Экологический проект «Сохраним наш лес!»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Вера Петровна Силенко

Цель проекта: формирование у детей и взрослых осознанно-нравственного отношения к лесу, как к экосистеме, создание условий для экспериментально-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sohranim_nash_les.docx52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Белоснежка»

Экологический проект «Сохраним наш лес!»

Выполнил: Силенко В.П.

Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Паспорт проекта

Авторы проекта

Силенко Вера Петровна

Название проекта

Сохраним наш лес!

Тип проекта

информационно-познавательный, групповой.

Продолжительность проекта

Краткосрочный

-

По содержанию

Экологическое воспитание старших дошкольников

По характеру контактов

открытый, осуществляется внутри МАДОУ, в контакте с семьей

Участники проекта

дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников

Цель проекта

формирование у детей и взрослых осознанно-нравственного отношения к лесу, как к экосистеме, создание условий для экспериментально-исследовательской деятельности.

Задачи

проекта

Для детей:

- Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе, как экосистеме.

- Учить детей понимать, что лес – наше богатство.

- Познакомить с правилами поведения в лесу.

- Формировать умение предвидеть последствий экологически неграмотного поведения.

- Развивать творческие способности.

- Развивать навыки общения, нравственные качества личности.

- Воспитывать экологическую культуру, любовь к родному краю. бережное отношение к лесу.

Для педагогов:

- Совершенствовать компетентность в области экологического воспитания детей.

- Создание информационной базы для родителей;

- Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде группы для познавательно-исследовательской деятельности по экологическому воспитанию.

Для родителей:

- Повысить экологическую культуру.

- Научиться ориентироваться в информации по формированию у детей экологических знаний;

- Развивать умение создавать условия воспитания у детей любви к природе.

- Создать единое воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

- Участвовать в совместных экологических мероприятиях и акциях.

Формы работы:

индивидуальные; групповые

Методы и приемы

работы с детьми

- Наглядные.

- Словесные.

- Игровые.

- Практические.

Итоговое мероприятие проекта:

Викторина: «Мы – друзья леса»

Актуальность проекта

Проект «Сохраним наш лес!» разработан для целенаправленной работы с детьми старшей группы № 8 на основе современных достижений педагогики, психологии и практики дошкольного образования и воспитания.

Гарантия экологической безопасности и оздоровление окружающей среды – одно из основных направлений государственной политики Красноярского края. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях, приобретает приоритетное значение.

Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений. В лесу обитает большое количество животных и птиц. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой. Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается влажность воздуха.

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя лес, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.

Первые восприятия важны и неожиданны для ребёнка. Возникают вопросы, с которыми он обращается к взрослым. Будет ли развиваться любознательность ребенка, будут ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой, помочь дошкольнику накопить факты, полученные от общения с лесом, направить интерес, создать условия, чтобы у ребёнка формировались правильные представления: «Лес - наше богатство, каждый человек, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности» Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с тайнами окружающей природы, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой, пейзажами родных мест. В этом и заключается актуальность и ценность данного проекта.

Проблема.
Обоснование выбора темы.

Самая большая проблема сейчас: отсутствие экологической культуры и природоохранного сознания у детей и у взрослых. Многие люди думают, что лес – это источник продуктов жизнедеятельности или место для отдыха. И только единицы людей задумываются о дальнейшей судьбе леса, о его жителях. После отдыха людей в лесу часто остаются не затушенные костры и мусор.

Такая негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей.

Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающими нам кислород, дарящими красоту, тепло, предметы обихода, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе.

С этой целью мы разработали экологический проект «Сохраним наш лес!», который позволит расширить и углубить представления детей и их родителей о лесе и его обитателях, о которых нужно заботиться, беречь и сохранять, научатся соблюдать правила поведения на природе. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.

Риски:

Недостаточная эмоциональность и информированность педагога в области естествознания может снизить интерес детей к познанию экосистемы «лес». Знания педагога должны быть естественно - научными.

Ожидаемые результаты

Для детей:

- Сформировавшиеся элементарные экологические представления о лесе.

- Выработано понимание, что лес – наше богатство, что сохранность природных объектов – обязанность человека.

- Сформировавшиеся осознанное отношение к природе, к необходимости соблюдения правил поведения в лесу.

- Развиты творческие способности, навыки общения, нравственные качества личности.

- Сформирована экологическая культура, любовь к родному краю.

Для педагогов:

- Повышена компетентность в области экологического воспитания детей.

