Проект "Сад - огород на подоконнике"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Чепила Наталья Игоревна

Проект для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект Сад-огород на подоконнике35.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 305 «СОЗВЕЗДИЕ»

 

Проект на тему:

«Сад и огород на окне»

 

 

образовательная область «Познавательное развитие"

(для детей средней группы)

 

Составили воспитатели:

Чепила Н. И. _________

 

 

Красноярск

Проект: долгосрочный

Вид проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность: 5 месяца.

Участники проекта: 

-дети средней группы

-воспитатели

-родители.

Возраст детей: 4-5 лет.

Цель проекта: формирование экологических представлений детей об овощных культурах (огурцах) в процессе выращивания из семян.

Задачи проекта:

Обучающие задачи:

1. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культура (огурцах): строение, польза, уход за ними.

3. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

4. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.

5. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).

6. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.

Развивающие задачи:

1. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.

2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

3. Формировать представление о выращивании растений из семян.

4.Формировать умение договариваться с помощником воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.

5.Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения;

6.Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).

7. Разъяснять значимость труда.

8. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

Воспитательные задачи: 

1. Воспитывать интерес к уходу за растениями; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

2.Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.

3. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.

4. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым. 

Актуальность проблемы:

 Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашей стране, особое место занимает зелень (петрушка, укроп, лук).  Широкое распространение этой овощной культуры объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому. 

Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.  

Краткое описание проекта:

         Проект рассчитан для детей среднего дошкольного возраста, реализуется на пяти месяцев. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий, серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности детей. 

Ожидаемые результаты:

1.  Формирование у детей среднего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской   деятельности выращивание растений из семян.

2.   Развитие познавательных и творческих способностей.

3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

4.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях. 

Реализация проекта:

«Огород на окне»

В повседневной жизни детей мы обратили внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети, полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают пыль на листьях цветов. На вопрос воспитателя «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» - отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра дополиваю»

На вопрос воспитателя: - Нужны ли нам растения, и приносят- ли они пользу?

Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.

Мы предложили обсудить это вместе все группой.

Следующие вопросы:

-Что мы знаем о растениях

- Что нового можем узнать?

-Как мы сможет получить новые знания?

Все ответы записывались в таблицу, на первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателей, на третий вопрос в основном мы предлагали, дети дополняли. 

Этапы реализации проекта

 1-й этап: подготовительный

  • сбор информации, материалов по теме;
  •  организация предметно - развивающей среды
  • разработка цикла наблюдений, занятий;
  • беседы;

2-й этап: реализационный:  

  • реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).

3-й этап: итоговый:

  • выставка детских работ;
  • презентация проекта (в виде фотоотчета).

 

Мероприятия

Цели

Сроки

Ответственные

1 этап – подготовительный. ФЕВРАЛЬ

1

Беседа с родителями «Огород на окне»

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

1-я неделя

Воспитатели, родители

 

2.

 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

 

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

 

2-я неделя

3-я неделя

 

Воспитатели,

родители

3.

Консультация для родителей «Исследовательская деятельность в детском саду»

Просвещать родителей по данной теме.

4-я неделя

Воспитатели

2 этап – основной. МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ

4.

Рассматривание  книг, иллюстраций о растениях, беседы.

Вызвать интерес к растениям, желание Рассматривание книг, иллюстраций о растениях заботиться, о них. Беседы о происхождении семян.

1- 2-я неделя

 Воспитатели,

родители.

5.

Занятие  «Посев семян петрушки, укропа, лука для выращивания рассады»

Вызвать у ребят желание самим вырастить растения из семян.

3-4-я неделя

Воспитатели

6.

Практическая деятельность: посадка цветов ( цинния красная и желтая)

Вызвать интерес к выращиванию цветов

5-я неделя

Воспитатели

7.

Труд в уголке природы

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

6-я неделя

Воспитатели

8.

Занятие  « Нарисуй зеленый лучок»  (рисование)

Познакомить со значением овощей и цветов в жизни человека.

7-я неделя

Воспитатели

9.

Дидактическая игра «Узнай по запаху что растет»

Упражнять детей  в различении петрушки и укропа

8-я неделя

Воспитатели

10.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.

