Программа «Ознакомление с окружающим - край, в котором я живу» для детей 4-6 лет
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Безрядина Зухра Борисовна

Программа «Ознакомление с окружающим миром — край, в котором я живу» предназначена для дошкольников 4–6 лет и направлена на формирование у детей представления о своем регионе, его природе, культуре и традициях. Через занятия, прогулки, беседы и творческие задания дети знакомятся с особенностями природы края, узнают о местных растениях и животных, традициях народов региона. Программа включает элементы краеведения, экологического воспитания и эстетического развития, помогает детям осознать свою принадлежность к определенному месту и воспитывать чувство гордости за родной край.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bezryadina_z.b.docx428.21 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Познавательно-речевой направленности

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ – КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

Возраст обучающихся: 4-6 лет

Срок реализации программы: 2 года

Безрядина Зухра Борисовна

 воспитатель,

первая квалификационная категория

Новосибирск

Паспорт программы

1.

Полное наименование программы

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа дошкольного образования «Ознакомление с окружающим - край, в котором я живу» для детей 4-6 лет

2.

Публичное наименование программы

Программа «Ознакомление с окружающим - край, в котором я живу» для детей 4-6 лет

3.

Краткое описание программы

Программа познавательно-речевой направленности, знакомит детей с историческим прошлым нашей страны, воспитывает любовь к Родине, начиная с малой родины г. Новосибирска,  обогащает словарный запас детей.

4.

Описание программы

Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа дошкольного образования «Ознакомление с окружающим – край, в котором я живу» познавательно-речевой направленности является модифицированной и составлена в соответствии с основными нормативными документами. Программа разработана на основе методических пособий: «Речь как реченька» методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Екжановой, Н.В. Алешина Знакомство дошкольников с родным городом и страной, О.Л. Князева,М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Л.А. Кондрыкинская С чего начинается Родина?

Новизной программы является то, что ознакомление с окружающим, позволяет расширить словарный запас ребенка, путем изучения социальной среды родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоничного проявления патриотических чувств и культуры общения. Это достигается через наблюдение, игры, дидактические упражнения и использование наглядных, словесных и практических методов.

Актуальность программы заключается в том, что основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом. Особое значение для развития личности ребенка 4-7 лет имеет познавательно-речевая деятельность. В ее процессе, дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями. В дошкольном возрасте такие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. Родина... она начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении речи.Поэтому, чем разнообразнее и интереснее познавательно-речевая деятельность, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее он будет развиваться.

Отличительная особенность программы предполагает:

- в средней группе знакомство с устройством детского сада, с сотрудниками, профессиями. Используются рассказы детей о своей семье. Дети получают общие сведения о месте проживания – город Новосибирск. Знакомятся с растениями  их разнообразием, особенностями, условиями произрастания, дарами природы (грибы, ягоды), получают начальные экологические сведения. Продолжается знакомство с животным миром края, его разнообразием, особенностями, условиями обитания животных и птиц. Знакомство с родным городом: название города, название улиц, домашний адрес, достопримечательности.

- в старшей группе усложнение работы по ознакомлению с родным краем. Дети знакомятся с климатическими особенностями, историей родного края, его прошлым и настоящим, достопримечательностями города, его гербом.  Расширяются задачи по ознакомлению с растительным и животным миром Новосибирска, разнообразием растений, лекарственными растениями; условиями обитания животных, дети знакомятся с «Красной книгой». Начинается знакомство с основными профессиями г. Новосибирска

Преимущество программы: в процессе реализации программы «Ознакомление с окружающим – край в котором я живу» дети познакомятся с родным краем несколькими способами: через заочные путешествия по родному краю, через  экскурсии, через целевые прогулки, через онлайн - экскурсии, через игры, беседы, наблюдения, обсуждения, праздники, через проектную деятельность, викторины, театрализованные представления, через творческую продуктивную и игровую деятельность.

5.

Учебный план

Содержание программы для 1 года обучения:

Мониторинг, введение в программу. 1 час

Вводное занятие1 час

«Знакомство с моей Родиной – Новосибирском».- часов.

Режимные моменты: Беседа «Город, в котором я живу» Упражнение «Чего много в городе». Пальчиковая игра «Я по городу иду»

НОД Рисование «Автобус»

Работа с родителями Памятка для родителей «Моя малая Родина»

«Деревья родного края »

Режимные моменты Беседа Пальчиковая гимнастикаД/игра

НОД Рисование «Белая береза»

Работа с родителями Рекомендации для родителей по теме «Деревья родного края»

«Мой район – Центральный »

Режимные моменты Беседа. Пальчиковая гимнастика «Наш дом»

НОД Рисование «Дома нашего города»

Работа с родителямиРассказать ребенку, на какой улице он живет, в каком районе.

«Зимующие птицы нашего края. Снегирь

Режимные моменты: беседа, загадки, дыхательное упражнение «Снегирь»

НОД: Лепка «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей»

Работа с родителями:  Информация для родителей! Рассказ о снегире детям Автор рассказа: Ирис Ревю

«Знай свой район»

Режимные моменты: Д/игры: «Собери из частей целое», «Силуэты», «Вот моя улица, вот мой дом», «Мой дом», «Где, чей дом?», «Какие бывают дома».

НОД: Развитие речи:

«Мой район» с опорой на фотографии, «Мы – дружная семья», «Мой адрес», «Улица, на которой я живу», «Улица, на которой находится наш детский сад»;

Работа с родителями: Рекомендации родителям: провести беседу с детьми о родном районе, уточнить название улицы, на которой находится дом; посетить достопримечательности своего района, с последующим созданием портфолио «Мой дом, моя улица, мой город»

«Семь я - СЕМЬЯ»

Режимные моменты: Беседа о членах семьи «С кем ты приходишь в д/с»., Д/игра «Расскажи о членах своей семьи», Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

НОД: Рисование «Портрет моей мамы».

