Образовательная ситуация в старшей группе "Созвездие Большая медведица"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Смирнова Ю.

Материал предназначен для воспитателей и  родителей. Основная цель : формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о созвездиях и звездной карте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozvezdie_bolshaya_medveditsa.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация в старшей группе

«Созвездие Большая медведица»

Педагог: Смирнова Светлана Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории

МДОУ «Детский сад №97»

г. Ярославль

Сценарий образовательной ситуации

(интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие)

в старшей группе.

Тип ситуации: «Открытие нового знания»

Тема: «Созвездие Большая Медведица»

Основная цель: формирование представлений о созвездиях и звездной карте.

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить детей с историей возникновения созвездия «Большая медведица»
  2. Уточнить представления детей о правилах группового взаимодействия.

Развивающие:

  1. Развивать мыслительные операции и психические процессы:

- анализ (при выборе транспортного средства)

- знаковое мышление (при интерпретации условных обозначений)

- зрительное внимание и наблюдательность (при рассматривании созвездий)

-слуховое внимание и память (при решении математических задач)

2. Развивать интегративные качества детей:

- «Любознательный, активный»

- «Эмоционально отзывчивый»

- «Овладевший средствами общения»

- «Способный управлять своим поведением»

- «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

- «Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательных областях: познание, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие»

Воспитательные:

  1. Развивать коммуникативные умения.
  2. Способствовать формированию поведения детей в соответствии с гендерной принадлежностью.
  3. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

Раздаточный материал:

- карандаши простые

- ½ тетрадного листа в крупную клетку

- кисти для рисования

- черная акварель

- баночки с водой

- ¼ листа картона формата А-4 с нарисованным белой свечой созвездием «Большая медведица»

Демонстрационный материал:

- листы черного картона формата А-4 с изображением созвездий

(фото 1), в том числе «Большая медведица»

- иллюминатор в форме черного круга из листа ватмана

- телеграмма

- картинки с изображением транспортных средств: воздушного шара, самолета, вертолета, автомобиля, космического корабля

- карточка с символами: требования к транспортному средству для полета в космос

- условные обозначения правил работы в группе (фото 2)

- энциклопедия

- линейка

Предварительная работа:

- беседа о космосе и космических объектах

- наблюдение с родителями за звездным небом

- графические диктанты

- знакомство с правилами группового взаимодействия

Оборудование:

- мольберт (можно использовать интерактивную панель)

- магнитофон (музыкальное сопровождение по выбору педагога)

- в одной половине группы свободное пространство, в другой стулья вокруг сдвинутых вместе столов, рядом мольберт с «иллюминатором»

1.Введение в игровую ситуацию (стоя около воспитателя)

(«хочу-могу-надо»)

Цель: создание интересной мотивации к деятельности.

Требования:

- ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

- обращение к личному опыту детей;

- создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность;

Приглашаю ребят подойти.

- Ребята, вы когда-нибудь смотрели на ночное небо? (Да, смотрели)

-Что можно увидеть на небе? (Звезды, Луну)

-Сколько на небе звезд? (много, не знаем)

- Звезд на небе несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано маленькими сверкающими точками (стук в дверь, приносят телеграмму или присылают на электронную почту воспитателя)

«Дорогие ребята, к вам обращаются сотрудники астрономической станции с просьбой помочь составить звездную карту. Нам необходима информация о созвездии «Большая медведица». Все, что вы узнаете, присылайте по адресу: г. Москва ул. Свободы дом 5 станция астрономов «Звезда». Заранее благодарим за оказанную помощь»

- Вы хотите помочь астрономам? (да, хотим)

- Вы сможете это сделать? (сможем)

- Почему вы так уверены? (мы дружные, смелые)

- Что для этого надо сделать? (полететь в космос, прочитать в книге)

2.Актуализация в игровой ситуации (стоя около воспитателя, сидя на стульях)

Цель: Выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:

- Актуализация изученных способов действия и знаний, достаточных для построения нового знания.

- Ребята, вы знаете что-нибудь о космосе? (да, я смотрел по телевизору)

-Что должен уметь космонавт, чтобы составить звездную карту? (должен уметь ориентироваться на бумаге, рисовать)

-Что вам потребуется взять с собой? (карандаши, бумагу, фотоаппарат)

- Выбирайте транспортное средство, которое подойдет для полета в космос.

-Какие особенности вы будете учитывать? (быстрота полета, должно лететь вверх, металлический корпус, чтобы было место для всех ребят)

(воспитатель символами рисует ответы детей)

Дидактическая игра «Выбор транспорта»

Дидактические задачи:

- закрепить представления детей о видах транспорта

- тренировать мыслительные операции анализа и синтеза

- закрепить знание знаковой символики

(дети по одной переворачивают картинки лицевой стороной и объясняют, соответствует ли транспортное средство их требованиям)

- Чтобы наш космический корабль взлетел, нужно заранее все рассчитать. Ошибка в расчетах может привести к срыву полета. Присаживайтесь.

Дидактическая игра «Зарядка для ума»

Дидактические задачи:

-закрепить умение решать математические задачи

- развивать слуховое внимание и память

1. За одну минуту сгорает две тонны топлива. Сколько топлива сгорит за две минуты?

2. У ракеты 5 двигателей. Сколько останется двигателей, если в ходе полета отключить два двигателя?

3. В группе 10 человек. В ракете 4 места для экипажа. Сколько должно быть мест для пассажиров?

- Расчеты закончены, космический корабль к полету готов!

