Проект "С чего начинается Родина?"
проект по окружающему миру (младшая группа)
нравственно- патриотическое воспитание младших дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 303.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ
детский общеразвивающего вида п. Песочное
Проект по нравственно- патриотическому воспитанию во второй младшей группе
«С чего начинается Родина?»
С чего начинается Родина?
Она начинается с малого –
с любви к своей семье,
к своему дому.
Автор: Лисеева Н.Н, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида п.Песочное.
Актуальность
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Д.С. Лихачев
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка сама собой, чувство любви и уважения к тому месту, где живёт ребёнок необходимо формировать с раннего возраста. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи». А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем - это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины у ребенка связывается с местом, где он родился и живёт.
Данный проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого
человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над
проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и
развития детско–родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку,
что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять
значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать
к детям чувство привязанности к семье и дому. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.
Цель: формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств на основе создания благоприятных условий при ознакомлении детей с родным краем.
Задачи проекта.
- Прививать любовь к родному поселку, детскому саду, семье, родным людям.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
- Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Формировать у детей положительное отношение к детскому саду.
- Формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
- Учить жить дружно, помогать друг другу.
- Развивать игровые, познавательные, речевые способности детей.
- Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты.
Дети:
- Имеют представления о себе, своей семье, членах семьи, традициях
- Проявляется любознательность, развитие творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Проявление чувства гордости за свою семью, за свою Родину.
Родители:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Вид проекта: познавательно – творческий, игровой
Термин выполнения: долгосрочный февраль-май 2025г
Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы, родители.
Предполагаемый продукт проекта: фотоальбомы «Я и моя семья», поздравительные открытки на 23 февраля и 8 марта.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап | ||
|
| – анализ результатов проекта. |
План работы
Подготовительный этап | |
№ | Содержание работы | Участники | Ответственные |
1 | Целеполагание (выявление проблемы, цели и задачи проекта), определяется продукт проекта. | Воспитатель
| Воспитатель |
2 | Разработка проекта, подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед | Воспитатель, дети 2 младшей группы | Воспитатель |
3 | Выполнение проекта- организация совместной работы детей и педагога над проектом. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. | Воспитатель, дети 2 младшей группы | Воспитатель |
4 | Подведение итогов | Воспитатель, дети 2 младшей группы, родители | Воспитатель |
Содержание работы
Месяц | Форма работы | Цель | |
Февраль | 1неделя | Беседы: «Кто есть в моей семье», «Любимые занятия членов нашей семьи». Рассматривание фотоальбома «Моя семья», с рассказом о своей семье Рисование «Укрась рукавичку- домик» Д/и «Чей малыш?» Инсценировка сказки «Репка» Знакомство со стихотворениями о семье «Моя семья» Н. Майданик, «Моя дружная семья» А. Буев. Пальчиковая гимнастика « Дом», «Семья» | Выявить уровень знаний у детей о семье. Вызвать интерес к решению поставленной задачи. Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роль в данном проекте. Совершенствовать навыки общения с детьми. Обогатить предметно-развивающую среду в группе для реализации проекта. Развивать долговременную память, мышление, речь детей, учить внимательно, слушать произведения |
3-4 неделя | Беседа с детьми о папе «Что умеет делать папа?» «Любимый дедушка» Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Изготовление подарков для пап, Стихи : А. Барто «Самолёт, Моряк» Чтение потешек «Из за леса, из за гор, едет дедушка Егор» Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» | Осуществлять патриотическое воспитание; знакомить с «военными «профессиями; воспитывать любовь к Родине; формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). Развивать умения слушать произведения, читать наизусть небольшие потешки и авторские стихотворения. | |
