Проект "Международный день птиц"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Надежда Николаевна Морозова

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy_podgotovitelnaya_gruppa.docx67.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 105

Проект

«Международный день птиц»

                                           

                                                                   Воспитатели: Морозова Н.Н.

                                                                                   

Калининград

Паспорт проекта

Тема: «Международный день птиц»

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст детей: 6-7 лет.

Вид проекта: информационно-творческий.

Срок реализации: 13.03.23 г. - 31.03.23 г.

Продолжительность: краткосрочный.

Цель проекта: Расширение знаний детей о птицах, их образе жизни, поведении, значении в жизни человека и в природе.

Задачи проекта:

Дети:

1. Расширять и активизировать словарный запас;

2. Уточнять и закреплять представления о птицах (особенностях строения, местах обитания, значении, образе жизни);

3. Расширять и уточнять представления детей о зимующих и перелетных птицах;

4. Учить отгадывать загадки о птицах, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами;

4. Развивать наблюдательность, интерес к миру пернатых;

5. Развивать внимание, память, творческую активность;

6. Воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам;

7. Учить правилам поведения в природе.

Родители:

Привлечение родителей к активному участию в жизни группы и помощи детям в приготовлении творческих работ.

Актуальность проекта:

     В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников является одной из наиболее актуальных. Именно в дошкольный период  происходит формирование начал экологической культуры. Большинство современных детей мало общаются с природой. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому было решено углубить знания детей о птицах через образовательную, совместную продуктивную деятельность, привлекая к работе и родителей.

Дети имеют недостаточные знания о жизни птиц, знают мало о том, какую пользу приносят птицы, что для них вредно, а что полезно. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Необходимо воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, птицы удивительные создания природы, которые радуют человека пением, щебетанием, яркими красками, умением взрослых птиц заботиться о своем потомстве.

     Данный проект призван не только углубить и систематизировать знания о птицах, он послужит основой формирования экологического сознания каждого ребенка.

Проблема:

Экологическое воспитание детей достигает огромного эффекта, если родители и педагоги находятся в сотрудничестве и взаимосвязи, создается необходимое условие для полноценного развития ребенка.

К сожалению, родители в связи с нехваткой времени и максимальной занятостью на работе мало уделяют время экологическому воспитанию.

Важно донести до родителей осознание необходимой целенаправленной работы, тесной взаимосвязи семьи. На начальном этапе задача педагога привлечь внимание родителей к проблеме, постепенно побуждая их к сотрудничеству в первую очередь с самими детьми.

Ожидаемые результаты:

1. Расширятся знания детей о птицах, о внешнем виде, повадках, пополнится словарный запас;

2. Будут стремиться бережно относиться к птицам;

3. Сформируется трепетное, заботливое отношение к живой природе;

4. Будут соблюдать правила безопасности в природе;

5. Научатся правильно кормить птиц.

Формы реализации:

- Беседы;

- Наблюдение за птицами на прогулке;

- Непосредственная образовательная деятельность;

- Разучивание стихов, пословиц о птицах;

- Чтение художественной литературы по теме, приобщение детей к чтению художественной литературы;

- Дидактические игры;

- Рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов о птицах;

- Слушание аудиозаписей "Птичьи голоса";  

- Оформление выставки поделок «Птицы».

Заключение

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. Мир природы богат и разнообразен. Нет на свете более удивительных созданий природы, чем птицы. Они доставляют много радости ребенку, внося большое оживление в окружающий мир, создают приятное настроение, доставляют большое эстетическое наслаждение. Дети будут заботливо относиться к тем объектам, которые вызвали у них положительные эмоции.

Работа по данному проекту, посвященного международному дню птиц, будет способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мышление. В помощь по этому вопросу необходимо привлекать родителей воспитанников, как полноправных партнеров в вопросах экологического воспитания дошкольников.

        Только опираясь на семью, совместными усилиями можно решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически правильного. В семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Сотрудничество с семьями поможет обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса и внесет в этот процесс особую положительную эмоциональную окраску необходимую ребенка.

