Конспект НОД по ФЦКМ на тему: «Мы – друзья природы». Подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Вызвать интерес к природе и к проблеме её охраны.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 398.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г.о. Долгопрудный средняя общеобразовательная школа №11
(дошкольное отделение)
Конспект непосредственной - образовательной деятельности
по ФЦКМ на тему:
«Мы – друзья природы».
Подготовительная группа
Воспитатель: Т.Л. Гурова
Беседа №1
Цель: Вызвать интерес к природе и к проблеме её охраны.
Оборудование: Плакат «Сохраним родную природу»; Слайды «Насекомые» ; всё необходимое для игры «Ромашка».
Участники: Воспитатель, дети подготовительной группы.
Ход занятия
Воспитатель. Вы любите гулять в лесу, в парке, на лугу? А кто из вас был на море? В горах? Что понравилось больше всего? Что такое природа?
Да, это реки, моря, озёра, леса и поля, солнце и небо, почва и воздух, всё живое. И человек – тоже часть природы. И самая маленькая букашка – тоже часть природы.
Для чего же нужна человеку природа? Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, даёт всё необходимое для жизни.
Давайте поиграем в игру «Ромашка». Победит тот, кто правильно укажет, из чего изготовлены необходимые человеку продукты и вещи. (На доске вокруг жёлтой середины прикреплены белые лепестки ромашки, на обратной стороне которых изображены тетрадь, хлеб, бутылка с молоком, пачка чая, шапка-ушанка, бочка мёда, свитер, бутылка с подсолнечным маслом. Воспитатель по очереди открывает лепестки и задаёт вопросы: «Что это? Из чего сделано?» Ребёнок, давший наибольшее количество полных ответов, награждается открыткой с изображением пейзажа, растения или животного.)
Природа, и это, пожалуй, главное, даёт человеку радость! Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить долго и сделать свою родину ещё краше. Природа учит человека мудрости. Вот как сказал об этом поэт В. Орлов.
Нас в любое время года
Учит мудрая Природа.
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчёлы в поле и саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Всё – по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У Природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе.
Воспитатель. Чему же учит природа? А сама природа нуждается в нашей помощи? (Показывает плакат «Сохраним родную природу».) Берегите всё, что есть на Земле, люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются об этом.
Беседа №2
Цель: Вызвать интерес к природе и к проблеме её охраны.
Оборудование: Плакат «Сохраним родную природу»; Слайды «Насекомые».
Участники: Воспитатель, дети подготовительной группы.
Ход занятия
Воспитатель: Вам знакомо это насекомое? (Демонстрирует слайд с изображением божьей коровки.) Она красивая? Кто держал её в руках? А знаете ли вы, что такая маленькая букашка приносит большую пользу природе, но сама часто страдает из-за неумеренного любопытства человека. Послушайте! (Читает фрагмент из текста А. Плешакова «Знать и беречь».)
«Мы любим божьих коровок за то, что они добродушные на вид, круглые яркие, блестящие. Но, оказывается, их ещё за то можно любить, что они наши верные друзья.
Мы часто сажаем жучка на руку, смотрим, как он ползает по ладони, и приговариваем: «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба». Но, конечно, понимаем, что хлеба коровки не могут принести. А оказывается, могут. Не в прямом, конечно, смысле – взять принести батон или буханку. Нет, они помогают нам сохранить урожай на полях, в садах, в огородах.
Но чтобы коровок всегда и везде было много, мы должны относиться к ним бережно, тем более что приносят они не только хлеб, но и, как утверждают старинные книги, счастье».
Воспитатель: Как вы теперь будете относиться к божьим коровкам? Почему?
Воспитатель: А кто из вас видел бабочек? Каких вы знаете бабочек? Чем они вам нравятся? Бабочки, как и цветы, красивы, невесомы и … ранимы.( Пересказывает отрывок «Бабочки» из книги «Что такое? Кто такой?»)
