Конспект " По следам осени"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ампилогова Александра Анатольевна

Конспект " По следам осени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_sledam_oseni.odt39.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема интегрированного занятия в подготовительной группе «По следам осени»

Цель : обобщить и закрепить знания у детей подготовительной группы о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Образовательные:

- учить устанавливать связь между признаками в природе и умение делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи);

- учить исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

Развивающие:

- закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях ,используя образные слова и выражения ;

- расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают;

- закреплять знание гласных и согласных звуков и их условном обозначении ( красный ,синий и зеленый квадрат);

- развивать умение делить слово на слоги; связную речь;

- развивать умение ориентироваться на листе бумаги (корректурной таблице);

- формировать умение ориентироваться на плоскости и понимать пространственную терминологию (вверху-внизу, над-под, слева-справа, в центре, по краям, в середине, в углу, между, рядом и т.д.);

- закреплять умение детей правильно называть части суток, дни недели;

- развивать умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно; умение называть соседей числа ;

Воспитательные:

- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;

-воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.

Интеграция образовательных областей:

речевое развитие,познавательное развитие,социально-коммуникативное,художественно-эстетическое,физическое.

Предварительная работа:
наблюдение на прогулке за тем, как опадают листья с деревьев,сбор листьев разной формы и окраски, беседы об осени; чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,«Лес осенью» А. Твардовский,стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
разучивание стихов и поговорок об осени;рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);разучивание физкультминутки, мимической и артикуляционной гимнастики.

Виды деятельности: познавательно- исследовательская, двигательная, игровая, коммуникативная ,игровая,

Планируемые результаты:

  1. Личностные: любознательный, активный, эмоционально- отзывчивый, коммуникативный.
  2. Интеллектуальные: развитие абстрактного мышления, при создании творческой работы использует знакомые техники в рисовании, владеет вербальными и невербальными средствами общения.
  3. Физические: сформированы двигательные навыки, умения и навыки здоровьесбережения.

Методы и приемы: игровые,словесные,наглядные.

1. Приемы: погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, голосовая и эмоциональная модуляция

2. Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности: создание ситуации занимательности (сюрпризные моменты); использование познавательных игр; релаксация;; поощрение, похвала.

3. Методы организации учебно-познавательной деятельности: объяснение; беседа; показ картинок.

4. Методы формирования сознания;

#1052;етоды контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности);

6. Методы здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья ( мимическая и артикуляционная гимнастика.физминутка,)

Создание среды для организации и проведения интегративной деятельности:

Оборудование: почтовая коробка ,воздушный шарик ,письмо, карта маршрута, аудиозапись шума дождя ,аудиозапись музыки Вивальди «Времена года. Осень», счетные палочки,картинки с изображением диких животных птиц и грибов, карточки с заданиями на каждого ребенка, карандаши простые , карандаши цветные, загадки , лупы , две коробки( с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы,пена для бритья.

Критерии оценки деятельности детей в НОД:

- активность;

- самостоятельность;

- эмоциональность;

- воображение;

- творчество;

-проявление интереса к данной теме;

- взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Технологии:

- игровые;

- здоровьесберегающии.

Ход занятия.
I Вводная часть

Дети стоят полукругом.

Игра-приветствие:

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук и добрых душ.

Воспитатель: Теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! »;

Доброе день всем кто проснулся (руки вверх, потянулись)

Доброе день , кто улыбнулся (руки развести вперед)

Глазки откройте и посмотрите (глазки пальчиками) Мы всех вас любим и вы нас любите (обнять себя за плечи)

Воспитатель :-Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса. Давайте начнем наше занятие.

- Ребята, я сегодня на почте получила посылку, она большая, но очень лёгкая. Интересно, что в ней, давайте поскорей откроем (открывает посылку, оттуда вылетает желтый воздушный шар, на конце привязано письмо.)

Воспитатель читает письмо:

“Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут госпожа Осень. Я гостила у вас 3 месяца, но мне пришла пора уходить. Я узнала, что вы на следующий год собираетесь в школу.Вспомните и расскажите, что вы узнали нового и чему научились за эти месяцы. Я вам оставила задания, найдите их в группе. В этом Вам поможет карта. Я ушла ,но забыла у вас свою волшебную кисточку ,найдите ее , пожалуйста и отправьте мне. Ваша Осень”. (Звучит музыка Вивальди «Времена года. Осень»).

