Конспект наблюдения на летней прогулке за окружающей природой «Пауки – наши друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект призван во время наблюдения детей за живой природой расширить их знания о пауках, их особенностях, образе жизни, пользе для человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект наблюдения на летней прогулке за окружающей природой «Пауки – наши друзья»

Тема: «Пауки – наши друзья».

Возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная группа детского сада).

Цель (для детей): расширить знания детей о пауках, их особенностях, образе жизни, пользе для человека.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с характерными особенностями внешнего вида паука, его жизнедеятельности, дать представление о том, где он живет, чем питается и чем занимается, формировать реалистические представления о природе.

Развивающая: развивать наблюдательность, интерес к окружающей среде.

Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к природе и ко всем ее представителям.

Оборудование, материалы: фото внешнего вида паука, фото паутины, увеличительное стекло.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Тинка-паутинка».

Ход наблюдения

1. Организационно-мотивационный этап.

Воспитатель предлагает ребятам собраться вокруг него и познакомиться с одним интересным соседом, который живет у них на веранде. Загадывает ребятам загадки:

Растянул он свои сети,

Даже муха не заметит -

Попадётся «на крючок,

А поймает… (Паучок)

Притаился в уголке.

Держит ниточки в руке.

Восемь ног иль восемь рук.

Ловкача зовут (Паук).

Дети с воспитателем подходят к паутине на веранде.

2. Основной этап.

Воспитатель показывает ребятам фото паука. Рассказывает, что у паука имеется головогрудь, брюшко, 8 (а не 6, как у других насекомых) ног, хелицеры (челюсти) педипальпы (ногощупальца). Распространено заблуждение, что у паука огромное количество глаз. В большинстве случаев это неверно. Разные виды пауков могут похвастаться различным количеством глаз, от 2 до 12. В наших широтах наиболее распространены пауки с 6-8 глазами.

У пауков отсутствует скелет. Однако, твердый панцирь с успехом заменяет его. В течение жизни паук меняет свою твердую оболочку несколько раз, просто сбрасывая ее. Если паук потерял ногу, то после нескольких линек она восстанавливается.

Продолжительность жизни паука разнится в зависимости от вида. Живут они до 30 лет. Самый крупный паук, документально зафиксированный, был 30 сантиметров в длине. Самые мелкие паучки всего в пол сантиметра длиной.

Затем воспитатель просит обратить внимание ребят на паутину паука. А также показывает ее фотографию.

Воспитатель рассказывает, что паутина - это особое вещество, типа слюны, которое вырабатывает организм паука. Вскоре после того, как это вещество выделилось, оно застывает на воздухе в виде нитей. Его состав близок к шелку. Паутина очень прочная. Из неё, например, плетут лески рыбаки Новой Гвинеи.

Иногда считается, что паук не прилипает к собственной паутине, так как передвигается только по направляющим нитям, не покрытым клейким веществом. Это не совсем так. Избегать прилипания к капелькам клея помогает паукам лапок и расположение на них особых волосков. Эти волоски имеют покрытие из особого вещества, которое снижает клеящие свойства капли. К тому же они значительно снижают площадь касания лапы с клейкой каплей. Когда лапа оказывается рядом с такой каплей, клей окружает только волоски. Когда лапа убирается, клей сползает с нее обратно.

Воспитатель дает ребятам увеличительное стекло и предлагает каждому по очереди посмотреть через него на паутину и паука. Но при этом быть очень осторожными, чтобы не потревожить паука. Далее воспитатель рассказывает интересные факты о пауках.

Большинство пауков являются абсолютно безобидными и безопасными для человека, поэтому их не стоит бояться. В природе встречаются ядовитые виды, которые могут нанести вред человеку, но настоящую опасность представляют 3 паука из 100.

Пауки вносят большой вклад в борьбу с вредными насекомыми. В основном они питаются мухами и комарами. Только один представитель убивает в год около двух тысяч вредных насекомых, которые попадают в его паутину. Все пауки на планете потребляют до 800 миллионов тонн насекомых в год.

