"Удивительный воздушный шарик"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект открытого занятия в старшей группе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 318.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением
художественно-эстетического развития воспитанников «Звездочка»
п. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
(старшая группа)
ТЕМА: «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Выполнила:
Бердыбекова Маргарита Закировна воспитатель высшей категории |
п. Первомайский
«Удивительный воздушный шарик»
Цель: Создание условий для знакомства детей с понятием «резина», его свойствами, ролью в жизни человека, через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные: - Расширять представления детей о свойствах резины, на основе структуры, поверхности, прочности, эластичности, упругости, непромокаемости и водонепроницаемости воды;
- Продолжать учить сравнивать резину с бумагой и тканью;
- Закрепить знания о свойствах материалов: бумаги, ткани и резины:
Развивающие: - Развивать умение анализировать и делать выводы, на основе опытно – экспериментальной деятельности;
- Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.
-Активизировать речь детей, обогащать словарный запас словами: эластичная, упругая, непромокаемая, водонепроницаемая.
Воспитательные: - Воспитывать у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности;
- Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности;
-Воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми.
Материал и оборудование: Халаты для каждого ребенка, резиновые шары по количеству детей (надутые); резиновые шары по количеству детей (сдутые); полоски бумаги и ткани на каждого ребенка; емкости с водой для каждого ребенка; резиновые перчатки для каждого ребенка; салфетки, лимон – 1 шт., апельсин – 2 шт.; 2 шарика для опыта; 2 шарика для игры; лейка с водой; резиновые сапоги -1 пара; резиновые перчатки – 1 пара; мяч – 1 шт.; резиновые игрушки; песня «Шарики воздушные».
Демонстрационный материал: картинки «Летательный воздушный шар», резиновая надувная лодка, шины автомобиля и велосипеда.
Предварительная работа: Предшествующие занятия по ознакомлению со свойствами стекла, древа, ткани, пластмассы; отгадывание загадок; игры –эксперименты «Из чего сделаны предметы?».
1. Вводная часть:
Воспитатель: - Ребята проходите, сегодня к нам пришли гости.
Поздоровайтесь с нашими гостями.
Сегодня утром я смотрела научную передачу, в которой ученые проводили интересные опыты, мне очень понравилось, и я захотела стать ученой.
- А вы не подскажите кто такие ученые?
Ответы детей: (ученые изобретают что-то, делают эксперименты, проводят опыты, всякие химии делают, науки изучают).
Воспитатель:- Ребята, вы хотите стать учеными?
Ответы детей:
Воспитатель:- Я предлагаю вам стать учеными, исследователями, а наша группа превратится в маленькую лабораторию.
- А что такое лаборатория?
Ответы детей: это специальное место, где проводят опыты и эксперименты, делают открытия.
Воспитатель:- Правильно, лаборатория – помещение, место, где работают ученые, которые проводят опыты и эксперименты. В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все наденем халаты. Наденьте халаты, ну вот теперь мы похожи на настоящих ученых.
- Но прежде чем попасть в лабораторию, нам нужно вспомнить правила поведения. Кто знает как надо вести себя в лаборатории.
Ответы детей:
Воспитатель: - Правило 1- соблюдать тишину, 2 - на столах ничего не трогать без разрешения, 3 - аккуратно обращаться с оборудованием, - 4 – не мешать друг другу, работать тихо, внимательно, поработал, аккуратно положи на место.
- Прежде чем приступить к нашим исследованиям, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая игра:
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел.
Стал он тонкий и худой.
Воспитатель: - Вы готовы! Проходите в лабораторию. Посмотрите, как красиво я ее украсила. А чем я украсила лабораторию.
Ответы детей:
Воспитатель: Шариками. Правда, красивые шарики.
-Как вы думаете, из какого материала делают воздушные шары?
Ответы детей: Из резины.
Воспитатель: - Правильно, они сделаны из резины. А какие у резины свойства, мы с вами проверим в нашей лаборатории, а поможет нам в этом воздушный шарик.
Проходите за столы.
Опыт № 1.
