Мастер-класс "Никто не может грустить, когда у него есть воздушный шарик" ( Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Данный мастер-класс показывает, как можно интересно, необычно с помощью воздушных шаров учить дошкольников открывать свойства и загадки окружающих их предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР КЛАСС «НИКТО НЕ МОЖЕТ ГРУСТИТЬ, КОГДА У НЕГО ЕСТЬ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»
(региональный этап)
Под музыку из фильма «Мэри Поппинс» выхожу со связкой воздушных шариков и бросаю несколько шариков в зал (один оставляю себе) со словами : «Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть ваши счастливые глаза и добрые улыбки на ваших лицах, вы радуетесь, как дети! Я еще раз убедилась, что у каждого человека, взрослого или ребенка, воздушные шары вызывают море эмоций.
А теперь разрешите представиться: Тесля Ирина Сергеевна. Я представляю Россошанский муниципальный район и приветствую Вас в нашей творческой мастерской!
Сегодня я хочу научить вас удивляться повседневному и находить в привычных вещах что-то новое, интересное и в дальнейшем применимое в вашей работе. А назвала свой мастер-класс «Никто не может грустить, когда у него есть воздушный шарик» -так говорил Винни-Пух, и он был прав.
Да, казалось бы, что тут такого? Обычный круглый резиновый шарик, который, чуть коснешься его, сразу лопается! (прокалываю шарик иглой). Но эта незамысловатая игрушка заключает в себе всю силу детства с его умением радоваться малому, удивляться новому, фантазировать и мечтать.
Дети на экране:
1.Шарики бывают большие и маленькие, красные, желтые, зеленые, в общем, разные-разные!
2.Они бывают толстые и тоненькие! Ещё у них есть хвостики!
3. А ещё к ним можно приклеить усики, ушки, носики, ротики, лапки, ручки!
4. С ними можно играть, с ними всегда весело!
5. Они умеют летать!
Каждый день мои воспитанники открывают для себя все новые и новые возможности, свойства и загадки воздушного шара. Посредством этого незамысловатого предмета, но в то же время многофункционального и применимого во всех образовательных областях ФГОС, развивается познавательная активность детей, умение самостоятельно находить ответы на вопрос «почему?», формируются такие качества, как любознательность, самостоятельность, произвольность и творческое самовыражение.
Используя здоровьесберегающие технологии, развиваем мелкую моторику, с помощью гимнастики выполняем профилактику плоскостопия, участвуя в эстафетах и подвижных играх с шарами, стимулируем двигательную активность.
Воздушные шары- это бесконечное количество различных опытов, где узнаем многие законы природы, считаем шары, сравниваем их по размеру и цвету, реализуя эту деятельность с помощью технологий проектной и исследовательской деятельности.
Применяя технологию ТРИЗ придумываем разные истории о шаре, делимся с ним эмоциями, участвуем в театрализованных постановках, придумываем загадки.
Мы моделируем различные поделки, рисуем на шарах и с помощью шаров.
Всех детей увлекает и завораживает рисование нетрадиционными способами. Поэтому я и стала использовать в своей работе необычную технику рисования — отпечаток воздушного шара.
В процессе такого творчества дети учатся фантазировать, развивать мелкую моторику рук (шарик отлично массажирует руку), координацию, а также различать и смешивать цвета.
С помощью воздушного шара можно нарисовать, изобразить все, что угодно. Фантазии нет предела! Животные, насекомые, шикарные цветочные композиции, вот так мы с детьми украшали елочку, а здесь, с помощью оттиска шара, показали пожар в кошкином доме, на тематической неделе «Осень» наша художественная копилка пополнилась вот такими необычными деревьями.
Я приглашаю выйти ко мне два человека и мы будем изображать необычные цветочные композиции.
Для работы нам понадобится гуашь. Краску на шар можно наносить кисточкой или макать шар в краску.. Цвета можно брать любые, сочетать несколько цветов, накладывая один отпечаток на другой. При вертикальном положении шара и надавливании на него получается круглый отпечаток.
