Мастер-класс "Никто не может грустить, когда у него есть воздушный шарик" ( Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Тесля Ирина Сергеевна

Данный мастер-класс показывает, как можно интересно, необычно с помощью воздушных шаров учить дошкольников открывать свойства и загадки окружающих их предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР КЛАСС «НИКТО НЕ МОЖЕТ ГРУСТИТЬ, КОГДА У НЕГО ЕСТЬ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

(региональный этап)

Под музыку из фильма «Мэри Поппинс» выхожу со связкой воздушных шариков и бросаю несколько шариков в зал (один оставляю себе) со словами : «Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть ваши счастливые глаза и добрые улыбки на ваших лицах, вы радуетесь, как дети! Я еще раз убедилась, что у каждого человека, взрослого или ребенка, воздушные шары вызывают море эмоций.

А теперь разрешите представиться: Тесля Ирина Сергеевна. Я представляю Россошанский муниципальный район и приветствую Вас в нашей творческой мастерской!

Сегодня я хочу научить вас удивляться повседневному и находить в привычных вещах что-то новое, интересное и в дальнейшем применимое в вашей работе. А назвала свой мастер-класс «Никто не может грустить, когда у него есть воздушный шарик» -так говорил Винни-Пух, и он был прав.

Да, казалось бы, что тут такого? Обычный круглый резиновый шарик, который, чуть коснешься его, сразу лопается! (прокалываю шарик иглой). Но эта незамысловатая игрушка заключает в себе всю силу детства с его умением радоваться малому, удивляться новому, фантазировать и мечтать.

Дети на экране:

1.Шарики бывают большие и маленькие, красные, желтые, зеленые, в общем, разные-разные!

2.Они бывают толстые и тоненькие! Ещё у них есть хвостики!

3. А ещё к ним можно приклеить усики, ушки, носики, ротики, лапки, ручки!

4. С ними можно играть, с ними всегда весело!

5. Они умеют летать!

Каждый день мои воспитанники открывают для себя все новые и новые возможности, свойства и загадки воздушного шара. Посредством этого незамысловатого предмета, но в то же время многофункционального и применимого во всех образовательных областях ФГОС, развивается познавательная активность детей, умение самостоятельно находить ответы на вопрос «почему?», формируются такие качества, как любознательность, самостоятельность, произвольность и творческое самовыражение.

Используя здоровьесберегающие технологии, развиваем  мелкую моторику, с помощью гимнастики выполняем профилактику плоскостопия, участвуя в эстафетах и подвижных играх с шарами, стимулируем двигательную активность.

Воздушные шары-  это бесконечное количество различных опытов, где узнаем многие законы природы, считаем шары, сравниваем их по размеру и цвету, реализуя эту деятельность с помощью технологий проектной и исследовательской деятельности.

Применяя технологию ТРИЗ   придумываем разные истории о шаре, делимся с ним эмоциями, участвуем в театрализованных постановках, придумываем загадки.

Мы моделируем различные поделки, рисуем на шарах и с помощью шаров.

 Всех детей увлекает и завораживает рисование нетрадиционными способами. Поэтому я и стала использовать в своей работе необычную технику рисования — отпечаток воздушного шара.
В процессе такого творчества дети учатся фантазировать, развивать мелкую моторику рук (шарик отлично массажирует руку), координацию, а также различать и смешивать цвета.

С помощью  воздушного шара можно нарисовать, изобразить все, что угодно. Фантазии нет предела! Животные, насекомые,  шикарные  цветочные композиции, вот так мы с детьми украшали елочку, а здесь, с помощью оттиска шара, показали пожар в кошкином доме, на тематической неделе «Осень» наша художественная копилка пополнилась вот такими необычными деревьями.

Я приглашаю выйти ко мне два человека и мы будем изображать необычные цветочные композиции.  

 Для работы нам понадобится гуашь. Краску на шар можно наносить кисточкой или макать шар в  краску.. Цвета можно брать любые, сочетать несколько цветов, накладывая один отпечаток на другой. При вертикальном положении шара и надавливании на него получается круглый отпечаток.