- А ваша группа к полету готова? (да)

- Тогда назовите правила работы в группе (если что-то не поняли, переспроси; в группе должен быть ответственный; свое несогласие высказывай вежливо; если один говорит, то другие слушают; в группе работать должен каждый)

- Предлагайте, кто из вас будет командиром корабля (Владик)

- Мальчики, приглашайте в пару девочек, помогайте им! Прошу экипаж и членов экспедиции занять свои места. Внимание, до старта 10 секунд! Командир начинает обратный отсчет времени, остальные помогают (дети считают от 10 до 0)

- Старт! Летим! Чувствуете, как ваше тело стало легкое, невесомое? Значит, мы в космосе, а здесь предметы ничего не весят. Это называется невесомость. Поэтому надо передвигаться медленно, не делать резких движений.

3.Затруднение в игровой ситуации (стоя в парах, сидя за столами)

Цель: Организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования:

- создание ситуации затруднения;

- фиксация в речи причины затруднения

- Ребята, о чем нас попросили астрономы? (помочь составить звездную карту, узнать о созвездии Большая медведица)

- Посмотрите в иллюминатор, что вы видите? (звезды, созвездия)

(на мольберте на фоне «иллюминатора» появляются изображения созвездий)

- Почему вы решили, что это созвездия? (они похожи на какие-то фигуры)

- Скорее садитесь и отмечайте, как расположены звезды в созвездии «Большая медведица»!

- Получилось? (нет)

- Почему не получилось? (не знаем, как рисовать; не знаем, где это созвездие)

- Значит, что вам надо узнать? (про созвездие Большая медведица)

- Где вы можете это узнать? (спросить у взрослых, прочитать в умной книге)

4. Открытие нового знания

Цель: Организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Требования:

-организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;

-фиксация нового знания в речи и знаково;

-создание ситуации успеха

- Я как раз захватила с собой энциклопедию. Устраивайтесь в космической лаборатории, пристегивайтесь, чтобы не улететь (педагог читает о созвездии «Большая медведица» и звездной карте)

- На что похоже созвездие «Большая медведица»? (на ковш)

- Вы запомнили, как располагаются звезды в этом созвездии? (нет)

- А как запомнить? (сфотографировать)

- Я сделала несколько снимков, надо проявить фотографии. Но их только четыре штуки, а вас много, что нам делать? (разделиться на команды)

- Командир, дели ребят на команды! (дети, стоя вокруг столов, закрашивают листы с разными созвездиями)

- Под какой цифрой нужное созвездие? (под цифрой 3)

5. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: Закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.

Требования:

-соответствие используемых игр цели занятия;

-индивидуальные затруднения в играх;

-ситуация успеха в совместной деятельности;

Педагог выставляет фотографии на мольберт.

- У вас получилась карта? (нет)

- На чем чертят звездную карту? (на бумаге)

- У меня с собой листы, каждая клетка – это космический километр. Я буду измерять расстояние между звездами специальным прибором, а вы чертите на бумаге созвездие. Но сначала необходимо провести космическую разминку.

Пальчиковая гимнастика «В синем небе»

«В синем небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете,

День летит и ночь летит,

И на землю вниз глядит»

(поочередно соединять пальцы с большим пальцем, одновременно на обеих руках)

- Присаживайтесь! (дети выполняют графический диктант)

(фото 3)

- Помогите тем, у кого не получилось.

6. Итог (стоя, сидя на стульях)

Цель: Организация рефлексии и самооценки деятельности.

Требования:

- организация анализа детской цели;

- фиксация нового знания в речи;

- определение выполнения взрослой цели.

- Пора возвращаться в детский сад, отправляемся в обратный путь!

До приземления 10 секунд. Командир начинает обратный отсчет, помогайте ему (дети считают от 10 до 0)

- Вот мы и вернулись в детский сад, присаживайтесь.

- Расскажите Светлане Алексеевне, где вы были (в космосе)

- Кому вы помогали? (астрономам)

- Что нового узнали? (узнали о созвездии Большая медведица)

- Было что-то трудное? (чертить карту)

- Где вам могут пригодиться ваши новые знания? (в школе)

- Молодцы! Мы вами очень гордимся! Вы справились с таким трудным заданием, теперь ваши звездные карты можно отправить астрономам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная ситуация для старших дошкольников

Образовательная ситуация для старших дошкольников "Почему говорят: "На то шука в водах, чтоб карась не дремал". Знакомство детей с обитателем водоемов  щукой....

Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по обучению детей рассказыванию по картине "Ежи" с опорой на схему - алгоритм

Главная проблема современных детей состоит в том, что их с самого раннего детства окружает большое количество гаджетов (говорящие игрушки и книги, компьютерные игры и многое другое). Вследствии чего у...

конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по познавательному и художественно - эстетическому развитию "Путешествие во времени по поселку Мостовскому"

Игровая образовательная ситуация по познавательному и художественно – эстетическому развитию с использованием ЦОР в старшей группе по теме «Путешествие во времени по поселку Мостовскому». Ц...

Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по теме: «Прогулка в осенний лес»

Конспект игровой образовательной ситуации в  старшей группепо теме: «Прогулка в осенний лес» Автор конспектавоспитатель МБДОУ детского сада № 16 ст. ГубскойТроцик Юлия Викторовна Воспит...

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе (интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»). Тема: «Земноводные»

Тип ситуации: открытие нового знания.Тема: «Земноводные».Основная цель: Формирование умения находить отличительные особенности земноводных от рыб и от животных.Задачи:Образовательные:1. Ра...

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе Тема: «Подарок для мамы» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Образовательная область«Художественно-эстетическое развитие»Возраст детей, группа5-6 лет, старшая группаТема«Подарок для мамы »Цельвызвать у детей желание заниматься творчество...