- Создана информационная база для родителей;

- Появился интерес к новому виду сотрудничества с семьей;

- Возникла мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.

- Созданы условий в РППС группы для познавательно-исследовательской деятельности по экологическому воспитанию.

Для родителей:

- Сформированы умения ориентироваться в информационном пространстве;

- Повысилась экологическая культура.

- Возникло понимание родителями важности бережного отношения к лесу.

- Появился интерес к новому сотрудничеству с МАДОУ.

-Создано единое воспитательно-образовательное пространство группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию детей.

- Повысилась активность участия родителей в совместных экологических мероприятиях и акциях.

Долгосрочные ожидаемые результаты:

- У детей появится устойчивый интерес к познанию природы, они овладеют экологической культурой и будут вести себя в природе осознанно - правильно

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Действия педагогов

Действия детей

Действия членов семьи

Подготовительный

После озвученной детьми проблемы, воспитатель помогает

сформулировать ее название: «Сохраним наш лес», составляет письмо к родителям, где информирует их о возникновении проблемы, выявляет заинтересованных родителей.

Вводит игровые персонажи:

Дед Природовед и внучка ЭКОладушка. Создает развивающую предметно- пространственную среду для деятельности, подготавливает

информацию для родителей. Тактично рассматривает все предложенные

детьми варианты решения проблемы.

Обсуждение проблемы. Вживание в игровую ситуацию.

Предлагают варианты решения проблемы: «Модель трёх вопросов»

Поиск

единомышленников среди родителей и подключение их к обсуждению проблемы.

Изучение

информации о путях решения проблемы;

беседы с детьми о необходимости сохранения леса

Практический

Помогает в составлении системной паутинки проекта.

Помогает в организации детской деятельности.

Осуществляет практическую помощь

по необходимости:

- Помощь в уходе за растениями,

чтение книг.

- Помощь в организации труда в природе, в

обмене опытом между детьми и т.д.

Составляют системную паутинку проекта (схематично).

Распределение по видам деятельности.

Формирование

специфических знаний, умений, навыков

(работа по уходу за растениями, овладение новыми приемами в изобразительной

деятельности).

Предъявление

результатов

деятельности, обмен

опытом между

детьми.

Составляют системную паутинку проекта (схематично).

Информировании детей о путях решения данной проблемы с родителями.

Подготовка

фотоматериала о труде в природе, целевых прогулках.

Завершающий

Подготовка к презентации: «Сохраним наш лес!».

Викторина: «Мы – друзья леса»

Стенгазета: «Правила поведения в лесу» (природоохранные знаки)

Презентация проекта и организация викторины: «Мы – друзья леса»

Оформление фотовыставки «Природа в кадре»

Рассказывание о результатах своей

деятельности в ходе проекта.

Участие в викторине «Мы – друзья леса». Изготовление стенгазеты: «Правила поведения в лесу» (природоохранные знаки).Участие в оформлении фотовыставки «Природа в кадре»

Помощь в составлении рассказов об обитателях леса, о предупреждении пожара в лесу. Участие в викторине «Мы – друзья леса!» Участие в оформлении фотовыставки «Природа в кадре»

Модель трёх вопросов

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

С помощью чего узнаем?

- Некоторые породы деревьев (Паша С.)

- Что мебель делают из дерева (Даша Т.)

- Стихи и песни о деревьях (Арина Р.)

- Что даёт человеку лес. (Вика М.)

- В тени деревьев можно спрятаться от жары. (Мира Б.)

- Животных надо охранять (Мирон Н.)

- В птиц нельзя стрелять (Ева Г.)

- Мусор нельзя выбрасывать в лесу (Ксюша Г.)

- Природа красивая.( Даша К. ).

- Виды деревьев, виды леса (Мирослава А.).

- О профессии лесничего (Диана К.).

- Зачем нужны деревья? (Артём К.)

- Как защитить животных? (Никита К.)

- Как помочь птицам? (Женя Д.)

- Что такое Красная книга? (Диана М.)

- Какую пользу приносит лес? (Серёжа М.)

- Спросить у взрослых (Маша С.)

- Прочитать информацию в книгах и энциклопедиях (Кристина П.)

- Сходить на экскурсию в лес (Юля Н.)

- Посмотреть телепередачи и мультфильмы,

о лесе (Саша С.)

.

- Понаблюдать за птицами (Паша С.)

- Провести опыты (Александра О.)

