Занятие в подготовительной группе по познавательному развитию «На лесной полянке чудо – на листочках бантики…»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Баранова Нина Анатольевна

Занятие в подготовительной группе по познавательному развитию «На лесной полянке чудо – на листочках бантики…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе по познавательному развитию «На лесной полянке чудо – на листочках бантики…»

Задачи: Формировать и систематизировать представления детей о насекомых и среде их обитания. Расширять знания о пользе насекомых в природе и для жизни человека. Закрепить прием  симметрией с помощью складывания рисунка пополам - монотипия. Развивать умение выделять характерные признаки насекомых. Воспитывать интерес, внимательное и бережное отношение к насекомым.

Оборудование: магнитная доска, текст на доску объявлений; две картинки с животными без текста; изображения ульев, пчелы, меда, бабочек; обручи, малые мячи, маски медведей и пчел; картинки для жребия; картинка – схема появления бабочки; планшеты с заданием; листы бумаги А4, гуашь, кисть, баночки с водой, тряпочки.

Приглашаю детей к магнитной доске, оформленной как «Доска объявлений».

Воспитатель: Дети, посмотрите на доску. Что она вам напоминает?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Да, верно, это доска объявлений. Я вам зачитаю объявления , а вы постарайтесь догадаться, кто из животных их подал. «Кому нужны запасы меда на зиму, обращайтесь!»

Дети: пчела

Воспитатель: «Друзья, кому нужны иголки – могу поделиться!»

Дети: Ежик

Воспитатель: «Ложусь спать, прошу меня разбудить весной».

Дети: Медведь, еж

Воспитатель: «Устала ползать, хочу летать. Подарите, пожалуйста, крылья!

Дети: Гусеница

Воспитатель: «Достаю предметы с высоты!»

Дети: Жираф

Воспитатель: «Могу разбудить, чтобы не опоздали в детский сад – обращайтесь!»

Дети: Петух

Воспитатель: Ребята, у нас остались еще картинки без текста, предлагаю вам придумать объявления для этих животных.

Дети придумывают объявления, воспитатель помогает сформулировать правильно текст объявления. Затем предлагаю сесть на ковер.

Воспитатель: Ребята, разгадайте загадку.

Чей костюмчик золотой, Кто в пыльце, летит стрелой,

Кто жужжит и слышен звук, Ждёт кого цветистый луг?

Дети: Пчела

На магнитной доске появляются картинки: улья, пчелы, мед

Воспитатель: Дети, все вы видели пчелу. Что у нее общего с другими насекомыми и как можно отличить пчелу от других насекомых?

Ответы детей.

Воспитатель:  Вы правы. У пчелы 6 ножек, голова, грудь, брюшко, крылья. Усики. А отличия в том, что у пчелы на лапках есть маленькие щеточки, при этом на задних лапках – маленькие «коробочки». В них пчела переносит собранную пыльцу. Как вы думаете, почему пчелы жалятся?

Дети рассуждают сначала самостоятельно, затем воспитатель подводит к тому, что жало им необходимо, чтобы защищаться от врагов.

Воспитатель: Не надо бояться, что пчелы вас ужалят. Нужно правильно вести себя – не кричать и не махать руками. Пчела через жало выпускает яд, но для человека он не опасен. Его даже добавляют в лечебные мази. А какую пользу приносят пчелы растениям?

Дети: Пчелы опыляют растения.

Воспитатель: А какую пользу приносят людям?

Дети: Пчелы дают мед, яд, который добавляют в лекарства.

Воспитатель: Вы правы, пчелы умеют делать мед, но делают его для себя – это их зимняя еда, ведь зимой нет никаких цветов и негде брать нектар. Пчелы очень запасливые и трудолюбивые насекомые. За лето пчелы делают столько запасов, что хватает и пчелам, и людям. Люди разводят пчел, строят для них домики – улья. Когда ульев много, это место называют пасекой. Предлагаю игру «Я знаю пять….»

Дети встают в круг, воспитатель в центр круга с мячом. Педагог бросает мяч, при этом называя любое обобщающее слово, например «насекомые». Ребенок ловит мяч и говорит «Я знаю 5 насекомых….» и перечисляет их.

П/И: Дети делятся на две группы – «пчелы» и «медведи». Воспитатель раскладывает обручи – ульи на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы дети не сталкивались друг с другом. Внутрь кладет мяч – «горшочек меда». Пчелы летают вокруг ульев и охраняют мед.

Задача медведей – вытащить мед из ульев и не попасться пчелам. Если пчела жалит медведя, то медведь выбывает из игры. Медведь, доставший мед, может поделиться им с медведями, которые выбыли, тогда они снова смогут вернуться в игру.

После игры располагаемся на ковре и продолжаем беседу о насекомых.

Воспитатель: Дети, представьте себе, что произошло бы на земле, если бы все насекомые исчезли.

