Познавательно-исследовательский, творческий проект средней группы «Волшебница вода»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Копченко Татьяна Николаевна

Дети знают только то, с чем сталкиваются в обычной жизни, в быту.

А хотелось бы, чтобы дети знали намного больше, чем элементарные вещи. Необходимо дать наиболее глубокие знания детям о воде, о ее свойствах, качествах, о значении воды в жизни человека и природы.

 Лучше всего сделать это через опытно-экспериментальную деятельность детей. Считаем, что тема проекта актуальна, своевременна, она позволит расширить кругозор, развить самостоятельность, стремление к познанию нового, интересного в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_voda.docx702.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Пчелка» города Балашова Саратовской области»


Познавательно-исследовательский, творческий проект

средней группы «Ландыш»

«Волшебница вода»

Воспитатель: Копченко Т.Н.

 

2024-2025 год

Актуальность проекта: 

Дети знают только то, с чем сталкиваются в обычной жизни, в быту.

А хотелось бы, чтобы дети знали намного больше, чем элементарные вещи. Необходимо дать наиболее глубокие знания детям о воде, о ее свойствах, качествах, о значении воды в жизни человека и природы.

 Лучше всего сделать это через опытно-экспериментальную деятельность детей. Считаем, что тема проекта актуальна, своевременна, она позволит расширить кругозор, развить самостоятельность, стремление к познанию нового, интересного в окружающем мире.

Проблема: Утром дети в детском саду наблюдали в окно за дождем.

И Вика спросила у воспитателя из чего состоит дождик? Воспитатель ответил, что дождик- это вода.

А вода какая на вкус и цвет? -спросил Кирилл.

Цель проекта: Познакомить детей со свойствами воды, дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее.

Задачи: 

Расширение представлений детей о свойствах и качествах воды через опыты и эксперименты.

 Расширение представлений детей о значении воды в жизни человека и природы.

 Развитие познавательного интереса и связной речи детей.

 Воспитание бережного, заботливого отношения к воде и природе.

Ожидаемые результаты: По окончанию проекта у детей появляются представления о том, вода очень нужна всему живому. Без воды не могут прожить ни люди, ни животные, ни растения. Что воды на земле больше, чем суши; что вода есть соленая, а есть пресная. Воду надо беречь, нельзя ее загрязнять. В процессе исследовательской деятельности дети узнают, что вода не имеет запаха, прозрачная, не имеет вкуса, и что у воды нет формы. Так же дети сами научатся очищать воду при помощи простейших самодельных фильтров.

Вид проекта: групповой; обучающий; познавательно-исследовательский; творческий;

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Продукт проекта: Выставка детских рисунков и аппликаций, изготовление папки-передвижки со стихами и загадками, выставка совместных работ детей и родителями.

Срок реализации проекта: 18.11.2024.- 30.11.2024.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап 

Постановка цели и задач;

Планирование реализации проекта;

Создание всех необходимых условий для реализации проекта;

Дата

Тема занятия.

Цели

 18. 11.24.  

Подготовительный этап проекта: «Волшебница вода»

Определить тему и цели проекта; формулировка и определение задач проекта; составление плана работы над проектом. 

19.11.24.

Основной этап.

Беседа: «Загадочная вода»

Дидактическая игра 

«Четвертый лишний»

Опытно-исследовательская деятельность:

Опыт № 1. «У воды нет запаха»

Опыт № 2. «Своего вкуса у воды нет»

Опыт № 3. «Вода- растворитель»

Опыт № 4. «Вода прозрачная»

Опыт № 5. «Какой формы вода?»

Чтение «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);

  Сюжетно-ролевая игра «На рыбалке»

Подвижная игра: «Море волнуется»

Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней. Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Уточнение и закрепление знаний о классификациях разных природных объектов. 

Дать детям представление о воде, её свойствах (запах, вкус, цвет). Формировать умение сравнивать и анализировать. Развивать логическое мышление

Учить детей слушать художественное произведение, воспринимать и понимать прочитанное.

Формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих;  формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы - заместители и атрибуты; развивать элементарные навыки рыболовства;

Фoрмировать навыки двигательнoй активности детей, учить выполнять имитациoнные движения, демонстрируя красoту, выразительность, грациoзность, пластичность движений.

20.11.24.

Беседа: «Водоемы и их обитатели».

НОД по познавательному развитию «Свойства воды»

Дидактическая игра:

«Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе»

Чтение художественной литературы: стихотворение «Что случилось с водой?» - Б. Заходер, «Капля и море» - Э. Мошковская;

 рассказ «Как люди речку обидели» - Н. А. Рыжова.

НОД художественно-эстетическое развитие. Лепка «Разные рыбки в аквариуме»

Наблюдение за сезонным явлением.

Подвижные игры с кочки на кочку:

Рекомендации родителям посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах ребенку;

Уточнение и расширение знаний и представлений детей о животных и растениях водоемов.  Систематизация экологических знаний.

Познакомить детей со свойствами воды. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, закрепить знания о том, где в каком виде существует вода в окружающей среде.

