Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Водный транспорт. Плавание тел"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Анникова Екатерина Николаевна

Целью данного занятия является создание условий для развития кругозора дошкольников, а так же практических действий в процессе экспериментирования и опытов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал «Сказка» МБДОУ детского сада «Колокольчик»

Конспект

образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

по познавательному развитию

Тема: «Водный транспорт. Плавание тел»

Составил и провёл:

воспитатель Анникова Е. Н.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=a9fafa4bdc89c34cb5543c7f031c5d4c0a7956b629c38a08-12853318-images-thumbs&n=13

с. Калаис

2024 г.

Образовательная деятельность в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

по познавательному развитию

Тема: «Водный транспорт. Плавание тел»

     

Цель: создание условий для развития кругозора дошкольников, а так же практических действий в процессе экспериментирования и опытов.

Задачи:

Образовательные: 

- расширять представления детей о видах транспорта;

- закреплять знания об истории развития водного транспорта;

     - побуждать детей рассуждать, высказывать предположения, находить   выход из проблемной ситуации.

Развивающие: 

- развивать умение сравнивать некоторые виды водного транспорта по их устройству, способности к преобразованию;

- опытным путем показать, что металлические предметы тонут, а если им предать особую форму, то не тонут;

- развивать речевую активность детей, умение вступать в диалог;

     - развивать выразительную речь, память, внимание;

- научить делать лодочку из пластилина и подвести к ответу на вопрос: почему кусочек пластилина тонет, а лодочка из пластилина плавает?

Воспитательные: 

     - воспитывать у дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь;

      - способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

- воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное и познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Технологии:

-проблемное обучение;

-здоровьесберегающие (динамическая пауза, дыхательная гимнастика);

-информационно-коммуникативные (компьютер, игровые технологии.).

Методические приемы:

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование проектора, иллюстраций).

Словесный (напоминание, указание, опросы, индивидуальные ответы детей, поощрение).

Практический ( лепка лодки, опыты)

Ожидаемые результаты:

Формирование интегративных качеств.

Материалы:

Картинки водного транспорта;

Контейнеры с водой, пластилин, металлические предметы, деревянная палочка, плот, макеты кораблей, глобус.

Ход занятия.

C:\Users\Skazka\Desktop\Конкурсный отбор  2024\фото\IMG-20240829-WA0008.jpg

В. - Загадывает загадку:

Есть и водный,

И воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей.

Что это? Скажи скорей!

Д. –Транспорт.

В. – Ребята, сегодня мы с вами поговорим о транспорте.

- Закройте глаза и послушайте, что за звуки вы слышите?

(аудио запись: крики чаек, плеск волн, гудки пароходов)

В. – Что вы услышали?

Д. – шум волн….

В. – Назовите транспорт, который передвигается по воде?

Д. – корабль, лодка.

В. – Как можно всё перечисленное назвать одним словом?

Д. – Водный.

В. – Правильно. Мы с вами сегодня будем говорить о водном транспорте.

(Показать слайд).

- Ребята, хотите узнать, как появился водный транспорт?

- Давным-давно, когда люди еще не умели строить дома и жили в пещерах, еду добывали, охотясь в лесу и в реке. один доисторический человек упал в реку, плавать он не мог и стал тонуть. Но на его счастье в воде проплывало поваленное бурей дерево, человек зацепился за него и таким образом доплыл до берега. И так человек понял, что дерево не тонет и на нем можно передвигаться по реке. Он стал рубить деревья, очищать от веток и связывать между собой. Так появился плот.

C:\Users\Skazka\Desktop\Конкурсный отбор  2024\фото\IMG-20240829-WA0006.jpg

-Предлагаю понаблюдать, что произойдет, если в тазик с водой поместить маленький плот и устроить небольшую бурю.

(Вода будет переливаться через плот).

- Затем человек срубил одно большое дерево, вырубил и выжег в дереве серединку, и у него получилась лодка.

(Показ лодок народов мира. индийская и т. д)

-Предлагаю поместить в тазик лодку и понаблюдать, как она поплывет.

(Если наклонить тазик, то лодка поплывет по течению, а это не совсем удобно)

- И тогда человек придумал весла.

- Как вы думаете, чем удобны и не удобны весла? (человек сильно устает)

- Тогда человек придумал сделать парус. И лодка двигалась при помощи ветра.

