Образовательная ситуация в старшей группе "Созвездие Большая медведица"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Материал предназначен для воспитателей и родителей. Основная цель : формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о созвездиях и звездной карте.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная ситуация в старшей группе
«Созвездие Большая медведица»
Педагог: Смирнова Светлана Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №97»
г. Ярославль
Сценарий образовательной ситуации
(интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие)
в старшей группе.
Тип ситуации: «Открытие нового знания»
Тема: «Созвездие Большая Медведица»
Основная цель: формирование представлений о созвездиях и звездной карте.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с историей возникновения созвездия «Большая медведица»
- Уточнить представления детей о правилах группового взаимодействия.
Развивающие:
- Развивать мыслительные операции и психические процессы:
- анализ (при выборе транспортного средства)
- знаковое мышление (при интерпретации условных обозначений)
- зрительное внимание и наблюдательность (при рассматривании созвездий)
-слуховое внимание и память (при решении математических задач)
2. Развивать интегративные качества детей:
- «Любознательный, активный»
- «Эмоционально отзывчивый»
- «Овладевший средствами общения»
- «Способный управлять своим поведением»
- «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
- «Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательных областях: познание, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие»
Воспитательные:
- Развивать коммуникативные умения.
- Способствовать формированию поведения детей в соответствии с гендерной принадлежностью.
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
Раздаточный материал:
- карандаши простые
- ½ тетрадного листа в крупную клетку
- кисти для рисования
- черная акварель
- баночки с водой
- ¼ листа картона формата А-4 с нарисованным белой свечой созвездием «Большая медведица»
Демонстрационный материал:
- листы черного картона формата А-4 с изображением созвездий
(фото 1), в том числе «Большая медведица»
- иллюминатор в форме черного круга из листа ватмана
- телеграмма
- картинки с изображением транспортных средств: воздушного шара, самолета, вертолета, автомобиля, космического корабля
- карточка с символами: требования к транспортному средству для полета в космос
- условные обозначения правил работы в группе (фото 2)
- энциклопедия
- линейка
Предварительная работа:
- беседа о космосе и космических объектах
- наблюдение с родителями за звездным небом
- графические диктанты
- знакомство с правилами группового взаимодействия
Оборудование:
- мольберт (можно использовать интерактивную панель)
- магнитофон (музыкальное сопровождение по выбору педагога)
- в одной половине группы свободное пространство, в другой стулья вокруг сдвинутых вместе столов, рядом мольберт с «иллюминатором»
1.Введение в игровую ситуацию (стоя около воспитателя)
(«хочу-могу-надо»)
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
Требования:
- ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
- обращение к личному опыту детей;
- создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность;
Приглашаю ребят подойти.
- Ребята, вы когда-нибудь смотрели на ночное небо? (Да, смотрели)
-Что можно увидеть на небе? (Звезды, Луну)
-Сколько на небе звезд? (много, не знаем)
- Звезд на небе несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано маленькими сверкающими точками (стук в дверь, приносят телеграмму или присылают на электронную почту воспитателя)
«Дорогие ребята, к вам обращаются сотрудники астрономической станции с просьбой помочь составить звездную карту. Нам необходима информация о созвездии «Большая медведица». Все, что вы узнаете, присылайте по адресу: г. Москва ул. Свободы дом 5 станция астрономов «Звезда». Заранее благодарим за оказанную помощь»
- Вы хотите помочь астрономам? (да, хотим)
- Вы сможете это сделать? (сможем)
- Почему вы так уверены? (мы дружные, смелые)
- Что для этого надо сделать? (полететь в космос, прочитать в книге)
2.Актуализация в игровой ситуации (стоя около воспитателя, сидя на стульях)
Цель: Выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
- Актуализация изученных способов действия и знаний, достаточных для построения нового знания.
- Ребята, вы знаете что-нибудь о космосе? (да, я смотрел по телевизору)
-Что должен уметь космонавт, чтобы составить звездную карту? (должен уметь ориентироваться на бумаге, рисовать)
-Что вам потребуется взять с собой? (карандаши, бумагу, фотоаппарат)
- Выбирайте транспортное средство, которое подойдет для полета в космос.
-Какие особенности вы будете учитывать? (быстрота полета, должно лететь вверх, металлический корпус, чтобы было место для всех ребят)
(воспитатель символами рисует ответы детей)
Дидактическая игра «Выбор транспорта»
Дидактические задачи:
- закрепить представления детей о видах транспорта
- тренировать мыслительные операции анализа и синтеза
- закрепить знание знаковой символики
(дети по одной переворачивают картинки лицевой стороной и объясняют, соответствует ли транспортное средство их требованиям)
- Чтобы наш космический корабль взлетел, нужно заранее все рассчитать. Ошибка в расчетах может привести к срыву полета. Присаживайтесь.
Дидактическая игра «Зарядка для ума»
Дидактические задачи:
-закрепить умение решать математические задачи
- развивать слуховое внимание и память
1. За одну минуту сгорает две тонны топлива. Сколько топлива сгорит за две минуты?
2. У ракеты 5 двигателей. Сколько останется двигателей, если в ходе полета отключить два двигателя?
3. В группе 10 человек. В ракете 4 места для экипажа. Сколько должно быть мест для пассажиров?
- Расчеты закончены, космический корабль к полету готов!
- А ваша группа к полету готова? (да)
- Тогда назовите правила работы в группе (если что-то не поняли, переспроси; в группе должен быть ответственный; свое несогласие высказывай вежливо; если один говорит, то другие слушают; в группе работать должен каждый)
- Предлагайте, кто из вас будет командиром корабля (Владик)
- Мальчики, приглашайте в пару девочек, помогайте им! Прошу экипаж и членов экспедиции занять свои места. Внимание, до старта 10 секунд! Командир начинает обратный отсчет времени, остальные помогают (дети считают от 10 до 0)
- Старт! Летим! Чувствуете, как ваше тело стало легкое, невесомое? Значит, мы в космосе, а здесь предметы ничего не весят. Это называется невесомость. Поэтому надо передвигаться медленно, не делать резких движений.
3.Затруднение в игровой ситуации (стоя в парах, сидя за столами)
Цель: Организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования:
- создание ситуации затруднения;
- фиксация в речи причины затруднения
- Ребята, о чем нас попросили астрономы? (помочь составить звездную карту, узнать о созвездии Большая медведица)
- Посмотрите в иллюминатор, что вы видите? (звезды, созвездия)
(на мольберте на фоне «иллюминатора» появляются изображения созвездий)
- Почему вы решили, что это созвездия? (они похожи на какие-то фигуры)
- Скорее садитесь и отмечайте, как расположены звезды в созвездии «Большая медведица»!
- Получилось? (нет)
- Почему не получилось? (не знаем, как рисовать; не знаем, где это созвездие)
- Значит, что вам надо узнать? (про созвездие Большая медведица)
- Где вы можете это узнать? (спросить у взрослых, прочитать в умной книге)
4. Открытие нового знания
Цель: Организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования:
-организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
-фиксация нового знания в речи и знаково;
-создание ситуации успеха
- Я как раз захватила с собой энциклопедию. Устраивайтесь в космической лаборатории, пристегивайтесь, чтобы не улететь (педагог читает о созвездии «Большая медведица» и звездной карте)
- На что похоже созвездие «Большая медведица»? (на ковш)
- Вы запомнили, как располагаются звезды в этом созвездии? (нет)
- А как запомнить? (сфотографировать)
- Я сделала несколько снимков, надо проявить фотографии. Но их только четыре штуки, а вас много, что нам делать? (разделиться на команды)
- Командир, дели ребят на команды! (дети, стоя вокруг столов, закрашивают листы с разными созвездиями)
- Под какой цифрой нужное созвездие? (под цифрой 3)
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: Закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
Требования:
-соответствие используемых игр цели занятия;
-индивидуальные затруднения в играх;
-ситуация успеха в совместной деятельности;
Педагог выставляет фотографии на мольберт.
- У вас получилась карта? (нет)
- На чем чертят звездную карту? (на бумаге)
- У меня с собой листы, каждая клетка – это космический километр. Я буду измерять расстояние между звездами специальным прибором, а вы чертите на бумаге созвездие. Но сначала необходимо провести космическую разминку.
Пальчиковая гимнастика «В синем небе»
«В синем небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете,
День летит и ночь летит,
И на землю вниз глядит»
(поочередно соединять пальцы с большим пальцем, одновременно на обеих руках)
- Присаживайтесь! (дети выполняют графический диктант)
(фото 3)
- Помогите тем, у кого не получилось.
6. Итог (стоя, сидя на стульях)
Цель: Организация рефлексии и самооценки деятельности.
Требования:
- организация анализа детской цели;
- фиксация нового знания в речи;
- определение выполнения взрослой цели.
- Пора возвращаться в детский сад, отправляемся в обратный путь!
До приземления 10 секунд. Командир начинает обратный отсчет, помогайте ему (дети считают от 10 до 0)
- Вот мы и вернулись в детский сад, присаживайтесь.
- Расскажите Светлане Алексеевне, где вы были (в космосе)
- Кому вы помогали? (астрономам)
- Что нового узнали? (узнали о созвездии Большая медведица)
- Было что-то трудное? (чертить карту)
- Где вам могут пригодиться ваши новые знания? (в школе)
- Молодцы! Мы вами очень гордимся! Вы справились с таким трудным заданием, теперь ваши звездные карты можно отправить астрономам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная ситуация для старших дошкольников
Образовательная ситуация для старших дошкольников "Почему говорят: "На то шука в водах, чтоб карась не дремал". Знакомство детей с обитателем водоемов щукой....

