Инновационные формы и методы экологического развития детей дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру
Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения.
Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания детей (беседы, наблюдения, чтение литературы, рассматривание, непосредственно образовательная деятельность, практическая деятельность) также существуют и инновационные формы и методы.опросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Инновационные формы и методы экологического развития детей дошкольного возраста.
Подготовила воспитатель-Миниахметова О.А.
Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагают деятельный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям.
Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания детей (беседы, наблюдения, чтение литературы, рассматривание, непосредственно образовательная деятельность, практическая деятельность) также существуют и инновационные формы и методы.
Например:
«Информационные технологии» (компьютерные)
В работе с дошкольниками очень часто сталкиваешься с недостатком информации и наглядного материала. В своей деятельности с детьми по экологии, я нашла решение - использование современных информационных технологий. Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации, дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (записи голосов птиц, млекопитающих, шум и голоса леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.). Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации, при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
«Экологический театр»(сказкотерапия)
Способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.
«Экологические(природоохранные ) акции»
Дети любят участвовать в проведении экологических акций, праздников, осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада. Это могут быть различные акции, например: «Посади дерево - сохрани лес», «Кормушки для птиц», «Чистая территория- чистый дом», «Сдай макулатуру-сохрани дерево», «Эко-сумка для семьи».
Эко-сумка -это сумка из ткани, самой простой конструкции, призванная заменить полиэтиленовые пакеты. По сравнению с полиэтиленовыми пакетами, у эко-сумок есть масса преимуществ: они многоразовые, они не вредят окружающей среде и, конечно же, они выглядят гораздо красивее и креативнее. Познакомив детей с эко-сумкой, мы рассказываем о том, как сделать еще один шаг в сторону спасения природы.
«Проектно - исследовательская деятельность»
Проектно-исследовательская деятельность также частью работы по экологическому образованию и воспитанию детей. Дошкольники
прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.
«Конкурсы, Викторины, Праздники-развлечения»
Помогают детям ощутить себя частью природы. Детям нравятся репетиции. Они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями.
«Кейс – технология».
Метод « Кейс – технология»- это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс -технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы.. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»
Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания), развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь (животное или птица).
Примеры объявлений:
- Я болотная ягода, оранжевого цвета. Состою из множества сочных шариков.
- Потерялось хвойное деревце, которое скидывает хвою на зиму.
- Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
- Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
Деловая игра «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растений: « Комар – это хорошо или плохо?», « Болото - это хорошо или плохо», «Деревья без листьев зимой – это хорошо или плохо?» и так далее.
Деловая игра «Охотники» показывает детям, что в природе всё связано между собой. Ведущий(взрослый) предлагает одному ребёнку разложить в определенной последовательности животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.
Деловая игра «Что будет, если …?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под лимонада? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет если не потушить костер в лесу?
Деловая игра «Береги природу». На столе или доске располагаются картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Затем убирают одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
Игра: «Письмо-жалоба». Интересным приёмом в работе с детьми, является получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода - те, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т.д. Как нужно оберегать и охранять природу – своего края и всей планеты.
«Ошибана» (прессованная флористика)
Искусство Ошибана пришло к нам с Востока, из Японии, где мастерство создания миниатюр из сухоцветов начало развиваться еще более шестисот лет назад. В далекие времена этим видом искусства владели только самураи. Ошибана основана на использовании разнообразного природного материала – цветов, листьев, трав, коры деревьев, искусно засушенных под прессом и сохранивших, благодаря этому свои природные форму и цветы.
Занятия флористикой расширяет кругозор детей, воспитывает экзотический вкус, делает их более чуткими и терпимыми, учит понимать природу.
«Метод экологической идентификации»
«Метод экологической идентификации» - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я – муравей », «Я – сломанное дерево… », «Я - птенчик, выпавший из гнезда … », « Я- засохшее комнатное растение». Использование данного метода можно проиллюстрировать следующей педагогической ситуацией. Детям предлагают вспомнить участок осенью во время дождя, как он выглядит, что на нем находится и выбрать один из объектов (мокрое дерево, пожухлый листок, капелька дождя, большая лужа, нахохлившийся воробей и т.д.), представляя себя на его месте.
Предлагают рассказать, что ощущает каждый объект во время дождя, передавая его настроение и эмоции. Можно организовать диалог между двумя объектами на участке (капелька и дерево, листочек и ветер, дерево и воробей и т.д.).
При изучении жизнедеятельности рыб в зимний период, детям предлагают сжать пальцами нос и, не открывая рта продержаться, сколько можно, затем отпустить один палец и открыть доступ воздуха в одну ноздрю. Собственные ощущения переносятся на состояние рыб подо льдом, когда им не хватает кислорода. Освобождение одной ноздри моделирует состояние рыб после того, как для них будут просверлены лунки во льду.
«Моделирование»
Модель-это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.
Именно модели являются средством перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир.
В дошкольных образовательных учреждениях используются следующие виды моделей:
-предметные модели. Они воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений.
-предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.
-графические модели.Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели может служить календарь природы и погоды.
В результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе.
«Мнемотехника»
Заниматься мнемотехникой лучше с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас, используя алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадка семян и т. д. Обучение строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки, то есть можно нарисовать то что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Разработаны мнемотаблицы для описания времен года, рассказов о животных и птицах, овощах и фруктах, мнемотаблицы для описания природных объектов (солнце, вода). Примером может служить
мнемотаблица: «Путешествие капельки», «Пришла весна» и т.д.
Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений (особенно про природу).
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения. Послушайте его:
«ЁЛОЧКА» Н. Нищева
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.
– «Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку). Правильно.
Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем …. И т. д.
– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.
Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек.
Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки прошу вас прочитать чистоговорку:
-У ежа ежата, у ужа ужата.
-Кошка на окошке шапку шьёт
мышка в сапожках избушку метёт.
-Орёл на горе, перо на орле.
Загадки: 1.Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.
2.Кругла,а не мяч.
Желта, а не солнце
С хвостиком, а не мышь.
3.Сидит дед, во 100 шуб одет
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.
4.Круглое и вкусное.
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Вывод: использование инновационных технологий в детском саду с детьми дошкольного возраста приводит к тому что ребёнок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей. Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей....

Перспективный план по теме: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» в старшей группе.
Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста методом проектной деятельности....

Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе
Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе...
Выступление на педагогическом совете Тема: «Методы экологического образования детей дошкольного возраста»
В основе методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно-правильного отноше...

Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.
Формы экологического воспитания: 1.1 Занятия. Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлен...

«Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Экологическое образование включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого образования заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического соз...

Презентация-«Инновационные формы и методы экологического развития детей дошкольного возраста»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагают деятельный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста....