Продукты проекта

Для детей:

- сформированные знания о лесе и его обитателях;

- созданы произведения детского творчества (рисунки, изделия из пластилина, бумаги и бросового материала и др.);

- обновленная РППС в группе;

Для педагогов:

- разработаны конспекты мероприятий;

- созданы мультимедийные презентации для детей по теме проекта;

- разработана библиография по теме проекта; картотека дидактических игр; картотека подвижных игр;

Для родителей:

- разработан ЭОМ для родителей по теме: «Первые шаги в экологию. Береги лес»;

-созданы продукты совместного творчества (фотоальбомы, макеты, дидактические игры);

- разработаны: рекомендации, памятки и т.д.;

  • оформленные информационные стенды экологического содержания.

Критерии оценивания проекта:

  • Удовлетворённость родителей результатами совместной работы по реализации проекта (созданными условиями, уровнем подготовки, интересом ребёнка к процессу).
  • Информированность родителей об организации образовательной деятельности дошкольника

Отсроченный результат: успешность воспитанника МАДОУ в начальной школе.

Условия реализации проекта

Перечень информационно – методического и материально-технического оборудования к проекту:

  • Оборудование:
  • Ноутбук;
  • Телевизор;
  • Flash-накопители.

Методический инструментарий: картотека игр, конспекты занятий, сценариев развлечений и т.д.

  • Дидактические игры по теме проекта.
  • Природный материал:
  • Раздаточный и демонстрационный материал по теме проекта.
  • Художественная литература по теме проекта.
  • Презентации («Путешествие в лес», «Как вести себя в лесу»; «Первые шаги в экологию. Береги лес» (ЭОМ для родителей, «Красная книга Красноярского края»)
  • Мультфильмы («Как грибы с горохом воевали», «Сказка о старом кедре», «О животных»)
  • Аудиозаписи ( песни о природе, звуки природы. крики животных в лесу. голоса птиц в лесу)
  • Материалы для родителей.

- Электронный образовательный маршрут (ЭОМ) «Первые шаги в экологию. Береги лес».

- Конспект беседы: «Правила поведения в лесу».

- Рекомендации: «Правила безопасности в лесу».

- Консультации: «В союзе с природой»., «Лес – наше богатство» «Игры с детьми на свежем воздухе»;

- Памятка «Берегите природу!»

- Письмо к родителям

Процесс реализации проекта

1 ДЕНЬ ПРОЕКТА

(#1075;.)

Работа в центрах активности

Центр ИЗО деятельности

  • Рисование на тему: «Прогулка в лесу».
  • Лепка «Грибы» из воздушного пластилина (ЭОМ)
  • Раскраски по теме «Деревья»

Центр Безопасности

  • Беседа «Правила поведения в лесу»

Центр движения

  • Физкультминутка «Мы входим с вами в лес»
  • Подвижная игра: «Охотники»

Центр книги

  • Отгадывание загадок.
  • Чтение рассказа Г.Снегирѐв «Кто сажает лес?», «Этажи леса» В. Бианки
  • Стихотворения Ирины Токмаковой о деревьях (ЭОМ)

Сохраним наш лес!

Центр игры

  • Сюжетно-ролевая игра: «Поход в лес»
  • Дидактическая игра: «Лесные растения»
  • Игра «Укажи части дерева» (ЭОМ)

Центр природы

  • Беседа «Как растения делают воздух чистым?»
  • Опыты: «Свойства и качества дерева», «Плавает - тонет».
  • Окружающий мир «Опыты с листочками» (ЭОМ)
  • и воробьев. (ЭОМ)

Центр «Речевичок»

  • Ситуативный разговор: «Что такое лес?»
  • Пальчиковые игры: «По грибы», «Наш лесок»
  • Чтение потешек, пословиц, поговорок о лесе.

Центр познания

  • ООД «Чем славятся сибирские леса?», просмотр 1 части презентации «Путешествие в лес» - «Растительный мир леса».
  • Наблюдение «Деревья за окном».
  • Ведение дневника наблюдения
  • Видеофильм «Лес летом» (ЭОМ )

2 ДЕНЬ ПРОЕКТА

(#1075;.)

Работа в центрах активности

Центр ИЗО деятельности

  • Рисование на тему: «Дары леса».
  • Аппликация на тему «Зелёная красавица - ёлочка».
  • Поделка «Дерево» (ЭОМ)

Центр Безопасности

  • Просмотр презентации «Как вести себя в лесу»
  • Дидактическая игра: «Что такое хорошо, и что такое плохо».