Ребята, давайте с вами рассмотрим резину воздушного шарика (сдутого). Возьмите в руки шарик, потрогайте. Какой он на ощупь? Погладьте шарик.
Ответы детей: мягкий, гладкий. (Инд ответы).
Воспитатель: Значит первое свойство – резина мягкая, гладкая.
Давайте обозначим это карточкой, эта карточка обозначает, что резина мягкая и гладкая.
Женя, что обозначает эта карточка?
Ответы детей:
Воспитатель: - Попробуйте его разорвать, получилось?
Ответы детей: нет
Воспитатель: - Почему не рвется шарик?
Ответы детей: он прочный.
Воспитатель: Второе свойство – резина прочная. Обозначим это карточкой, давайте найдем нужную карточку и прикрепим ее. София, что обозначает эта карточка?
Ответы детей:
Воспитатель: - Посмотрите все воздушные шары одного цвета или разного цвета?
Ответы детей: разного цвета, они разноцветные.
Воспитатель: - Третье свойство – резина окрашивается. Кирилл отметь, пожалуйста, карточкой. Какая карточка – подходит к нашему опыту. Ребята вы согласны. Кирилл что обозначает эта карточка? (Инд ответы).
Ответы детей:
Воспитатель: - Ребята, а теперь попробуйте надуть шарики (надувают). Что с ним происходит?
Ответы детей: надувается, становится большим.
Воспитатель: правильно! Он растягивается, становится большим.
- А когда сдуваем, что происходит? (спустите из шарика воздух)
Воспитатель: Он становится маленьким.
Воспитатель: Шарик не только растягивается, но и обратно сжимается. Раз наш шарик растягивается, надувается, значит, он какой?
Ответы детей: резиновый.
Воспитатель: А еще какой?
Ответы детей: эластичный. (Инд ответы).
Воспитатель: Эластичный – это значит можно растянуть, надуть его. Четвертое свойство – резина растягивается, она эластичная. Давайте отметим карточкой. Роман что обозначает эта карточка?
Воспитатель: Давайте вспомним, какие свойства резины мы узнали, а помогут нам в этом карточки.
- На ощупь, она какая?
Ответы детей: мягкая, гладкая.
Воспитатель: - Не рвется, значит?
Ответы детей: прочная.
Воспитатель: Разного цвета?
Ответы детей: они разноцветные, резина окрашивается.
Воспитатель: Растягивается, значит, она какая?
Ответы детей: эластичная.
Опыт №2.
А теперь давайте сравним свойства резины, бумаги и ткани. Ребята, у вас на столах лежат кроме воздушного шарика, бумага, и кусочек ткани. Возьмите бумагу, сожмите его в кулаке. Откройте кулак, что произошло с бумагой?
Ответы детей: она мнется, помялась.
Воспитатель: расправьте бумагу немного, возьмите за один уголочек и опустите бумагу в воду, и понаблюдайте, что происходит с ней?
Ответы детей: она намокает, впитывает воду.
Воспитатель: Достаем бумагу, аккуратно стряхните ее, положите на клееночку. А теперь вытрете бумагу салфеткой. Что происходит? Она стала сухой?
Ответы детей:
Воспитатель: Потяните ее, что произошло?
Ответы детей: она рвется.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Что бумага мнется, намокает, впитывает воду и рвется.
Воспитатель: А теперь возьмите кусочек ткани, сожмите ее в кулаке, что с ней происходит?
Ответы детей: она мнется
Воспитатель: Возьмите за одни уголочек, опустите в воду. Что с ней происходит?
Ответы детей: она намокает.
Воспитатель: она намокает, впитывает воду. А теперь вытрете салфеткой ткань. Что происходит?
Ответы детей:
Воспитатель: Она стала сухой.
Ответы детей:
Воспитатель: Потяните ее за края, что с ней происходит?
Ответы детей: она не рвется.
Воспитатель: Не рвется, даже если сильно потянуть, тянется немного.
Какой вывод можно сделать, ткань мнется, намокает, впитывает воду, но не рвется.
Воспитатель: - Возьмите в руки шарики (сдутый). Из какого материала сделан шарик?
Ответы детей:
Воспитатель: Попробуйте сжать шарик в кулаке. Что случилось с резиной?