-Прикрепляем к лодке парус и, дуя на него, двигаем лодку в тазике с водой.

(Когда нет ветра, лодка с парусами не может плыть)

Далее рассматриваем уменьшенные копии кораблей, которые находятся на нашей выставке.

-Прошло еще немного времени, и человек научился строить современные корабли не только из дерева и приводятся в движение не веслами и ветром.

-Как вы думаете, как еще можно заставить лодку двигаться? (с помощью моторов и двигателей)

-Из чего сделаны современные корабли?

(из металла)

-Тогда возникает вопрос: как же могут плавать эти корабли, если они сделаны из металла….

C:\Users\Skazka\Desktop\Конкурсный отбор  2024\фото\IMG-20240829-WA0004.jpg

-Предлагаю проверить, будет ли плавать в тазике металлическая ложка или гвоздь.

Как же так – металл тонет в воде, а корабли, которые сделаны из этого металла, нет?

-Почему железные корабли не тонут?  

Дети высказывают свои предположения.

- Проведём эксперимент.

Опыт: в ёмкость с водой опускаем кусочек металла. Что происходит? Подтверждается свойство металла – тонет в воде. Затем опускаем жестяную банку. Что видим? Почему банка не утонула

Ответы детей.

В-. Корабли не тонут потому, что они построены таким образом, чтобы не утонуть. Особая форма корабля позволяет ему держаться на воде. Корабль имеет плоское дно и высокие бортики.

Показать игрушку-кораблик, обратить внимание на плоское, широкое дно, бортики.

Физкультминутка «Корабль»

Волны плещут в океане: (Дети машут руками, изображая волны.)

Что нам чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед).

Это мачты кораблей (Дети вытягивают руки вверх).

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке (Наклоны)

И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки)

C:\Users\Skazka\Desktop\Конкурсный отбор  2024\фото\IMG-20240829-WA0003.jpg

Воспитатель показывает детям брусок пластилина

В. - Дети, скажите, может этот кусочек пластилина плавать в воде (нет)

-Почему? (Пластилин тяжелее воды).

В. - Вот вам задача, ребята. Как сделать так, чтобы этот кусочек пластилина не утонул (показывает брусочек пластилина)

(нужно вылепить лодку из кусочка пластилина)

-Итак, что нужно сделать, чтобы пластилин не утонул (придать ему форму лодки)

В. - Сегодня мы сделаем лодочку из пластилина. И вы поймете, почему кусочек пластилина тонет, а лодка из пластилина – плавает.

C:\Users\Skazka\Desktop\Конкурсный отбор  2024\фото\IMG-20240829-WA0007.jpg

Воспитатель показывает детям, как лепить лодочку.

-Из брусочка делаем колбаску.

-Потом расплющиваем колбаску пальчиками на дощечке.

-Дальше делаем бортики, загибаем пластилин вверх и прищипываем пластилин по бокам.

-Теперь еще раз пальчиками проработаем дно лодочки.

Лодочка аккуратно опускаем в контейнер с водой. Она погрузится в воду и будет плавать.

В. -Вот видите, ребята, кусочек пластилина тонет, а наши лодочки плавают, потому что мы им придали нужную форму: вылепили плоское донышко и бортики, вода выше бортиков не заходит и кораблик плавает.

-Но помните, чтобы он плыл, а не тонул, его нельзя перегружать.

Рефлексия.

В. - Что нового вы узнали на занятии?

- Где вам пригодятся эти знания?

-Что помогло справиться с трудным заданием?

(смекалка, сообразительность, ум).

-Молодцы! Вы отлично поработали и очень меня порадовали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Транспорт».

знаний детей о классификации видов транспортных средств очень важно...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме "Транспорт родного города"

Программное содержание:     Закрепить знание детьми названия родного города. Расширять представления детей о транспорте на улицах родного города, его названии, особенностях внешнег...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Транспорт"

Ознакомление с миром социальных отношений предметов и природы...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Профессии на транспорте»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Профессии на транспорте»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Транспорт».

Цель: закрепление знаний детей о классификации видов транспортных средств...

Конспект занятия по познавательному развитию "Виды и назначение транспорта" в рамках календарно-тематического планирования и темы недели

Предлагаю вашему вниманию разработку занятия по познавательному развитию, которое я подготовила для ребят старшей комбинированной группы....