Продолжать учить наблюдать за живой и неживой природой во время прогулок, экскурсий; рассматривать иллюстрации о живой и неживой природе; отгадывать загадки.

Воспитывать у детей умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы воспитателя.

Учить передавать отличительные особенности

разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга.

Формировать представление об инее как об одном из состояний воды.

Продолжать учить подпрыгивать на двух ногах, мягко приземляться, сгибая ноги в коленях; совершенствовать навыки перепрыгивания.

Повторить с детьми названия и строение рыб, чем они дышат, как плавают, чем питаются, чем покрыто тело рыб. Какие есть водоемы, несколько названий.

21.11.24.

НОД по познавательному развитию «Волшебница-вода»

.Игра-беседа «Капля, лед и пар – вода, это будем знать всегда! »

Дидактическая игра «Обитатели водоемов»

Опытно-экспериментальная деятельность.

Опыт «Как окрасить воду?»

Опыт «Как получить цветные льдинки?»

Познавательно - исследовательская деятельность:

«Делаем фигурки из снега»

Чтение художественной литературы: «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);

«Королева – вода»  Н.А. Рыжова (экологическая сказка);

Наблюдение за снегопадом

Наблюдение за птичьими следами на снегу.

Наблюдение за льдом.

Художественно-эстетическая деятельность. Лепка «Снежинки».

Порекомендовать родителям по дороге в детский сад или домой обратить внимание детей на снег, его свойства, красоту.

Закреплять знания детей о свойствах воды (жидкое, твёрдое, парообразное)

Углублять знания детей о разных состояниях воды: твердом, жидком, газообразном; развивать воображение.

Научить детей определять по описанию обитателей водоемов, научить правильному и точному их описанию

Формировать представление детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя.

Выявить свойство воды замерзать на холоде. Вызвать интерес к изготовлению цветных льдинок

 Понаблюдать, описать вместе с детьми некоторые  качества и свойства  снега (белый, пушистый, холодный, тает, лепится).

Воспитание культуры поведения и бережного отношения к живому; доступным способом довести до сознания дошкольников знания о явлениях природы, о животных, о растениях и окружающем мире.

 

Уточнить представления о свойствах снега;      закрепить знания о сезонном явлении — снегопаде.

Расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит; - воспитывать наблюдательность и внимание.

 

формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений; устанавливать простейшие связи между ними; воспитывать интерес к явлениям неживой природы; продолжать знакомить со свойствами воды.

Способствовать развитию творческого потенциала детей при изготовлении снежинок различных форм;

22.11.24.

НОД «Аппликация «Снеговик»;

Наблюдение за снегом

Опыт «Установление зависимости свойства снега от температуры».

(Принести снег в помещение и попробуйте вылепить снежки. Почему снег стал липким?)

 

Подвижная игра: «Солнышко и дождик»

Опытно-экспериментальная деятельность.

Опыт «Почему льда больше, чем воды?»

Опыт: «Какие особенности у теплой и холодной воды?»

Чтение экологической сказки «История одной капли»

Конструирование из крупного строительного материала «Мост через реку»

Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома с водой»

Продолжать учить срезать углы у прямоугольника, учить детей составлять композиции во весь лист. Воспитывать у детей интерес к аппликации. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. Закреплять умение правильно держать ножницы, работать ими, пользоваться клеем, салфеткой.

Познакомить детей со свойствами  снега. Формировать умение видеть красоту окружающей природы.

Развитие у детей умения реагировать на сигнал, способности концентрировать внимание; формирование ориентировки в пространстве.            

Показать детям, что при замерзании вода расширяется. Развивать умение сравнивать свойства воды и льда.

Выявить в какой воде ( теплой или холодной) быстрее растворяются вещества. Развивать умение  размышлять, обобщать результаты опытов.

Расширение и развитие экологических знаний и умений детей через экологические сказки;

Дать детям представление о мостах, их назначении, строении;  Упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образец построек, иллюстраций; учить самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, комбинировать их. Продолжать учить детей строить мосты разной конструкции, вызвать интерес к творческому конструированию,

25.11.24.

НОД «Кому нужна вода?»

Беседа:

«Загрязнение воды и как этого избежать»

Чтение сказок «Как тучка была в пустыне» и

«Сила Дождя и Дружбы»

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Подвижная игра: "Рыбки плавают в водице".

Опытно-экспериментальная деятельность.

«Как вода дает жизнь растениям»

«Почему исчезает вода?»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по реке»

Уточнить представления детей о том, что вода очень нужна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек.

Сформировать у детей знания о видах загрязнения воды.

развивать познавательный интерес к миру природы; · посредством экологических сказок прививать детям 

экологическую культуру поведения; · формировать систему элементарных экологических научных знаний..

Закрепить названия водоемов и обитателей этих водоемов.

Развивать двигательную активность детей, продолжать укреплять их здоровье посредством здоровьесберегающих технологий.

Показать значение воды в жизни растений.