образовательная ситуация для старших дошкольников "Как вести себя в природе"
правила поведения в лесу, около водоема....
Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по обучению детей рассказыванию по картине "Ежи" с опорой на схему - алгоритм
Главная проблема современных детей состоит в том, что их с самого раннего детства окружает большое количество гаджетов (говорящие игрушки и книги, компьютерные игры и многое другое). Вследствии чего у...
конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по познавательному и художественно - эстетическому развитию "Путешествие во времени по поселку Мостовскому"
Игровая образовательная ситуация по познавательному и художественно – эстетическому развитию с использованием ЦОР в старшей группе по теме «Путешествие во времени по поселку Мостовскому». Ц...
Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по теме: «Прогулка в осенний лес»
Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группепо теме: «Прогулка в осенний лес» Автор конспектавоспитатель МБДОУ детского сада № 16 ст. ГубскойТроцик Юлия Викторовна Воспит...

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе (интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»). Тема: «Земноводные»
Тип ситуации: открытие нового знания.Тема: «Земноводные».Основная цель: Формирование умения находить отличительные особенности земноводных от рыб и от животных.Задачи:Образовательные:1. Ра...

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе Тема: «Подарок для мамы» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Образовательная область«Художественно-эстетическое развитие»Возраст детей, группа5-6 лет, старшая группаТема«Подарок для мамы »Цельвызвать у детей желание заниматься творчество...