«Вот села на цветок пёстрая крапивница. Само собой, вы тут же начинаете к ней подкрадываться. И если вам это удаётся, берёте бабочку за крылья, трогаете усики, свёрнутый спиралью хоботок. А потом бросаете – на что она вам? Но бабочка уже не может лететь. Она как-то косо планирует вниз и беспомощно бьётся на земле. Её бархатистые, яркие крылышки обтрёпаны. Узор стёрт, проглядывает прозрачная, как слюда, основа крыла. Бабочка обречена на гибель. Гораздо интереснее наблюдать за бабочками, не повреждая их».
Воспитатель: Посмотрите, какими разными бывают бабочки! (Демонстрирует слайды)
Давайте дадим друг другу слово никогда не ловить бабочек и др. насекомых, а только наблюдать за ними и любоваться издали. Вы знаете, иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках. Сейчас мы с вами поиграем в игру-загадку «Найди ошибку». Я прочитаю короткий рассказ, а вы найдёте ошибки в поведении детей. Победит тот, кто заметит больше ошибок.
«Майский день дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы и плели венки, собирали большие букеты ландышей. На поляне разожгли костёр, пообедали и оставили после себя много мусора. Поймали ежа и взяли его домой».
Какие же вы заметили ошибки?
Да, много делают ошибок дети, когда общаются с природой. Надо любить и уважать всё живое на земле и природа ответит взаимностью!
Беседа №3
Цель: Вызвать интерес к природе и к проблеме её охраны.
Оборудование: Плакат «Сохраним родную природу»; маска воробья и дятла для детей.
Участники: Воспитатель, дети подготовительной группы.
Ход занятия
Воспитатель: А вы знаете, что однажды случилось с котом Леопольдом и его друзьями-мышатами в лесу? (Читает или пересказывает сказку О. Солоповой «Приключения кота Леопольда и его друзей в лесу»)
«Решили кот Леопольд и его друзья мышата жить дружно. Как-то в летний погожий денёк отправились они отдыхать за город. Захватили с собой еду, раскладные стулья, ракетки, надувной мяч. …И вот показался уже хвост электрички. Кругом цветы, деревья, птички поют. Красота! Зелёная травка так и манит поваляться. Вдруг «Ай! Ай! Ой!» оглянулся кот Леопольд - а одного его спутника уже нет, только писк откуда-то доносится. Присмотрелись внимательно, оказалось нарыла мышонка ржавая консервная банка. Освободил Леопольд своего спутника, а тут другой мышонок «Вай - вай – вай! »- кричит: порезал ногу об осколок бутылки. «И что здесь только за отдыхающие были! Кошмар!» - проворчал Леопольд и стал очищать полянку от мусора.
Решили друзья искупаться. Вода сверкает на солнышке всеми цветами радуги. Плавает кот Леопольд, радуется. Оглянулся – где же его приятели?! А рядом вместо них – две разноцветные зверюшки плавают. Как увидели Леопольда - и давай хохотать и хвостами на него показывать: «Ой, умора, ой, не можем! Да ты , Леопольд, стал пятнистым , как леопард!» всё понял тогда Леопольд: невдалеке работает лакокрасочный завод, вот и покрасились они. Еле мочалкой оттёрлись.
Проголодались друзья – время-то к обеду подходит. Поели хорошо, а убирать уже не хочется- лень. «А-а, - закричали мышата,- всё равно уже много мусора всякого валяется. Мы лучше в мячик поиграем!» Покачал головой Леопольд и начал собирать остатки.
А тем временем мышата весело играли в волейбол. Вдруг раздался хлопок. Это мячик попал на ветку и лопнул. Рассердились мышата и давай трясти дерево, да так сильно, что на головы им свалилось гнездо. Совсем разбушевались проказники – начали по птицам из рогатки стрелять. Еле удалось Леопольду остановить их.