Центр движения

  • Физкультминутка «Прогулка по лесу
  • Подвижная игра: «Деревья».
  • Малоподвижная игра «Что сначала, что потом…» (ЭОМ)

Центр книги

  • Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Что такое лес?»
  • Заучивание стихотворения Н. Филимоненко «Лес – наш друг!»
  • Экологические сказки о растениях (ЭОМ)

Сохраним наш лес!

Центр игры

  • Сюжетно-ролевая игра «Мебельный магазин».
  • Дидактическая игра «Я знаю 5 названий…».
  • Игра «Хвойные и лиственные деревья и кустарники» (ЭОМ)

Центр природы

  • Беседа «Несъедобные ягоды и грибы»
  • Рассматривание тематических альбомов: «Ягоды», «Деревья», «Грибы», наборов открыток.
  • Эксперимент: влияние почвы на рост растений (ЭОМ)

Центр «Речевичок»

  • Беседа: «Лес – это богатство»
  • Пальчиковая игра «Лукошко»
  • Собери пазлы «Животные» (ЭОМ)

Центр познания

  • Просмотр мультфильма: «Сказка о старом кедре».
  • Наблюдения на прогулках за деревьями, кустарниками.
  • Дидактическая игра: «Дерево, листок, плод»

3 ДЕНЬ ПРОЕКТА

(#1075;.)

Работа в центрах активности

Центр ИЗО деятельности

  • Пластилинография «Лесные

жители». Оформление выставки работ.

  • Изготовление поделок из природного

материала.

  • Поделка «Зайчик из бумаги» (ЭОМ)

Центр Безопасности

  • Беседа «Осторожно, опасные растения»

Центр движения

  • Физкультминутка «Медвежата в чаще жили».
  • Подвижная игра: «Лисы и охотники».

Центр книги

  • Чтение рассказов Е. Чарушина («Волчишко», «Лесной котѐнок») и М. Пришвина («Лисичкин хлеб», «Лесные жилища»).
  • Рассматривание книг о животных.
  • Рассказы о животных для детей (ЭОМ)

Сохраним наш лес!

Центр игры

  • Сюжетно-ролевые игры «Лесник».
  • Дидактическая игра «Природное лото»
  • Познавательная игра «Дикие животные» (ЭОМ)

Центр природы

  • Составление с помощью картинок простейших пищевых цепочек в природе.
  • Рассматривание тематических альбомов: «Дикие животные», наборов открыток.
  • Исследуем следы на снегу. Детям про зиму (ЭОМ)

Центр «Речевичок»

  • Рассуждалки «Как вести себя в лесу, чтобы не причинять вреда его обитателям?»
  • Индивидуальная работа: составление рассказа детьми на тему: «Приключения Лисёнка»
  • Настольный театр «Три медведя»
  • Отгадывание загадок о животных

Центр познания

  • ООД «Берегите лес». Просмотр 2 части презентации «Путешествие в лес» - - «Животные леса».
  • Решение проблемных ситуаций «Что было бы если б из леса исчезли животные»
  • Дидактическая игра: «Кто где живет?»
  • Мультфильмы про животных (ЭОМ)

4 ДЕНЬ ПРОЕКТА

(#1075;.)

Работа в центрах активности

Центр ИЗО деятельности

  • Раскраски на тему: «Перелетные птицы».
  • Лепка на тему: «Птицы прилетели к кормушке».
  • Оригами «Птицы» (ЭОМ)

Центр Безопасности

  • Дидактическая игра «Можно-нельзя»

Центр движения

  • Физкультминутка «Перелетные птицы».
  • Подвижная игра: «Воробьи и вороны».
  • Подвижная игра «Перелёт птиц» (ЭОМ)

Центр книги

  • •Чтение произведения: Гаршина В. «Лягушка-путешественница».
  • Рассматривание иллюстраций к книге В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
  • Стихи о птицах (ЭОМ)

Сохраним наш лес!

Центр игры

  • Дидактическая игра «Четвертый лишний».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринар», «Зоопарк».
  • Дидактическая игра «Отличаем птиц» (ЭОМ)

Центр природы

  • Пополнить центр природы пособиями по теме «Птицы».
  • Рассматривание тематических альбомов: «Дикие птицы», наборов открыток.
  • Эксперимент по выбору корма для синиц и воробьев. (ЭОМ)

Центр «Речевичок»

  • Отгадывание загадок о

птицах.