Март | 1неделя | Беседы с детьми: «Мамы есть у всех», «Почему я люблю бывать у бабушки и дедушки?» Заучивание стихов и чистоговорок о маме. Ознакомление с художественной литературой: Е.Благинина «Посидим в тишине», «Наступает мамин праздник», «Я маму люблю» (христоматия) Сказки: «Лиса -нянька» «Ленивая Бурчолина» Аппликация «Цветы для мамы» (подарок для мамы) | Обратить внимание детей на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д. Объясняем детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. Создавать благоприятную эмоциональную обстановку в группе, учить заботиться друг о дружке. Предлагать детям передавать в аппликациях красоту окружающих предметов, развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду искусства |
3 неделя | Беседы: «Мой родной поселок», «Что я видел по дороги в детский сад?», Игровая деятельность: Д/ и : «Кто я?», «Как я дома помогаю», «Маленькие помощники», «Кто, что делает?», «Вежливые слова», «Кто где живет?», «Назови ласково» Экскурсии на пищеблок, прачечную, медицинский кабинет по территории детского сада. Рассматривание предметов быта в музее «Русская изба». Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом» | Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию. Иметь представление о людях, их взаимоотношениях. Формирование интереса к родному краю, развитие любознательности. Совершать положительные поступки, движимые мотивами гуманности и справедливости. Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем. Формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный этап в познании родного края. Испытывают чувство гордости за знаменитых земляков. Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и преумножать богатство своего родного края. | |
Апрель | 1неделя | Беседы: «Чем занимаемся в детском», «Кто работает в детском саду», «Как зовут по имени, отчеству работников детского сада». Сюжетно – ролевые игры по теме проекта: «Дочки – матери», «В гости к бабушке», «Купание куклы (дочки)» Инсценировка сказки «Теремок» Коллективный труд в группе «Мы помощники». «День добрых дел» Конструирование из геометрических фигур «Космическая ракета» | Обучать детей соблюдать порядок в уголках. Приучать к опрятности не только себя, но и кукол, аккуратно расставлять посуду, воспитывать эстетичность и красоту. Обучать детей правильному порядку одевания, умение складывать в определенном порядке снятую одежду после прогулки. Приучать к опрятности, привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий, самостоятельности. Выявление умений самостоятельно различать строительные детали по названию или предъявленному образцу, самостоятельно воспроизводить постройку на основе анализа конкретного образца. Выявление умений разрабатывать замысел конструкции. |
3 неделя | Беседы с детьми «Мой адрес», "У кого какой дом" Аппликация «Дома высокие и низкие». Конструирование «Построим дом для своей семьи». Наблюдение за транспортом на улице (прогулки с родителями в выходные дни). Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов транспорта. Беседы с детьми о правилах поведения на улице. Сюжетно-ролевая игра «Автобус». | Знакомить с понятиями «улица», «адрес», «домашний адрес»; способствовать запоминанию своего адреса; познакомить детей с названием улиц, на которых они проживают: с тем, что у каждого дома, каждой квартиры есть свой номер; воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее. | |
Май | 1неделя | «Путешествие по родному поселку» - рассматривание иллюстраций Сюжетно-ролевая игра «Пора обедать» Настольные игры: «Собери семью», «Мой дом». Подвижные игры: «У бабушки Маланьи». Подвижная игра с речевым сопровождением «Кто живет у нас в квартире?» | Закреплять знания об овощах, посуде, прививать культуру поведения за столом. Формировать умение придерживаться выбранной роли, действовать согласно ей. Развитие физической активности; знакомство с русскими народными играми. |
3 неделя | Трудовая деятельность на участке, содержание игрушек в порядке, коллективный труд, трудовые поручения в группе и дома. Пальчиковая гимнастика по теме «Семья». Подвижные игры:«Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Попади в цель», «Гуси – лебеди», «Карусель». Педагогическое наблюдение за дошкольниками в процессе игр с целью определения знаний по теме проекта | Развитие трудовой деятельности, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Воспитание желания участвовать в трудовой деятельности. Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Упражнять в приседании, беге. Развивать у детей внимание. Помочь детям запоминать чистоговорки, учить выразительно читать их. Выявление уровня знаний по теме проекта. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности | |
Рекомендации родителям | В рамках нашего проекта : Изготовление фотоальбома «Моя семья» ; «Моя улица и дом» , «Транспорт моего поселка» Из конструктора, который есть дома построить «Мы построим новый дом».(фото) «Как я помогаю дома маме (папе)» фото Памятка для родителей «Правила семейного воспитания» Консультации для родителей на тему: Что такое для человека семья? «Здоровая семья –счастливый ребенок»; | Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам и способствовать развитию умения узнавать по фотографиям и называть членов семьи, их действия; понимания, что у других детей тоже есть своя семья, родители, что родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге. Знакомить с понятиями «улица», «адрес», «домашний адрес»; способствовать запоминанию своего адреса; познакомить детей с названием улиц, на которых они проживают: с тем, что у каждого дома, каждой квартиры есть свой номер; воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее. Формировать знания детей о транспорте нашего поселка; уточнять представления о грузовых и легковых автомобилях, о пассажирском виде транспорта; знакомить детей с элементарными правилами поведения на улице. | |
Вывод: В ходе работы по проекту, детям была интересна тематика проекта, они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях и образовательной деятельности.
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, игры, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, сформировались элементарные представления о родном поселке, его достопримечательностях, природном окружении. Дети испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, родному городу.
В результате творческой работы самых активных семей в группе появилась фотоальбом «Моя семья», которая пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье.
Результативность проекта
В условиях реализации проекта:
• У детей сформировались первоначальные представления о семье, дети научились называть членов семьи по именам.
• У детей сформировались элементарные представления о родном поселке, о его объектах и достопримечательностях.
• У детей появился интерес к своей малой Родине - к своему поселку;
• У детей сформировались доброжелательные чувства со взрослыми и сверстникам;
• У детей сложились первоначальные представления о природе родного края.
• В результате тесного взаимодействия родителей и детей укреплены семейные связи и ценности.
• В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей
Дети умеют правильно называть своё имя, имена членов семьи, называть их по имени или имени и отчеству;
•Развились добрые, нежные чувства к своим близким.
•Дети стали внимательнее и наблюдательнее к своим родителям.
•У детей появилось желание делать подарки своим близким, радовать их рисунками, поделками.
•Дети познакомились с понятием –семья.
•Сформировались простейшие навыки вежливого общения.
•Привился интерес ребенка к своей семье, своему дому.
•Повысилась заинтересованность родителей в вопросах патриотического воспитания (выучили с детьми домашний адрес, имя и отчество родителей, бабушек и дедушек, появилось желание участвовать и посещать с детьми городские мероприятия
•Оснастили предметно–развивающее пространство учебно–методическим комплексом: дидактическими играми, пособиями.
Список литературы:
1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.
2.О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей
группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г. Маханева, М.Д. 3.Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст] : методическое пособие / М. Д. Маханева. - Москва : Творческий центр «Сфера», 2010. - 90 с
4.С чего начинается Родина? : Опыт работы по патриот. воспитанию в ДОУ: Сборник / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М. : Сфера, 2003. - 192 с.
5. Шорыгина, Т.А. Родные сказки : нравственно-патриотическое воспитание / Т. А. Шорыгина. - Москва : Книголюб, 2007. - 127 с. : ил. - (Серия «Развивающие сказки для детей»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"
Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"
Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....
НОД «С чего начинается утро или слово «здравствуй»»
Цель: ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.Образовательные задачи:продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.Разви...

С чего начинать обучение ребёнка цветам?
Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
статья на тему: «Рисование для самых маленьких: с чего начинать?»
Первые детские рисунки – то, что каждая мама считает своим долгом хранить рядом с прядью волос всю жизнь. Первые попытки что-то нарисовать заканчиваются резкими линиями, потом идут множество кругов, к...