Ответы детей: она распрямилась, разогнулась, расправилась.
Воспитатель: Возвращается в прежнее состояние – это свойство резины называется упругость. Значит резина, какая?
Ответы детей: упругая. (инд ответы).
Воспитатель: Давайте обозначим это карточкой. Валерия отметь, пожалуйста, карточкой, что обозначает эта карточка?
Ответы детей:
Воспитатель: Возьмите шарик за верхнюю часть, и опустите в воду. Что происходит? Каким он стал?
Ответы детей: стал мокрым.
Воспитатель: А теперь вытрете шарик салфеткой? Каким он стал?
Ответы детей: шарик стал сухим.
Воспитатель: Посмотрите внутрь шарика, попала ли в него вода? Потрясите?
Ответы детей:
Воспитатель: Вода внутрь не попала, так как резина не впитывает воду. Мы с вами уже знаем, что резина не рвется, почему не рвется резина? Какая она?
Ответы детей: прочная.
Воспитатель: Значит, мы с вами выяснили, что резина упругая – возвращается в прежнее состояние, не впитывает воду в отличие от ткани и бумаги, и что резина прочнее бумаги и ткани.
Молодцы! А вы знаете, что есть большой летательный аппарат, который очень похож на наш шарик и название у него такое же – воздушный шар. (показ картины).
- Этот летательный аппарат состоит из огромного прочного шара и корзины, в которой путешествуют люди. И летать ему помогает теплый воздух находящийся внутри, который поднимает шар вверх.
В нашей лаборатории объявляется перерыв. Я предлагаю вам немножко поиграть. (Выходите, снимайте халаты, повесьте на спинки стульчиков).
Подвижная игра «Кенгеру»
(под песню «Шарики воздушные).
Воспитатель: - Наденьте халаты. Продолжим наши эксперименты. Ребята, подойдите ко мне, а что это у нас на столе.
Ответы детей:
Воспитатель: Какие предметы вы видите?
Ответы детей:
Воспитатель: Как вы думаете, из какого материала они сделаны?
Ответы детей: Из резины
Воспитатель: Правильно они сделаны из резины, но из резины разной толщины. Можете потрогать. Резина бывает тонкая и толстая, легкая и тяжелая. Шарик сделан из мягкой тонкой резины. Тонкая резина хорошо тянется, она эластичная. Толстая резина растягивается плохо, она менее эластичная.
- А еще ребята из резины изготавливают шины для автомобилей, велосипедов, резиновую надувную лодку.
- Скажите мне, пожалуйста, как называются предметы, сделанные из резины.
Ответы детей: резиновые
Воспитатель: Для чего нужны резиновые сапоги?
Ответы детей: Чтобы ходить в дождливую погоду, по лужам.
Воспитатель: А почему мы в резиновых сапогах ходим по лужам?
Ответы детей: Потому - что они не промокают.
Воспитатель: А для чего нужны резиновые перчатки?
Ответы детей: Чтобы не промокли руки.
Воспитатель: Резиновые перчатки надевают на руки, когда моют посуду и руки остаются сухими. Проходите, садитесь на свои места.
Опыт № 3.
Воспитатель: Вот сейчас проверим, пропускают ли воду резиновые перчатки. Давайте наденем перчатку на одну руку и опустим руку в воду.
Воспитатель: Какая стала перчатка?
Ответы детей: Мокрая.
Воспитатель: А теперь снимите перчатку, промокли наши ручки в перчатках?
Ответы детей: нет
Воспитатель: Почему рука осталась сухой?
Ответы детей: Потому что они резиновые.
Воспитатель: Не впитывают воду, они непромокаемые. (Инд ответы).
Ответы детей:
Воспитатель: Что значит, непромокаемая?
Ответы детей: не впитывает воду.
Воспитатель: Значит следующее свойство, резина непромокаемая. Давайте отметим карточкой.
Опыт № 4.
Воспитатель: А сейчас попрошу Анелю, помочь мне. Мы сейчас возьмем лейку и нальем воду в перчатку. Что происходит?
Ответы детей:
Воспитатель: Перчатка удерживает воду, не пропускает, она водонепроницаемая. (повторяют).
