Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Водный транспорт. Плавание тел"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Целью данного занятия является создание условий для развития кругозора дошкольников, а так же практических действий в процессе экспериментирования и опытов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Филиал «Сказка» МБДОУ детского сада «Колокольчик»
Конспект
образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
по познавательному развитию
Тема: «Водный транспорт. Плавание тел»
Составил и провёл:
воспитатель Анникова Е. Н.
с. Калаис
2024 г.
Образовательная деятельность в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
по познавательному развитию
Тема: «Водный транспорт. Плавание тел»
Цель: создание условий для развития кругозора дошкольников, а так же практических действий в процессе экспериментирования и опытов.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о видах транспорта;
- закреплять знания об истории развития водного транспорта;
- побуждать детей рассуждать, высказывать предположения, находить выход из проблемной ситуации.
Развивающие:
- развивать умение сравнивать некоторые виды водного транспорта по их устройству, способности к преобразованию;
- опытным путем показать, что металлические предметы тонут, а если им предать особую форму, то не тонут;
- развивать речевую активность детей, умение вступать в диалог;
- развивать выразительную речь, память, внимание;
- научить делать лодочку из пластилина и подвести к ответу на вопрос: почему кусочек пластилина тонет, а лодочка из пластилина плавает?
Воспитательные:
- воспитывать у дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь;
- способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
- воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное и познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Технологии:
-проблемное обучение;
-здоровьесберегающие (динамическая пауза, дыхательная гимнастика);
-информационно-коммуникативные (компьютер, игровые технологии.).
Методические приемы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование проектора, иллюстраций).
Словесный (напоминание, указание, опросы, индивидуальные ответы детей, поощрение).
Практический ( лепка лодки, опыты)
Ожидаемые результаты:
Формирование интегративных качеств.
Материалы:
Картинки водного транспорта;
Контейнеры с водой, пластилин, металлические предметы, деревянная палочка, плот, макеты кораблей, глобус.
Ход занятия.
В. - Загадывает загадку:
Есть и водный,
И воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
Д. –Транспорт.
В. – Ребята, сегодня мы с вами поговорим о транспорте.
- Закройте глаза и послушайте, что за звуки вы слышите?
(аудио запись: крики чаек, плеск волн, гудки пароходов)
В. – Что вы услышали?
Д. – шум волн….
В. – Назовите транспорт, который передвигается по воде?
Д. – корабль, лодка.
В. – Как можно всё перечисленное назвать одним словом?
Д. – Водный.
В. – Правильно. Мы с вами сегодня будем говорить о водном транспорте.
(Показать слайд).
- Ребята, хотите узнать, как появился водный транспорт?
- Давным-давно, когда люди еще не умели строить дома и жили в пещерах, еду добывали, охотясь в лесу и в реке. один доисторический человек упал в реку, плавать он не мог и стал тонуть. Но на его счастье в воде проплывало поваленное бурей дерево, человек зацепился за него и таким образом доплыл до берега. И так человек понял, что дерево не тонет и на нем можно передвигаться по реке. Он стал рубить деревья, очищать от веток и связывать между собой. Так появился плот.
-Предлагаю понаблюдать, что произойдет, если в тазик с водой поместить маленький плот и устроить небольшую бурю.
(Вода будет переливаться через плот).
- Затем человек срубил одно большое дерево, вырубил и выжег в дереве серединку, и у него получилась лодка.
(Показ лодок народов мира. индийская и т. д)
-Предлагаю поместить в тазик лодку и понаблюдать, как она поплывет.
(Если наклонить тазик, то лодка поплывет по течению, а это не совсем удобно)
- И тогда человек придумал весла.
- Как вы думаете, чем удобны и не удобны весла? (человек сильно устает)
- Тогда человек придумал сделать парус. И лодка двигалась при помощи ветра.
-Прикрепляем к лодке парус и, дуя на него, двигаем лодку в тазике с водой.
