растения готовятся к зиме»

Цель: Познакомить детей с изменениями в неживой и живой природе с приходом зимы.

Задачи:
– формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу;
– углублять знания детей о живой и неживой природе, их взаимодействия между собой и с окружающей средой;
– воспитывать любовь к природе;
– развивать наблюдательность, память;
– формировать правильное представление, чувство ответственности, бережное отношение ко всему живому.

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ПМО «Детский сад № 69 комбинированного вида»

Конспект занятия по окружающему миру

в старшей группе

на тему «Как животные и растения готовятся к зиме»    

                                                                                             Разработала:

                                                                                           воспитатель

                                                                                                Потеряева И. Я.

Полевской, 2024

Цель: Познакомить детей с изменениями в неживой и живой природе с приходом зимы.

Задачи:
– формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу;
– углублять знания детей о живой и неживой природе, их взаимодействия между собой и с окружающей средой;
– воспитывать любовь к природе;
– развивать наблюдательность, память;
– формировать правильное представление, чувство ответственности, бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: Иллюстрации зимней природы; иллюстрации зимующих птиц; запись “Голоса птиц”; кормушки, изготовленные детьми.

Ход занятия:

Воспитатель: Послушайте стихотворение. О каком времени года в нем рассказывается?

С неба падают снежинки, словно белые пушинки,
Покрывая всё кругом мягким бархатным ковром
Солнце полно светлой ласки, всё блестит, как в дивной сказке,
Пруд зеркальный недвижим под покровом ледяным.

Дети: О зиме.

Воспитатель:Кто поляны белит белым, и на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины, разукрасил все витрины? (Зима.) 

Сегодня мы поговорим о том, как готовятся к зиме растения и животные, о том, как холодно и голодно животным зимой и как мы можем им помочь пережить трудное зимнее время.

Воспитатель: А как вы думаете, готовится ли к зиме живая природа?

Ответы детей:

Воспитатель: Все живое готовится к зиме, к встрече холодов. Медведи и барсуки, например, запасают к зиме побольше жира. А в теле у обыкновенных черных муравьев, древесных жуков, гусениц и других насекомых осенью появляется особое морозостойкое вещество. Деревьям тоже приходится выдерживать жестокие морозы. Как они справляются с этим? Деревья не могут, как белки и куропатки, сбиваться для тепла в кучу, не могут, как глухари, зарываться в снег, чтобы спастись от мороза. Но и они заранее и по-своему готовятся к зиме.

Лес, поля, деревья и кустарники оденут зимой новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою зимою, принакрывшись белой шапкой. Русские поэты в своих стихах очень любили воспевать такие картины природы.

Чародейкою Зимою околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,  неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой, – сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой...

***

Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
Темный лес – что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно...

***

Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка, оперлася на клюку,
А над самою макушкой долбит дятел на суку.

*** 

Под голубыми небесами великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит; прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

Воспитатель: Голодно в лесу зимой и зверям, и птицам. Особенно когда наступают морозы и деревья, кустарники, сухие остатки травяной растительности покрываются толстым слоем снега. А если после оттепели ударит мороз и все покроется льдом? Лед плотно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых, и птицам – даже таким проворным и шустрым, как поползень, – приходится туго, не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Жесткий наст ограничивает передвижение и копытных – лосей, косуль, оленей. Нелегко в такую пору прокормиться животным, многие из них, так и не дождавшись весны, гибнут. В это суровое время им, как никогда, нужна забота человека. Сегодня мы узнаем, как человек помогает лесным друзьям.

Немалую услугу мы можем оказать таким обитателям леса, как лоси, олени и другие копытные. Ведь в особо снежные зимы и им нелегко приходится. Глубокий снег, жесткий наст затрудняют добывание корма, животные становятся малоподвижными, и стараются передвигаться только по тропам.

Но так жить можно только неделю-полторы. Если снегопад не кончается, наступает катастрофа: съев все корма, находящиеся на тропах, пробраться по глубокому снегу к новым кормовым угодьям у них уже не хватает сил…

Вот тогда и выручат зверей подкормочные площадки, которые устраивает человек. Для оленей и косуль их располагают на полянах, в старом крупноствольном лесу, где хороший обзор и нет зарослей. Эти копытные очень осторожные звери, во время кормления они должны далеко видеть пространство перед собой.