Этапы проекта

Подготовительный этап:

1. Выявление уровня знаний детей о птицах;

2. Подбор методической литературы, иллюстрационного материала, дидактических игр, художественной литературы для чтения, загадок по теме проекта;

3. Составление перспективного плана;

Основной этап:

1. Беседы;

2. Чтение художественной литературы;

3. Дидактические игры;

4. Подвижные игры;

5. Физкультминутки;

6. Творческо-продуктивная деятельность.

Работа с родителями:

1. Беседы, консультации;

2. Привлечение родителей к выставкам по теме;

3. Размещение в уголке для родителей статей, материалов по теме;

4. Участие в кормлении птиц в кормушках.

Заключительный этап:

1. Викторина на тему «Птицы» (приложение 3);

2. Выставка совместных поделок детей и воспитателей, детей и родителей «Птицы».


Основной этап реализации проекта

Пальчиковые игры: «Журавли», «Птички», «У кормушки».

(приложение 7)

Цель: Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики.

Прослушивание записи «Пение птиц».

Цель: Развитие восприятия красоты пения птиц, развитие способности определять некоторые виды птиц по пению.

Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных и зимующих птиц.

Цель: Расширение и закрепление знаний детей о перелетных и зимующих птицах.

Беседа «Птицы нашего края».

(приложение 1)

Цель: Углубить и расширить знания детей о птицах нашего края, обогащать и активизировать речь детей, воспитывать заботливое отношение к птицам.

Беседа «Перелётные птицы».

(приложение 8)

Цель: Расширение и закрепление знаний детей о перелетных птицах.

Аппликация «Сказочная птица».

(приложение 2)

Цель: Закрепить умение вырезать детали для создания аппликации.

Чтение художественной литературы, чтение стихов и загадок про птиц.

(приложение 4, 6)

Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение, понимать образные содержания стихов и загадок.

Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Скворцы и кошка», «Птицы в клетке».

(приложение 10)

Цель: Проявить стойкий интерес к участию в игре. Снять напряжение, дать эмоциональную и физическую разрядку. Получить новый игровой опыт в подвижных играх.

Наблюдение за пролетающими птицами, пополнение кормушек.

Цель: Учить детей различать и правильно называть птиц, вызвать интерес к наблюдению за птицами, воспитывать желание подкармливать птиц.

Дидактические игры: ««Кто какой голос подает», «Что это за птица?».

(приложение 9)

Цель: Формирование у детей представление о том, как птицы подают голос и умения описывать птиц по их характерным признакам.

Чтение худ. литературы: В.Звягина «Воробей», С.А.Есенин «Поёт зима, аукает», Т.Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение, понимать образные содержания.

Дидактическая игра «Расскажи о птице».

(приложение 5)

Цель: Развивать связную речь детей с наглядной опорой. Закреплять знания детей названий птиц, развивать внимание, память.

Чтение художественной литературы: сказка «Сорока».

Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, правильно воспринимать содержание. Развивать умение высказывать свое мнение поступкам героев.

Рисование «Птицы».

Цель: Продолжать учить детей передавать в рисунке образ птицы доступными средствами. Развивать умение делать набросок простым карандашом. Воспитывать художественно - эстетический вкус.

Беседа «Птицы Красной книги».

Цель: Познакомить детей с птицами, занесенными в Красную книгу, воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Оформление уголка книги, подбор книг о птицах.

Цель: Вызвать интерес к книгам.

Чтение художественной литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», А.Яшин «Покормите птиц».

Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение, понимать образные содержания.

Заучивание стихотворений, пословиц о птицах.

(приложение 4, 6)

Цель: Учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, развивать поэтический слух. Воспитывать заботливое отношение детей к природе.

Аппликация «Птицы».

Цель: Продолжать формировать навыки творческого воображения, умение соблюдать пропорции при соединении частей тела, используя нетрадиционные материалы (ватные диски, деревянные палочки, нитки для вязания).

Приложение 1

Конспект занятия в подготовительной группе

на тему: «Птицы нашего края»

Цель: Формировать представления детей о наиболее распространенных птицах.

Задачи:

- Расширить и систематизировать представления детей о птицах, об особенностях внешнего вида; развивать связанную речь,

- Обогащать словарный запас детей;

- Учить детей отвечать на вопросы сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

- Воспитывать интерес и любовь к природе, заботливое отношение к природе.

