Рассматривание и сравнение картин А.Рылова« В голубом просторе» и И. Айвазовского «Черное море»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тип НОД: ознакомительное

Вид НОД: Тематическое

Тема Нод: Рассматривание и сравнение картин А.Рылова« В голубом просторе» и  И. Айвазовского «Черное море»

Возрастная группа детей: старший возраст (дети 5-6 лет)

Задачи:

Образовательная:  Продолжать знакомить с понятием пейзаж, познакомить с морским пейзажем. Учить выказывать свое отношение к картине.

Развивающая: Развивать цветовосприятие.

Воспитательная:  Воспитывать интерес к изображению моря.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_marinoy.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тип НОД: ознакомительное

Вид НОД: Тематическое

Тема Нод: Рассматривание и сравнение картин А.Рылова« В голубом просторе» и  И. Айвазовского «Черное море»

Возрастная группа детей: старший возраст (дети 5-6 лет)

Задачи: 

Образовательная:  Продолжать знакомить с понятием пейзаж, познакомить с морским пейзажем. Учить выказывать свое отношение к картине.

Развивающая: Развивать цветовосприятие.

Воспитательная:  Воспитывать интерес к изображению моря.

Словарная работа: активный словарь: пейзаж, тревожное, темное, яркое.

Пассивный  словарь: моренисты.

Оборудование:

Демонстрационный материал: репродукции картин А.Рылова« В голубом просторе» и  И. Айвазовского «Черное море». Аудиозапись «Шум моря», тревожная музыка.

Предварительная работа: Прослушивание аудиозаписей «Шум моря»,  чтение стихотворений о море.

Интеграция Образовательных областей: Художественное творчество, социализация, здоровье, коммуникация, музыка.

Структура и методические приемы НОД:

Вводная часть ( 3-5 мин.)

Словесный: беседа

Практический: Пальчиковая гимнастика, прослушивание аудиозаписи.

Основная часть (15-18 минут)

Словесный:  беседа, игра «Придумай название картине», прием вхождения в картину

Наглядный: показ репродукций

Практический: Пальчиковая гимнастика, физкультминутка, музыкально-ритмическая игра.

Заключительная часть (2-3 мин)

Словесный: вопросы по теме.

Наглядный: показ репродукций

Организация детей на нод:

Вводная часть – Дети находятся в активной зоне и располагаются вокруг воспитателя

Основная часть – Дети располагаются перед мольбертами, полукругом.

Заключительная часть - дети возвращаются в активную зону по приглашению воспитателя и располагаются вокруг  него.

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие.

В: А куда мы с вами можем отправиться?

Д: В лес, в Москву, На северный полюс и т. д.

В: Хотите узнать, куда бы я хотела отправиться?

Д: Да!

В: Тогда закройте глаза и прислушайтесь.

Дети закрывают глаза, а воспитатель включает аудиозапись «Шум моря».

Д: Это море.

В: Хотите отправиться со мной на море? А как мы можем туда попасть?

Д: На поезде, на пароходе, на машине.

В: Я знаю еще один способ, как можно попасть на море? Рассказать вам?

Д: Да.

В: На море нам помогут попасть художники - моренисты. То есть те художники, которые рисовали море, морские пейзажи

Пальчиковая гимнастика «Море»

Я плыву на лодке белой

(показывают руками как лодка качается на волнах)

По волнам с жемчужной пеной.

Я отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

                                              Чайки белые кружатся

(Показать чайку, скрестив ладони, и помахать пальцами как крыльями)

То же ветра не бояться.

Лишь пугает птичий крик,

Стайку золотистых рыб.

Основная часть:

Воспитатель подводит детей к мольбертам, на которых находятся картины А.Рылова« В голубом просторе» и  И. Айвазовского «Черное море».

В: вот мы с вами и прибыли на море. Дает детям время рассмотреть картины поближе

В: Что вы видите на этих картинах?

Д: Здесь нарисовано море.

В: А море на этих картинах одинаковое?

Д: Нет. На одной море темное, а на другой яркое, светлое.

В: Придумайте для этих картин название. Для начала придумаем название темному морю.