Тут уж и солнышко стало садиться, пора домой возращаться. Мышата убежали вперёд, а Леопольд остался вещи собирать. Бежали, бежали мышата, а им дорогу паутинка преградила. Стали они её обрывать. Паучки испугались, попрятались. Тут и Леопольд подоспел. Остановился в восхищении и стал рассматривать шёлковые шатры, серебристые паучьи покрывала. Но что это? В шатре-то дырки! Быстро достал Леопольд иглу и зашил шатёр: «Что же это вы наделали? Зачем царство паучье разрушили? Вот налетят сейчас комары, и никто вас не защитит». «Леопольд, подлый трус! – Завопили мышата.- Не боимся мы никого, мы сами всех искусаем!». Только они это проговорили, видят, а над ними уже целая туча комаров: «З-з-з-у-у-у, кто это нас не боится?». И давай хвастунишек кусать. «Прости нас, Леопольд! Леопольдушка, помоги, позови паучков, пусть они нас защитят»,- кричат мышата. Позвал паучков Леопольд и сказал: «Вот так-то , ребята. Давайте жить дружно с лесом!»
О чём эта сказка? Что неправильно делали мышата? Как надо вести себя на прогулках? ( Дети вместе с воспитателем формируют правила поведения на природе)
Природа ждёт от человека помощи. Подумаем: как , например, можно помочь зимой птицам? (Сделать кормушки, приготовить корм, подкармливать птиц). Если бы люди понимали птичий язык, они услышали бы такой разговор.
(Дети инсценируют отрывок из стихотворения Б. Брехта «Зимний разговор через форточку»).
1-й ребёнок (в маске воробья)
Я - маленький воробей.
Я гибну, дети , спасите,
Я летом всегда подавал сигнал,
Чтоб сторож ворон с огорода гонял.
Пожалуйста, помогите!
Все (хором)
Сюда, воробей, сюда!
Вот тебе друг, еда.
Благодарим за работу!
2-й ребёнок ( в маске дятла)
Я – дятел, пёстрый такой,
Я гибну, дети, спасите…
Всё лето я клювом стволы долбил,
Тьму вредных букашек поистребил,
Пожалуйста, помогите!
Все (хором)
Сюда, наш дятел, сюда!
Вот тебе друг, еда.
Благодарим за работу!
Воспитатель. Сегодня мы с вами говорили о том, как прекрасна и удивительна природа, о том, что она нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Тогда нужно, обязательно, быть добрым. А быть добрым помогает улыбка, подаренная друг другу, солнцу, ветру, цветам, птицам, бабочкам. Давайте все вместе споём песню «Улыбка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологии. Викторина " Мы друзья природы!" подготовительная группа
Занятие направленное на закрепление знаний о природе, правил поведения, бережном и заботливом отношении....

Эколого-оздоровительная зарница. Тема: «Мы - друзья природы», подготовительная к школе группа.
Эколого-оздоровительная зарница для ознакомления детей с правилами поведения в лесу, воспитания бережного отношения к природе, с использованием интерактивной доски....
Конспект НОД по ФЦКМ на тему «Я — человек» в подготовительной группе
Пополнить знания детей о том, что такое человек, о работе внутренних органов человека и о том, как надо защищать свой организм, чтобы быть здоровыми. Развивать интерес. Воспитывать бережное ...

Конспект интегрированного занятия на тему: «Жалобная книга природы». Подготовительная группа.
Тема: «Жалобная книга природы». Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека. Программные...

Конспект открытого занятия-викторины по экологии "Мы друзья природы" подготовительная группа
Конспект открытого занятия - викторины по экологии "Мы друзья природы" подготовительная группа...

Конспект занятия «Друзья природы». Подготовительная группа. Воспитатель: Воложанина Олеся Александровна.
Конспект занятия «Друзья природы». Подготовительная группа. Воспитатель: Воложанина Олеся Александровна. Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, фо...














