Познавательно-исследовательский проект: «Крапива-удивительное растение»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Настоящее исследование представляет для многих определенный интерес, дошкольники, да и взрослые, знают о полезных свойствах крапивы, её роли в питании и лечении человека.
Крапиву знают все. Вдоль дорог, у стен домов и у заборов, на пустырях можно наткнуться на заросли этого сорняка. Он растёт повсюду с ранней весны и до глубокой осени. А если по неосторожности коснуться этой травы, то руки и ноги начинает жечь, кожа моментально краснеет и покрывается белыми волдырями. Не случайно и по-латыни крапива называется «Urtica» – жгучая. Неужели эта трава может быть чем-то полезна?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №85 комбинированного вида |
Познавательно-исследовательский проект:
«Крапива-удивительное растение»
Участники:
Воспитанники 5-6 лет;
воспитатель- Свистунова М.Н., родители.
р.п. Большие Вяземы
Июнь 2021г.
Актуальность исследования. Настоящее исследование представляет для многих определенный интерес, дошкольники, да и взрослые, знают о полезных свойствах крапивы, её роли в питании и лечении человека.
Крапиву знают все. Вдоль дорог, у стен домов и у заборов, на пустырях можно наткнуться на заросли этого сорняка. Он растёт повсюду с ранней весны и до глубокой осени. А если по неосторожности коснуться этой травы, то руки и ноги начинает жечь, кожа моментально краснеет и покрывается белыми волдырями. Не случайно и по-латыни крапива называется «Urtica» – жгучая. Неужели эта трава может быть чем-то полезна?
Тип проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный
Участники проекта: дети 5-6 лет. Воспитатель.родители.
Время работы над проектом:3 дня
Методы исследования:
Опытно-исследовательская деятельность
Объект исследования: крапива
Проблема: гуляя на участке, дети нашли крапиву и спросили «А почему она жжётся?» На самом деле, при соприкосновении с крапивой человек чувствует боль, как при ожоге. Нас заинтересовал вопрос: как крапива без огня обжигает? Мы сорвали крапиву и внимательно рассмотрели её. Заметили, что её стебли и листья покрыты какими-то волосками. Зачем они крапиве? Может быть, это они вызывают ожог? Нам стало ещё интереснее.
Гипотеза: Предположим, что при касании к крапиве, волоски могут повредить кожу, вызвать раздражение.
Цель: познакомиться с полезными свойствами крапивы
Задачи:
1. Узнать, почему волоски на листьях крапивы особые? Что у них внутри?
2. Что с ними происходит, когда мы прикасаемся к крапиве?
3. Чем полезна крапива?
4. Опровергнуть или подтвердить, выдвинутую гипотезу.
Ожидаемый результат: по завершению проекта дети должны усвоить, что
крапива приносит пользу для человека, хотя и является сорняком. Используется в медицине, косметологии, кулинарии, хозяйстве. На планете великое множество лекарственных растений, но настоящим лидером можно назвать крапиву. Это уникальная трава, которая используется человеком.
Продукт проектной деятельности: книга рецептов «Рецепты блюд из крапивы»
Работа с родителями:
#1076;онести до родителей значимость темы.
#1082;онсультация для родителей о значимости совместного
времяпровождения (чтение познавательной литературы, поиск информации через интернет ресурс.)
#1087;обуждение к выполнению совместной работы с детьми мини-альбома «Рецепты блюд из крапивы»
Первый этап:
сбор информации по данной теме;
-подбор иллюстраций;
-подбор и разработка дидактических, подвижных игр;
-подбор художественной литературы;
- работа с энциклопедиями и справочниками;
- изучение материалов в сети Интернет.
Второй этап:
Беседы:
«Крапива в рационе человека»
«Крапива-корм для животных»
«Лечебные свойства крапивы»
«Крапива в хозяйстве»
Опытно-исследовательская деятельность:
«Почему крапива жжётся»
«Крапива-краситель»
Конспект образовательной деятельности «Знакомство с Бабушкой Крапивой»
Пословицы и поговорки о крапиве, загадки
Художественное творчество «Крапивная полянка»
Художественная литература : Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»
Д/ игры «Что где растёт?», «Четвёртый лишний», «Собери картинку», «Части растений»
Подвижная игра «Не зевай, мячик передавай» (с мячиком су-джоку)
Третий этап (заключительный):
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что
Мы познакомились с необыкновенным растением, которое раньше считали сорняком – крапивой. Крапива действительно «семерых лекарей заменит», так как обладает многими лекарственными свойствами. Она помогает человеку избавиться от множества болезней.
Кроме того, крапива ещё и великолепная добавка к пище. Весной, когда многие люди ощущают нехватку витаминов, как не крапива может им помочь восстановить организм. Ведь это кладезь витаминов.
А какое удовольствие доставило нам разглядывать листья и стебли крапивы через микроскопом. На стеклышке все оживает, и маленькие жгучие волоски становятся огромными иглами.
Итак, по результатам проведённого исследования сделали выводы:
- Крапива жжёт не огнём, а муравьиной кислотой, вытекающей из очень острых волосков, которые повреждаются, когда мы касаемся крапивы.
- Крапива – магическое растение.
- Крапива обладает полезными свойствами.
- Используется в медицине, косметологии, кулинарии, хозяйстве.
- Крапива - краситель ткани.
- На планете великое множество лекарственных растений, но настоящим лидером, можно назвать крапиву. Это поистине уникальная трава, которая используется человеком во многих сферах жизнедеятельност
ПРИЛОЖЕНИЯ
Загадки:
«Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же ...»