Работа с родителями: Папка передвижка «Роль семьи в воспитании ребёнка»

«Улица моя»

Режимные моменты: Беседа с детьми об улицах города, Д/игра «Я живу на улице

НОД: Развитие речи «Улицы моего города»

Работа с родителями: фотоальбом «Мой город, моя улица»

«Детские писатели Новосибирска»

Режимные моменты: Знакомство детей с творчеством новосибирского поэта Юрия Горустовича «В детства сказочной стране: стихотворения», «Солнца лучик золотой»

НОД: Развитие речи – разучивание стихотворения

Работа с родителями: Буклет со стихами детских писателей г.Новосибирска

«Вот это улица, вот этот дом»

Режимные моменты: Беседа, Д/игры: «Найди два одинаковых дома», «Где твой дом», Физкультминутка «Мы по городу идем»

НОД: Конструирование из деревянных кубиков «Построй дом»

Работа с родителями: Фотоальбом «Я и моя улица»

ИТОГО 32 часа

Содержание программы 2 года обучения:

Мониторинг, введение в программу. 1 час

Вводное занятие.. 1 час

«Знакомство с г.Новосибирском»

Режимные моменты: Беседа, Игра «Можно - нельзя».\. Физкультминутка «Утром рано мы встаем»

НОД: виртуальное путешествие по нашему городу  (демонстрация презентации достопримечательности города), Игра «Угадай что изображено».

Работа с родителями: Памятка для родителей, что такое виртуальная экскурсия

«Деревья вокруг нас»

Режимные моменты: Д/ игра «Что перепутал художник», Пальчиковая гимнастика

«Тополиные пушинки»

НОД: рисование «Ветка тополя»

Работа с родителями: Рекомендации поиграть с детьми в народную игру

«Белый тополь, зеленый тополь»

«Возвращение к истокам »

Режимные моменты: Заучивание стих-ния про Новосибирск, Беседа «По страницам истории города Новосибирска. Откуда пришло название…», Пальчиковая гимнастика «Родная земля»

НОД: Аппликация. «Флаг Новосибирска»

Работа с родителями: Лэпбук   города Новосибирска.

«Пернатые друзья нашего края»

Режимные моменты: Беседа, Д/ игра «Назови лишнюю птицу», Пальчиковая гимнастика«Я зимой кормлю всех птиц».

НОД: Аппликация «Птица на ветке»

Работа с родителями: Понаблюдать совместно с детьми за зимующими птицами в парке, сквере

«Мы очень любим город свой»

Режимные моменты: Беседа, Игра «Заколдованный город», Музыкальная разминка. Под весёлую музыку «Если весело живётся».

НОД: ФЦКМ: «Собери герб и флаг города, и расскажи о нем»

Разучивание песни: Песня «Край, в котором ты живёшь»

Работа с родителями: Буклеты :«Учим детей любить, знать и беречь свой город»

«Обычаи и традиции моей семьи

Режимные моменты: Беседа, Пальчиковая гимнастика «Семья»,

НОД: Развитие речи. Составление рассказа из личного опыта «Моя семья». Мимические упражнения. Изобразить маму печальную, радостную, строгого дедушку, рассердившегося папу, провинившегося ребенка

Работа с родителями: Фотовыставка «Семейные увлечения».

«Человек красен трудом»

Режимные моменты: Беседа, Игра с мячом, Физкультминутка

НОД: Конструирование из мягкого модуля «Строим дом»

Работа с родителями: Фотовыставка:«Профессии моих родителей»

«Читаем всей семьей писателей Новосибирска»

Режимные моменты: Знакомство с автором книг в жанре сибирских сказов полюбившихся образов Городовичка и Обинушки Владимира Викторовича Шамова.Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Угадай, сказочного героя», «Собери сказку». Пальчиковая гимнастика «Дружба»

НОД: Рисование героев книги Ю. Магалифа (по выбору детей)

Работа с родителями: Информационные памятки про новосибирских писателей и их произведения.

КВН «Знатоки родного края»

Режимные моменты: Дидактическое упражнение «Кто больше выделит и запомнит признаков города», Проблемная ситуация: «Что было бы, если бы……?Физкультминутка: «Люблю по городу гулять»

НОД: Рисование «Город в будущем»

Работа с родителями: Оформление рисунками детей

ИТОГО 33 часа

6.

Цель и задачи  программы

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста активного словаря

в процессе ознакомления   с окружающим миром.

Метапредметные задачи:

Развивать собственный познавательный опыт.

Развивать образное, логическое и пространственное мышление ребенка;

Развивать воображение, кругозор.

Развивать аналитическое мышление и самоанализ.

Развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность.

Предметные задачи:

Развивать умения слушать и понимать речь, а также ясно и последовательно выражать свои мысли.

Формировать правильное звукопроизношение и грамматический строй речи.

Формировать познавательный интерес к изучению родного района, города, области.прэж

Расширять представления о Центральном районе города Новосибирска, самом городе Новосибирске, Новосибирской области, их истории, достопримечательностях, природных богатствах, людях-тружениках.

Личностные задачи:

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Воспитывать интерес к родному языку и культуре родного края..

Воспитывать самостоятельность детского творчества.

Расширять навыки позитивного межличностного общения и умение работать в коллективе, осознавать и выражать собственные эмоции.

7.

Ожидаемые результаты

Метапредметные результаты:

У детей  развит собственный познавательный опыт.

Повысится уровень развития образного, логического и пространственного мышление.

Повысится уровень развития воображения, кругозора, аналитического мышления и самоанализ.

Заложены предпосылки для развития творческого потенциал ребенка, его познавательной активности..

Предметные результаты:

Развиты умения слушать и понимать речь, а также ясно и последовательно выражать свои мысли.

Сформировано правильное звукопроизношение и грамматический строй речи.

Сформирован познавательный интерес к изучению родного района, города, области.

Расширены представления детей о Центральном районе города Новосибирска, самом городе Новосибирске, Новосибирской области, их истории, достопримечательностях, природных богатствах, людях-тружениках.

Личностные результаты:

У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Повысится уровень терпения, настойчивости, привычка и потребность к труду для достижения результата.

Сформирована самостоятельность детского творчества.

Расширены навыки позитивного межличностного общения и умение работать в коллективе, осознавать и выражать собственные эмоции.

8.