Дети высказывают свое мнение. Обратить внимание детей на то, что нужно говорить по очереди, не перебивать друг друга, можно дополнять ответы детей. Высказывания должны быть полными.

Воспитатель: Да, ребята, в природе все взаимосвязано: если небудет насекомых, погибнут птицы и звери, которые ими питаются. Насекомые делают природу ярче, красивее, ведь каждое насекомое уникально. Разгадайте загадки.

Рыжий, да не конь, Рогат, да не баран,

Дома его не любят И на базаре не купят. (таракан)

Показ таракана

Воспитатель: Таракан очень быстро бегает, попробуйте его поймать – и вы увидите, что это совсем не просто. За одну секунду он пробегает 30 сантиметров.

Длинный, мягкий и худой, Он живёт в земле сырой.

Только в небе солнце всходит, Он домой к себе уходит.

Но лишь дождичек пойдёт, Он на улицу ползёт…

Удивительный чудак, Этот дождевой…

Дети: Червяк

Воспитатель: показ червя. Дождевой червь за год перерабатывает столько земли, сколько может поместиться в пяти самосвалах. Земля, переработанная дождевыми червями. Становится рыхлой, в нее попадают воздух и влага. В такой земле хорошо растут растения.

Жук-вредитель, с виду – точка, Портит стебли и листочки:

Сок растения сосёт, Так  к погибели ведёт.

С ним все борются не зря, Жук-вредитель – это….

Дети: Тля

Воспитатель:  показ тли. Тля – самое «сладкое» насекомое, поэтому ее так любят птицы и некоторые животные. Эти насекомые ежедневно выделяют в почву большое количество сахара. Живет тля недолго – всего 4-5 дней.

Спал цветок и вдруг проснулся: Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел

Дети: Бабочка

Воспитатель: показ бабочки. Дети, почему в загадке бабочку сравнивают с цветком?

Дети: Потому что она яркая, похожа на цветок, разноцветная.

Воспитатель: На лесной полянке чудо – на цветочках бантики,

Это бабочки расселись как цветные фантики.

Вот какие чудесные насекомые - бабочки. Посмотрите на карточки- схемы, которые показывают, как бабочка появляется на свет: сначала она откладывает яйцо, из яйца появляется гусеница. Она много ест и быстро растет, а потом превращается в куколку – кокон, из куколку в бабочку. Расставьте, пожалуйста, цифры правильно.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Бабочки бывают огромные, как птицы, и маленькие – с ноготок. (Показ разных бабочек). Что у всех бабочек есть особенного?

Дети: Почти прозрачные крылышки.

Воспитатель: Вы правильно отметили, что крылья у бабочек особенные. Они у всех бабочек прозрачные и сверху покрыты крошечными цветными чешуйками. Если бабочку неосторожно взять в руки, то чешуйки можно повредить, и бабочка на сможет больше летать. Бабочки очень нежные насекомые и относиться к ним нужно бережно. Сегодня я предлагаю вам нарисовать бабочку необычным способом. Называется он «монотипия». Это когда нужно рисовать на одной половинке листа, а другую просто припечатать, и получится целая картинка. Посмотрите на бабочку. У нее две пары крыльев. На одной из половинок листа мы быстро нарисуем (показываю) обычные пятна любой формы и накроем сверху другой половинкой и разгладим сверху ладошками. А теперь раскроем , что получилось.

Дети рассматривают.

Воспитатель: Хотите попробовать сами?

Дети: да!

Воспитатель: Присаживайтесь за столы и приступайте к работе.

Когда закончат рисовать предложить нарисовать усики, голову и брюшко.

Воспитатель: Когда работы высохнут, мы оформим выставку рисунков. Ребята, вам было интересно сегодня? Что вы расскажете дома своим родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Моя малая родина»

Задачи: -Продолжать знакомить детей с малой родиной - п. Березовкой, воспитывать любовь к ней;- Обогащать знания детей о поселке, о местном фольклоре....

Интегрированное занятие в подготовительной группе по познавательному развитию «Моя Россия»

Целью данного конспекта является закрепление знаний детей о природе России, о народных умельцах, о русских народных инструментах, воспитание у детей интереса к истории своей страны, чувство любв...

Занятие в подготовительной группе по познавательному развитию "Кузьминки - об осени одни поминки".

Цель занятия - рассказать детям о народных приметах и обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна. Воспитывать интерес к народному быту....

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию. "Колыбель истории. Санкт - Петербург"

данный материал поможет педагогам обобщить и углубить знания детей о городах России...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний»/

Программное содержание:Упражнять детей в решении задач на сложение и вычитание, закреплять названия геометрических фигур, упражнять в ориентировке на листе бумаги, употреблять слова «влево», «вп...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Медали для героев»

Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам ВОВ, развивать уважение и доброжелательность к людям....