Конспект "Путешествие за знаниями" подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Татьяна Александровна Дерябина

Конспект "Путешествие за знаниями" подготовительная группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка-детский сад №15 «Семицветик»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

 образовательная область «Познавательное развитие»

на тему: «Путешествие за знаниями к Архимеду»

для детей подготовительной к школе группы

                                            Подготовила воспитатель:

высшей квалификационной категории

Дерябина Татьяна Александровна

г. Озерск

 17.05.2022г.

Тема: опытно-экспериментальная деятельность  «Путешествие за знаниями к Архимеду»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Возраст: дети подготовительной к школе группы 6-7 лет.

Цель: Учить устанавливать причинно – следственные зависимости природных явлений; Создание предпосылок формирования учебной и умственной деятельности.

Задачи:

  1. Закреплять: 
  • умение делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности;
  •     умение детей в подборе эпитетов, сравнений, продолжать строить    развернутые  высказывания; создать положительный психоэмоциональный настрой ребенка.
  1. Развивать:
  • поисково – познавательную деятельность детей, наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику, через опытно – экспериментальную деятельность.
  1. Воспитывать:
  • интерес к непосредственно образовательной деятельности, желание работать в коллективе, помогать друг другу, интерес к окружающему миру.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • социально – коммуникативные качества путём коллективного решения общих задач, умения действовать командой. 

 «Речевое развитие»:

  • закрепить в активной речи термины: Архимед, Греция, папирус, ученый.

«Художественно-эстетическое развитие»:

  • расширять опыт слушания литературных произведений (загадок, стихов).

«Физическое развитие»:

  • развивать двигательную активность.

Используемые методы и приемы: 

  • Наглядные: Рассматривание книг об окружающем мире, о вулканах, природных явлениях.
  • Словесные: уточнения, опросы, художественное слово, беседа, вопросы, поощрения
  • Практические:  совместные действия воспитателя и детей, схемы для проведения опытов.

Материалы и оборудование: 

  • Воздушный шарик;   
  • стеклянные банки две (пол-литровые);
  • два сырых яйца;
  •  стакан соли;
  • столовая ложка;
  • кувшин с водой;
  • яйцо киндер-сюрприза;
  • бумажный цветок с закрученными лепестками;  
  • пробка от бутылки;
  • шурупы;
  • венчик;
  • скрепка; монета;
  • деревянный шарик
  • камешки, кораблик в емкости;   
  • два зеркала;
  • яблоко.
  • Конструктор ЛЕГО;
  • Баночка с жидким мылом;
  • Конверт с письмом, написанным молоком, свеча, спички;
  • 1ч. ложка соды, сок лимона, 3 стол. ложки уксуса, изолента, пластиковая бутылка 0,5 литра.

Предварительная работа:

  • чтение произведений о правилах дорожного движения: русская народная    сказка «Соль». Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»; чтение сказок «Цветик-семицветик», «Как люди речку обидели»; рассматривание книг, иллюстраций чтение энциклопедий.
  • дидактические игры:  «Хорошо-плохо», «Найди пару», «Узнай по вкусу»; игры с песком, водой, магнитами и магнитными буквами; цветной, копировальной бумагой, картоном лупой, рассматривание объектов живой, неживой природы, проведение несложных опытов.
  •   сюжетно – ролевая игра:  «Ателье», «Путешествие по реке», «Строители»  

 «Поездка на дачу»

  • Творческая мастерская. Рисование с помощью соли, крупы.

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, сколько гостей сегодня в нашем зале. Давайте их поприветствуем и скажем: «Доброе утро!».

Организационный  момент

Ребята, кто-то бросил к нам в оконце

Посмотрите - письмецо

Может это лучик солнца,

Что греет мне лицо?

Может это воробьишка

Пролетая обронил,

Может кот письмо как мышку

На окошко затащил.

- Давайте прочтем его. (педагог достает из конверта лист бумаги, показывает детям)

- Посмотрите, лист вроде пустой. Слов не видно. Чем же написано это письмо? Как нам его прочитать? Это, наверно, секретные чернила. У кого есть варианты?

(дети предлагают свои варианты: написано молоком,  лимонным соком, надо нагреть его, чтобы прочитать).

Основная часть

Опыт №1. «Чернила - невидимки»

Педагог нагревает лист бумаги над свечой. Дети смотрят.

- Посмотрите от тепла на бумаге появляются буквы. Здесь написано «Садитесь в машину времени, и приезжайте ко мне в гости. В моей лаборатории вас ждут загадки. Архимед».