Особые условия

Занятия бесплатные, проводятся на базе МБДОУ д/с № 17 «Улыбка».. Могут быть приняты мальчики и девочки. Могут быть зачислены дети с особыми образовательными потребностями. Особые условия отбора отсутствуют.

9.

Материально-техническая база

Занятия будут проходить в группе, в центрекраеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать рисовать, рассматривать книги и иллюстрации,  играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение. Перечень оборудования, инструментов и материалов в расчете на группу (10 человек).

Дидактический компонент и учебно-методический комплект программы составляют:Альбомы “Наш город: достопримечательности”, «Наш город: природа и животный мир», «Наш город: знаменитые люди Новосибирска».

Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки, сказки народов Сибири, рассказы и стихотворения о Кировском районе г. Новосибирска, о Новосибирске. Примерный список художественной литературы: М. Гусаров «Страна Бузония», В. Шамов «Новосибирские сказки», «Новосибирск в рисунках Касатика», Ю. Горустович «Солнца лучик золотой», И. Васильев «Про всех, всех, всех…», Ю. Магалиф «Планета», И.Ф. Цыплаков «Созвездия земляков», детский путеводитель «Новосибирск для детей» Л.М. Горюшкин, «Новосибирск 100 лет. События. Люди.», Издательство «Свет», Сборник «Новосибирск», В Степанов «Животный мир России», Т.А. Куликовская «Промыслы» наглядно-дидактическое пособие, книга для малышей «Я воспитанный ребенок».

Традиции, обычаи, праздники жителей г. Новосибирска (иллюстрации с описаниями на обратной стороне).

Флаг, герб и другая символика города Новосибирска.

Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках, прогулках по городу, паркам, достопримечательностям и т.д.

Куклы в национальных костюмах.

Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Образцы декоративно-прикладного искусства.

Игры- пазлы: «Времена года», «Профессии», «Птицы», «Оперный театр», «Бугринский мост».

Дидактические игры: «Уроки этикета», «Путешествие по Новосибирску», «Путешествие Городовичка».

Папки: «Новониколаевск», «Выдающийся Новосибирск».

Кубики «Ледовая арена»

Методическое обеспечение: включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе и создавать как индивидуальные, так и коллективные проектные работы.

Информационное обеспечение:

1. Сайт образовательной организации https://ds_17_nsk@nios.ru

2. Официальный государственный паблик в социальной сети ВКОНТАКТе

3. Электронный информационный стэнд на 1 этаже в коридоре в детском саду

4. ИКОП Сферум, официальные чаты с родителями


Содержание

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

9

1.1

Пояснительная записка

9

1.1.1.

Актуальность программы

9

1.1.2.

Отличительные особенности программы, новизна

9

1.1.3.

Адресатпрограммы

11

1.1.4.

Объем и срок освоения программы, форма обучения, уровень программы

11

1.1.5.

Особенности организации образовательного процесса

12

1.2.

Цель и задачи программы

13

1.3.

Содержание программы

14

1.4.

Планируемые результаты

32

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий

32

2.1.

Календарный учебный график

32

2.2.

Условия реализации программы

33

2.3.

Формы аттестации и оценочные материалы

33

2.4.

Методические материалы

34

2.5. Кадровое обеспечение

3. Список литературы

36

38

4. Приложения

40


Аннотация

Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа дошкольного образования «Ознакомление с окружающим – край, в котором я живу» познавательно-речевой направленности является модифицированной и составлена в соответствии с основными нормативными документами. Программа разработана на основе методических пособий: «Речь как реченька» методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Екжановой, Н.В.   Алешина Знакомство дошкольников с родным городом и страной,  О.Л. Князева, М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Л.А. Кондрыкинская С чего начинается Родина?

Программа может быть адаптирована для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

В процессе реализации программы «Ознакомление с окружающим - край, в котором я живу» у детей расширится словарный запас путем изучения социальной среды родного края и месте человека в ней, разовьется чувство собственного достоинства, гармоничного проявления патриотических чувств и культуры общения это достигается через наблюдение, игры, дидактические упражнения и использование наглядных, словесных и практических методов.

Программа разработана для дошкольников 4-6 лет. Срок реализации 2 года, Возраст первого года обучения: 4-5 лет, второго года обучения 5-6лет. Объем программы 65 часов за 2 года.

В процессе реализации программы дети познакомятся с познавательно- речевой деятельностью, протекающей в форме игровых и исследовательских действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявления их скрытых связей с явлениями природы.

.


Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Актуальность программы.

Актуальность программы заключается в том, что основой развития речи является знание ребенком окружающей действительности. Каждый вновь усвоенный им предмет или явление должны быть скреплены соответствующим словом. Особое значение для развития личности ребенка 4-6 лет имеет познавательно-речевая деятельность. В ее процессе, дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями. В дошкольном возрасте такие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.Знакомство с Родиной, как одной из сторон ознакомления с окружающим начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении речи. Поэтому, чем разнообразнее и интереснее познавательно-речевая деятельность, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее он будет развиваться.

Познавательно-речевая деятельность  принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется, тем самым расширяется словарный запас. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в познавательно-речевую деятельность. Они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Детская познавательно-речевая деятельность, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает речевые навыки и смелость детского мышления, которое необходимое в становлении личности в целом.

В связи с этим детская познавательно-речевая деятельность  представляют особый большой интерес и его активное внедрение в практику работы детской дошкольной образовательной организации.

1.1.2. Отличительные особенности программы, новизна

Программа предполагает:

- В средней группе знакомство с устройством детского сада, с сотрудниками, профессиями. Используются рассказы детей о своей семье. Дети получают общие сведения о месте проживания – город Новосибирск. Знакомятся с растениями  их разнообразием, особенностями, условиями произрастания, дарами природы (грибы, ягоды), получают начальные экологические сведения. Продолжается знакомство с животным миром края, его разнообразием, особенностями, условиями обитания животных и птиц. Знакомство с родным городом: название города, название улиц, домашний адрес, достопримечательности.

