Конспект занятия по теме: «Путешествие в прошлое одежды»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Описание совместной деятельности
Организационный момент. Обеспечение переключения детей с одного вида деятельности на другой. Цель: создание у детей позитивной мотивации к познавательной деятельности. Задачи: 1.Установить эмоциональный контакт, создать положительный настрой на предстоящую совместную деятельность. 2. Поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности путем создания учебно-игровой мотивации. Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент, игровой персонаж, игра-путешествие), словесный (беседа, вопросы). | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети заняты свободной деятельностью, включаются в занятие добровольно из интереса к предложению взрослого, стремления быть вместе со всеми. | Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в гости пришла красавица-кукла Настя. Настя – большая мастерица. Попробуйте угадать, чем она больше всего любит заниматься. Настя принесла с собой вот эти предметы. (Демонстрирует иголки, нитки, ткань, пуговицы, кружева, ножницы.) Что между ними общего? (Это предметы для пошива одежды). Молодцы! Вот что любит делать Настя – шить. Наверное, и платье себе сшила сама. Как называют людей, шьющих одежду? Вы знаете, как люди научились шить одежду? Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по «реке времени». Да, именно по реке, оказывается, течет не только вода, но и время. Давайте вспомним и назовем наши остановки на реке времени. Да, первая остановка называется: «Древность», вторая – «Старина», третья – «Наше время». Чтобы начать путешествие по реке времени, скажем, волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В древности мы побываем – много нового узнаем». Садимся поудобнее в наши скоростные лодки и в путь. | Воспитатель берет в руки красавицу-куклу.
Карта-панно: «Река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. На панно небольшие иллюстрации — «метки» каждой остановки во времени: кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города. |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.62 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №41 «Золотая рыбка»
города Рубцовска Алтайского края
658210, г.Рубцовскул.Красная,89
Телефон:4-21-84,4-45-45
e-mail: ds41rub@yandex.ru
Конспект
занятия по теме:
«Путешествие в прошлое одежды»
образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром - предметное окружение).
средняя группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ОНР).
Составила: Терновая Светлана Сергеевна, воспитатель
первой категории
г. Рубцовск
2024 год.
Концептуальные основы совместной деятельности
Образовательная область: «Познавательное развитие»: ознакомление с окружающим миром - предметное окружение.
Возрастная группа: средняя группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ОНР).
Тема: «Путешествие в прошлое одежды».
Форма организации: путешествие по реке времени.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»: развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности; «Социально – коммуникативное развитие»: представления о мире людей и рукотворных материалах; Художественно-эстетическое развитие»: умение последовательно внимательно рассматривать предметы окружающего мира; соотносить увиденное с собственным опытом; «Физическое развитие»: развитие двигательной активности; «Речевое развитие»: формирование навыков речевого общения.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая, практическая.
Цель: создание условий для детей игровой мотивации для повышения уровня знаний по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром – предметным окружением: представлениями о том, как человек создает предметы для своей жизни. Развивать ретроспективный взгляд на эти предметы, учить ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для введения понятия: «Одежда»;
- систематизировать знания детей о назначении и функциях предметов одежды, необходимых для жизни человека.
- формировать умения устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности;
Развивающие:
-способствовать развитию умения рассуждать, делать умозаключение и устанавливать причинно-следственные связи.
-развивать познавательный интерес, память, внимание, мышление, зрительное восприятие, речь детей;
-развивать умения ориентироваться в пространстве и времени;
-совершенствовать общую и мелкую моторику через игровую деятельность.
- развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своей одежде;
- воспитывать уважительное отношение к людям, создающих одежду;
- воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.
- совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками, желание участвовать в играх.
Методы и приемы:
- наглядный метод (демонстрация наглядных пособий (картинки предметов, объединенных общим значением «молоко», «хлеб», «игрушки», «одежда»);
- словесный метод (инструкция, художественное слово; проблемные задачи; беседа, вопросы, уточнение, обобщение, поощрение);
- игровые приемы (игра-путешествие, сюрпризный момент, дидактическая игра);
- практический метод (двигательная игра, практическое задание).
Предварительная работа с детьми: для реализации технологии были подобраны: игры, литературные произведения, дидактический материал на тему: «Одежда», схемы, символы метки – «Древность» - «Старина» - «Современность». Рассматривание иллюстраций на тему: «Одежда».
Предварительная работа с родителями/ законными представителями:
-консультация «Как научить ребенка бережно относиться к своей одежде».
Активизация словаря:
●активный словарь: портной, швея, иголки, швейная машинка,
●пассивный словарь: художник – оформитель.
Индивидуальная работа:
● закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
● закреплять умение поддерживать правильную осанку.