Программное содержание:

Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать познавательный интерес.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на участке. Чтение произведений о птицах. Беседа о перелетных, кочующих и зимующих птицах. Проведение игры «Совушка». Беседа об орнитологах.

Материал и оборудование:

Картинки с изображением птиц, обитающих в данной местности, аудиозаписи птичьих голосов.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадку:

Любит семечки и сало,

Во дворе с утра летала

Эта маленькая птичка.

Отгадайте, кто?

(Синичка)

-1 апреля отмечается экологический праздник «День птиц». В этот день в разных уголках нашей страны готовятся к встрече птиц. Люди заготавливают для них подкормку, кормушки.

-Ребята, какие бывают кормушки? Из каких материалов можно сделать кормушки? Куда можно повесить кормушки? А вешали ли вы кормушки? Какой корм можно насыпать в кормушку? А вы видели, какие птицы прилетали к кормушкам? При какой погоде птиц у кормушки больше? При какой меньше? Как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Есть специалисты, которые наблюдают за птицами, изучают их жизнь и повадки и даже могут лечить птиц. Такие специалисты называются орнитологами.

Орнитологи создают паспорта птиц. Вот, например, паспорт на птицу кедровку. Кедровка - это небольшая кочующая птица. Питается кедровыми орехами, желудями, семенами шишек, ягодами. Тело покрыто перьями. Кедровка откладывает яйца, из которых вылупляются птенцы. Окрашена в тёмный коричневато-бурый цвет с белыми пятнами, которых нет только на верхней стороне головы. На конце хвоста светлая полоска.

Воспитатель показывает детям картинку с изображением птицы кедровки. Детям предлагается описать также знакомых им птиц, т.е. оформить паспорта на птиц, обитающих в данной местности (хорошо знакомых детям).

На столах разложены листы формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности. Каждый ребёнок выбирает лист и составляет паспорт птицы (птицы могут повторяться).

Воспитатель поочерёдно зачитывает задания.

Задание 1. «Вид птицы»

Ребёнку предлагаются 3 картинки со схематичными изображениями:

1 - зима в городе;

2 - пальма и летящие птички;

3 - лесной пейзаж.

Задание: Выбрать картинку в соответствии с тем, к какой группе относится птица - зимующая, перелётная или кочующая (обозначения: зимующая птица - зима в городе; перелётная птица - пальма и летящие птички; кочующая - лесной пейзаж.). Выбрать подходящую картинку.

Задание 2. «Чем питается птица».

Ребёнку предлагаются 3 картинки:

1 - конфеты;

2 - насекомые;

3 - семена растений.

Задание: определить, чем питается птица. Выбрать картинку с правильным ответом.

Задание 3. «Чем покрыто тело птиц».

Ребёнку предлагаются 3 картинки:

1 - перья;

2 - чешуя;

3 - шерсть.

Задание: Определить, чем покрыто тело птицы. Выбрать картинку с правильным ответом.

Воспитатель предлагает детям вспомнить игры, в которых упоминаются птицы. Проводится игра «Совушка».

Из числа играющих выбирается совушка. Остальные дети - птицы, жуки, бабочки. «Сова» влезает на дерево (садится на стульчик, а остальные дети «летают», имитируя движения птиц, жуков и бабочек. Воспитатель произносит «Ночь!». Играющие замирают на своих местах. Совушка «слетает» со своего дерева и медленно «облетает» ребят. Того, кто пошевельнётся, совушка уводит к своему дереву. Воспитатель произносит «День!», и совушка «забирается на дерево». Игра повторяется 3-4 раза. Роль совушки дети выполняют по очереди.

Задание 4. «Где птица откладывает яйца и выводит своё потомство?»

Ребёнку предлагаются 3 картинки:

1 - гнездо;

2 - коляска;

3 - будка.

Задание: определить, где птицы откладывают яйца и выводят своё потомство. Выбрать картинку с правильным ответом.

Задание 5. «Какие цвета могут быть в окраске птицы?»

Ребёнку предлагаются 10 цветных карандашей: чёрный, коричневый, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, розовый.

Задание: определить, какие цвета могут быть в окраске птицы. Нарисовать круг соответствующего цвета.