- В старшей группе усложнение работы по ознакомлению с родным краем. Дети знакомятся с климатическими особенностями, историей родного края, его прошлым и настоящим, достопримечательностями города, его гербом.  Расширяются задачи по ознакомлению с растительным и животным миром Новосибирска, разнообразием растений, лекарственными растениями; условиями обитания животных, дети знакомятся с «Красной книгой». Начинается знакомство с основными профессиями г. Новосибирска

Основой организации работы с детьми выступают следующие принципы:

  1. Принцип наглядности: предполагает использование предметов, игрушек, картинок, демонстрация действий, наблюдение за явлениями.
  2. Принцип систематичности: основывается на последовательном введении новых слов, расширение словарного запаса в разных темах и контекстах.
  3. Принцип активности: предполагает вовлечение детей в активную речевую деятельность, стимулирование задавать вопросы, описывать, рассказывать.
  4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
  5. Принцип доступности: предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми.
  6. Принцип активного обучения: обеспечивает использование активных форм и методов обучения детей раннего возраста, способствующих развитию у детей самостоятельности.
  7. Принцип интеграции: сочетание зрительного, слухового и двигательного восприятия, связывание новых слов с опытом ребенка.
  8. Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей; результатом деятельности является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью; реализация программы в формах специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Новизной данной Программы является то, что: в процессе ее реализации дети познакомятся с родным краем несколькими способами: через заочные путешествия по родному краю, через  экскурсии, через целевые прогулки, через онлайн - экскурсии, через игры, беседы, наблюдения, обсуждения, праздники, через проектную деятельность, викторины, театрализованные представления, через творческую продуктивную и игровую деятельность.

1.1.3. Адресат программы

Программа разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста 4-6 лет. Возраст первого года обучения: 4-5 лет, второго года обучения 5-6 лет. Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, их интересов и перспективы развития. Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно-речевая деятельность. Каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации.

1.1.4. Объём и срок освоения программы, формы обучения, уровень программы

Срок освоения 65 учебных недель (32 в 1 год обучения, 33 во 2 год обучения).

Программа рассчитана на 2 года обучения.

  • 1 год обучения: 32 академических часа в год (1 раз в неделю по 1 академ. ч.),
  • 2 год обучения: 33 академических часа в год (1 раз в неделю по 1 академ. ч.).

Уровни освоения программы - стартовый (1 год обучения) и базовый (2 год обучения).

«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы; развитие мотивации к определенному виду деятельности.

«Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

1.1.5. Особенности организации образовательного процесса

Содержание данной программы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

- непосредственно-образовательная деятельность по образовательным областям «Познавательное развитие», «Речевое развитие» по формированию целостной картины мира по определенным темам (НОД) «Край в котором я живу»;

- режимные моменты: трудовая и игровая деятельность.

- работа с родителями: буклеты, альбомы, лэпбуки, памятки.

Основной формой детской познавательно-речевой деятельности являются: рассматривание предметов и игрушек; наблюдения за явлениями природы и деятельности взрослых; игры и дидактические упражнения; чтение книг и рассказов; составление рассказов по картинкам; заучивание стихов и песенок:

Содержание организованных форм обучения наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. В интеграции используются и другие виды деятельности: театрализованная, изобразительная, музыкальная и т.д.

Форма проведения занятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала.

Форма проведения занятий:

•        Фронтальная (одновременная работа со всеми воспитанниками);

•        Индивидуально – фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);

•        Групповая (организация работы в группах);

•        Индивидуальная (индивидуальное выполнение задания, решение проблем).

Это заочные путешествия по родному краю, экскурсии, целевые прогулки, онлайн-экскурсии, игры, беседы, наблюдения, обсуждения, праздники, проектная деятельность, викторины, театрализованные представления, творческая продуктивная и игровая деятельность детей.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования и образовательной организации, методическими рекомендациями:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», последняя действующая редакция от 31.07.2020, редакция № 29, начало действия 31.07.2020;

- Федеральный проект «Успех каждого ребенка»;

- Национальный проект «Образование»;

- Указ Президента РФ от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства";

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20.Санитарные правила...") (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573).

- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства образования науки РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 г. № 882/391 (с изменениями на 22.02.2023 г.) «об организации и осуществлении образовательной деятельности в сетевой форме реализации образовательных программ»;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- Основной образовательной программой МБДОУ д/с № 17.

1.2. Цель и задачи программы

Формирование у детей дошкольного возраста активного словаря в процессе ознакомления с окружающим миром.

Метапредметные задачи:

Развивать собственный познавательный опыт.

Развивать образное, логическое и пространственное мышление ребенка;

Развивать воображение, кругозор.

Развивать аналитическое мышление и самоанализ.

Развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность.

Предметные задачи:

Развивать умения слушать и понимать речь, а также ясно и последовательно выражать свои мысли.

Формировать правильное звукопроизношение и грамматический строй речи.

Формировать познавательный интерес к изучению родного района, города, области.

Расширять представления о Центральном районе города Новосибирска, самом городе Новосибирске, Новосибирской области, их истории, достопримечательностях, природных богатствах, людях-тружениках.

Личностные задачи:

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Воспитывать интерес к родному языку и культуре родного края..

Воспитывать самостоятельность детского творчества.

Расширять навыки позитивного межличностного общения и умение работать в коллективе, осознавать и выражать собственные эмоции.

1.3. Содержание программы

Учебный план первого года обучения  (4-5 лет).

СЕНТЯБРЬ

Режимные моменты

НОД

Работа с родителями

«Знакомство с моей Родиной – Новосибирском!»

Задачи: Формировать у детей знания о родном городе.

Оборудование: картинки родного города и его достопримечательностей.

Беседа с детьми «Город, в котором я живу»;

Упражнение «Чего много в городе?»

Воспитатель раздаёт картинки детям и спрашивает: «Чего много в городе?»

Пальчиковая игра « Я по городу хожу»

Рисование «Автобус»

Физкультминутка. «Автобус»

Памятка для родителей «Моя малая Родина»

ОКТЯБРЬ

Режимные моменты

НОД

Работа с родителями

«Деревья родного края »

Познакомить  с названиями деревьев, растущих в нашем крае, береза, кедр, дуб, составными частями дерева, пользой деревьев; учить сравнивать деревья, описывать их, передавая характерные особенности строения разных видов деревьев; учить бережно, относиться к растениям.