  • Рассказы-доклады детей «Птицы леса» (домашние заготовки)
  • Пальчиковая игра

«Перелетные птицы»

Центр познания

  • Беседа и просмотр 3 части презентации «Путешествие в лес» - «Птицы леса».
  • Наблюдения на прогулках за птицами.
  • Дидактическая игра: «Четвертый лишний».
  • Видеофильмы: «Чем важны птицы. Детям про птиц зимой» (ЭОМ)

5 ДЕНЬ ПРОЕКТА

(#1075;.)

Работа в центрах активности

Центр ИЗО деятельности

  • Рисование на тему: «Берегите природу» (природоохранные знаки).
  • Создание стенгазеты: «Правила поведения в лесу»
  • Оформление фотовыставки «Природа в кадре».

Центр Безопасности

  • Дидактическая игра (ТРИЗ) «Хорошо-плохо»

Центр движения

  • Физкультминутка «Весело в лесу»
  • Подвижная игра: «Хромая лиса».

Центр книги

  • Рассматривание книг о природе, животных и птицах
  • Красная книга России (ЭОМ)

Сохраним наш лес!

Центр игры

  • Театрализованная игра-этюд «Мы защитники леса».
  • Дидактическая игра «Сначала-потом».
  • Игра «Запоминаем диких животных» (ЭОМ)

Центр природы

  • Чтение педагогом и рассматривание энциклопедий.
  • Моделирование экосистемы «Лес» с помощью картинок.
  • Исследуем свойства природных материалов (ЭОМ)

Центр «Речевичок»

  • Речевая игра «Вопросы Старичка-Лесовичка»
  • Отгадывание загадок о природе.

Центр познания

  • Викторина «Мы – друзья леса»
  • Придумываем природоохранные знаки.
  • Изготовление кормушек, экологических игр и макетов.

Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

- эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

- условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.

Результаты проекта

Дети:

- Имеют элементарные представления о лесе, его обитателях;

- Расширены и закреплены знания и представления детей о лесе, как одном из условий существования жизни на Земле;

- Знают правила поведения в природе;

- Имеют представления о последствиях неправильного отношения к сформировано понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений).

- Проявляет познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса, птицами, желание больше узнать об особенностях своего края, леса.

- Развита связная речь, обогащен словарь детей.

- Развиты творческие способности и эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой леса в разное время года.

Педагоги:

- Сформирована компетентность в области экологического воспитания детей.

- Создана информационная база для родителей;

- Созданы условия в РППС группы для познавательно-исследовательской деятельности по экологическому воспитанию.

Родители:

- Расширен кругозор экологических знаний.

- Сформированы умения ориентироваться в информационном пространстве.

- Понимают важность бережного отношения к лесу.

- Понимают необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения дошкольников к окружающей природе

- Повысилась активность участия родителей в совместных экологических мероприятиях и акциях.

- Создано единое воспитательно-образовательное пространство группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию детей.

Отсроченный результат: успешность воспитанника МАДОУ в начальной школе.

Перспектива: в целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной продолжить работу по знакомству с деревьями и кустарниками на территории МАДОУ и окрестностях города.

Используемая литература

1. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф

2. Педагогическое образование в России, №2/2011. Статья Л. В. Моисеева и В. А. Зебзеева «Экологическая депривация личности в современной субкультуре детства» с. 110-117.

3. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. Ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. М.: Гардарики, 1998

4. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в

детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.

5. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 96 с. (Вместе с детьми)

6. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80с.

7. Автор-составитель Поваляева М.А Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – 416 с.

8. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 120 с.

9. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.: ил. – (Дошкольный мир).

10. Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 5-6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 181 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Сохраним елочку"

Методическая разработка экологического проекта на 2 недели с детьми старшей группы...

презентация экологического проекта "Сохраним ёлочку-красавицу наших лесов"

презентация проекта по экологии для детей старшей группы...

Экологический проект "Сохраним елочку"

 Цель проекта - обратить внимание людей на проблему взаимодействия человека и природы, в частности сохранение елей в период предновогодних и новогодних праздников....

Экологический проект "Сохраним ёлочку"

Разработка экологического проекта "Сохраним ёлочку" для компенсирующей группы детского сада...

экологический проект "Сохраним ёлочку"

в предверии Года экологии в России в нашей группе стартовал проект "Сохраним ёлочку". данный проект направлен на сбережение зеленых красавиц накануне Нового года. этот проект будет актуален каждый год...

Краткосрочный экологический проект: «СОХРАНИМ ПЧЕЛКУ-СОХРАНИМ ПЛАНЕТУ!»

Актуальность проекта:Ознакомление с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны установить...