Материалы и оборудование: Нарядная кукла; иголки, нитки, ткань, пуговицы, кружева, ножницы. Дидактическое пособие – панно: «Река времени», кусочек кожи, иголка из кости рыбы, иллюстрация растения лен, немного шерсти животных, вязанные на спицах шерстяные изделия; кукла в юбке из листьев, кукла, одетая в шкуру и кукла в простейшей рубахе; образцы различных тканей, большой кусок какой-либо ткани, разнообразная современная одежда; бумажные силуэты платьев, цветные карандаши.
Описание совместной деятельности
Организационный момент. Обеспечение переключения детей с одного вида деятельности на другой. Цель: создание у детей позитивной мотивации к познавательной деятельности. Задачи: 1.Установить эмоциональный контакт, создать положительный настрой на предстоящую совместную деятельность. 2. Поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности путем создания учебно-игровой мотивации. Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент, игровой персонаж, игра-путешествие), словесный (беседа, вопросы). | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети заняты свободной деятельностью, включаются в занятие добровольно из интереса к предложению взрослого, стремления быть вместе со всеми. | Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в гости пришла красавица-кукла Настя. Настя – большая мастерица. Попробуйте угадать, чем она больше всего любит заниматься. Настя принесла с собой вот эти предметы. (Демонстрирует иголки, нитки, ткань, пуговицы, кружева, ножницы.) Что между ними общего? (Это предметы для пошива одежды). Молодцы! Вот что любит делать Настя – шить. Наверное, и платье себе сшила сама. Как называют людей, шьющих одежду? Вы знаете, как люди научились шить одежду? Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по «реке времени». Да, именно по реке, оказывается, течет не только вода, но и время. Давайте вспомним и назовем наши остановки на реке времени. Да, первая остановка называется: «Древность», вторая – «Старина», третья – «Наше время». Чтобы начать путешествие по реке времени, скажем, волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В древности мы побываем – много нового узнаем». Садимся поудобнее в наши скоростные лодки и в путь. | Воспитатель берет в руки красавицу-куклу. Карта-панно: «Река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. На панно небольшие иллюстрации — «метки» каждой остановки во времени: кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города. |
2. Основная часть занятия Цель: вовлечение детей в познавательную деятельность для повышения уровня знаний детей 4–5 лет по познавательному развитию: ознакомлению с окружающим миром – предметным окружением: представлениями о том, как человек создает предметы для своей жизни. Развивать ретроспективный взгляд на эти предметы, учить ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды. Задачи: Образовательные: - создать условия для введения понятия: «Одежда»; - систематизировать знания детей о назначении и функциях предметов одежды, необходимых для жизни человека. - формировать умения устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности; Развивающие: -способствовать развитию умения отгадывать загадки, рассуждать, делать умозаключение и устанавливать причинно-следственные связи. -развивать познавательный интерес, память, внимание, мышление, зрительное восприятие, речь детей; -развивать умения ориентироваться в пространстве и времени; -совершенствовать общую и мелкую моторику через игровую деятельность. - развивать умение ориентироваться в прошлом одежды. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к своей одежде; - воспитывать уважительное отношение к людям, создающих одежду; - воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности. - совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками, желание участвовать в играх. Методы и приемы:
| ||
Дети располагаются на стульчиках за столами перед доской. | Рассказ воспитателя: По реке времени мы попали в древность. Посмотрите на карту: люди жили в лесу в шалашах, в пещерах, и не было у них никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра, от дождя. А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы. Красота! Но ведь растениями можно не только любоваться. Можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку – и прикрыться. (Показывает куклу, одетую в юбку из листьев.) Хорошо придумано? Как вы думаете. листья – ненадежная защита? Почему не надежная защита? Стали люди думать, искать, чем прикрыться от непогоды. В лесах, рядом с людьми, жили разные животные. Животным не страшны ни дождь, ни ветер, ни холод. Раз животным так удобно в своих шкурах, значит и мне будет хорошо – подумал человек. Так появилась одежда из шкур животных. Иглы не было и ее древние люди придумали из твердой кости рыб. Такой иглой можно было только сделать дырочки в шкуре животных и закрепить шкуры на человеке прочными жилами. Эта одежда удобнее одежды из листьев? Почему? (Она плохо держится на теле, тяжелая, летом в шкуре жарко). Люди стали задумываться о более удобной одежде. | Первая остановка на «реке времени» называется: «Древность». Остановка на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживается — заполняется соответст-вующим иллюстративным материалом. Рассказ и обсуждение подкрепляем не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии: удобна ли юбочка из листьев. |
Динамическая пауза (физминутка). | ||
