Конспект наблюдения на летней прогулке за окружающей природой «Пауки – наши друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект призван во время наблюдения детей за живой природой расширить их знания о пауках, их особенностях, образе жизни, пользе для человека.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 492.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект наблюдения на летней прогулке за окружающей природой «Пауки – наши друзья»
Тема: «Пауки – наши друзья».
Возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная группа детского сада).
Цель (для детей): расширить знания детей о пауках, их особенностях, образе жизни, пользе для человека.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с характерными особенностями внешнего вида паука, его жизнедеятельности, дать представление о том, где он живет, чем питается и чем занимается, формировать реалистические представления о природе.
Развивающая: развивать наблюдательность, интерес к окружающей среде.
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к природе и ко всем ее представителям.
Оборудование, материалы: фото внешнего вида паука, фото паутины, увеличительное стекло.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Тинка-паутинка».
Ход наблюдения
1. Организационно-мотивационный этап.
Воспитатель предлагает ребятам собраться вокруг него и познакомиться с одним интересным соседом, который живет у них на веранде. Загадывает ребятам загадки:
Растянул он свои сети,
Даже муха не заметит -
Попадётся «на крючок,
А поймает… (Паучок)
Притаился в уголке.
Держит ниточки в руке.
Восемь ног иль восемь рук.
Ловкача зовут (Паук).
Дети с воспитателем подходят к паутине на веранде.
2. Основной этап.
Воспитатель показывает ребятам фото паука. Рассказывает, что у паука имеется головогрудь, брюшко, 8 (а не 6, как у других насекомых) ног, хелицеры (челюсти) педипальпы (ногощупальца). Распространено заблуждение, что у паука огромное количество глаз. В большинстве случаев это неверно. Разные виды пауков могут похвастаться различным количеством глаз, от 2 до 12. В наших широтах наиболее распространены пауки с 6-8 глазами.
У пауков отсутствует скелет. Однако, твердый панцирь с успехом заменяет его. В течение жизни паук меняет свою твердую оболочку несколько раз, просто сбрасывая ее. Если паук потерял ногу, то после нескольких линек она восстанавливается.
Продолжительность жизни паука разнится в зависимости от вида. Живут они до 30 лет. Самый крупный паук, документально зафиксированный, был 30 сантиметров в длине. Самые мелкие паучки всего в пол сантиметра длиной.
Затем воспитатель просит обратить внимание ребят на паутину паука. А также показывает ее фотографию.
Воспитатель рассказывает, что паутина - это особое вещество, типа слюны, которое вырабатывает организм паука. Вскоре после того, как это вещество выделилось, оно застывает на воздухе в виде нитей. Его состав близок к шелку. Паутина очень прочная. Из неё, например, плетут лески рыбаки Новой Гвинеи.
Иногда считается, что паук не прилипает к собственной паутине, так как передвигается только по направляющим нитям, не покрытым клейким веществом. Это не совсем так. Избегать прилипания к капелькам клея помогает паукам лапок и расположение на них особых волосков. Эти волоски имеют покрытие из особого вещества, которое снижает клеящие свойства капли. К тому же они значительно снижают площадь касания лапы с клейкой каплей. Когда лапа оказывается рядом с такой каплей, клей окружает только волоски. Когда лапа убирается, клей сползает с нее обратно.
Воспитатель дает ребятам увеличительное стекло и предлагает каждому по очереди посмотреть через него на паутину и паука. Но при этом быть очень осторожными, чтобы не потревожить паука. Далее воспитатель рассказывает интересные факты о пауках.
Большинство пауков являются абсолютно безобидными и безопасными для человека, поэтому их не стоит бояться. В природе встречаются ядовитые виды, которые могут нанести вред человеку, но настоящую опасность представляют 3 паука из 100.
Пауки вносят большой вклад в борьбу с вредными насекомыми. В основном они питаются мухами и комарами. Только один представитель убивает в год около двух тысяч вредных насекомых, которые попадают в его паутину. Все пауки на планете потребляют до 800 миллионов тонн насекомых в год.
В природе встречаются необычные пауки. Например, в Гавайях обитает паук с окрасом спинки в виде смайлика. Пауки-муравьеды сами внешне напоминают муравьёв. Это позволяет хищнику подбираться к муравейникам.
Для большинства пауков зрение не так важно, они узнают по вибрации в своих сетях, попалась ли добыча. У особей, обитающих в темноте пещер, глаза могут и вовсе отсутствовать.
У пауков отсутствуют уши, они слышат благодаря микроскопическим волоскам на ногах. Чувствительность волосков помогает чувствовать запахи и определять, съедобна ли добыча.
Паука можно выманить из укрытия с помощью игры на музыкальных инструментах. Звук передает вибрацию на паутину и паук думает, что туда попала жертва. Он обязательно выползет, чтобы проверить, что же там на обед.
Установлено, что некоторые виды пауков обожают плохие запахи. Так, в Африке обнаружен вид, представители которого выползают на запах грязных носков.
Далее воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Паук на охоте».
Правила игры: воспитатель, любым способом (считалочкой или по желанию детей, выбирает «паука», ему отводится условное место (укрытие - обруч, нарисованный мелом круг и т. д.). Остальные дети выбирают для себя любого насекомого по желанию - бабочки, мухи, комары, стрекозы и т. д. По команде «день» - насекомые летают по площадке, «паук» в это время находится в своем укрытии. По команде ведущего «паутина» - «насекомые» замирают на месте, «паук» выходит на охоту, забирает тех, кто шевелится. По команде ведущего «ночь» - «насекомые» ложатся спать - приседают на корточки, «паук» - уходит в укрытие. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одно «насекомое» - победитель (если игроков до 10 человек). Если играющих больше десяти, можно менять паука через 3-4 эпизода игры или по желанию детей.
3. Заключительный этап.
После окончания игры воспитатель предлагает ребятам еще раз зайти на веранду, попрощаться с паучком и задает им вопросы:
- Сколько лап у паучка и сколько – у остальных насекомых?
- Сколько глаз может быть у пауков?
- Расскажите о строении паука, ориентируясь на его изображение.
- Какова длина самого большого зафиксированного паука?
- На какую ткань похожа паутина по своему составу?
- Почему паук не прилипает к собственной паутине?
- Чем слышат пауки?
- Что помогает паука различать запахи?
- Чем пауки полезны для людей?
- Почему пауки реагируют на музыку?
После наблюдения во время свободной деятельности или в рамках занятия по художественно-эстетическому развитию детям предлагается сделать аппликацию «Паучок».
Демонстрационный материал
Фото строения паука
Фото паутины
Фото необычных пауков
Паук с окрасом спинки в виде смайлика | Паук-муравьед |
Пример аппликации «Паучок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с природой"Птицы наши Друзья"
Знакомство с птицами...
Мы защитники природы «Животные – наши друзья»
Конспект по развитию речи с детьми старшей группы...

Конспект НОД Конспект НОД по ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».о ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».
Формировать элементарные представления о размерах предмета, научить сравнивать предметы по количеству....

Целевая прогулка (подготовительная группа), по теме «Наши друзья – деревья»
Целевая прогулка (подготовительная группа), по теме «Наши друзья – деревья» Программные задачи:Образовательные:Закреплять умение детей узнавать и называть деревья Расширять...
Окружающий мир "Птицы наши друзья"
Занятие по окружающему миру в средней группе....
Конспект наблюдения на прогулке за окружающей природой.
Тема:Наблюдение за трудом дворника....

Картотека наблюдений на прогулке за окружающей природой Сезон: весна
Картотека наблюдений на прогулке за окружающей природой Сезон: весна...



