Статья: " МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
статья по окружающему миру (младшая группа)

Галина Николаена Слугинова

Формирование экологической культуры у дошкольников – это важный аспект воспитания, который влияет на формирование ответственного отношения к природе и окружающему миру. В современном обществе, сталкивающемся с экологическими проблемами, такие как загрязнение окружающей среды, изменение климата и истощение природных ресурсов, важно научить детей с раннего возраста заботиться о природе и понимать ее ценность. Основная задача воспитателей и воспитателей – создать прочный фундамент для формирования экологической грамотности у детей, что поможет им стать активными участниками охраны окружающей среды в будущем.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Формирование экологической культуры у дошкольников – это важный аспект воспитания, который влияет на формирование ответственного отношения к природе и окружающему миру. В современном обществе, сталкивающемся с экологическими проблемами, такие как загрязнение окружающей среды, изменение климата и истощение природных ресурсов, важно научить детей с раннего возраста заботиться о природе и понимать ее ценность. Основная задача воспитателей и воспитателей – создать прочный фундамент для формирования экологической грамотности у детей, что поможет им стать активными участниками охраны окружающей среды в будущем.

Первым шагом в этом процессе является осознание детьми значимости природы и гармонии с ней. Для этого можно использовать различные образовательные программы и мероприятия, направленные на изучение окружающей среды. Прогулки на свежем воздухе, посещение природных заповедников, выставок и музеев – все это поможет детям увидеть красоту природы, понять ее многообразие и уникальность. Важно не только наблюдать, но и исследовать: организуйте экскурсии, на которых дети смогут изучать флору и фауну, собирать образцы, рисовать, делать зарисовки. Такой подход не только развивает наблюдательность, но и формирует любовь и интерес к природе.

Во-вторых, важную роль в формировании экологической культуры играет игровая деятельность. Игры, связанные с природой, могут быть разнообразными: от простых настольных игр до активных движений на улице. Например, в играх, где дети будут повторять жизненные циклы растений или животных, они смогут лучше понять, как всё связано в природе. Создание экологических проектов и акций, таких как «Убери за собой» или «Посади дерево», активно вовлечет детей в процесс защиты окружающей среды и позволит им увидеть результат своих действий. Эти мероприятия способствуют формированию ответственности и активной гражданской позиции.

Третий аспект – это включение элементов экологии в повседневную образовательную практику. Воспитатель может интегрировать экологическую тематику в различные области: при обучении счету использовать примеры с природными объектами, при изучении цветов – поговорить о растениях и их значении для экосистемы. Литература также может содержать экологические темы: чтение книг о животных, растениях, окружающей среде обогатит знания детей и создаст основу для дальнейшего обсуждения. Это углубит их понимание значимости экологии на практике.

Четвертым направлением является проведение тематических занятий по экологии. Используя различные формы и методы работы – от лекций и бесед до практических занятий – воспитатели могут донести важные аспекты экологической культуры. Это могут быть занятия, в которых дети сами готовят рассаду, изучают способы переработки отходов и правила сохранения энергии. Например, можно провести урок на тему «Как сохранить воду», обсуждая способы бережного использования водных ресурсов. Такие занятия развивают у детей осознанное отношение к ресурсам и воспитывают в них привычку экономить и беречь.

Неотъемлемой частью формирования экологической культуры является работа с родителями. Сотрудничество с родителями может включать обучение их основам экологии, совместные акции и мероприятия, где семейные группы работают над экологическими проектами. Например, создание семейного сада или участие в общих акциях по уборке и озеленению территории детского сада помогут сблизить семью и воспитательный процесс, а также укрепить светлые отношение между детьми и их родителями.

Важным элементом формирования экологического сознания у детей является обсуждение актуальных экологических проблем и решений среди детей в игровой форме. Этот процесс помогает развивать критическое мышление, формирует умение рассуждать и выражать свои идеи. Создание экологического клуба, где дети будут встречаться и обсуждать текущие экологические вопросы, наверняка снискало бы положительный эффект. Это своего рода постоянное напоминание о важности экологии и ответственности каждого человека.

Формируя экологическую культуру у дошкольников, мы не только воспитываем заботливых и понимающих детей, но и готовим их к активной роли в будущем. Навыки, которые они приобретут сейчас, закладывают основу для более бережного и ответственного отношения к природе во взрослом возрасте. Общая миграция к экологически устойчивому развитию, формирование навыков бережного обращения с ресурсами — всё это начинается с качественного и осмысленного обучения детей в раннем возрасте. После всего вышесказанного становится очевидным, что формирование экологической культуры — это не только задача воспитателей и воспитателей, но и всего общества в целом.

Список литературы

1.  Кадырова Р.М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 160-162. 

2.  Ситак Л.А.Развитие представлений о взаимодействии человека с природой Социально-гуманитарные знания. 2016. №12. Часть 1. С. 78-87. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

Проектная деятельность,как метод формирования экологической культуры у дошкольников

Самообразование.Курсовая работа.                                ...

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений вовладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическимипредставлениями через экологические сказки....

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки....

Методическая разработка "Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников"

Методическая разработка "Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников"...

Статья на тему «Метод ЭКОмоделирования как средство формирования экологической культуры старших дошкольников».

На современном этапе развития современного общества экологическое воспитание и экологическая культура приобретает все большее значение, охрана окружающей среды, поиск своего места в природе – во...