Пальчиковая гимнастика:

«Вот деревья»  

Д/ игра «С чьей ветки детки?».

Рисование  «Белая береза…» Задачи: Знакомить детей с деревом, его особенностями, внешним видом. Учить рисовать дерево, правильно закрашивая ствол. Упражнять в умении передавать строение дерева, изображать основные и второстепенные детали. Учить обращать внимание на строение дерева (ствол, ветви, корни, сучки, листья). Воспитывать любовь и уважение к природе.

Рекомендации для родителей по теме «Деревья родного края»

Задачи: развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в сфере экологического воспитания, показать на примерах, как с помощью игр экологической направленности можно учить детей беречь и охранять природу

образуют крону.

НОЯБРЬ

Режимные моменты

НОД

Работа с родителями

«Мой район – Кировский »

Задачи:

Образовательные

  -уточнять и расширять знания о Кировском районе

 Развивающие

- развивать диалогическую речь

Воспитательные

- воспитывать интерес к Кировскому району

 Физминутка.

Рисование «Дома нашего города»

Пальчиковая гимнастика «Наш дом»

Рассказать ребенку, на какой улице он живет, в каком районе.

ДЕКАБРЬ

Режимные моменты

НОД

Работа с родителями

«Зимующие птицы нашего края. Снегирь»

  • Продолжать знакомить детей с природой родного края;
  • Совершенствовать знания детей о зимующих птицах нашего края – это клест, щегол, снегирь.
  • Познакомить с внешним видом и образом жизни снегиря. Загадки о зимующих птицах.

Лепка «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей»

Дыхательное упражнение «Снегирь».

Информация для родителей!

Рассказ о снегире детям. чтение   рассказа Ирис Ревю

                                                                   ЯНВАРЬ

Режимные моменты

НОД

Работа с родителями

«Знай свой район»

Задачи:

Образовательные:

Расширять и углублять представление детей о своем районе, его достопримечательностях.

Развивающие:

Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по картинке.

Развивать разговорную речь детей. Учить слышать поставленный вопрос и отвечать на него полным предложением.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к родному городу, микрорайону;

воспитывать умение видеть красоту своей улицы, двора, района, города.

детей.

Д/игры: «Собери из частей целое», «Силуэты», «Вот моя улица, вот мой дом», «Мой дом», «Где, чей дом?», «Какие бывают дома».

Развитие речи:

«Мой район» с опорой на фотографии, «Мы – дружная семья», «Мой адрес», «Улица, на которой я живу», «Улица, на которой находится наш детский сад»; ознакомление с достопримечательностями нашего района.

Рекомендации родителям: провести беседу с детьми о родном районе, уточнить название улицы, на которой находится дом; посетить достопримечательности своего района, с последующим созданием портфолио «Мой дом, моя улица, мой город»

ФЕВРАЛЬ

Режимные моменты

НОД

Работа с родителями

«Семь я - СЕМЬЯ»

Формировать у детей представление о семье. Воспитывать любовь и чувство привязанности к своим родителям, родственникам.

Беседа о членах семьи «С кем ты приходишь в д/с». Задачи: побуждать детей более широко и творчески использовать в практике знания о своей семье.

Д/игра «Расскажи о членах своей семьи» Задачи: закреплять умение называть имена членов семьи

Рисование «Портрет моей мамы». Задачи: вызвать у детей желание нарисовать портрет мамы, передать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос, прическу).

Физкультминутка

«Моя семья»

Папка передвижка «Роль семьи в воспитании ребёнка»

МАРТ

Режимные моменты

НОД

Работа с родителями

«Улица моя»

 Беседа с детьми об улицах города

- что такое улица?

- части улицы (проезжая часть, пешеходный переход, транспорт, бордюр, транспорт)

-у каждой улице есть свое название

Д/игра «Я живу на улице…»Задачи: актуализировать знания детей своего адреса.

ФЦКМ «Улицы  моего города»

фотоальбом «Мой город, моя улица»

АПРЕЛЬ

Режимные моменты

НОД

Работа с родителями

«Детские писатели Новосибирска»

Знакомство детей с творчеством новосибирского поэта Юрия Горустовича «В детства сказочной стране: стихотворения», «Солнца лучик золотой»

Развитие речи « Весна в моем городе»

Буклет со стихами детских писателей г. Новосибирска

МАЙ

Режимные моменты

НОД

Работа с родителями

«Вот это улица, вот этот дом»

Задачи:

Обучающие: учить ориентироваться в ближайшем окружении (называть здания, которые находятся на улицах проживания воспитанников)

Развивающие: Воспитательные:

воспитывать любовь к родному району, улице, дому.

Д/игры: «Найди два одинаковых дома», «Где твой дом»

Конструирование из деревянных кубиков «Построй дом»

Физкультминутка

«Мы по городу идем».

Фотоальбом «Я и моя улица»

Основные направления и содержание деятельности с детьми в первый год обучения:

В 4-5 лет дети знакомятся с устройством детского сада, с сотрудниками, профессиями. Используются рассказы детей о своей семье. Дети получают общие сведения о месте проживания – город Новосибирск. Знакомятся с растениями  их разнообразием, особенностями, условиями произрастания, дарами природы (грибы, ягоды), получают начальные экологические сведения. Продолжается знакомство с животным миром края, его разнообразием, особенностями, условиями обитания животных и птиц. Знакомство с родным городом: название города, название улиц, домашний адрес, достопримечательности.

Учебный план второго года обучения Базовый уровень (5-6 лет)

СЕНТЯБРЬ

Режимные моменты

НОД

Работа с родителями

«Знакомство с г.Новосибирском»

Задачи:

Воспитательная:  Воспитывать у детей любовь к родному городу.

Развивающая: развивать любознательность, познавательный интерес. Развивать речь детей как средство общения взаимодействия с педагогом и сверстниками.

Обучающая: сформировать представления об улицах родного города, о достопримечательностях города; закрепить знания домашнего адреса, названия города.

Игра «Можно - нельзя».