Дети высказывают свои идеи.

В: Вы придумали очень интересные названия. Хотите узнать, как сам художник назвал свою картину?

Д: Хотим.

В: Эта картина называется «Черное море», а нарисовал ее И.Айвазовский.

Воспитатель предлагает нескольким детям повторить название картины и художника.

В: Теперь давайте придумаем название другой картине.

Дети предлагают свои названия.

В: Необычные названия. Художник же назвал ее « В голубом просторе». А самого художника зовут А.Рылов.

Какая из этих картин вам нравится больше и почему?

   Дети называют понравившуюся картину, и обосновывают, почему она больше понравилась.

 В: Мне больше нравится картина И. Айвазовского, потому что море на его картинах всегда как настоящее.

   Давайте и мы с вами ненадолго превратимся в художников моренистов.

Физкультминутка « Я рисую море» (В. Орлов).

Я рисую море

Голубые дали

Вы такого моря

Просто не видали!

                                    У Меня такая краска голубая (Изображают движущиеся волны)

Что волна любая

Просто как живая.

                                                    Я сижу тихонько

                          Около прибоя(Приседают вверх – вниз)

Окунаю кисточку

В море голубое.

В: Давайте рассмотрим картину А. Рылова. Какими словами вы можете описать ее?

Д: Яркая, голубая, легкая.

В: Как составил композицию художник?

Д: Он нарисовал и птиц, и корабль, и облака, и скалы (землю).

В: И посмотрите, как все это сочетается на картине. Давайте с вами, на минутку представим, что картина ожила. Что же будет происходить дальше?

  Дети составляют небольшие рассказы (1-3 предложения) на тему « Что происходит на картине»

В: Вы придумали очень интересные рассказы. Ну а теперь давайте обратим внимание на следующую картину  «Черное море» И. Айвазовского.

   Какими цветами художник изобразил море на своей картине?

Д: Черное, темно-серое, зеленое.

В: А каким небо?

Д: Небо светло и темно серое.

В: Как вы думаете, как можно назвать такое море?

Д: Тревожное, темное.

В: Да, такое море бывает перед бурей, штормом. Начинаются высокие волны, на небе сгущаются тучи и начинается шторм.

   Воспитатель включает музыку ( тревожную, громкую).

Музыкально-ритмическая игра «Кто утюжит море»

(Дети изображают корабли)

Вода после шторма всегда в беспорядке

Виднеются всюду

Морщины и складки.

Чтоб выровнять море

Вблизи и вдали

Все время утюжат

Его корабли.

Заключительная часть:

Воспитатель обращает внимание детей на картины.

В: Куда же мы сегодня с вами путешествовали?

Д: На море.

В: А как мы это сделали?

Д: С помощью художников моренистов.

В: Какие картины сегодня мы с вами рассмотрели?

Д: И. Айвазовский «Черное море» и А. Рылов « В голубом просторе».

В: Какая картина вам понравилась больше всего?

Дети рассказывают, какая картина им понравилась более всего, и почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельностидля старшего возрастана тему: «Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе»....

Презентация к конспекту "Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе""

Презентация Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе"...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной группы Тема: Рассматривание репродукции картины В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

Конспект совместной образовательной деятельности педагогас детьми подготовительной группыс использованием здоровье сберегающих технологий по рассматриванию репродукции картины В.Н. Бакшеева «Гол...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе: Художественно-эстетическое воспитание детей через синтез искусства «Белые лебеди» по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» (аппликация, рисование)

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе:Художественно-эстетическое воспитание детей через синтез искусства  «Белые лебеди» по картине А.А.Рылова  &l...

КОНСПЕКТ по ознакомлению детей старшего возраста с произведениями изобразительного искусства на тему: «Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе».

КОНСПЕКТпо ознакомлению детей старшего возраста с произведениями изобразительного искусствана тему: «Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе»....

Вдохновение для будущих художников приходит в детстве. (О картине Айвазовского «Буря на Черном море»)

В методической разработке представлены краткие биографическаие данные, знакомство детей с понятием "Художник-маринист". Дан  развернутый анализ картины "Буря на Черном море"....