Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Как животные и растения готовятся к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Как животные и растения готовятся к зиме»
Цель: Познакомить детей с изменениями в неживой и живой природе с приходом зимы.
Задачи:
– формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу;
– углублять знания детей о живой и неживой природе, их взаимодействия между собой и с окружающей средой;
– воспитывать любовь к природе;
– развивать наблюдательность, память;
– формировать правильное представление, чувство ответственности, бережное отношение ко всему живому.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ПМО «Детский сад № 69 комбинированного вида»
Конспект занятия по окружающему миру
в старшей группе
на тему «Как животные и растения готовятся к зиме»
Разработала:
воспитатель
Потеряева И. Я.
Полевской, 2024
Цель: Познакомить детей с изменениями в неживой и живой природе с приходом зимы.
Задачи:
– формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу;
– углублять знания детей о живой и неживой природе, их взаимодействия между собой и с окружающей средой;
– воспитывать любовь к природе;
– развивать наблюдательность, память;
– формировать правильное представление, чувство ответственности, бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: Иллюстрации зимней природы; иллюстрации зимующих птиц; запись “Голоса птиц”; кормушки, изготовленные детьми.
Ход занятия:
Воспитатель: Послушайте стихотворение. О каком времени года в нем рассказывается?
С неба падают снежинки, словно белые пушинки,
Покрывая всё кругом мягким бархатным ковром
Солнце полно светлой ласки, всё блестит, как в дивной сказке,
Пруд зеркальный недвижим под покровом ледяным.
Дети: О зиме.
Воспитатель:Кто поляны белит белым, и на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины, разукрасил все витрины? (Зима.)
Сегодня мы поговорим о том, как готовятся к зиме растения и животные, о том, как холодно и голодно животным зимой и как мы можем им помочь пережить трудное зимнее время.
Воспитатель: А как вы думаете, готовится ли к зиме живая природа?
Ответы детей:
Воспитатель: Все живое готовится к зиме, к встрече холодов. Медведи и барсуки, например, запасают к зиме побольше жира. А в теле у обыкновенных черных муравьев, древесных жуков, гусениц и других насекомых осенью появляется особое морозостойкое вещество. Деревьям тоже приходится выдерживать жестокие морозы. Как они справляются с этим? Деревья не могут, как белки и куропатки, сбиваться для тепла в кучу, не могут, как глухари, зарываться в снег, чтобы спастись от мороза. Но и они заранее и по-своему готовятся к зиме.
Лес, поля, деревья и кустарники оденут зимой новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою зимою, принакрывшись белой шапкой. Русские поэты в своих стихах очень любили воспевать такие картины природы.
Чародейкою Зимою околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою, неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой, – сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой...
***
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
Темный лес – что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно...
***
Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка, оперлася на клюку,
А над самою макушкой долбит дятел на суку.
***
Под голубыми небесами великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит; прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
Воспитатель: Голодно в лесу зимой и зверям, и птицам. Особенно когда наступают морозы и деревья, кустарники, сухие остатки травяной растительности покрываются толстым слоем снега. А если после оттепели ударит мороз и все покроется льдом? Лед плотно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых, и птицам – даже таким проворным и шустрым, как поползень, – приходится туго, не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Жесткий наст ограничивает передвижение и копытных – лосей, косуль, оленей. Нелегко в такую пору прокормиться животным, многие из них, так и не дождавшись весны, гибнут. В это суровое время им, как никогда, нужна забота человека. Сегодня мы узнаем, как человек помогает лесным друзьям.
Немалую услугу мы можем оказать таким обитателям леса, как лоси, олени и другие копытные. Ведь в особо снежные зимы и им нелегко приходится. Глубокий снег, жесткий наст затрудняют добывание корма, животные становятся малоподвижными, и стараются передвигаться только по тропам.