В природе встречаются необычные пауки. Например, в Гавайях обитает паук с окрасом спинки в виде смайлика. Пауки-муравьеды сами внешне напоминают муравьёв. Это позволяет хищнику подбираться к муравейникам.

Для большинства пауков зрение не так важно, они узнают по вибрации в своих сетях, попалась ли добыча. У особей, обитающих в темноте пещер, глаза могут и вовсе отсутствовать.

У пауков отсутствуют уши, они слышат благодаря микроскопическим волоскам на ногах. Чувствительность волосков помогает чувствовать запахи и определять, съедобна ли добыча.

Паука можно выманить из укрытия с помощью игры на музыкальных инструментах. Звук передает вибрацию на паутину и паук думает, что туда попала жертва. Он обязательно выползет, чтобы проверить, что же там на обед.

Установлено, что некоторые виды пауков обожают плохие запахи. Так, в Африке обнаружен вид, представители которого выползают на запах грязных носков.

Далее воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Паук на охоте».

Правила игры: воспитатель, любым способом (считалочкой или по желанию детей, выбирает «паука», ему отводится условное место (укрытие - обруч, нарисованный мелом круг и т. д.). Остальные дети выбирают для себя любого насекомого по желанию - бабочки, мухи, комары, стрекозы и т. д. По команде «день» - насекомые летают по площадке, «паук» в это время находится в своем укрытии. По команде ведущего «паутина» - «насекомые» замирают на месте, «паук» выходит на охоту, забирает тех, кто шевелится. По команде ведущего «ночь» - «насекомые» ложатся спать - приседают на корточки, «паук» - уходит в укрытие. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одно «насекомое» - победитель (если игроков до 10 человек). Если играющих больше десяти, можно менять паука через 3-4 эпизода игры или по желанию детей.

3. Заключительный этап.

После окончания игры воспитатель предлагает ребятам еще раз зайти на веранду, попрощаться с паучком и задает им вопросы:

  1. Сколько лап у паучка и сколько – у остальных насекомых?
  2. Сколько глаз может быть у пауков?
  3. Расскажите о строении паука, ориентируясь на его изображение.
  4. Какова длина самого большого зафиксированного паука?
  5. На какую ткань похожа паутина по своему составу?
  6. Почему паук не прилипает к собственной паутине?
  7. Чем слышат пауки?
  8. Что помогает паука различать запахи?
  9. Чем пауки полезны для людей?
  10. Почему пауки реагируют на музыку?

После наблюдения во время свободной деятельности или в рамках занятия по художественно-эстетическому развитию детям предлагается сделать аппликацию «Паучок».

Демонстрационный материал

Фото строения паука

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674431895_gas-kvas-com-p-risunok-pauka-eskiz-27.jpg

Фото паутины

Паутина — такая разная и такая опасная

Фото необычных пауков

Паук с окрасом спинки в виде смайлика

Паук-муравьед

https://i.pinimg.com/originals/24/22/fa/2422fa55768459f656c036be48ded986.jpg

https://bugguide.net/images/raw/J08/QB0/J08QB0EQ10PQV0EQZSWQZS4KAKNQV02QT08QA0ZK1KLKC0SKDKXKJ0VQCK7K2KXKY01QZS1QVK5K.jpg

Пример аппликации «Паучок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы защитники природы «Животные – наши друзья»

Конспект по развитию речи с детьми старшей группы...

Целевая прогулка (подготовительная группа), по теме «Наши друзья – деревья»

Целевая прогулка (подготовительная группа), по теме «Наши друзья – деревья» Программные задачи:Образовательные:Закреплять умение детей узнавать и называть деревья Расширять...

Окружающий мир "Птицы наши друзья"

Занятие по окружающему миру в средней группе....

Картотека наблюдений на прогулке за окружающей природой Сезон: весна

Картотека наблюдений на прогулке за окружающей природой  Сезон: весна...