"Удивительный воздушный шарик"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бердыбекова Маргарита Закировна

Конспект открытого занятия в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_vozdushnyy_sharik.docx318.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением

художественно-эстетического развития воспитанников «Звездочка»

п. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

        (старшая группа)

ТЕМА: «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

C:\Users\1\Pictures\KHZKv3UBryI.jpgC:\Users\1\Pictures\2n83dIQQyTM.jpg

                                                                                                 Выполнила:

Бердыбекова Маргарита Закировна

воспитатель высшей категории

п. Первомайский

«Удивительный воздушный шарик»

   Цель: Создание условий для знакомства детей с понятием «резина», его свойствами, ролью в жизни человека, через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

 Образовательные: - Расширять представления детей о свойствах резины, на основе структуры, поверхности, прочности, эластичности, упругости, непромокаемости и водонепроницаемости воды;

  - Продолжать учить сравнивать резину с бумагой и тканью;

  - Закрепить знания о свойствах материалов: бумаги, ткани и резины:

  Развивающие: - Развивать умение анализировать и делать выводы, на основе опытно – экспериментальной деятельности;

  - Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.

  -Активизировать речь детей, обогащать словарный запас словами: эластичная, упругая, непромокаемая, водонепроницаемая.

   Воспитательные: - Воспитывать у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности;

 - Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности;

 -Воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми.

   Материал и оборудование: Халаты для каждого ребенка, резиновые шары по количеству детей (надутые); резиновые шары по количеству детей (сдутые); полоски бумаги и ткани на каждого ребенка; емкости с водой для каждого ребенка; резиновые перчатки для каждого ребенка; салфетки, лимон – 1 шт., апельсин – 2 шт.; 2 шарика для опыта; 2 шарика для игры; лейка с водой; резиновые сапоги -1 пара; резиновые перчатки – 1 пара; мяч – 1 шт.; резиновые игрушки; песня «Шарики воздушные».

     Демонстрационный материал: картинки «Летательный воздушный шар»,  резиновая надувная лодка, шины автомобиля и велосипеда.

Предварительная работа: Предшествующие занятия по ознакомлению со свойствами стекла, древа, ткани, пластмассы; отгадывание загадок; игры –эксперименты «Из чего сделаны предметы?».

   1. Вводная часть:

   Воспитатель: - Ребята проходите, сегодня к нам пришли гости.

Поздоровайтесь с нашими гостями.

    Сегодня утром я смотрела научную передачу, в которой ученые проводили интересные опыты, мне очень понравилось, и я захотела стать ученой.

   - А вы не подскажите кто такие ученые?

   Ответы детей: (ученые изобретают что-то, делают эксперименты, проводят опыты, всякие химии делают, науки изучают).

     Воспитатель:- Ребята, вы хотите стать учеными?

Ответы детей:

     Воспитатель:- Я предлагаю вам стать учеными, исследователями, а наша группа превратится в маленькую лабораторию.

  - А что такое лаборатория?

Ответы детей: это специальное место, где проводят опыты и эксперименты, делают открытия.

  Воспитатель:- Правильно, лаборатория – помещение, место, где работают ученые, которые проводят опыты и эксперименты. В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все наденем халаты. Наденьте халаты, ну вот теперь мы похожи на настоящих ученых.

    - Но прежде чем попасть в лабораторию, нам нужно вспомнить правила поведения. Кто знает как надо вести себя в лаборатории.

   Ответы детей:

        Воспитатель: - Правило 1- соблюдать тишину, 2 - на столах ничего не трогать без разрешения, 3 - аккуратно обращаться с оборудованием, - 4 – не мешать друг другу, работать тихо, внимательно, поработал, аккуратно положи на место.

   - Прежде чем приступить к нашим исследованиям, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра:

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел.

Стал он тонкий и худой.

    Воспитатель:  - Вы готовы! Проходите в лабораторию. Посмотрите, как красиво я ее украсила. А чем я украсила лабораторию.

 Ответы детей:

Воспитатель:  Шариками. Правда, красивые шарики.

-Как вы думаете, из какого материала делают воздушные шары?

Ответы детей: Из резины.

Воспитатель:  - Правильно, они сделаны из резины. А какие у резины свойства, мы с вами проверим в нашей лаборатории, а поможет нам в этом воздушный шарик.

   Проходите за столы.

