Проект "С чего начинается Родина?"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Лисеева Наталья Николавна

нравственно- патриотическое воспитание младших дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachinaetsya_rodina.docx303.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ

                      детский общеразвивающего вида п. Песочное

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию во второй младшей группе

«С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

                                                                                              Она начинается с малого –

                                                                                        с любви к своей семье,

                                                                           к своему дому.

Автор: Лисеева Н.Н, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида п.Песочное.

Актуальность

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.                                                                        Д.С. Лихачев

В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка сама собой, чувство любви и уважения к тому месту, где живёт ребёнок необходимо формировать с раннего возраста. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи». А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем - это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины у ребенка связывается с местом, где он родился и живёт.

Данный проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого

человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над

проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и

развития детско–родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку,

что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять

значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать

к детям чувство привязанности к семье и дому. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.

Цель: формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств на основе создания благоприятных условий при ознакомлении детей с родным краем.

                                                                                                                     

Задачи проекта.

  • Прививать любовь к родному поселку, детскому саду, семье, родным людям.
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
  • Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  • Формировать у детей положительное отношение к детскому саду.
  • Формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
  • Учить жить дружно, помогать друг другу.
  • Развивать игровые, познавательные, речевые способности детей.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Ожидаемые результаты.

Дети:

  • Имеют представления о себе, своей семье, членах семьи, традициях
  • Проявляется любознательность, развитие творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Проявление чувства гордости за свою семью, за свою Родину.

Родители:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Вид проекта: познавательно – творческий, игровой

Термин выполнения: долгосрочный февраль-май 2025г

Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы, родители.                                                          

Предполагаемый продукт проекта: фотоальбомы «Я и моя семья», поздравительные открытки на 23 февраля и 8 марта.

C:\Users\Наташа\Desktop\просм проекта\1740294285794.jpg     C:\Users\Наташа\Desktop\просм проекта\1740294285799.jpg    C:\Users\Наташа\Desktop\просм проекта\1740255083009.jpg

                                           Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

  • определение целей и задач проекта;
  • составление плана мероприятий;
  • подбор методической и художественной литературы по заданной тематике;
  • сбор иллюстративного материала;
  • создание альбома «Моя семья», «Мой детский сад»
  • подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр
  • беседы, консультация для  родителей воспитанников
  • экскурсии по  зданию и территории детского сада

  • о ознакомление детей с художественной литературой;
  • проведение бесед;
  • рассмотрение иллюстраций;
  • прослушивание музыкальных произведений;
  • рисование, лепка, конструирование 
  • работа с родителя (по совместному участию в проекте);

– анализ результатов проекта. 

План работы

Подготовительный этап

Содержание работы

Участники

Ответственные

1

Целеполагание (выявление проблемы, цели и задачи проекта), определяется продукт проекта.

Воспитатель

 

Воспитатель

2

Разработка проекта, подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед

Воспитатель, дети 2 младшей группы

Воспитатель

3

Выполнение проекта- организация совместной работы детей и педагога над проектом. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

Воспитатель, дети 2 младшей группы

Воспитатель

4

Подведение итогов

Воспитатель, дети 2 младшей группы, родители

Воспитатель

                                                             

Содержание работы

Месяц

Форма работы

Цель

Февраль

1неделя

Беседы: «Кто есть в моей семье», «Любимые занятия членов нашей семьи».

Рассматривание фотоальбома «Моя семья», с рассказом о своей семье

Рисование «Укрась рукавичку- домик»

Д/и «Чей малыш?»

Инсценировка сказки «Репка»

Знакомство со стихотворениями о семье «Моя семья» Н. Майданик, «Моя дружная семья» А. Буев.

 Пальчиковая гимнастика « Дом», «Семья»

Выявить уровень знаний у детей о семье. Вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роль в данном проекте. Совершенствовать навыки общения с детьми.

Обогатить предметно-развивающую среду в группе для реализации проекта. Развивать долговременную память, мышление, речь детей, учить внимательно, слушать произведения

3-4 неделя

Беседа с детьми о папе

«Что умеет делать папа?» «Любимый дедушка»

Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

Изготовление подарков для пап, 

Стихи : А. Барто «Самолёт, Моряк»

Чтение потешек «Из за леса, из за гор, едет дедушка Егор» 

Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

Осуществлять патриотическое воспитание; знакомить с «военными «профессиями; воспитывать любовь к Родине; формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины).