9-я неделя

Воспитатели

11.

Занятие «Овощи на огороде» Лепка

Продолжать лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи передавая их характер особенности).

10-я неделя

Воспитатели

12.

Опыт – наблюдение за ростом

огурцов.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающей рассады

11 неделя

Воспитатели

13.

Наблюдение за формированием цветка и плода

Приучить детей замечать изменения в росте и развитии растений

12 неделя

Воспитатели

14.

Посадка рассады в открытый грунт

Применение практических знаний

13 неделя

Воспитатели, дети, родители

3 этап – заключительный. ИЮНЬ

15

Обработка и оформление материалов проекта, фотографий

Создание презентации опыта работы в виде фотоотчета

11 неделя

Воспитатели

16

Подбор стихотворений, поговорок, загадок об овощах

Создание альбома «Стихи, загадки, поговорки об овощах», представление  полученных знаний  

12 неделя

Воспитатели, дети, родители

 

Работа с родителями:

1.Беседа с родителями «Огород на окне».

2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.

3.Подбор стихов, загадок, пословиц, про овощи для оформления альбома.

4.Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».

Художественно - продуктивная

Рисование на тему: «Сад и огород на окне»

Лепка на тему: ««Фрукты и овощи»».

Игровая деятельность

Подвижные игры: «Собираем урожай», «Сад и огород» 

Дидактические игры: "Овощи и фрукты, «Четвёртый лишний», Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».

Беседы с детьми:

«Что необходимо для роста растений?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью.

Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок.

 


Вывод:

В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (огурцах, петрушке, укропу, луке) 

Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.

В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное удобрение.  Выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать.  Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.

Итог проекта: в ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.        

Предполагаемый результат:

- Участвовать в проведении опытов, экспериментов.

- Определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;

- Знать, как растут эти овощи где, как за ними ухаживать.

- О полезных свойствах, время сбора урожая и как заготавливают на зиму.

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений. Дети стали бережнее относиться к растительному миру. В группе был создан огород на окне. Дети стали более уважительно относиться к труду. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Материалы и средства: Художественная литература о овощах;

стихи Кирилл Авдеенко, Р. Бикметова,  О. Шалимова, Н. Горюнова, Л. Буртан, Е. Евсеева), Стихи про семена (С.Ранджелович), загадки, пословицы, рассказ Н.Носова" Огурцы", сказка Альберта Иванова «Раз — горох, два — горох».

беседа по картине "Сельскохозяйственные работы в полях" и т.д



Приложение 1

Консультация для родителей

«Исследовательская деятельность детей в детском саду»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Начиная с самого раннего детства, ребенок исследует и познает окружающие его предметы. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься!  Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость!  Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»

Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того, не желая и не замечая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, почему идет дождь или снег, для чего на небе луна, откуда прилетает ветер и многое другое.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

3адача взрослых – не пресекать, а активно развивать исследовательскую деятельность детей.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельности «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.


Конспект беседы по ознакомлению с окружающим миром

«Что необходимо для роста растений?»
Цель. 
         Развивать интерес к жизни растений; уточнить представления об условиях, необходимых для жизни растений (вода, почва, свет, тепло); воспитывать трудолюбие; прививать практические навыки посадки семян в землю; учить работать коллективно; расширять экологический кругозор; предложить проверить семена на всхожесть. 


Ход беседы
Воспитатель:

Посмотрите внимательно на растения в уголке природы. Как вы считаете: растения - живые существа или нет? (ответы детей) Конечно, живые! И как всем живым существам, им необходимы хорошие условия. Какие? Давайте по порядку: сначала растения сажают; значит, для этого нужна земля. А если растение не поливать, что с ним может случиться? (ответы детей) Оно завянет. Значит, необходима вода. В темное место растения не ставят; значит, им нужен свет. А еще им необходимо тепло, потому что на холоде ничего не растет. А в чем еще нуждаются растения? (ответы детей) За ними нужно ухаживать - рыхлить землю, пропалывать ее, удобрять, укрывать растения от холода, обрабатывать от вредителей. А если просто посадить и не ухаживать за ними, растения погибнут. 
Сейчас мы с вами посадим в контейнеры семена культур (огурцы, помидор, горох) чтобы проверить их на всхожесть, потому что семена хранятся определенное время и могут не взойти, но сначала вы должны определить, какие это семена, а я подпишу контейнеры с землей. 
Дети вместе с воспитателем сеют семена, накрывают их пленкой, чтобы земля не высохла и семена взошли быстрее, и ставят на подоконник, на солнечную сторону. 
Воспитатель. Давайте заведем дневник наблюдений и будем записывать в него все изменения, которые произойдут с семенами. Посмотрим, вырастут у нас в группе или нет.