ФЦКМ:  виртуальное путешествие по нашему городу  (демонстрация презентации достопримечательности города).

Игра «Угадай что изображено». Рассказы детей из личного опыта.

Физкультминутка
« В нашем городе…»

Памятка для родителей, что такое виртуальная экскурсия

ОКТЯБРЬ

Режимные моменты

НОД

Работа с родителями

«Деревья вокруг нас»

Учить сравнивать  деревья по внешним признакам

Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса  Развивать связную речь у детей.

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Д/ игра «Что перепутал художник».

Задачи: развитие зрительного внимания, закрепление знаний о признаках осени, сравнение деревьев по внешнему виду.

Рисование «Ветка тополя»

- учить детей тонировать бумагу. Учить рисовать ветку тополя с натуры.

Пальчиковая гимнастика

«Тополиные пушинки»

Рекомендации поиграть с детьми в народную игру «Белый тополь, зеленый тополь»

НОЯБРЬ

Режимные моменты

НОД

Работа с родителями

«Возвращение к истокам »

Задача: дать элементарные представления детям о родном городе

Заучивание стихотворения про Новосибирск:

Беседа «По страницам истории города Новосибирска. Откуда пришло название…»

(интерактивное путешествие) Углубление знаний об истории города Новосибирска.

Аппликация. «Флаг Новосибирска»

Пальчиковая гимнастика.

«Родная земля!»

Лэпбук   города Новосибирска.

ДЕКАБРЬ

Режимные моменты

НОД

Работа с родителями

«Пернатые друзья нашего края»

Задачи

Образовательные: закреплять представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях, развивать наблюдательность.

Развивающие: расширять словарь детей за счет существительных (снегирь, воробей, ворона, сорока, дятел, голубь, синица, свиристель, сова), имен прилагательных - зимующие, птичий, глаголов - перелетают, зимуют, подлетел, облетел, залетел, улетел; закреплять в речи предлоги (в, на, под, перед, за, над и др.);

Воспитательные: учить отвечать на вопросы полным ответом; закреплять навыки ориентировке в пространстве.

Д/ игра «Назови лишнюю птицу»

Аппликация «Птица на ветке»

Пальчиковая гимнастика

«Я зимой кормлю всех птиц».

Понаблюдать совместно с детьми за зимующими птицами в парке, сквере

ЯНВАРЬ

Режимные моменты

НОД

Работа с родителями

«Мы очень любим город свой»

Задачи:
Обучающая: закрепление через разные виды деятельности знания детей о Новосибирске, достопримечательностях, людях - тружениках.
Развивающая: развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, Воспитательная: воспитывать чувства любви и гордости к своей малой родине.

Игра «Заколдованный город»

Музыкальная разминка.
Под весёлую музыку «Если весело живётся»

ФЦКМ: «Собери герб и флаг города, и расскажи о нем»

Песня «Край, в котором ты живёшь»,

Буклеты: «Учим детей любить, знать и беречь свой город»

ФЕВРАЛЬ

Режимные моменты

НОД

Работа с родителями

«Обычаи и традиции моей семьи »

Уточнить и обобщить знания детей о семье.

-Формировать чувство принадлежности к своей семье, видеть себя как её

неотъемлемую часть.

-Расширять представления об основах нравственности во взаимоотношениях с

родителями.

-Воспитывать бережное отношение к семейным ценностям и традициям.

Пальчиковая гимнастика «Семья» 

Развитие речи. Составление рассказа из личного опыта «Моя семья». Задачи: воспитывать любовь и уважение к членам семьи, потренировать в составлении коротких рассказов, активизировать словарь Мимические упражнения. Изобразить маму печальную, радостную, строгого дедушку, рассердившегося папу, провинившегося ребенка

Фотовыставка «Семейные увлечения».

        

МАРТ

Режимные моменты

НОД

Работа с родителями

«Человек красен трудом»

 Беседа. Познакомить детей с профессиями людей в нашем городе. Воспитывать уважение к человеку труда, культуру поведения и партнѐрские отношения.

Конструирование из мягкого модуля «Строим дом»

Физминутка: «Дом большой»

Фотовыставка: «Профессии моих родителей»

АПРЕЛЬ

Режимные моменты

НОД

Работа с родителями

«Читаем всей семьей писателей Новосибирска»

Задачи: познакомить детей с новосибирскими авторами;

Максима Дмитриевича Зверева,  Юрия Михайловича Магалифа, Владимира Викторовича Шамова.

Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Угадай, сказочного героя», «Собери сказку».

Рисование героев книг (по выбору детей)

Развивать умение детей самостоятельно задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца, используя разнообразные приемы рисования. Вызывать желание дополнять созданное изображение соответствующими содержанию деталями, предметами.

Пальчиковая гимнастика

«Дружба».

Информационные памятки про новосибирских писателей и их произведения.

        

МАЙ

Режимные моменты

НОД

Работа с родителями

КВН «Знатоки родного края»

Задачи:

Обучающая: способствование развитию у детей интереса и желания в изучении родного края; его истории;

Развивающая: развивать мышления и воображения дошкольников, монологическую речь; развитие любознательности, самостоятельности, умения работать в коллективе.

Воспитательная: воспитывать гордость за свою Родину, уважение, желание беречь свой край.

Чтение Стихотворения  «О родном городе»

Дидактическое упражнение «Кто больше выделит и запомнит признаков города»

Проблемная ситуация: «Что было бы, если бы……?

Рисование «Город в будущем»

Физкультминутка: «Люблю по городу гулять» 

Выставка  детских рисунков

« Мой любимый город»

Основные направления и содержание деятельности с детьми во второй год обучения:

В 5-6 лет содержание работы по познавательно-речевому развитию усложняется. Дети знакомятся с климатическими особенностями, историей родного края, его прошлым и настоящим, достопримечательностями города, его гербом.  Расширяются задачи по ознакомлению с растительным и животным миром Новосибирска, разнообразием растений, лекарственными растениями; условиями обитания животных, дети знакомятся с «Красной книгой». Начинается знакомство с основными профессиями г. Новосибирска.

1.4. Планируемые результаты

Метапредметные результаты:

У детей  развит собственный познавательный опыт.