Эффект махровых многослойных цветов, таких например, как мак или роза,  достигается путем прикладывания шара в любом направлении, вращая шар вокруг своей оси. Детали, такие как тычинки, стебли и листья дорисовываются кистью.

Я желаю вам творческого вдохновения. А пока вы будете работать, я приглашаю ко мне трех человек. Проходите, пожалуйста к этому столу.

Посмотрите, на столах лежат разнообразные предметы, с помощью этих предметов мы сможем исследовать некоторые свойства воздушных шаров. Обратите внимание, на этом столе лежит игольница с иголками, как вы думаете, какой эксперимент можно провести с этими предметами?

Свойства резины хотим мы узнать

С шариком злую шутку сыграть.

Вот мы иголочку в руки берём

И шарик, где хвостик,  быстро  проткнём. (протыкаем шарик возле основания, где резина не очень натянута)

Но ничего не выходит, друзья,

Шарик целехонький у меня.

Снова иголку в руки берем

С противоположной стороны,

Где черная точка

Шарик проткнем

 «Бах» - прозвучит.

Но ошиблась я

Снова не лопнул шар у меня.

В чем здесь секрет, я скажу не тая

От плотности и натяжения резины

Все зависит, друзья.

А вы когда-нибудь встречали прыгающие хлопья? А в стране воздушных шаров, это явление никого уже не удивляет. Хотите посмотреть и вы?

Шарик воздушный мы в руки берем,

Об меховой воротник  долго и сильно его мы потрем.

К хлопьям овсяным шар поднесем.

Хлопья запрыгали дружно подряд,

Ведь образовался статический заряд.

Скажите мне, пожалуйста, что произойдет с шаром, если его поднести к огню?

Проверим? У меня на столе лежат два шара, один наполнен водой, а другой пустой.  Сначала мы поэкспериментируем над шаром с водой.

1, 2, 3, 4, 5 – будем шар наш нагревать…

Лопнет шарик или нет,

Опыт даст на то ответ.

Нет, не лопнул шарик мой!

А теперь возьмем пустой.

Будем этот нагревать….

Лопнул шарик, вот беда –

Теплопроводимость подвела.

В первом случае вода все тепло в себя взяла.

-Следуем дальше

 Как вы думаете с помощью чего можно надуть шар? Я вам предлагаю надуть, с помощью соды и уксуса.

В бутылку уксус я уж  налила

Гуашь для цвета положила

Теперь мы в шарик соду насыпаем,

И на бутылку надеваем.

Сода в уксус высыпается

И реакция начинается:

Углекислый газ выделяется,

А шарик наш надувается!

Вы уже убедились, что воздушные шары – удивительные предметы. Их   исследуют и изучают законы природы,  с их помощью  рисуют. Давайте посмотрим, что же получилось у наших художников.

Вот мы какие яркие цветочные композиции  изобразили на бумаге, а теперь прошу подойти ко мне.  Давайте      продолжим цветочную тему и   смоделируем цветок из воздушных шаров.

Возьмите в руки длинный зеленый шар. Это будет стебель вашего цветка. Выберите себе серединку любого цвета. Соединим серединку со стеблем, связав их хвостики. Теперь отложите эту часть в сторону. Выберите, каким цветом будет ваш цветок и возьмите два одинаковых шара, цвета у вас между собой  не должны повторятся. Свяжите между собой хвостики этих  шаров. У вас получилась двойка. Сделайте еще такую двойку. Перекручиваем между собой две двойки. Получилась основа цветка. Вставляем стебель с серединкой между лепестков, а лепестки перекручиваем между собой. Цветок готов. Такой цветок вы можете подарить своему воспитаннику в день его рождения, украсить к празднику помещение, использовать на занятиях по теме цветы, лес, насекомые

 Если вам понравилось путешествие в страну воздушных шаров – помашите цветами, если вы узнали для себя что-то новое, похлопайте в ладоши.

Спасибо вам большое за участие.