Развивать умения слушать произведения, читать наизусть небольшие потешки и  авторские стихотворения.

Март

1неделя

Беседы с детьми: «Мамы есть у всех»,  «Почему я люблю бывать у бабушки и дедушки?»

Заучивание стихов и чистоговорок о маме.

Ознакомление с художественной литературой:

Е.Благинина «Посидим в тишине», «Наступает мамин праздник»,

 «Я маму люблю» (христоматия)

Сказки: «Лиса -нянька» «Ленивая Бурчолина»

Аппликация «Цветы для мамы» (подарок для мамы)

Обратить внимание детей на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д. Объясняем детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. Создавать благоприятную эмоциональную обстановку в группе, учить заботиться друг о дружке. Предлагать детям передавать в аппликациях красоту окружающих предметов, развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт. Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду искусства

3 неделя

 Беседы: «Мой родной поселок», «Что я видел по дороги в детский сад?»,

Игровая деятельность: Д/ и : «Кто я?», «Как я дома помогаю», «Маленькие помощники», «Кто, что делает?», «Вежливые слова», «Кто где живет?», «Назови ласково»

Экскурсии на пищеблок, прачечную, медицинский кабинет по территории детского сада.

Рассматривание предметов быта в музее «Русская изба».

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию. Иметь представление о людях, их взаимоотношениях. Формирование интереса к родному краю, развитие любознательности. Совершать положительные поступки, движимые мотивами гуманности и справедливости. Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем. Формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный этап в познании родного края. Испытывают чувство гордости за знаменитых земляков. Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и преумножать богатство своего родного края.

Апрель

1неделя

Беседы: «Чем занимаемся в детском», «Кто работает в детском саду», «Как зовут по имени, отчеству работников детского сада».

Сюжетно – ролевые игры по теме проекта:

 «Дочки – матери», «В гости к бабушке», «Купание куклы (дочки)»

Инсценировка сказки  «Теремок»

Коллективный труд в группе «Мы помощники». «День добрых дел»

Конструирование из геометрических фигур «Космическая ракета»

Обучать детей соблюдать порядок в уголках. Приучать к опрятности не только себя, но и кукол, аккуратно расставлять посуду, воспитывать эстетичность и красоту. Обучать детей правильному порядку одевания, умение складывать в определенном порядке снятую одежду после прогулки. Приучать к опрятности, привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий, самостоятельности. Выявление умений самостоятельно различать строительные детали по названию или предъявленному образцу, самостоятельно воспроизводить постройку на основе анализа конкретного образца. Выявление умений разрабатывать замысел конструкции.

3 неделя

Беседы с детьми «Мой адрес», "У кого какой дом"

Аппликация «Дома высокие и низкие».

Конструирование «Построим дом для своей семьи».

Наблюдение за транспортом на улице (прогулки с родителями в выходные дни).

Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов транспорта.

Беседы с детьми о правилах поведения на улице.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус». 

Знакомить с понятиями «улица», «адрес», «домашний адрес»; способствовать запоминанию своего адреса; познакомить детей с названием улиц, на которых они проживают: с тем, что у каждого дома, каждой квартиры есть свой номер; воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее.

Май

1неделя

 «Путешествие по родному поселку» - рассматривание иллюстраций

Сюжетно-ролевая игра «Пора обедать»

Настольные игры: «Собери семью», «Мой дом».

 Подвижные игры: «У бабушки Маланьи».

Подвижная игра с речевым сопровождением «Кто живет у нас в квартире?»

Закреплять знания об овощах, посуде, прививать культуру поведения за столом. Формировать умение придерживаться выбранной роли, действовать согласно ей. Развитие физической активности; знакомство с русскими народными играми.

3 неделя

Трудовая деятельность на участке, содержание игрушек в порядке, коллективный труд, трудовые поручения в группе и дома.

Пальчиковая гимнастика по теме «Семья».