Воспитатель: Мотивационный момент.Что же, ребята, если осень просит, давайте выполним её просьбу найдем ее волшебную кисточку , и покажем чему мы научились?

II Основная часть:

Задание первое (на карте изображен березовый лист )

Воспитатель: найдите ребята в групповой комнате березовый лист (дети находят )

Остановка № 1.

Воспитатель :Осень попрощалась с нами, уступила место зиме.

Вспомните и назовите осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
#1057;ентябрь – рябинник или урожайный . Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
#1054;ктябрь – листопадник (потому что опадают листья).
#1053;оябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Вспомните, пожалуйста, какие приметы определяют время года( ответы детей :
-день короче, а ночь длиннее;
-на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;

Воспитатель:Я буду называть овощи, а вы – говорить , что у них съедобное вершки или корешки :помидоры ,баклажаны,репа ,тыква,

морковь ,капуста,огурцы ,горох , картофель , свекла..

Воспитатель: — А теперь давайте поиграем в игру «Осенние слова». Я буду называть ключевое слово, а должны придумать слова прилагательные и действия.( Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо).

Дети: — Осень (золотая, унылая, волшебная , дождливая, холодная);

Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное),

Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые),

Небо ( серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное).

Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие». (учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц)

Лист (Что делает?) — желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
Птицы (Что делают?) — улетают, перелетают, поют.
Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.

Воспитатель:

Молодцы! Справились и с этим заданием.

Работа по подгруппам .Воспитатель предлагает детям рассчитаться на 1,2, 3 и таким образом формирует три подгруппы детей.Задание: первая распределяет птиц ( перелетные и зимующие), вторая – животных (– делают запасы,– впадающие в спячку, и – те которые могут себя прокормить зимой ); третья подгруппа - грибы (съедобные и ядовитые). (Воспитатель раздает конверты с картинками) . Дети распределяют и рассказывают .

Воспитатель :Как готовятся к зиме звери?

Дети. Звери строят норы, делают запасы. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кроты и мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище.

Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк)

- Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)

- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)

- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)

- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)

- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)

- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки).

Словообразование.

У соловья звонкий голос – он звонкоголосый, у грача черные крылья – чернокрылый, у ласточки белая грудка – белогрудая, у трясогуски тонкий хвост – тонкохвостая, у скворца желтый клюв – желтоклювый, у кукушки громкий голос – громкоголосая.

- Давайте проведем небольшую физкультминутку. Когда я называю хвойное дерево вы присядете, если лиственное поднимаете руки вверх.

- Липа, ель, береза, осина, сосна, клен, дуб, яблоня, лиственница,, пихта.

- Молодцы! Скажете, как называется хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает свои мягкие иголки. (Лиственница)

Воспитатель : Ребята, посмотрите на карту. (на карте изображен кленовый лист ).Дети находят

Задание второе Следующее задание от Королевы Осени: (задания по ФЭМП).

Вы задачи решать умеете?

Дидактическое упражнение «Задачки в стихах»

1.Пять цветочков у Наташи и еще два дал ей Саша.

Кто тут сможет посчитать, сколько будет два и пять? (Семь.)

2. Шесть ворон на крышу село, и одна к ним прилетела

Отвечайте быстро, смело, сколько всех их прилетело. (Семь.)

#1025;жик по грибы пошел,

Три боровика нашел.

Положил он их в корзинку,

И еще один – на спинку.

Сколько же грибов. 4

#1025;жик шел по лесу, шел

На обед грибы нашел.

Пять под березой, один у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине? 6

#1071;блоки в саду поспели.

Мы отведать их успели.

Пять румяных, наливных,

Три с кислинкой.

#1025;ж спросил ежа – соседа:

«Ты откуда, непоседа?»

«Запасаюсь я к зиме.

Видишь, яблоки на мне?

Собираю их в лесу,

Шесть отнес, одно несу».

Призадумался сосед,

Это много или нет?

Работа со счетными палочками.

Мы 6 палочек возьмем

И построим новый дом!

Если 2 переложить,

В доме том не смогут жить,

Он уже не дом, а флаг.

Кто сумеет сделать так?