(Когда нет ветра, лодка с парусами не может плыть)
Далее рассматриваем уменьшенные копии кораблей, которые находятся на нашей выставке.
-Прошло еще немного времени, и человек научился строить современные корабли не только из дерева и приводятся в движение не веслами и ветром.
-Как вы думаете, как еще можно заставить лодку двигаться? (с помощью моторов и двигателей)
-Из чего сделаны современные корабли?
(из металла)
-Тогда возникает вопрос: как же могут плавать эти корабли, если они сделаны из металла….
-Предлагаю проверить, будет ли плавать в тазике металлическая ложка или гвоздь.
Как же так – металл тонет в воде, а корабли, которые сделаны из этого металла, нет?
-Почему железные корабли не тонут?
Дети высказывают свои предположения.
- Проведём эксперимент.
Опыт: в ёмкость с водой опускаем кусочек металла. Что происходит? Подтверждается свойство металла – тонет в воде. Затем опускаем жестяную банку. Что видим? Почему банка не утонула
Ответы детей.
В-. Корабли не тонут потому, что они построены таким образом, чтобы не утонуть. Особая форма корабля позволяет ему держаться на воде. Корабль имеет плоское дно и высокие бортики.
Показать игрушку-кораблик, обратить внимание на плоское, широкое дно, бортики.
Физкультминутка «Корабль»
Волны плещут в океане: (Дети машут руками, изображая волны.)
Что нам чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед).
Это мачты кораблей (Дети вытягивают руки вверх).
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке (Наклоны)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки)
Воспитатель показывает детям брусок пластилина
В. - Дети, скажите, может этот кусочек пластилина плавать в воде (нет)
-Почему? (Пластилин тяжелее воды).
В. - Вот вам задача, ребята. Как сделать так, чтобы этот кусочек пластилина не утонул (показывает брусочек пластилина)
(нужно вылепить лодку из кусочка пластилина)
-Итак, что нужно сделать, чтобы пластилин не утонул (придать ему форму лодки)
В. - Сегодня мы сделаем лодочку из пластилина. И вы поймете, почему кусочек пластилина тонет, а лодка из пластилина – плавает.
Воспитатель показывает детям, как лепить лодочку.
-Из брусочка делаем колбаску.
-Потом расплющиваем колбаску пальчиками на дощечке.
-Дальше делаем бортики, загибаем пластилин вверх и прищипываем пластилин по бокам.
-Теперь еще раз пальчиками проработаем дно лодочки.
Лодочка аккуратно опускаем в контейнер с водой. Она погрузится в воду и будет плавать.
В. -Вот видите, ребята, кусочек пластилина тонет, а наши лодочки плавают, потому что мы им придали нужную форму: вылепили плоское донышко и бортики, вода выше бортиков не заходит и кораблик плавает.
-Но помните, чтобы он плыл, а не тонул, его нельзя перегружать.
Рефлексия.
В. - Что нового вы узнали на занятии?
- Где вам пригодятся эти знания?
-Что помогло справиться с трудным заданием?
(смекалка, сообразительность, ум).
-Молодцы! Вы отлично поработали и очень меня порадовали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Транспорт».
знаний детей о классификации видов транспортных средств очень важно...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме "Транспорт родного города"
Программное содержание: Закрепить знание детьми названия родного города. Расширять представления детей о транспорте на улицах родного города, его названии, особенностях внешнег...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Транспорт"
Ознакомление с миром социальных отношений предметов и природы...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Профессии на транспорте»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Профессии на транспорте»...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Транспорт».
Цель: закрепление знаний детей о классификации видов транспортных средств...

Конспект занятия по познавательному развитию "Виды и назначение транспорта" в рамках календарно-тематического планирования и темы недели
Предлагаю вашему вниманию разработку занятия по познавательному развитию, которое я подготовила для ребят старшей комбинированной группы....