Дети (по желанию) рассказывают про птиц, используя паспорт.

Воспитатель предлагает детям дома совместно с родителями включить дополнительную информацию в паспорта птиц.

Приложение 2

Конспект занятия по аппликации «Сказочная птица»

Цель: Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение.

Задачи:

1. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения.

2. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации).

3. Развивать воображение, активность, творчество.

Материал: Бумага для фона, цветная бумага, ножницы, клей, кисть для клея.

Ход занятия:

     Поговорить с детьми о том, какие бывают сказочные птицы. Рассмотреть изображение различных сказочных птиц в изделиях народных мастеров: дымковская игрушка, гжельский фарфор (малая скульптура), мезенская роспись, городецкая роспись и др. Предложить назвать сказки, в которых рассказывается о сказочных птицах. Отметить, что общего у всех птиц (у настоящих и у сказочных), сравнить их. Уточнить, какие части птицы надо вырезать. Показать разные варианты вырезывания красивого хвоста из бумаги, сложенной вдвое. (Хвост можно изобразить путем составления из отдельных перьев.) Поощрять украшение птицы.

В конце занятия все работы выставить на доске, рассмотреть. Предложить детям выбрать самых красивых сказочных птиц, объяснить свой выбор. Вызвать чувство радости от создания ярких, нарядных, красивых сказочных птиц.

Связь с другими занятиями и видами деятельности: Наблюдение за птицами на прогулке. Лепка больших и маленьких птиц. Рассматривание иллюстраций; дымковских глиняных птиц, гжельских, городецких и других изделий.


Приложение 3

Викторина на тему «Птицы»

Цель: Подведение итогов знаний детей.

Ведущий:

Наша викторина посвящена птицам. Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.

Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они перелетают через моря и океаны, перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета. Каждый год они приносят нам на крыльях весну. Они защитники наших лесов и полей, садов и огородов. А так же друзья нашего детства.

О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без них!

А сейчас я хочу представить Вам наше жюри.

Председатель жюри объясняет, как будет происходить судейство.

Участвуют две команды: «Соловей», «Ласточка».

Пожелаем удачи командам!

1.Приветствие.

Приветственное слово команды «Ласточка».

Привет! Привет!

Соперников наших мы знаем

Удачи желаем мы им.

Но твердо жюри заверяем

В обиду себя не дадим!

Приветственное слово команды «Соловей».

Мы - ребята не простые,

Остроумны, веселы.

Если только захотим мы,

То достанем до луны.

Но сегодня мы решили

До луны не доставать

И пришли на викторину,

Чтобы силу показать.

2. Разминка. (Загадки).

Команда «Соловей».

  1. Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей).
  2. Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, но не кот. (Сова).
  3. Что за весенние птицы черные любят за плугом ходить и кормиться? (Скворец).

Команда «Ласточка».

  1. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока).
  2. Строить гнезда не люблю я

И как с юга прилечу

То, не раскрывая клюва

Громче всех в лесу кричу. ( Кукушка).

  1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели? (Соловей).

Загадки для болельщиков.

Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу, и еще красней зимой ярко-красный галстук мой. (Снегирь).

Звонко-звонко распеваю

Воротившись с юга в срок

А вот песни занимаю

Даже у сорок. (Скворец).

3.Конкурс «Вопрос-ответ».

  1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла).
  2. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока).
  1. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест).
  2. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? ( Рябчик, тетерев).
  1. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет).
  2. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка).

Вопросы болельщикам.

  1. Какая птица выше всех летает? (Орел).
  2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей. (У пингвинов).
  3. Какая птица самая большая? (Страус).
  4. Какая птица самая маленькая? (Колибри).
  5. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь).
  6. Когда температура тела выше: летом или зимой? (Одинаковая).

4. «Четвертый лишний».

Играющие должны выбрать лишнюю птицу, т.к. три из четырех можно объединить в одну группу по какому-либо общему признаку.

  1. Голубь, дятел, кукушка, сова.
  2. Сорока, скворец, курица, журавль.
  3. Ворона, синица, воробей, цапля.
  4. Синица, скворец, трясогузка, утка.