       Опыт № 1. 

      Ребята, давайте с вами рассмотрим резину воздушного шарика (сдутого). Возьмите в руки шарик, потрогайте.  Какой он на ощупь? Погладьте шарик.

Ответы детей:  мягкий, гладкий. (Инд ответы).

  Воспитатель:  Значит первое свойство – резина мягкая, гладкая.

  Давайте обозначим это карточкой, эта карточка обозначает, что резина мягкая и гладкая.

  Женя, что обозначает эта карточка?

   Ответы детей:  

Воспитатель:  - Попробуйте его разорвать, получилось?

Ответы детей:  нет

Воспитатель:  - Почему не рвется шарик?

Ответы детей: он прочный.

Воспитатель:  Второе свойство – резина прочная. Обозначим это карточкой, давайте найдем нужную карточку и прикрепим ее. София, что обозначает эта карточка?

Ответы детей:  

Воспитатель:  - Посмотрите все воздушные шары одного цвета или разного цвета?

 Ответы детей:  разного цвета, они разноцветные.

  Воспитатель:  - Третье свойство – резина окрашивается. Кирилл отметь, пожалуйста, карточкой. Какая карточка –  подходит к нашему опыту. Ребята вы согласны. Кирилл что обозначает эта карточка? (Инд ответы).

   Ответы детей:  

  Воспитатель:  - Ребята, а теперь попробуйте надуть шарики (надувают). Что с ним происходит?

Ответы детей:  надувается, становится большим.

Воспитатель:  правильно! Он растягивается, становится большим.

  - А когда сдуваем, что происходит? (спустите из шарика воздух)

 Воспитатель:   Он становится маленьким.

  Воспитатель:  Шарик не только растягивается, но и обратно сжимается. Раз наш шарик растягивается, надувается, значит, он какой?

Ответы детей:  резиновый.

Воспитатель:  А еще какой?

Ответы детей:  эластичный. (Инд ответы).

Воспитатель:  Эластичный – это значит можно растянуть, надуть его. Четвертое свойство – резина растягивается, она эластичная. Давайте отметим карточкой. Роман что обозначает эта карточка?

 

Воспитатель:  Давайте вспомним, какие свойства резины мы узнали, а помогут нам в этом карточки.

- На ощупь, она какая?

Ответы детей:  мягкая, гладкая.

Воспитатель:  - Не рвется, значит?

Ответы детей:  прочная.

Воспитатель:  Разного цвета?

Ответы детей: они разноцветные, резина окрашивается.

Воспитатель:  Растягивается, значит, она какая?

Ответы детей:  эластичная.

   Опыт №2.

    А теперь давайте сравним свойства резины, бумаги и ткани. Ребята, у вас на столах лежат кроме воздушного шарика, бумага, и кусочек ткани. Возьмите бумагу, сожмите его в кулаке. Откройте кулак, что произошло с бумагой?

Ответы детей:  она мнется, помялась.

Воспитатель:  расправьте бумагу немного, возьмите за один уголочек и опустите бумагу в воду, и понаблюдайте, что происходит с ней?

Ответы детей:  она намокает, впитывает воду.

Воспитатель:  Достаем бумагу, аккуратно стряхните ее, положите на клееночку. А теперь вытрете бумагу салфеткой. Что происходит? Она стала сухой?

Ответы детей:  

Воспитатель:  Потяните ее, что произошло?

Ответы детей: она рвется. 

Воспитатель:  Какой вывод можно сделать? Что бумага мнется, намокает, впитывает воду и рвется.

Воспитатель:  А теперь возьмите кусочек ткани, сожмите ее в кулаке, что с ней происходит?

Ответы детей: она мнется

Воспитатель:  Возьмите за одни уголочек, опустите в воду. Что с ней происходит?

Ответы детей: она намокает.

Воспитатель:  она намокает, впитывает воду. А теперь вытрете салфеткой ткань. Что происходит?

Ответы детей: 

Воспитатель: Она стала сухой.

Ответы детей: 

Воспитатель:  Потяните ее за края, что с ней происходит?

Ответы детей: она не рвется.

Воспитатель:  Не рвется, даже если сильно потянуть, тянется немного.

 Какой вывод можно сделать, ткань мнется, намокает, впитывает воду, но не рвется.

Воспитатель:  - Возьмите в руки шарики (сдутый). Из какого материала сделан шарик?