- Давным – давно, когда вас еще не было на свете, не было и ваших родителей и даже бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. (показывает портрет детям) Ребята, а вы знаете кто такой Архимед

Дети: Жил в Древнем  мире, жил в Греции; он математик; это ученый; он делал опыты, много знал.

-Правильно! Этот человек был очень любознательным, все ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей.

- А теперь сядем в машину времени, переместимся в прошлое.

(Дети встают в обруч, закрывают глаза, включается музыка).

- Вот мы и в древней Греции, в лаборатории Архимеда. Для нас здесь приготовлены загадки.

Опыт № 2. «Тонет - не тонет»

1. На столе у детей емкости с водой на двоих, предметы (монеты, скрепки, шурупы, детали конструктора лего, деревянные шарики, пробки, у воспитателя емкость с водой, венчики, баночка с жидким мылом и тот же набор предметов.

- Опустите в воду предметы, лежащие перед вами.

(Дети опускают по очереди предметы: монеты, скрепки, шурупы, детали лего, деревянные шарики, пробки).

- Положите на пробку скрепку. Почему она не тонет? Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одинаково ли держатся на воде предметы?

(Ответы детей и вывод: металлические предметы тонут, деревянные предметы плавают. Вода выталкивает более легкие предметы).

2. -А теперь в воду я добавлю жидкое мыло, взобью пену венчиком.

- Опустите в эту воду те же предметы.

- Какие предметы утонули в воде, но не тонут в пене.

-  Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру?

- От чего зависит плавучесть предметов?

Опыт № 3. «Как вытолкнуть воду?»

(На столе мерная ёмкость с водой, камешки, кораблик в ёмкости).

- Архимед предлагает достать кораблик из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Для этого мы будем класть камешки в воду до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев и кораблик не поднимется. (Дети по - очереди бросают камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв).

- Почему уровень воды поднимается? (Камешки, заполняя емкость, выталкивают воду).

Опыт № 4. «Яйцо - попрыгунчик»

(На столе пустые стеклянные банки: две пол-литровые, одна 2-х литровая. На блюдце, рядом,- два сырых яйца и стакан поваренной соли, столовая ложка, кувшин с водопроводной водой). 

В первую банку налить воды и опустить яйцо – оно утонит.

Во вторую банку налить воды и добавить 4 столовой ложки соли – яйцо будет плавать на поверхности.

-  А теперь отгадайте секрет яйца – попрыгунчика.

(Дети делают вывод:  В соленой воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода, но и частички соли, растворенные в воде.)

- Молодцы, ребята! А где вы встречали такое?

(Когда ездили отдыхать на море, вода в море соленная и плавать в такой воде легче).

- Посмотрите, а яйцо- то  у нас не простое, оно тоже с секретом! (Незаметно заменяем сырое яйцо на яйцо киндер – сюрприза. Достает из него цветок лотоса из бумаги с закрученными листочками к центру).

На лепестках что - то написано, но они закручены и прочитать сложно.

Что же нам делать? Как развернуть листочки? (опустить цветок в воду)

- Наш цветок распустился. прочтите, что здесь написано? (читают. «Берегите воду - она источник жизни на Земле»).

- Ребята, я вижу зеркало. А зеркала могут увеличивать количество предметов. Не верите? Давайте проведем опыт.

Опыт №4 «с зеркалом».

(Два зеркала стоят под углом 90 градусов). 

Педагог показывает яблоко. - Сколько яблок? (Одно).

- А теперь я положу яблоко в угол. А теперь сколько? (Три).

(Далее, педагог уменьшая угол между зеркалами, увеличивает количество яблок).

-  Кто догадался, в чем тут дело? (опираясь на догадки детей, объясняет суть опыта).

- Ребята, нам нельзя здесь задерживаться, пора возвращаться. Архимед так и не пришел, видимо испытывает новое изобретение. Давайте оставим ему в подарок воздушный шарик.

Опыт № 5. «Надуй воздушный шар»

1ч. ложка соды, сок лимона, 3 стол. ложки уксуса. шарик, изолента.

Воспитатель наливает воду в 0,5 бутылку и растворяет соду в воде. В отдельной посуде смешивает сок лимона и уксус. Через воронку наливает в бутылку. Быстро надевает шарик на горлышко и закрепляет изолентой.

Вывод: Сода, сок лимона и уксус выделяют углекислый газ, который создает давление и надувает шарик.

- Ребята вам понравилось наше путешествие? Какие опыты вам запомнились? Сегодня вы были настоящими учеными и провели сложные эксперименты. Будьте любознательными, наблюдательными и возможно когда вы подрастете, будете изобретателями как Архимед. А теперь, скорее садитесь на машину времени, возвращаемся домой. Включается музыка.

Релаксация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...