Вопросы болельщикам.

  1. Воробей, соловей, ворона, кукушка.
  2. Сорока, синица, клест, дятел.

Музыкальная пауза.

Хоровод «Весняночка».

Ребусы.

  1. Ласточка.                1. Сорока.
  2. Цапля.                2. Ворона.

5. Эстафета из букв.

Командам вручаются карточки с буквами. Ведущий предлагает из букв быстро составить название птицы.

Победит команда, которая быстро составит слово.

1.Снегирь.                 2.Кукушка.

Подвижная игра «Совушка».

6. Конкурс капитанов.

Капитаны команд по очереди читают стихи о птицах.

7. Конкурс веселых художников.

Вызывается по одному взрослому и одному ребенку из каждой команды и на двух досках рисуют по заданию ведущего. Подведение итогов конкурсной программы.

Жюри объявляет команду победительницу, награждение всех участников викторины.

Ведущий: викторина закончена, друзья, до свидания!

Всем хочу сказать на прощание:

Нас так много живет на Земле

И о природе - одной - позаботится

Можем вполне!


Приложение 4

Художественная литература.

А.Яншин «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.


В.Звягиной «Воробышки»
На дворе морозище – 
Градусов под сорок. 
Плачутся воробышки, 
Что весна не скоро, 
Что в морозы лютые 
Плохо греют шубки... 
Я принес воробышкам 
На тарелке крупки: 
Кушайте, воробышки, 
Я бы вам и валенки, 
Я бы вам и валенки 
Подарил с калошами. 
Но сказала мама: 
– Воробей ведь маленький, 
Сразу как запрыгает – 
Потеряет валенки... 
Кушайте, хорошие.

Н. Рубцов «ВОРОБЕЙ»
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему...

Толстой Лев Николаевич «Воробей на часах»

В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.

Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб ближе и ближе. Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты. Все смолкло. Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает. Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз. А воробей камнем упал в кусты. Ястреб ни с чем и остался. Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза. Встрепенулся разбойник и полетел дальше.

Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает. С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.


Приложение 5

Дидактическая игра «Расскажи о птице».

Цель: расширение знаний детей о птицах.

Задачи: Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках. Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании. Развивать память, внимание, речь. Воспитывать любовь к природе родного края.

Материалы и оборудование: магнитная доска, магниты, картинки зимующих и перелетных птиц.

Ход игры:

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц. Необходимо и назвать и рассказать о птице.

Приложение 6

Пословицы и поговорки и стихи про птиц

*Дай курице грядку — изроет весь огород.

* Скажешь курице — она всей улице.

* Курочка по зернышку клюёт, да сыта бывает.

* И петух на своем пепелище храбр.

* Всяк кулик в своем болоте велик.

* Мал соловей, да голос велик.

* Воробьи гомонят, гнезда завивают.

* Старого воробья на мякине не проведешь.

* Где воробью ни летать, а все дома ночевать.

* Одна ласточка весны не делает.

* Не велика птица — синица, да умница.

* Журавль летит высоко, видит далеко.

* Жаворонки, прилетите, красно лето принесите.

* Всякая птица свои песни поет.

Птичка

Весело на воле

Пташечке летать,

Над цветами в поле

Песни распевать;

А на гибкой ветке,

В сумраке лесном,

Ждут певунью детки

В гнездышке родном.

С.Д. Дрожжин

 Соловей

(отрывок)

На холме, сквозь зеленой рощи,

При блеске светлого ручья,

Под кровом тихой майской нощи,

В дали я слышу соловья.

По ветрам легким, благовонным

То свист его, то звон летит,

То, шумом заглушаем водным,

Вздыханьем сладостным томит.

Г.Р. Державин

Ласточка

Ласточка

Сизокрылая

Под моим окном

Свила гнездышко —

И поет себе,

Заливается,

Весну красную

Прославляючи...

Автор: С. Дрожжин

Приложение 7

Пальчиковая гимнастика

ЖУРАВЛИ

Летят лениво журавли.

Летят они, прощаются.

(имитируют ладонями крылья летящих журавлей)

С елками зелеными,

С березками и  кленами,

С долинами, с озерами,

С родимыми просторами.

(Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца)

ПТИЧКИ

Прилетайте, птички!

(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.

(«Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

Хлебушка немножко.

(Тереть подушечки пальцев друг о друга)

Эти крошки – голубям,

(Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям.

(Вытянуть левую руку с раскрытой ладонью)

Галки да вороны

Ешьте макароны

(Тереть ладонь о ладонь)

У КОРМУШКИ

Сколько птиц в кормушке нашей      

Прилетело? Мы расскажем.

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Две синицы, воробей,                          

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

(Загибают по одному пальцу на каждое название)

Всем хватило зёрнышек.                      

(Сжимают кулачки)

Приложение 8

Беседа «Перелетные птицы»

Цель: Расширять и систематизировать знания о перелетных птицах.

Задачи:

Обучающие

-учить соотносить смену сезона года (весна) с особенностью жизни птиц;

-учить знать представителей мира птиц (гуси, утки; грачи, ласточки, скворцы) ;

-обогащать природоведческий словарь детей.

Развивающие

-усидчивость, умение слушать, отвечать полным ответом;

Воспитательные

- воспитывать любовь к природе, родному краю.

Материал: Картинки с изображением перелетных птиц.

Дидактический материал:

-Стихотворение "Муса Джангазиев "Берегите птиц", пословица, игра «У кого какое тело?», физминутка, загадки о птицах.

Активизация словаря: водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Ход беседы:

Показ картинок.

-Ребята, может быть кто-нибудь догадался, о ком пойдет сегодня речь? (О птицах)

-Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? (Потому что они улетают в теплые края.)

- А в какое время года это происходит? (Осенью) Давайте хором повторим пословицу: "Всякая птица тепло ищет. " Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы.

-Почему птицы возвращаются именно весной? (Становится тепло и они прилетают, чтобы произвести на свет птенцов; в нашем крае много корма для них.)

-Назовите водоплавающих перелетных птиц, которых вы знаете? – гуси, утки. В слове водоплавающие прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

-Такие птицы водятся в нашем крае? (Да) Где они строят гнезда? (на болоте, в недоступных человеку местах) .

-Отгадайте загадки и узнаем какие еще перелетные птицы бывают.

Какая весенняя птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Бежит за плугом с криком вскачь

Весны посланец – чёрный. (Грач)

Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни или на опушке рощи.

– А вот еще загадка.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной, и сидят птенцы потом в таком гнезде, как в чашке.

-Хочу загадать еще одну загадку.

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-бронзовый. (Скворец)

Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.

Игра «У кого какое тело?».

– Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)

– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)

– Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

– У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

– Молодцы, ребята, правильно.

- Грач, ласточка, скворец прячутся от человека? (Нет, живут рядом с жилищем человека.)

- Давайте закончим нашу беседу стихотворением, которое мы выучим.

Муса Джангазиев «Берегите птиц»

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда!

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!

Рефлексия:

-Молодцы, ребята, вот как много мы с вами уже знаем о перелетных птицах нашего края!

-Вы расскажете дома маме и папе о том,что сегодня делали?

- О чем вы хотите рассказать? (Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах. Все они – перелётные птицы, которые живут рядом с людьми. О водоплавающих птицах нашего края, гусях и утках.)

-Вы будете наблюдать за птицами во дворе и на даче, в лесу? (Да)

Приложение 9

Д/и «Что это за птица?»

Цель: формирование у детей умения описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры: Дети делятся на 2 группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются.

Д/и «Кто какой голос подает»

Цель: формирование у детей представление о том, как перелетные птицы подают голос. 

- Ласточка – щебечет,

- Гусь – гогочет,

- Утка – крякает,

- Кукушка – кукует,

- Журавль – курлычит,

- Соловей – свистит.

Приложение 10

Подвижные игры

«Перелет птиц»

Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге и равновесии.

Ход: На одном конце находятся дети – «птицы». На другом конце зала – пособия, на которые можно «взлететь» (гимнастические скамейки, кубы и т. д.) – «деревья».

По сигналу педагога: «Птицы улетают!» - дети, размахивая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу; на сигнал: «Буря!» - бегут к возвышениям и прячутся там. Когда педагог произносит: «Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу («птицы продолжают свой полет»). Во время игры педагог в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске с гимнастической стенки.