Захотелось покопать-

Надо палочку убрать

И переложить другую.

Так лопатку получу я!

А у вас она готова?

Передвинем палку снова

А внизу одну возьмем

И в коробку уберем.

Вышел стульчик!

Отдыхайте!

Сколько палочек? Считайте.

Сосчитали?

Их четыре!

Ножки вы раздвиньте шире,

Спинку надо положить –

Будет стул столом служить!

Если вам не надоело,

Продолжаем наше дело:

Сделаем дорожный знак

Или треугольный флаг.

Снова 2 переложили

И стрелу мы получили!

Только вот стрела сломалась-

Палочка одна осталась.

Мы ее на стол положим –

Треугольник сделать сможем!

Воспитатель: Молодцы ребята! Слушайте следующее задание.

Игра «Головоломка» (слуховой диктант на листе бумаги)

Нарисуй круг и прямоугольник так, чтобы:

а) прямоугольник и круг находились рядом друг с другом;

б) прямоугольник был внутри круга;

в) круг был внутри прямоугольника;

г) круг и прямоугольник пересеклись.

Игра с мячом « Отвечай не зевай».

- Сколько ножек у стола? (4).

- Сколько рожек у коровы? (2).

- Назови соседей числа 5.

- Назови какой сегодня день недели ? Какой будет завтра?

- Сколько ушек у собаки? (2).

- Сколько хвостов у 5 слонов? (5).

- Сколько пальцев на двух руках? (10).

- Сколько дней в неделе? (7).

- Сколько огоньков у светофора? (3).

- Сколько месяцев осенних? (3).

- Все молодцы! Идем дальше. Слышите дождь пошел?

- А что надо взять, чтоб не промокнуть? (Зонтик)

Воспитатель:-Молодцы! справились с заданием. Пора идти дальше. Ребята, посмотрите на карту. У нас на карте какой лист? ( Дубовый лист)

Секретная лаборатория. Исследование №1( нарисована лупа и лист), Исследование№2 (? Зеленый лист), Исследование №3.( большой и маленький листик), Исследование №4(две коробки )

Воспитатель: Почему осенью так красиво, деревья в разных красках

- Не вы их раскрашивали?-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?

Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают. Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос?

Ответы детей нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)

Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Проблемный вопрос:

Воспитатель- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

А для того, чтобы получше рассмотреть чем надо пользоваться?

Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.(Лупа, микроскоп, зелёные листья)

Исследование №1 строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой

Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?» Ребята, вспомните, какое вещество, окрашивает лист в зеленый цвет? (хлорофилл)

Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

(Дети: На ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …

-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).

Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.

Воспитатель- Пока лист летел , что вы заметили?

Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями ?

Ответ детей: Они высыхают.

А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?(да)

Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие , а в какой незасохшие листья.

Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

Дети находят волшебный мешочек (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками)

Воспитатель :Вот и нашлась волшебная кисточка( воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой ). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес.Как красиво Осень раскрашивает листья , но забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными.Педагог предлагает детям украсить листья в технике пластилинографии.

Дети выполняют работу.

Воспитатель

Воспитатель: Ребята, я предлагаю оправить обратную посылку с волшебной кистью, чтобы в следующем году осень порадовала нас своими красками.

Дети: До свидания. Приходи к нам через год. Пока. До новых встреч.

Мы тебя будем ждать.

Рефлексия.- Что вызвало затруднение? – Что понравилось больше всего?

Воспитатель : «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться». Игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного развлечения в подготовительной к школе группе "По следам Осени".

Дети собираютя в лес посмотреть на Осень. Тем временем, Баба Яга заколдовывает Осень. Дети ищут следы Осени, находят и спасают Осень....

Конспект НОД "По следам осени"

Конспект НОД по окружающему миру для старшего дошкольного возраста...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Как мы следы осени искали»

Цель: создание условий для развития связной монологической речи через составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы. Задачи: коррекционно-образовательная:  расширять  сл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: «По следам осени»

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: По следам осени"...

Конспект осенней прогулки "По следам осени" в подготовительной группе

Данный материал помогает воспитателю создать условия для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, исследовать природное явление листопад, расширить знания дете...

Конспект "По следам осени" подготовительная группа

Конспект "По следам осени" подготовительная группа...