Подвижные игры:«Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Попади в цель», «Гуси – лебеди», «Карусель».                                                               

Педагогическое наблюдение за дошкольниками в процессе игр с целью определения  знаний по теме проекта

Развитие трудовой деятельности, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.  Воспитание желания участвовать в трудовой деятельности. Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Упражнять в приседании, беге. Развивать у детей внимание. Помочь детям запоминать чистоговорки, учить выразительно читать их.

Выявление уровня знаний по теме проекта. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности

Рекомендации родителям

В рамках нашего проекта : Изготовление фотоальбома «Моя семья» ; 

«Моя улица и дом» , «Транспорт моего поселка»

Из конструктора, который есть дома построить «Мы построим новый дом».(фото)

 «Как я помогаю дома маме (папе)» фото

Памятка для родителей  «Правила семейного воспитания»

Консультации для родителей на тему: Что такое для человека семья?

«Здоровая семья –счастливый ребенок»;

Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам и способствовать развитию умения узнавать по фотографиям и называть членов семьи, их действия; понимания, что у других детей тоже есть своя семья, родители, что родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге. Знакомить с понятиями «улица», «адрес», «домашний адрес»; способствовать запоминанию своего адреса; познакомить детей с названием улиц, на которых они проживают: с тем, что у каждого дома, каждой квартиры есть свой номер; воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее. Формировать знания детей о транспорте нашего поселка; уточнять представления о грузовых и легковых автомобилях, о пассажирском виде транспорта; знакомить детей с элементарными правилами поведения на улице.

Вывод: В ходе работы по проекту, детям была интересна тематика проекта, они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях и образовательной деятельности.

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, игры, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, сформировались элементарные представления о родном поселке, его достопримечательностях, природном окружении. Дети испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, родному городу.

В результате творческой работы самых активных семей в группе появилась фотоальбом «Моя семья», которая пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно  просматривается и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье.

                                          Результативность проекта

В условиях реализации проекта:

•        У детей сформировались первоначальные представления о семье, дети научились называть членов семьи по именам.

•        У детей сформировались элементарные представления о родном поселке, о его объектах и достопримечательностях.

•        У детей появился интерес к своей малой Родине - к своему поселку;

•        У детей сформировались доброжелательные чувства со взрослыми и сверстникам;

•        У детей сложились первоначальные представления о природе родного края.

•        В результате тесного взаимодействия родителей и детей укреплены семейные связи и ценности.

•        В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей

Дети умеют правильно называть своё имя, имена членов семьи, называть их по имени или имени и отчеству;

 •Развились добрые, нежные чувства к своим близким.

•Дети стали внимательнее и наблюдательнее к своим родителям.

•У  детей появилось желание делать подарки своим близким, радовать их рисунками, поделками.

•Дети познакомились с понятием –семья.

•Сформировались простейшие навыки вежливого общения.

•Привился интерес ребенка к своей семье, своему дому.

•Повысилась заинтересованность родителей в вопросах патриотического воспитания (выучили с детьми домашний адрес, имя и отчество родителей, бабушек и дедушек, появилось желание участвовать и посещать с детьми городские мероприятия

•Оснастили предметно–развивающее пространство учебно–методическим комплексом: дидактическими играми, пособиями.

Список литературы:

1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа

дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

Васильевой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.

2.О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей

группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г. Маханева, М.Д. 3.Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст] : методическое пособие / М. Д. Маханева. - Москва : Творческий центр «Сфера», 2010. - 90 с

4.С чего начинается Родина? : Опыт работы по патриот. воспитанию в ДОУ: Сборник / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М. : Сфера, 2003. - 192 с.

5.     Шорыгина, Т.А. Родные сказки : нравственно-патриотическое воспитание / Т. А. Шорыгина. - Москва : Книголюб, 2007. - 127 с. : ил. - (Серия «Развивающие сказки для детей»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"

Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....

НОД «С чего начинается утро или слово «здравствуй»»

Цель:  ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.Образовательные задачи:продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.Разви...

С чего начинать обучение ребёнка цветам?

Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

статья на тему: «Рисование для самых маленьких: с чего начинать?»

Первые детские рисунки – то, что каждая мама считает своим долгом хранить рядом с прядью волос всю жизнь. Первые попытки что-то нарисовать заканчиваются резкими линиями, потом идут множество кругов, к...