Развилка дерева послужит неплохой кормушкой. Набейте между стволов сено, солому, ветки ивы, осины – вот вам и столовая для оленей, косуль, лосей. А для последних недалеко от троп можно еще подрубить мелкий осинник.

В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.

Воспитатель: Если сильные морозы  будут в этом году, –
Очень жалко яблоньку, продрогшую в саду!
Если лютый холод будет во дворе, –
Очень жалко Жучку в холодной конуре.
Но больше всего – беспокойно за птиц:
За наших воробышек, галок, синиц.
Ведь холодно очень в воздухе им.
Поможем ли мы –  беззащитным таким?

Дети хором: Поможем! Их надо кормить, и тогда им будет легко пережить холода!

Воспитатель:– Как вы считает, ребята, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? (голод) Почему?

Воспитатель: Действительно, для птиц зимой страшнее голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

Для начала давайте проверим как вы знаете зимующих птиц. Отгадайте загадки.

(Дети разгадывают загадки, воспитатель вывешивает на доске изображения птиц, делает небольшие сообщения)

1.Чернокрылый, красногрудый,  и зимой найдет приют.
Не боится он простуды: с первым снегом тут как тут.
(Снегирь.)

Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7–10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.

2. Кто в беретке ярко-красной? В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,  все стучит, стучит, стучит.
(Дятел.)

В наших лесах чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он – украшение нашего леса. Дятел– труженик. Расклюет дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.

3. Эта хищница болтлива,  воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока,  а зовут её. ..
(сорока).

Сорока – ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей.

4. Озорной мальчишка в сером армячишке,
По двору шныряет,  крошки собирает.
(воробей.)

Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.

5. Носит серенький жилет,  но у крыльев – черный цвет.
Видишь: кружат 20 пар и кричат: карр, карр, карр.
(ворона.)

6. Что за птица – мороза не боится, хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде?
(клест.) 

Клестов называют “северными попугайчиками”. Такое прозвище они получили за то, что, подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими ноготками, достают из нее семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза.

7. Клюют рябины грозди, так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (
свиристели.)

8. Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка  и полоска шарфика.
(синица.) 

Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были внимательны и отгадали всех птиц. Многие из вас приготовили к сегодняшнему дню птичьи кормушки. Давайте их рассмотрим.

(Дети показывают свои кормушки, рассказывают, из чего они сделаны)

Воспитатель: А где надо развешивать кормушки? (ответы детей)

Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток.

Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.

Воспитатель: Вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.

  1. В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, семечки подсолнуха, сало и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это? (воробьи.) 
  2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали (синичка).
  3. В среду прилетели небольшие пушистые птички, с красными грудками, с белой полоской на темно-синих крыльях, они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины (снегири). 

– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас, чтобы не обидеть птиц, а помочь им?

– Не разорять гнезда.

– Не ловить и не убивать.

– Не трогать яйца и птенцов.

– Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голода.

– Делать кормушки.

 – Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по окружающему миру в старшей группе на тему: «В гости к нам пришла Зима!»

Цели занятия:1. Закрепить и обобщить знания детей о зиме.2. Познакомить детей с произведениями о зиме русских художников и поэтов.3 .Развивать познавательный интерес.4. Формировать способность видеть ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: ЗИМА

Тема: «Идет волшебница зима…» Программные задачи: Образовательные: - обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; (образовательная область «Познание»)...

конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как лесные звери готовятся к зиме"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как лесные звери готовятся к зиме"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как звери готовятся к зиме"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как звери готовятся к зиме"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе тема: «Животные Севера»

Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возрастаЦель: Обогащение знаний детей о животных Арктики и Антарктики.Задачи:- Формировать представления детей о живот...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мир комнатных растений"

Дать представление детям о значении комнатных растений для человека и окружающей среды. Научить правильному уходу за комнатными растениями. Стимулировать у детей развитие познавательных способностей....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «Животные Севера»

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «Животные Севера»...