Ох, испачкалась одежда, мы её не берегли, обращались с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли. Надо нам её спасти и в порядок привести. В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем. Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрём, постираем, прополощем, отожмём её, встряхнём. А потом легко и ловко всю развесим на верёвках. А пока одежда сушится, мы попляшем и покружимся. | Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения. | |
Дети располагаются на стульчиках за столами перед доской. | И мы плывем до следующей остановки: «Старина». В старину люди были очень наблюдательные, они заметили: растет в поле трава – лен. Если ее стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно – ткань. Такой тканью люди обматывали себя. Давайте и мы попробуем. (Обматывает двух детей тканью). Удобно вам ходить? А что-нибудь делать? Почему? Мастерицы стали сшивать с помощью иголок и ниток края ткани и получились вот такие рубахи. Люди научились делать нити и из другого растения – хлопка, а из нитей – ткани. Из шерсти овец стали делать шерстяные ткани. Мастерицы все время старались сделать одежду более удобной и красивой. Ребята, вы поняли, как люди научились шить одежду? | Вторая остановка: «Старина». Рассматривание картинки: «Лен». Ответы детей. Показывает куклу в рубахе. Рассматривание картинки: «Хлопок». Показывает образцы тканей |
Дети располагаются на стульчиках за столами перед доской. | И мы плывем до следующей остановки: «Современность». Кто знает, как шьют одежду в наше время? Одежду шьют в ателье или на швейной фабрике и продают в магазинах. Для шитья используют швейные машины. Чтобы одежда была удобная и красивая нужен труд многих людей на фабрике. Поэтому нужно свою одежду беречь: аккуратно застегивать пуговицы и замочки, не рвать и не марать. А теперь Настеньке пора домой. Она хочет сшить платья своим подружкам-куклам. Давайте поработаем художниками – оформителями: придумаем и нарисуем новые узоры для их платьев, подарим их нашей кукле. | Третья остановка: «Современность». Иллюстрация: швея шьет на швейной машине. Педагог раздает детям бумажные силуэты платьев и цветные карандаши. Дети приступают к рисованию. |
3. Заключительная часть Цель: Подведение итогов занятия, оценка степени достижения поставленных целей. Задачи: 1. Формировать умение обобщать полученные знания, делать выводы. 2. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды. Сохранять и поддерживать интерес как человек создает одежду для своей жизни в наше время. 3. Воспитывать бережное отношение к своей одежде. Методы и приемы: беседа, вопросы, обобщение, игровое упражнение. | ||
Дети высказываются, свободно выражают свои мысли, делятся положительными эмоциями, впечатлениями о том, что происходило во время путешествия. | Дети, вам понравилось работать художниками – оформителями? Расскажите, какие узоры вы придумали для платьев? Какими деталями украсили одежду для кукол? (Воротник, карман, пуговицы, аппликация). Ребята, что вы узнали нового? Что было интересно? Что вас удивило? Кто из вас захотел работать швеей? Художником – оформителем? Почему вам понравились эти профессии? Чтобы одежда была удобная и красивая нужен труд многих людей на фабрике. Поэтому нужно свою одежду беречь: аккуратно застегивать пуговицы и замочки, не рвать и не марать. Кукла Настя оставила вам в подарок настольную игру: «Одежда по сезону». Цель игры: выполнение игровых действий на сортировку сезонной одежды по картам, обозначающие времена года. Дидактическая задача: определить по внешнему виду одежды ее время года, и сортировать карточки с одеждой по 4 временам года: лето, осень, зима, весна. Игровая задача: правильно распределит карточки с одеждой по временам года. Воспитательная задача: соблюдать правила игры, внимательно выполнять инструкции. | В конце занятия ребята дарят кукле свои рисунки с узорами для платьев. Настольная игра: «Одежда по сезону». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА: « Путешествие Емели из прошлого в настоящее дорожных знаков» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Знакомство детей с некоторыми дорожными знаками и историей их появления...

Конспект Познавательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в далекое прошлое Приангарья»
Цель: Уточнять и расширять представления детей о коренных народах Сибири на территории Приангарья – русских, эвенках, бурятах.Задачи:-Продолжать знакомить с их историей и культурой –...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Познание. Развитие кругозора и целостной картины мира. На тему: «Путешествие в профессии прошлого».
Цель: Развитие интереса к миру профессий. Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей. Задачи: Развивающие: Развитие памяти, внимания, наблюдательности, расширя...

КОНСТРУКТ организации непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема:«Путешествие в историю возникновения одежды».
КОНСТРУКТ организации непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема:«Путешествие в историю возникновения одежды». Технология "Река времени"...
Календарно - тематическое планирование по теме "Путешествие в мир моды. Одежда, обувь, головные уборы."
Тема недели: «Путешествие в мир моды. Одежда, обувь, головные уборы»...

Методическая разработка Досугового мероприятия на тему «Путешествие в профессии прошлого».
Конспект досуговой деятельности для детей старшего дошкольного с целью ознакомления с профессиями прошлого и настоящего; продолжать знакомить с разнообразной деятельностью взрослых; расширить представ...

Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми. Тема: «Путешествие в историю возникновения одежды».
laquo;Путешествие в историю возникновения одежды»....