Но так жить можно только неделю-полторы. Если снегопад не кончается, наступает катастрофа: съев все корма, находящиеся на тропах, пробраться по глубокому снегу к новым кормовым угодьям у них уже не хватает сил…
Вот тогда и выручат зверей подкормочные площадки, которые устраивает человек. Для оленей и косуль их располагают на полянах, в старом крупноствольном лесу, где хороший обзор и нет зарослей. Эти копытные очень осторожные звери, во время кормления они должны далеко видеть пространство перед собой.
Развилка дерева послужит неплохой кормушкой. Набейте между стволов сено, солому, ветки ивы, осины – вот вам и столовая для оленей, косуль, лосей. А для последних недалеко от троп можно еще подрубить мелкий осинник.
В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.
Воспитатель: Если сильные морозы будут в этом году, –
Очень жалко яблоньку, продрогшую в саду!
Если лютый холод будет во дворе, –
Очень жалко Жучку в холодной конуре.
Но больше всего – беспокойно за птиц:
За наших воробышек, галок, синиц.
Ведь холодно очень в воздухе им.
Поможем ли мы – беззащитным таким?
Дети хором: Поможем! Их надо кормить, и тогда им будет легко пережить холода!
Воспитатель:– Как вы считает, ребята, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? (голод) Почему?
Воспитатель: Действительно, для птиц зимой страшнее голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
Для начала давайте проверим как вы знаете зимующих птиц. Отгадайте загадки.
(Дети разгадывают загадки, воспитатель вывешивает на доске изображения птиц, делает небольшие сообщения)
1.Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдет приют.
Не боится он простуды: с первым снегом тут как тут. (Снегирь.)
Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7–10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.
2. Кто в беретке ярко-красной? В черной курточке атласной?
На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
В наших лесах чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он – украшение нашего леса. Дятел– труженик. Расклюет дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.
3. Эта хищница болтлива, воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока, а зовут её. .. (сорока).
Сорока – ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей.
4. Озорной мальчишка в сером армячишке,
По двору шныряет, крошки собирает. (воробей.)
Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
5. Носит серенький жилет, но у крыльев – черный цвет.
Видишь: кружат 20 пар и кричат: карр, карр, карр. (ворона.)
6. Что за птица – мороза не боится, хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде? (клест.)
Клестов называют “северными попугайчиками”. Такое прозвище они получили за то, что, подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими ноготками, достают из нее семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза.
7. Клюют рябины грозди, так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (свиристели.)
8. Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика. (синица.)
Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были внимательны и отгадали всех птиц. Многие из вас приготовили к сегодняшнему дню птичьи кормушки. Давайте их рассмотрим.
(Дети показывают свои кормушки, рассказывают, из чего они сделаны)
Воспитатель: А где надо развешивать кормушки? (ответы детей)
Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток.
Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.
Воспитатель: Вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.
- В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, семечки подсолнуха, сало и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это? (воробьи.)
- Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали (синичка).
- В среду прилетели небольшие пушистые птички, с красными грудками, с белой полоской на темно-синих крыльях, они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины (снегири).
– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас, чтобы не обидеть птиц, а помочь им?
– Не разорять гнезда.
– Не ловить и не убивать.
– Не трогать яйца и птенцов.
– Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голода.
– Делать кормушки.
– Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по окружающему миру в старшей группе на тему: «В гости к нам пришла Зима!»
Цели занятия:1. Закрепить и обобщить знания детей о зиме.2. Познакомить детей с произведениями о зиме русских художников и поэтов.3 .Развивать познавательный интерес.4. Формировать способность видеть ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: ЗИМА
Тема: «Идет волшебница зима…» Программные задачи: Образовательные: - обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; (образовательная область «Познание»)...

конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как лесные звери готовятся к зиме"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как лесные звери готовятся к зиме"...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как звери готовятся к зиме"
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как звери готовятся к зиме"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе тема: «Животные Севера»
Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возрастаЦель: Обогащение знаний детей о животных Арктики и Антарктики.Задачи:- Формировать представления детей о живот...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мир комнатных растений"
Дать представление детям о значении комнатных растений для человека и окружающей среды. Научить правильному уходу за комнатными растениями. Стимулировать у детей развитие познавательных способностей....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «Животные Севера»
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «Животные Севера»...
