«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ МАКЕТИРОВАНИЯ»
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ МАКЕТИРОВАНИЯ»
Артемьева Ольга Николаевна
Селезнева Наталья Александровна
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №36 «Колокольчик», воспитатели
olgas0307@mail.ru miss.notcka@yandex.ru
Аннотация. Ориентация в мире профессий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Однако большое количество профессий и их трудовые процессы невозможно по объективным причинам представить для наблюдения. Использование технологии макетирования позволяет не только знакомить дошкольников с разнообразием профессий, но и открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей.
Ключевые слова: ранняя профориентация; игровые технологии; предметная среда; макетирование; конструктивная деятельность.
Профессиональная деятельность занимает важное место в жизни человека. Приобщение дошкольников к миру взрослых через раннюю профориентацию способствует накоплению социального опыта ребёнка во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, позволяет сформировать собственные знания и представления детей о реальном мире. Очень важно знакомить дошкольников с различными профессиями, с качествами характера, необходимыми для успешного освоения той или иной деятельностью в выбранной профессии. Как педагоги, мы наблюдаем за детьми, выявляем их интересы, склонности к определённым видам деятельности, и, таким образом, получаем информацию, которая помогает родителям и педагогам создавать условия для дальнейшего их развития, подготавливать и закладывать базу, фундамент для осознанного и правильного выбора будущей деятельности.
Представления о мире профессий у детей ограничены, они знают, кем работают мама, папа, знают профессии: воспитатель в детском саду, полицейский, продавец, водитель, доктор. Об этих и других знакомых профессиях дети знают обычно мало и поверхностно, а в современном мире огромное число различных видов труда, и поэтому, ориентация в этом пространстве занятий – это возможность социальной адаптации ребенка.
Чтобы процесс знакомства с профессиями состоялся и принес необходимые результаты, особое внимание следует уделить организации предметно-развивающей среды в ДОУ.
Предметно-развивающая среда должна соответствовать определенным требованиям:
• Способствовать развитию личности и поведения детей.
• Педагог должен использовать различные формы деятельности для ознакомления с профессиями.
Процесс ознакомления с трудом взрослых должен быть увлекательным и интересным для детей, а полученные знания давать представления о реалиях труда взрослых и их взаимоотношениях в профессиональной сфере.
В группе мы создали Центр по ознакомлению с трудом взрослых, который включает игровые модули, сюжетно-ролевые игры и дидактический материал.
Дети должны не только знать о профессиях, но и иметь возможность попробовать их на практике. Необходимо предоставить им возможность взаимодействовать с предметами и инструментами, связанными с различными видами труда. Важно моделировать и участвовать в ситуациях, требующих профессиональных коммуникативных навыков.
В дошкольных учреждения используются различные технологии, способствующие успешному вовлечению детей в процесс знакомства с миром профессий. В нашем ДОУ мы практикуем одну из эффективных, удобных и продуктивных технологий - технологию макетирования.
Данная технология позволяет реализовать принципы, утверждённые ФГОС ДО:
- индивидуализации дошкольного образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнёрства с семьёй.
Главное достоинство макетирования – простота. Макет могут изготовить все.
Технология открывает новые возможности: она помогает педагогу оптимизировать работу с дошкольниками и дать оценку уровня усвоения ребенком пройденного материала. Макет вписывается в предметно-развивающую среду, с его помощью организуется познавательная деятельность, он комплексно воздействует, способствует развитию внимания, памяти, мышления, творчества.
Макеты - это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. С их помощью предметная среда создается таким образом, что макет является ее центральным элементом, вокруг которого организуется взросло-детская и свободная детская деятельность. Дети могут сами инициировать использование мелких игрушек, входящих в макет, по своему замыслу, или по сюжету игры.
Вариантов использования макетом множество. Для ранней профориентации использование различных игрушек, предметов, окружающего пространства, объединения макетов позволяет смоделировать определенный вид трудовой деятельности, обыграть различные ситуации, связанные с профессией, закрепить полученные знания о профессиях взрослых и даже воспроизвести сюжеты.
Макеты условно делятся на два типа: модели и карты (по Н.А. Коротковой).
Макеты-модели представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие
«внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).
Макеты-карты, это плоскости (не менее50x60 см) с планом – схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост). Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками.