«Птички в клетке»

Цель: повышение мотивации к игровой деятельности, упражнять бег – в положении полусидя с ускорением и замедлением темпа передвижения.

Ход: Дети распределяются на две группы.

Одна образует круг в центре площадки (дети идут по кругу, держась за руки) – это клетка.

Другая подгруппа – птички.

Воспитатель говорит: «Открыть клетку!» Дети, образующие клетку, поднимают руки.

Птички влетают в клетку (в круг) и тут же вылетают из нее.

Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!» дети опускают руки.

Птички, оставшиеся в клетке, считаются пойманными. Они встают в круг.

Клетка увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1-3 птички.

Затем дети меняются ролями.

«Скворцы и кошка»

Выбираются 3—4 ребенка — «скворца», один ребенок — «кошка». На всех надеты соответствующие маски-шапочки. Остальные дети по 3—4 человека берутся за руки, образуют круги — «скворечники». В каждом размещаются по 1—2 «скворца»«Кошка»находится в стороне. Под легкую веселую музыку «скворцы» бегают по залу врассыпную. С окончанием музыки появляется «кошка» и старается поймать «скворцов»«Скворцы» прячутся в скворечниках, в которых может находиться не более 2-х «скворцов». Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом. Игра повторяется 3—4 раза.

Приложение 11

Утренняя гимнастика

«Птицы и насекомые»

 Ходьба с поворотами в углах (15 секунд).

Ходьба скрестным шагом (15 секунд).

Ходьба выпадами (15 секунд).

Бег на носках (15 секунд).

Бег мелким и широким шагом (по 15 секунд).

Ходьба обычная (20 секунд).

Перестроение в шахматном порядке.

Упражнение «Гуси»

Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной.

1—2 — наклониться вперед, руки как можно сильнее отвести назад — вверх, держа голову прямо.

3—4 — вернуться в исходную позицию.

Повторить 8 раз. Темп умеренный. Объяснение педагога. Показ ребенка.

Указание детям: «Ноги не сгибайте».

Упражнение «Лебедь»

Исходная позиция: стоя на коленях, руки опущены. 1—2 — прогнуться в спине, дотянуться руками до пяток. 3—4 — вернуться в исходную позицию. Повторить 7 раз. Темп умеренный. Показ и объяснение пе дагога.

Указание детям: «Голову не опускайте».

Упражнение «Петух»

Исходная позиция: основная стойка руки на поясе.

— поднять правую ногу, руки развести в стороны.

— согнуть правую ногу в колене.

— выпрямить ногу.

— вернуться в исходную позицию.

Повторить движения другой ногой. 4 раза каждой ногой. Темп умеренный. Показ и объяснения воспитателя. Упражнение «Кузнечик» Исходная позиция: лежа на спине.

— подтянуть к груди согнутые в коленях ноги.

— не выпрямляя ног, повернуться направо.

— то же влево.

— вернуться в исходную позицию.

Повторить 4 раза в каждую сторону. Темп сначала медлен ный, затем умеренный. Объяснение педагога, показ ребенка. Индивидуальная помощь.

Упражнение «Воробей»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.

1—3 — подпрыгивать на двух ногах на месте.

4 — поворот на 360 градусов.

.

 

Приложение 12

Конспект НОД по рисованию

Тема: «Ласточка, прилетай скорей!»

Цель: закрепить знания детей о весне; научить рисовать ласточку.

Задачи:

- продолжать учить детей называть признаки времени года «весна»;

- продолжать знакомить с перелётной птицей ласточка;

- познакомить со схемой рисования ласточки;

- воспитывать любовь к природе и живым существам.

Материалы: картинки с изображением перелётных птиц, схема рисования ласточки, простые карандаши, акварельные краски.

                                                 Ход занятия

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей)

Воспитатель: Назовите мне признаки весны. (ответы детей)

Воспитатель: Какие птицы вернулись к нам из тёплых стран? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, перелётные. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови перелётную птицу».

Дидактическая игра «Назови перелётную птицу»(дети по картинке определяют название перелётной птицы)

Воспитатель: (читает стихотворение Плещеева А. Н. «Травка зеленеет»)

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...