Повысится уровень развития образного, логического и пространственного мышление.

Повысится уровень развития воображения, кругозора, аналитического мышления и самоанализ.

Заложены предпосылки для развития творческого потенциал ребенка, его познавательной активности..

Предметные результаты:

Развиты умения слушать и понимать речь, а также ясно и последовательно выражать свои мысли.

Сформировано правильное звукопроизношение и грамматический строй речи.

Сформирован познавательный интерес к изучению родного района, города, области.

Расширены представления детей о Центральном районе города Новосибирска, самом городе Новосибирске, Новосибирской области, их истории, достопримечательностях, природных богатствах, людях-тружениках.

Личностные результаты:

У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Повысится уровень терпения, настойчивости, привычка и потребность к труду для достижения результата.

Сформированасамостоятельностьдетскоготворчества.

Расширены навыки позитивного межличностного общения и умение работать в коллективе, осознавать и выражать собственные эмоции.

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Режим организации занятий по программе определяется Календарным учебным графиком, который является приложением к программе. Календарный учебный график разрабатывается до начала каждого учебного года, согласовывается с заведующим ДОУ.

Календарный учебный график соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

Комплектование групп по программе: 1 и 2 недели сентября каждого учебного года.

Начало учебного года – с третьей недели сентября каждого учебного года.

Окончание учебного года – последняя неделя мая (первый год), по третью неделю мая (второй год).

Каникулярные, праздничные, выходные дни – в соответствии с трудовым кодексом РФ и действующими постановлениями правительства РФ.

2.2. Условия реализации программы

Занятия будут проходить в группе, где предоставляется возможность действовать рисовать, рассматривать книги и иллюстрации,  играть в дидактические игры.

Для реализации программы предусмотрено:

- оборудованная зона (столы для воспитанников, стулья, стенды, доска магнитная).

- технические средства обучения (ноутбук).

- учебно-методическое обеспечение (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, дидактические материалы, плакаты, картотека подвижных игр русского народа; пословицы и загадки русского народа; задания по исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности; достопримечательности Центрального района города Новосибирска; достопримечательности города Новосибирска; достопримечательности НСО; животные НСО; растения НСО; сказки народов Сибири.

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы

Для оценки результативности дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Ознакомление с окружающим – край, в котором я живу» применяются первичная и итоговая диагностика.

- Первичная диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года (сентябрь).

Цель: определение исходного уровня знанийвоспитанников.

Формы оценки: наблюдение за умениями ребенка в практической деятельности на специально организованном занятии.

- Итоговая диагностика осуществляется в конце учебного года (май).

Цель: оценка уровня достижений воспитанников по итогам года.

Формы оценки: наблюдение за умениями ребенка в практической деятельности на специально организованном занятии.

Результатом реализации данной программы на Стартовом уровне являются создание альбомов: «Моя группа», «Наш детский сад», «Наша семья», «Праздники дома и в детском саду», «Такие разные дома». На Базовом уровне создание альбомов: «Наш город: достопримечательности», «Наш город: природа и животный мир», «Наш город: знаменитые люди Новосибирска».

Формы контроля:

  • педагогическое наблюдение;
  • анализ детской деятельности.

Оценочные материалы представлены в Приложении 1.

2.4. Методические материалы

Методическое обеспечение: включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Учебно-методический комплект программы составляют:

  1. Схемы.
  2. Комплексы физминуток для снятия усталости, мышечного напряжения в процессе занятий продуктивной деятельностью.
  3. Инструкции для проведения бесед с детьми.
  4. Презентации к занятиям.
  5. Дидактические игры
  6. Макеты,
  7. Альбомы,
  8. Лэпбуки

Использование педагогических технологий: интерактивные (работа с проектором, показ видео материалов к занятиям), здоровьесберегающие (использование в работе экологических материалов, проведения с ними разминок: палочки, листья, спилы, перья и т.д.), проблемного обучения (создание в начале занятия проблемы/загадки, которую нужно решить прежде чем приступить к занятию.

Методы, применяемые при подготовке к занятиям:

Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений.

Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск).

Формы организации образовательного процесса: фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.

Алгоритм занятия:

I. Вводная часть  II. Основная часть  III. Заключительная часть

Вводная часть занятий предполагает подготовку воспитанников к работе, к восприятию материала, целеполагание.

В основной части занятия происходит мотивация деятельности воспитанников (например, познавательная задача, проблемное задание детям). Усвоение новых знаний и способов действий на данном этапе происходит через использование заданий и вопросов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся. Здесь же целесообразно применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются воспитанники самостоятельно. Для того, чтобы переключить активность воспитанников (умственную, речевую, двигательную), на занятиях проводятся физкультминутки.  

В заключительной части занятия проводится подведение итогов, рефлексия. В течение 2-3 минут внимание воспитанников акцентируется на основных идеях занятия. На этом же этапе воспитанники высказывают своё отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным.

Ключевым моментом занятий является деятельность самих обучающихся в которой они наблюдают и повторяют действия за педагогом, сравнивают сочетание цветов, делают выводы, оценку, выясняют закономерности, делают свои первые шаги.

Методика работы с воспитанниками строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельную поисковую активность дошкольников. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей. Необходимым условием организации занятий является психологическая комфортность воспитанников, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития, но и для нормального психофизиологического состояния.

Программа осуществляет интеграцию

  • в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную. Представления о малой родине успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»);
  • в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность, и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников);
  • в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций);
  • в процесс взаимодействия с семьями: создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и педагогами в социально-значимых событиях;
  • в непрерывную образовательную деятельность, проводимую в соответствии с расписанием.

2.5. Кадровое обеспечение

Занятия ведет педагог первой квалификационной категории Безрядина Зухра Борисовна.

Трудовые действия:

- Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации.

- Планирование и реализация образовательной работы в группе детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.

- Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей дошкольного возраста.

- Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка дошкольного возраста.

- Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.

- Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

- Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.

- Организация видов деятельности, осуществляемых в дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры, продуктивной; конструирования.

- Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

- Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

- Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.