А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки об овощах. 

До поры до времени не сеют семени. 
Сей в срок - будет прок. 
Каков уход, таков и плод.

Сей лук от семи недуг

Кто ест лук, тот избавлен от мук.

Лук да баня все правят.

Весной пролежишь - зимой с сумой побежишь. 
Труд кормит, а лень портит. 
Кто весной не сеет, тот осенью жалеет. 
Земля - матушка, а хлеб - батюшка. 
МОЛОДЦЫ, а теперь объясните их значение. 
В конце похвалить детей за старательность.

Приложение 2

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Овощи»
Цель: закреплять приемы лепки сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание. 
Задачи:
1) Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (овощи, передавая их характер особенности;
2) Развивать глазомер;
3) Закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать пластилин, не пачкать одежду) 
4) Воспитывать интерес к русскому фольклору, загадкам. 
Оборудование: Пластилин, стеки, подкладная доска, салфетка, муляжи овощей. 
Индивидуальная работа:

-показать ребенку приемы работы с куском пластилина
-помочь ребенку при затруднении
Ход занятия. 
Организационный момент. 
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе есть сюжетно-ролевые игры. Но самая любимая игра детей — это магазин. Вот сегодня на занятии мы пополним сюжетно - ролевую игру «Магазин» овощами. 
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с Вами поиграем. Перед Вами стоит корзина с овощами. Я буду загадывать загадки, тот из Вас, кто отгадает, подходит к корзинке и достает загаданный овощ на ощупь. 
1. В огороде вырастаю. 
А когда я созреваю, 
Варят из меня томат, 
В щи кладут
И так едят.                 Помидоры/
2. Летом – в огороде, 
Свежие, зеленые, 
А зимою – в бочке, 
Крепкие, соленые.         Огурцы/
3. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок. 
На ощупь очень гладкая, 
На вкус, как сахар, сладкая.       Морковь/
4. Он никогда и никого
Не обижал на свете. 
Чего же плачут от него
И взрослые, и дети?             Лук/

Пальчиковая гимнастика. 
А сейчас разогреем наши пальчики, приготовим их к работе. 
Наши синие цветки распускают лепестки
.Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. 
Наши синие цветки закрывают лепестки, 
Головой качают, тихо засыпают. 
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки. 
Воспитатель: Теперь я предлагаю выложить ваши вылепленные овощи на красивую тарелочку и поставить на стол и полюбоваться их разнообразием и изобилием. Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи овощи вам понравились больше всех и почему? 
Воспитатель: Какие замечательные овощи у нас с Вами получились! От настоящих не отличить, так и хочется попробовать. Теперь в нашем магазине будет работать большой овощной отдел. 
Воспитатель: Давайте с Вами поиграем и закрепим название овощей.

Игра называется «Волшебный мяч» (дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя овощи).

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."

Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» (Возраст детей 2-3 года)

Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательск...

Фотоотчет "Огород на подоконнике" "Огород в Простоквашино"

Фотоотчет "Огород на подоконнике" "Огород в Простоквашино"...

Конспект познавательно-исследовательского досуга в рамках проекта «Огород на подоконнике» для детей средней группы с использованием песочной терапии Тема: « Мы ходили в огород»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитиеИспользуемые  технологии:  игровая,  сказкотерапия...

Экология "Огород у нас хорош!" в рамках реализации проекта в подготовительной группе "Огород на подоконнике"

Конспект занятие по экологическому воспитанию детей "Огород у нас хорош!"Презентация проекта "Огород на подоконнике"...