Эффект махровых многослойных цветов, таких например, как мак или роза, достигается путем прикладывания шара в любом направлении, вращая шар вокруг своей оси. Детали, такие как тычинки, стебли и листья дорисовываются кистью.
Я желаю вам творческого вдохновения. А пока вы будете работать, я приглашаю ко мне трех человек. Проходите, пожалуйста к этому столу.
Посмотрите, на столах лежат разнообразные предметы, с помощью этих предметов мы сможем исследовать некоторые свойства воздушных шаров. Обратите внимание, на этом столе лежит игольница с иголками, как вы думаете, какой эксперимент можно провести с этими предметами?
Свойства резины хотим мы узнать
С шариком злую шутку сыграть.
Вот мы иголочку в руки берём
И шарик, где хвостик, быстро проткнём. (протыкаем шарик возле основания, где резина не очень натянута)
Но ничего не выходит, друзья,
Шарик целехонький у меня.
Снова иголку в руки берем
С противоположной стороны,
Где черная точка
Шарик проткнем
«Бах» - прозвучит.
Но ошиблась я
Снова не лопнул шар у меня.
В чем здесь секрет, я скажу не тая
От плотности и натяжения резины
Все зависит, друзья.
А вы когда-нибудь встречали прыгающие хлопья? А в стране воздушных шаров, это явление никого уже не удивляет. Хотите посмотреть и вы?
Шарик воздушный мы в руки берем,
Об меховой воротник долго и сильно его мы потрем.
К хлопьям овсяным шар поднесем.
Хлопья запрыгали дружно подряд,
Ведь образовался статический заряд.
Скажите мне, пожалуйста, что произойдет с шаром, если его поднести к огню?
Проверим? У меня на столе лежат два шара, один наполнен водой, а другой пустой. Сначала мы поэкспериментируем над шаром с водой.
1, 2, 3, 4, 5 – будем шар наш нагревать…
Лопнет шарик или нет,
Опыт даст на то ответ.
Нет, не лопнул шарик мой!
А теперь возьмем пустой.
Будем этот нагревать….
Лопнул шарик, вот беда –
Теплопроводимость подвела.
В первом случае вода все тепло в себя взяла.
-Следуем дальше
Как вы думаете с помощью чего можно надуть шар? Я вам предлагаю надуть, с помощью соды и уксуса.
В бутылку уксус я уж налила
Гуашь для цвета положила
Теперь мы в шарик соду насыпаем,
И на бутылку надеваем.
Сода в уксус высыпается
И реакция начинается:
Углекислый газ выделяется,
А шарик наш надувается!
Вы уже убедились, что воздушные шары – удивительные предметы. Их исследуют и изучают законы природы, с их помощью рисуют. Давайте посмотрим, что же получилось у наших художников.
Вот мы какие яркие цветочные композиции изобразили на бумаге, а теперь прошу подойти ко мне. Давайте продолжим цветочную тему и смоделируем цветок из воздушных шаров.
Возьмите в руки длинный зеленый шар. Это будет стебель вашего цветка. Выберите себе серединку любого цвета. Соединим серединку со стеблем, связав их хвостики. Теперь отложите эту часть в сторону. Выберите, каким цветом будет ваш цветок и возьмите два одинаковых шара, цвета у вас между собой не должны повторятся. Свяжите между собой хвостики этих шаров. У вас получилась двойка. Сделайте еще такую двойку. Перекручиваем между собой две двойки. Получилась основа цветка. Вставляем стебель с серединкой между лепестков, а лепестки перекручиваем между собой. Цветок готов. Такой цветок вы можете подарить своему воспитаннику в день его рождения, украсить к празднику помещение, использовать на занятиях по теме цветы, лес, насекомые
Если вам понравилось путешествие в страну воздушных шаров – помашите цветами, если вы узнали для себя что-то новое, похлопайте в ладоши.
Спасибо вам большое за участие.
- Мне нравится (3)