Пространство групповых помещений не дает возможности создать многообразие макетов. Решить данную проблему позволяет создание многофункционального макета - маркера игрового пространства. Он представляет собой тумбу с множеством ящиков (ячеек), наполненных атрибутами для создания макетов. Одни и те же объекты могут быть включены в различные игровые замыслы. Например, дома, деревья, куклы, машинки могут быть использованы в игровых ситуациях, касающихся самых разных профессий.
Основой для создания макетов является ковролин. Фактура данного материала позволяет объектам быть устойчивыми. При необходимости может использоваться липкая лента. Данный игровой маркер может находиться в любой возрастной группе, начиная со второй младшей. Его наполнение соответствует возрасту детей. Пособие удобно своей бюджетностью, т.к. изготовлено из вторичных материалов, отличается компактностью, мобильностью, богатым наполнением.
Игровой маркер может содержать в себе объекты для создания самых разнообразных макетов, например, «Пожарная часть», «Улица. Перекресток», «Зоопарк», «Школа», «Космодром», «Ферма», «Стройка», «Деревня», «Автомастерская», «Аэропорт» и т.д. Использование универсального макета поможет достичь следующих целей:
1. Заинтересовать детей действиями с объектами макетов, отражающих различные профессии.
2. Учит создавать макеты по собственному замыслу.
3. Развивать самостоятельность и инициативность, творчество и навык саморегуляции.
4. Формировать доброжелательное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Особое внимание следует уделить работе с родителями – осуществлять педагогическое просвещение родителей о способах ознакомления детей с миром профессий, привлекать их активному сотрудничеству с детским садом по вопросам ранней профориентации.
Макеты создаются в процессе продуктивной совместной деятельности детей с воспитателями и родителями, что способствует развитию творчества в различных видах деятельности, повышает интерес к различным профессиям. Педагоги, не принимая непосредственного участия в игре, выступают как создатели проблемно – игровых ситуаций и как помощники в реализации игровых замыслов, т.е. направляют детей вопросами «Что было дальше?», «Что с ними случилось?», «Кто помог?» и т.д.
Для повышения интереса детей к играм с макетами используется художественная литература, которая создает в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами из мира профессий. Художественные тексты, а также мультфильмы, заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и тематической конкретизацией макета.
Игры с макетами являются более высокой степенью сюжетно-ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками, так как в их жизни большое место занимает новая форма сюжетной игры - режиссерская игра с мелкими игрушками, которая способствуют развитию ребенка, разворачиванию воображения и детского творчества.
Включение технологии макетирования в образовательный процесс по ранней профориентации, заинтересованность родителей в работе по ознакомлению детей с профессиями, организация совместной деятельности воспитателей и родителей в данном направлении позволяет воспитанникам получить необходимый объём знаний о профессиях, сферах деятельности, структуре трудового процесса; способствует развитию представлений о значимости и ценности каждого труда.
ЛИТЕРАТУРА
- Белова Е.Е., Ханова Т.Г. Необходимость ранней профориентации в дошкольном возрасте // Педагогический вестник. 2020. № 16. С. 4–6.
- Клевцова М. Н., Ходеева С. Ф. Макетирование в детском саду // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 86-89.
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2 е изд. — М.: Издательство «ЛИНКА ПРЕСС», 2012.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М: Академический проект, 2001.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. М.: Издательство «ГНОМ» и Д», 2000. – 96 с.
- Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. — 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт на тему "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством метода макетирования"
Инновационный опыт...

Статья «Формирование представлений о геометрических фигурах детей дошкольного возраста посредством сказок»
Статья«Формирование представлений о геометрических фигурахдетей дошкольного возраста посредством сказок» Подготовила: воспитатель,Гаврилова Елена Владимир...

Отчет по самообразованию "Поддержка инициативы детей среднего дошкольного возраста посредством технологии макетирования"
Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира. Поддержка детской инициативы – это создание условий для...
Консультация для родителей. Формирование представлений о профессиях у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей. Формирование представлений о профессияху детей дошкольного возраста....

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством метода макетирования»
Макет – это современное средство познания окружающего мира, содержащее в себе признаки наглядности и моделирования...
Мастер-класс с детьми и педагогами «Формирование начальных представлений о профессиях у детей дошкольного возраста посредствам различных форм деятельности».
Пояснительная запискаАктуальностьСогласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомлени...
«Формирование представлений о профессиях у детей дошкольного возраста через музейную технологию»
Слайд 1 Хочу начать свое выступление с отрывка стихотворения Сергея Владимирович Михалкова: В воскресный день с сестрой моейМы вышли со двора.- Я поведу тебя в музей! -Сказала мне сестра.Вот чере...