«Только тронь
Отдернешь ладонь:
Обжигает трава как огонь»
«Мне зелёный кипяток
Ноги голые обжёг»
«У заборов он бывает,
Никогда не остывает»
«Это зелье ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь.
«Не огонь - а жжётся,
В руки не даётся»
«Выросла под ивой. Звать её?»
Пословицы и поговорки:
• Злое семя крапива, не сварить из него пива
• Жжётся, как крапива, а колется, как ёж
• Кабы на крапиву не мороз, так бы с нею и ладов не было
• Жгуча крапива родится, да во щах уварится
• Крапива и молода, а уже кусается
• Кто раньше встаёт, тот грибки соберёт, а сонливый да ленивый идут после
за крапивой
• С иным водиться — что в крапиву садиться
Лечебные свойства крапивы
«Крапива семерых лекарей заменит»
(Народная мудрость)
Майская крапива самая полезная. Железа и меди в ней в десять раз больше, чем в капусте, витамина С – в два раза больше, чем в чёрной смородине, и в четыре раза – чем в лимоне, каротина – больше, чем в моркови, а витамина К – больше, чем в шпинате. Про белки, органические кислоты, дубильные вещества, эфирные масла, сахара и прочие биологически активные вещества даже нечего и говорить – в крапиве их множество.
Лечебные свойства крапивы настолько сильны, что людям, страдающим тромбофлебитом и варикозным расширением вен, ею лучше не злоупотреблять, ведь крапива – это мощное кровоостанавливающее средство. Настоем крапивы (или просто втирая свежие листики в кожу голову) укрепляют волосы и избавляются от перхоти. Также она лечит радикулит, укрепляет иммунитет. Жителям больших городов крапива поможет снять стресс и успокоиться.
Крапива в рационе человека
В питании крапиву использовали еще в древние времена. С ранней весны до глубокой осени она служит питательной добавкой в пищу. Из нее приготавливают закуски, первые и вторые блюда, приправы, соусы, кондитерские изделия, напитки и т.д. Крапиву лучше употреблять в свежем виде, не подвергая тепловой обработке.
Ещё её называют «растительным мясом», по питательной ценности она не уступает бобовым растениям. Для удовлетворения суточной потребности в витаминах достаточно для салата 75 - 100 г, для супа 150 - 250 г крапивы. Крапиву надо предварительно тщательно промыть холодной водой, бланшировать 2-3 минуты (воду можно подсолить)
«Крапива-корм для животных»
Крапива составляет для домашней животных, хороший корм, которой она охотно ест и бывает здорова. Наблюдениями доказано, что скотина от сего корма не только бывает здоровою, делается жирною; но ещё предохраняется от многих болезней.
Крапиву заготавливают как сено
С незапамятных времён крапива известна как предохранительное средство против болезней. Крапиву дают в корм скотине зелёную или примешивают её к сухому сену или обварив её горячею водою, и давши смеси постоять несколько времени, дают её тёплую.
Полезные частицы, находящаяся в крапиве, сообщаются воде из чего выходит жидкость тёмного цвета и для скота вместе c размягчившеюся крапивою весьма приятное.
Особливо же кормление крапивою выгодно потому, что коровы, хорошо кормленные крапивой, дают гораздо больше молока, нежели от всякого другого корма. Самое молоко доставляешь много сливок, из которых сделанное масло не только имеет приятный вкус, но удерживает даже зимою желтоватый цвет, который столь многим нравится и обыкновенно бывает только летом.
Сверх всего крапива доставляет и другие некоторые выгоды: самая молодая, изрубленная мелко, доставляет здоровый корм для домашних птиц, а особо для молодых индеек и кур.
Познавательно-исследовательская деятельность:
Крапива - краситель.
Из корней крапивы делают желтую, а из листьев - зеленую краску.
Нам захотелось самим проверить так ли это. Мы заварили листья крапивы, когда настой настоялся, поместили в него марлевую ткань. Подержав ткань некоторое время в этом настои, мы увидели, что она приобрела темно - зеленую окраску.
Вывод: крапива является красителем для тканей
Как крапива без огня обжигает?
Ведь острых шипов - колючек у нее вроде бы и нет?
Мы рассмотрели веточку крапивы. и заметили, что ее стебли и листья покрыты какими- то волосками, что еле видны.
Тогда мы решили рассмотреть веточку крапивы под микроскопом. И увидели, что волоски на веточках и листьях крапивы очень острые. Похожие на иглу маленького шприца. При касании к крапиве, эти волоски могут повредить нашу кожу.
Но почему происходит ожог. все равно было не понятно. Надев перчатки мы помяли веточку крапивы и снова посмотрели на нее.
Некоторые волоски были сломаны.
Из них вытекала какая - то жидкость, это муравьиная кислота.
Вывод:
Волоски крапивы такие острые, что сразу впиваются в кожу и ломаются, а изнутри вытекает та самая "жгучка", из - за которой на ребячьих руках и ногах появляются волдыри, а на глазах слезы. Вот оказывается почему крапива и без огня обжигает! Ученые считают, что жгучесть обеспечивает крапиве защиту от травоядных животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.
Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...
Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»
Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей, и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую я стараююсь использовать...

Познавательно - исследовательский, творческий проект "Первоцветы Кубани - первые весточки весны!"
Закреплять и сстематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих унас в станице....

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
«Давайте знакомиться, РАСТЕНИЯ!» - долгосрочный познавательно – исследовательский экологический проект для детей младшей и средней группы.
laquo;Давайте знакомиться, РАСТЕНИЯ!» - долгосрочный познавательно – исследовательский экологический проект для детей младшей и средней группы.Гипотеза:Городские жители имеют ограни...