Воспитатель: Что значит водонепроницаемая? (Инд ответы).
Ответы детей: не пропускает воду.
Воспитатель: Обозначим это карточкой. Значит следующие свойство - резина водонепроницаемая – не пропускает воду.
- Ребята, давайте вспомним все свойства резины, а помогут нам в этом наши карточки. Дети используя мнемотаблицу называют все свойства: - мягкая, гладкая; - прочная; - разноцветные – окрашивается; - эластичная; - упругая; - непромокаемая; - водонепроницаемая
Опыт № 5.
Воспитатель: Посмотрите, что это?
Ответы детей: лимон.
Воспитатель: Как вы думаете, как лопнуть шарик с помощью лимона?
Ответы детей:
Воспитатель: - Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. Мне нужен шарик, беру небольшой кусочек лимона и выдавливаю из нее жидкости. Теперь надо немного подождать Результат опыта – громкий хлопок, шарик – лопнул.
- Ребята, как вы думаете, почему шарик так отреагировал на сок лимонной корочки.
Ответы детей:
Воспитатель: - А как вы думаете, лопнет ли шарик от сока апельсиновой корочки.
Опыт № 6.
Воспитатель: А давайте проверим, кто хочет повторить опыт? (желающие дети проводят опыт). Берут небольшой кусочек апельсина и выдавливают из нее жидкости на шарик. Результат – громкий хлопок, шарик лопнул.
-Ребята, дело в том, что в цедре цитрусовых (лимона, апельсина) в высокой концентрации содержится вещество лимонен – которое растворяет резину. В нашем шарике резина очень тонкая, так как он растянулся, от находящегося в нем воздуха и это самое вещество без труда растворило его стенку, в результате чего воздушный шарик лопнул.
- Ребята, мы сегодня провели много опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты.
Опыт № 7. «Шарик-магнит».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что обычный шарик может работать, как магнит только притягивает он не металл. Проверим. Для опыта нам понадобится воздушные шарики и маленькие кусочки бумаги. Подойдите ко мне, возьмите по одному шарику (Воспитатель раздает детям шары и высыпает на пол, на клееночку мелкие бумажки). Ребята, попробуйте поднести шарики к бумаге и посмотрите, что происходит?
Ответы детей:
Воспитатель: - А теперь попробуйте потереть шарик о свои волосы, а затем поднести их к кусочкам бумаги, той стороной, которой натирали. Дети проводят опыты.
Что происходит?
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, что произошло с нашим шариком?
Ответы детей:
Воспитатель: - Шарики наэлектризовались, так как в наших волосах живет электричество и стали притягивать к себе кусочки бумаги. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, кристаллики соли.
3.Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось наше занятие?
- А где мы с вами побывали?
- Что интересного мы сегодня с вами узнали?
- Вам понравилось проводить опыты?
- Хотите еще заниматься исследованиями?
- Молодцы, ребята, сегодня вы были настоящими учеными. Мне очень понравилось сегодня с вами работать в лаборатории. Я вам хочу подарить по шарику, с которым вы можете поиграть. Спасибо вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие во второй младшей группе по рисованию в нетрадиционной технике «Воздушные шарики»
Занятие во второй младшей группе по рисованию в нетрадиционной технике «Воздушные шарики» ...

Интегрированное занятие в средней группе " Удивительный воздушный шарик"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10509491","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10509492","...

Интегрированное занятие " Удивительный воздушный шарик"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10509553","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10509555","...
"Этот удивительный воздушный шарик"
Использование познавательно-исследовательской деятельности на открытом НОД. Основной моей целью, является развитие любознательности ребёнка, его познавательной инициативы. Данная методика привле...

Мастер-класс "Никто не может грустить, когда у него есть воздушный шарик" ( Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"
Данный мастер-класс показывает, как можно интересно, необычно с помощью воздушных шаров учить дошкольников открывать свойства и загадки окружающих их предметов....
исследовательская работа "Удивительное путешествие воздушного шарика"
детский исследовательский краткосрочный проект "Удивительное путешествие воздушного шарика"...