Показать детям, как под воздействием тепла испаряется вода

Развивать умения детей распределять роли и действовать согласно им. Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров.

26.11.24.

Беседа

«Бережем воду вместе»

Чтение экологических сказок «История Маленького Лягушонка» и «Все живое нуждается в воде»

Дидактическая игра «Помоги Незнайке»

Опытно-экспериментальная деятельность

«Можно ли пить талую воду?»

«Очищение воды»

Подвижная игра «Караси и щука»

Консультации и памятки для родителей: "Питьевая вода и здоровье детей."

Научить бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде – источникувсего живого.

Учить детей слушать внимательно произведения и отвечать на вопросы.

Закреплять знания детей о растительном мире водоемов и обитателей этих водоемов.

Показать детям, что снег грязнее водопроводной воды и как можно очистить воду.

Упражнение детей в ходьбе и беге; формирование умения менять направление движения, ориентируясь в пространстве, действовать по сигналу.    

27.11.24.

Чтение

Сказки о воде, самом чудесном чуде на Земле

Опытно- исследовательская деятельность:

«Как вода отражает предметы?»

«Тонет- не тонет»

Творческая мастерская. Рисование акварелью: «Дождик».

Подвижная игра «Через ручеек»

Наглядная консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого режима, закаливании).

Формировать экологическую сознательность и культуру через знакомство с литературным произведением - сказкой.

Выявить с детьми свойства воды отражать в себе разнообразные предметы.

Формировать представление о том, что уровень воды повышается, если в воду погрузить предметы.

Учить детей проводить  линии по листу, совершенствовать умение промывать кисть, набирать краску нужного цвета.

Развитие у детей координации движений, упражняя в перепрыгивании с ноги на ногу, через «ручеёк»

28.11.24

НОД «Снеговик»

Беседа: «Откуда пришел дождь?»

Подвижная игра «Капельки».

Закреплять умение детей передавать в лепке предметы, состоящие из шаров разной величины. Учить передавать относительную величину частей. Развивать чувство формы, эстетическое восприятие. Закреплять усвоенные приемы лепки.

Выявить, обогатить и закрепить знание о дожде, облаках, их видах.

 закрепление представления о круговороте воды в природе. 

   Закрепление представления о круговороте воды в природе.                                                            

29.11.24.

Заключительный этап        Презентация продуктов проекта

Составление портфолио проекта.

В ходе проекта дети узнали о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд); что вода необходима для всего живого (человека, животных, птиц, рыб, растений).

Воспитанники получили представление о водоёмах; узнали, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!

Дети приобрели практические навыки, научились экспериментировать, анализировать, обобщать, делать выводы, через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, опытно-экспериментальную, игровую). Научились контролировать свои поступки , чтобы не причинить вреда природе.

Используемая литература:

1. Николаева С. Н. «Юный эколог» -программа воспитания экологической культуры детей. М. ,Новая школа – 1999г.

2. Масленникова О. Н, Филлипенко А. А, «Экологические проекты в детском саду». М. 2011- Волгоград, Учитель 2010г.

3. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 4-5 лет» Волгоград, Учитель 2006г.

4. Н. А. Рыжова «Волшебница вода». Москва. LINKA- PRESS. 1997г.

5. Т. И. Попова «Мир вокруг нас». LINKA- PRESS. 1998г.

Фотоотчет по проекту: «Волшебница вода».

  E:\ФОТО Ландыш\20250122_164414.jpg    E:\ФОТО Ландыш\20241224_102322.jpg   E:\ФОТО Ландыш\20250123_113712.jpg

E:\ФОТО Ландыш\20250206_101532.jpg    E:\ФОТО Ландыш\20250206_104837.jpg      E:\ФОТО Ландыш\IMG-20250203-WA0001.jpg   

                                         

     

          E:\ФОТО Ландыш\IMG-20250210-WA0006.jpg    E:\ФОТО Ландыш\IMG-20250210-WA0004.jpg

       

         

         

                                                           

          

                                 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект средней группы «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» (Наука в Подмосковье)

quot;Волшебница вода" краткосрочный познавательно-исследовательский проект. Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Наша цель ф...

Проект средней группы «Волшебница - вода»

Проект средней группы    «Волшебница - вода»      Давайте же воду все будем беречь.От трат неразумных ее все стеречь.Иначе закончится...

Технологическая карта Организация НОД по экологическому воспитанию с применением познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе. «Волшебница – вода»

Технологическая картаОрганизация НОД по экологическому воспитанию с применением познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе.«Волшебница – вода»...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе "Волшебница вода"

Конспект по позновательно-исследовательской деятельности для детей первой младшей группы предназначен для воспитателей. Цель: создать условия для познавательной активности детей в совместной обра...

Познавательно-исследовательский проект средней группы «Волшебница вода»

Познавательно-исследовательский проектсредней группы «Волшебница вода»...

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебница Вода»

Вид: познавательно – исследовательская деятельность.Тип: интегрированное.Цель: Расширение представления о свойствах воды.Задачи:Образовательные:1. Познакомить детей со свойствами воды:...