Необходимые умения:

- Организовывать виды деятельности, осуществляемые в дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра, продуктивная; конструирование.

- Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой.

- Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.

- Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).

- Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

- Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Необходимые знания:

- Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми дошкольного возраста.

- Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания.

- Общие закономерности развития ребенка в дошкольном возрасте.

- Особенности становления и развития детских деятельностей в дошкольном возрасте.

- Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.

- Современные тенденции развития дошкольного образования.

  1. Список литературы

Для педагога:

  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. М.: УЦ Перспектива, 2011. 123 с.
  2. Герасимова З. Родной свой край люби и знай // Дошкольное воспитание.  2001. № 12.  С. 47-48.
  3. Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». М.: ТЦ «СФЕРА», 2005.
  4. Емельянова М. Исследовательская деятельность детей» //Ребёнок в детском саду, 2009. № 5.
  5. Жуковская Р.И. Родной край.  М.: Просвещение, 1990. 254 с.
  6. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? М.: ТЦ «СФЕРА», 2004.192 с.
  7. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь.  М.: Издат. дом «Цветной мир», 2014. 206 с.
  8. Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения» //Дошкольное воспитание. 2006. №12.

Для обучающихся:

  1. МолодоваЛ.П. «Игровые  занятия с детьми 4-5 лет». Минск, «Асвар», 2001. 123с.
  2. Соловьева Е. В. Наследие. И быль, и сказка…: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиц. отечеств.культуры.  М.: Обруч, 201. 164 с.

Для родителей (законных представителей):

  1. Медведева, И.Я. Книга для трудных родителей. М.: Просвещение, 1994. .268 с.
  2. Островская, Л. Познакомьте ребенка с родным городом // Дошкольное воспитание.  1986. № 4.  С. 56 – 60.

Интернет-источники

  1. Сайт «Символика НСО» [Электронный ресурс]. – URL:https://www.nso.ru/page/2260

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Диагностика результативности сформированных компетенций, обучающихся по программе осуществляется при помощи следующих методов диагностики и контроля: наблюдение, игры, опрос, практические задания.

В начале и конце учебного года проводится первичная и контрольная диагностика.

Речевое развитие

Методика «Расскажи по картинке» Р. С. Немова. Подходит для дошкольного возраста с 3 до 7 лет. Помогает определить активный словарь ребёнка. 

Изучение речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), Методы обследования речи - Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Познавательное развитие

Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.) Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы. https://docs.google.com/viewer?url=https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/03/29/metodika_voproshayka.docx&embedded=true 

Методика «Расскажи по картинке» Р. С. Немова. Цель: Помогает определить активный словарь ребёнка.

 Описание методики: Методика «Расскажи по картинке» Р. С. Немова определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.

1. Животные.

2. Растения.

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий.

Младшей группе, где воспитанникам  от 3 до 4 лет, то ребенку показывают серию картинок, представленных на рис. 27 и рис. 28. Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Картинки для детей от 3 до 4 лет к методике «Расскажи по картинке»            Картинки для детей от 3 до 4 лет «Расскажи по картинке»

Педагог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.

Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изображенные на рис. 29 и рис. 30. Далее ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет       «Расскажи по картинке» для детей от 4 до 5 лет

Оценка результатов

 3-в речи ребенка встречаются все 6-10 включенных в таблицу фрагментов речи.

2- в речи ребенка встречаются 2-5из включенных в таблицу фрагментов речи.

1- в речи ребенка встречаются 1-2 из содержащихся в таблице фрагментов речи.

Выводы об уровне развития

3 балла -  высокий.

2 балла -  средний.

1 балла  - низкий.

Таблица 1. Протоколирования  результатов диагностики  по методике «Расскажи по картинке» Р. С. Немова.

Дети

Фрагменты речи, фиксируемые в процессе  исследования

Существите-

льные

глаголы

Прилагатель-

ные

наречия

местоимения

союзы

предлоги

Сложные предложения

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1.

2.

3.  

4.

5.

Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.)

Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы. 

Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т.п., на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты). В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка. Картинки подбираются в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

Инструкция: Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка». Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках.

Обработка и интерпретация данных: полученные материалы обрабатываются по следующим критериям:

– широта охвата предметов, изображенных на картинках;

– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;

– тип вопросов.

1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования Пример: «Кто это?», «Что это?», «Какие?», «Что происходит?».

2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик Пример: «Зачем?», «Можно ли?», «Сколько?», «Из чего?».

3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений Пример: «Почему?», «Откуда?», «Для чего?», «С какой целью?».

4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения. Пример: «Что было бы?», «Как изменится,…если?», «Если бы?».

3 балла- ребенок задал 4 вопроса и более всех типов;

2 балла-  ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов;

1 балл-  ребенок задает от 1 до 2вопросов;

       Перевод баллов в уровень:

3 балла -  высокий уровень;

2 балла-  средний уровень;

1  балл - низкий уровень;

Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей, об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание.

Таблица 1. Протоколирования  результатов диагностики  по методике М. Б. Шумаковой

Дети

Устанавливающие вопросы

Определительные вопросы

Причинные вопросы

Вопросы-гипотезы

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1.

2.

3.  

4.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Край, в котором мы живем» для детей подготовительной к школе группы.

Образовательные задачи: закреплять представления детей о том, где и как живут коренные жители Севера ханты; расширять познавательный интерес  детей к народным традициям и обычаям, к  д...

«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)

В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Край в котором мы живем" (конкурс "Педагог года")

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детейстаршей  группы с ОНР в формеинтеллектуальной игрыТема:«Край, в котором мы живем»Цель: Форм...

Познавательно-исследовательский проект "Край в котором мы живем" для детей подготовительной группы

Цель проекта: воспитание у дошкольников нравственно – патриотических чувств, создание условий для развития познавательного интереса к истории малой родины и воспитание чувства любви к ней, приоб...

Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Край, в котором мы живем» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду,  родному городу, родно...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Край в котором мы живем"

Расширение представлений  детей о крае, в котором они живут....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Дом, в котором я живу»

Обобщить и систематизировать знания детей о своём доме; уточнить знания о своём месте жительства; Учить детей из частей составлять целое....