Ребята, посмотрите на ласточку. (воспитатель показывает картинку с изображением ласточки)

    Ласточка — небольшая красивая перелётная птица, стремительная в полёте, с длинными остроконечными крыльями. В народе её ласково зовут «касаточка».

        Быстрокрылые ласточки прилетают с наступлением тёплых весенних деньков и сразу же принимаются за строительство гнёзд. Для постройки своего домика ласточке нужна влажная глина, шерстинки животных, перышки других птиц, соломинки и травинки.

   Собрав достаточно материала, птицы лепят домики-чаши, скрепляя соломинки, шерстинки и глину своей слюной. Ласточки прикрепляют свои гнезда к карнизам домов, под крышами и балконами. (воспитатель показывает картинку с гнездом ласточки) 

  Ласточка является дневной птицей. В это время суток она летает и ищет пищу. Питаются ласточки на лету. Они непревзойденные акробаты и вытворяют в воздухе невероятные вещи. Таким образом, поймать какую-то мушку или жучка является для этой птицы простейшим заданием.

  В рацион ласточек в основном входят насекомые. Птица поедает различных кузнечиков, стрекоз. При наличии опасности ласточка даёт сигнал, который предупреждает остальных птиц.

     С появлением в гнезде вылупившихся из яиц птенцов заботливые родители приносят им еду: мошек, комаров, прилетая к гнезду около тысячи раз в день!

   Примерно через месяц птенцы покидают родное гнездо и, подобно взрослым птицам, весело носятся в небе вслед за родителями, хватая на лету мошек, комаров и других насекомых.

Теперь давайте подвигаемся. Встаём в круг и слушаем меня внимательно.

Физкультминутка  «Ласточка»

Ласточки летели, (бегут по кругу, машут руками)

Все люди глядели.

Ласточки садились, (приседают)

Все люди дивились.

Сели, посидели, (руки опускают за спиной)

Взвились, полетели,

Песенки запели. (бегут по кругу)

Воспитатель: Молодцы! Садимся и готовимся к рисованию ласточки. Посмотрите на схему. Как вы будете изображать ласточку? (ответы детей)

Воспитатель объясняет схему рисования ласточки поэтапно.

Воспитатель: Сначала вы сделаете эскиз ласточки с помощью простого карандаша. Затем будете работать с акварельными красками. Какие цвета вы возьмёте для изображения ласточки? (ответы детей)

Воспитатель: Не забудьте сделать фон рисунка, правильно подбирая для него цвет акварельных красок. Ведь ласточки летают в небе, значит вы должны подобрать цвета, которые подходят для его изображения. Приступаем к рисованию.

Дети рисуют, воспитатель в процессе индивидуальной работы даёт советы.

Воспитатель: Наше занятие заканчивается. Ваши рисунки должны высохнуть. Вы все молодцы! Все старались. Ласточки у вас получились замечательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический день птиц "Это что за птица"

Тематический день птиц был посвящен Международному дню птиц, который отмечается 1 апреля....

Интегрированное занятие «Птицы в гостях у детей» (1 Апреля – День птиц)

Интегрированное занятие «Птицы в гостях у детей» (1 Апреля – День птиц) Образовательные области: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественн...

Проект "Наши птицы". Сценарий праздника «День птиц» (разновозрастная группа)

Проект "Наши птицы". Сценарий праздника «День птиц»  (разновозрастная группа)         Образовательная область: познание.Интег...

Сценарий досуга "День птиц", посвященный 1 апреля -Международному Дню птиц для младшей группы.

Сценарий досуга  "День птиц" - это песни о птицах, игры, слушание и просмотр видео материалов о птицах. Проводится на заранее выученном материале....

Развлечение на День птиц для детей старшего дошкольного возраста «Птицы рядом с нами - о них заботиться должны мы с вами»

Для формирования обобщенных пред ставлений о птицах, развития интере са к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспос...

"День птиц" Аппликация - оригами "Сказочная птица"

Описание материала: Много разных праздников отмечается в мире, но наверное один из самых добрых праздников - это день птиц. Ведь очень важно, чтобы дети любили окружающую их природу и росли в гармонии...