Ответы детей:

Воспитатель:  Попробуйте сжать шарик в кулаке. Что случилось с резиной?

Ответы детей: она распрямилась, разогнулась, расправилась.

Воспитатель:  Возвращается в прежнее состояние – это свойство резины называется упругость. Значит резина, какая?

Ответы детей: упругая.  (инд ответы).

Воспитатель:  Давайте обозначим это карточкой. Валерия отметь, пожалуйста, карточкой, что обозначает эта карточка?

Ответы детей:

 Воспитатель:  Возьмите шарик за верхнюю часть, и опустите в воду. Что происходит? Каким он стал?

Ответы детей: стал мокрым.

Воспитатель:  А теперь вытрете шарик салфеткой? Каким он стал?

Ответы детей: шарик стал сухим.

Воспитатель:  Посмотрите внутрь шарика, попала ли в него вода? Потрясите?

Ответы детей:

Воспитатель:  Вода внутрь не попала, так как резина не впитывает воду. Мы с вами уже знаем, что резина не рвется, почему не рвется резина? Какая она?

Ответы детей: прочная.

Воспитатель:  Значит, мы с вами выяснили, что резина упругая – возвращается в прежнее состояние, не впитывает воду в отличие от ткани и бумаги, и что резина прочнее бумаги и ткани.

    Молодцы! А вы знаете, что есть большой летательный аппарат, который очень похож на наш шарик и название у него такое же – воздушный шар. (показ картины).

   - Этот летательный аппарат состоит из огромного прочного шара и корзины, в которой путешествуют люди. И летать ему помогает теплый воздух находящийся внутри, который поднимает шар вверх.

    В нашей лаборатории объявляется перерыв. Я предлагаю вам немножко поиграть. (Выходите, снимайте халаты, повесьте на спинки стульчиков).

Подвижная игра «Кенгеру»

(под песню «Шарики воздушные).

  Воспитатель:  - Наденьте халаты. Продолжим наши эксперименты. Ребята, подойдите ко мне, а что это у нас на столе.

Ответы детей:

Воспитатель:  Какие предметы вы видите?

Ответы детей:

Воспитатель: Как вы думаете, из какого материала они сделаны?

Ответы детей: Из резины

Воспитатель:  Правильно они сделаны из резины, но из резины разной толщины. Можете потрогать. Резина бывает тонкая и толстая, легкая и тяжелая. Шарик сделан из мягкой тонкой резины. Тонкая резина хорошо тянется, она эластичная. Толстая резина растягивается плохо, она менее эластичная.

   - А еще ребята из резины изготавливают шины для автомобилей, велосипедов, резиновую надувную лодку.

  - Скажите мне, пожалуйста, как называются предметы, сделанные из резины.

Ответы детей: резиновые

Воспитатель:  Для чего нужны резиновые сапоги?

Ответы детей: Чтобы ходить в дождливую погоду, по лужам.

Воспитатель: А почему мы в резиновых сапогах ходим по лужам?

Ответы детей: Потому - что они не промокают.

Воспитатель:  А для чего нужны резиновые перчатки?

Ответы детей: Чтобы не промокли руки.

Воспитатель: Резиновые перчатки надевают на руки, когда моют посуду и руки остаются сухими. Проходите, садитесь на свои места.

Опыт № 3.

Воспитатель:  Вот сейчас проверим, пропускают ли воду резиновые перчатки. Давайте наденем перчатку на одну руку и опустим руку в воду.

Воспитатель: Какая стала перчатка?

Ответы детей: Мокрая.

Воспитатель: А теперь снимите перчатку, промокли наши ручки в перчатках?

Ответы детей: нет

Воспитатель:  Почему рука осталась сухой?

Ответы детей: Потому что они резиновые.

Воспитатель: Не впитывают воду, они непромокаемые. (Инд ответы).

Ответы детей:

Воспитатель:  Что значит, непромокаемая?

Ответы детей: не впитывает воду.

Воспитатель: Значит следующее свойство, резина непромокаемая. Давайте отметим карточкой.

Опыт № 4.

Воспитатель: А сейчас попрошу Анелю, помочь мне. Мы сейчас возьмем лейку и нальем воду в перчатку. Что происходит?

Ответы детей:

Воспитатель: Перчатка удерживает воду, не пропускает, она водонепроницаемая. (повторяют).

Воспитатель:  Что значит водонепроницаемая? (Инд ответы).

Ответы детей: не пропускает воду.

Воспитатель: Обозначим это карточкой.  Значит следующие свойство  - резина водонепроницаемая – не пропускает воду.

   - Ребята, давайте вспомним все свойства резины, а помогут нам в этом наши карточки. Дети используя мнемотаблицу называют все свойства: - мягкая, гладкая; - прочная; - разноцветные – окрашивается; - эластичная; - упругая; - непромокаемая; - водонепроницаемая

Опыт № 5.

Воспитатель:  Посмотрите, что это?

Ответы детей: лимон.

Воспитатель: Как вы думаете, как лопнуть шарик с помощью лимона?

Ответы детей:

Воспитатель: - Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. Мне нужен шарик, беру небольшой кусочек лимона и выдавливаю из нее жидкости. Теперь надо немного подождать Результат опыта – громкий хлопок, шарик – лопнул.

  - Ребята, как вы думаете, почему шарик так отреагировал на  сок  лимонной корочки.

Ответы детей:

Воспитатель:  - А как вы думаете, лопнет ли шарик от сока апельсиновой корочки.

 

Опыт № 6.

 Воспитатель:  А давайте проверим, кто хочет повторить опыт? (желающие дети проводят опыт). Берут небольшой кусочек апельсина и выдавливают из нее жидкости на шарик. Результат – громкий хлопок, шарик лопнул.

    -Ребята, дело в том, что в цедре цитрусовых (лимона, апельсина) в высокой концентрации содержится вещество лимонен – которое растворяет резину. В нашем шарике резина очень тонкая, так как он растянулся, от находящегося в нем воздуха и это самое вещество без труда растворило его стенку, в результате чего воздушный шарик лопнул.

  - Ребята, мы сегодня провели много опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты.

   

Опыт № 7. «Шарик-магнит».

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что обычный шарик может работать, как магнит только притягивает он не металл. Проверим. Для опыта нам понадобится воздушные шарики и маленькие кусочки бумаги. Подойдите ко мне, возьмите по одному шарику (Воспитатель раздает детям шары и высыпает на пол, на клееночку мелкие бумажки). Ребята, попробуйте поднести шарики к бумаге и посмотрите, что происходит?

Ответы детей:

Воспитатель:  - А теперь попробуйте потереть шарик о свои волосы, а затем поднести их к кусочкам бумаги, той стороной, которой натирали. Дети проводят опыты.

   Что происходит?

Ответы детей:

Воспитатель:  Ребята, что произошло с нашим шариком?

 Ответы детей:

Воспитатель:   - Шарики наэлектризовались, так как в наших волосах живет электричество и стали притягивать к себе кусочки бумаги. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, кристаллики соли.

 

  3.Заключительная часть.

Воспитатель:   Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось наше занятие?

 - А где мы с вами побывали?

- Что интересного мы сегодня с вами узнали?

 - Вам понравилось проводить опыты?

- Хотите еще заниматься исследованиями?

   - Молодцы, ребята, сегодня вы были настоящими учеными. Мне очень понравилось сегодня с вами работать в лаборатории. Я вам хочу подарить по шарику, с которым вы можете поиграть. Спасибо вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник"День Военно-воздушных шариков"

Праздник посвящённый Дню защитника отечества...

Занятие во второй младшей группе по рисованию в нетрадиционной технике «Воздушные шарики»

Занятие во второй младшей группе по рисованию в нетрадиционной технике «Воздушные шарики» ...

Интегрированное занятие в средней группе " Удивительный воздушный шарик"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10509491","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10509492","...

Интегрированное занятие " Удивительный воздушный шарик"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10509553","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10509555","...

"Этот удивительный воздушный шарик"

Использование познавательно-исследовательской деятельности на открытом НОД. Основной моей  целью, является развитие любознательности ребёнка, его познавательной инициативы. Данная методика привле...

Мастер-класс "Никто не может грустить, когда у него есть воздушный шарик" ( Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"

Данный мастер-класс показывает, как можно интересно, необычно с помощью воздушных шаров учить дошкольников открывать свойства и загадки окружающих их предметов....

исследовательская работа "Удивительное путешествие воздушного шарика"

детский исследовательский краткосрочный проект "Удивительное путешествие воздушного шарика"...