Педагогическая концепция Тема: «Развитие познавательной активности у дошкольников посредством нетрадиционного дидактического материала».
материал на тему

Тесля Ирина Сергеевна

Моя педагогическая деятельность направлена и сконцентрирована на современную Концепцию - всестороннее развитие ребенка с упором на формирование таких качеств, как любознательность, самостоятельность, произвольность и творческое самовыражение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_kontseptsiya.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция  
Тема: «Развитие познавательной активности у дошкольников посредством нетрадиционного дидактического материала».

                                                                                                                   Воспитатель 1КК :  Тесля И.С.

Нам, воспитателям, доверено самое дорогое – дети. Кем я являюсь для детей? Вопрос, на который очень хочется найти ответ. Кем может быть воспитатель? Старшим товарищем,  который поговорит, посоветует, придумает что – то новое, удивительное; арбитром- решит любой спор по справедливости; защитником- оградит от обидчика; творцом радости: с ним интересно, весело или просто близким человеком, который заменяет ребенку мать в ее отсутствие. Конечно, хотелось бы сочетать в себе все вышеперечисленное. Ведь от того, как выглядит воспитатель, зависит многое. Станут ли дети верить в меня, в мой авторитет, будут ли перенимать мои лучшие качества.

Поэтому вся моя педагогическая деятельность направлена и сконцентрирована на современную Концепцию - всестороннее развитие ребенка с упором на формирование таких качеств, как любознательность, самостоятельность, произвольность и творческое самовыражение.

Именно основываясь на этом считаю, что для достижения наиболее высоких показателей в развитии, воспитании и обучении необходимо ставить оптимальную цель и добиваться ее реализации, следуя путем от простого к сложному, опираясь на индивидуальные особенности каждого воспитанника.

В своей работе я использую коллективную, индивидуальную и фронтальную форму проведения образовательной деятельности, употребляю следующие методы и приемы работы:

1. Игровой метод – игра естественное состояние детей познающих окружающий мир. Игра дает удовлетворенность от деятельности, удовольствие в момент творчества, радость общения.

2. Словесные методы: метод творческой беседы, тактика ведения диалога.

3. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия); косвенные (создает условия к самостоятельному действию).

Следует отметить, что наше дошкольное образовательное учреждение работает по следующему направлению – «Использование здоровье сберегающих технологий, через интеграцию всех видов деятельности». Практически каждая образовательная деятельность, вне зависимости от направления, содержит элементы здоровья сбережения.

Для достижения большей эффективности в работе по охране жизни и здоровья воспитанников помимо создания спортивного уголка, изготовленного самостоятельно, как для предметно-двигательной среды, так и для развития дыхательного аппарата, применяю элементы здоровья сберегающих технологий А.Ф. Базарного – упражнения для глаз; дыхательные упражнения – Стрельниковой, дыхательные лечебно - профилактические игры; релаксационные упражнения; М. Картушина – самомассаж и массаж биологически активных зон, направленные на укрепление иммунитета и профилактики простудных заболеваний.

Результатом данной работы стало снижение простудных заболеваний в среднем на 16, 4% по количеству случаев.

Являюсь автором проекта: «Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками», девизом которого является мудрость – «Увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам».  

Как отмечает А. И. Савенков: «экспериментирование и исследовательская практика ребенка - дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение».
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исходя из темы проекта работы с воздушными шарами, передо мной были поставлены следующие
цели: создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности, интеллигентно-творческого потенциала личности ребенка через экспериментально-исследовательскую деятельность


     Задачи:


1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка  дошкольного возраста средствами эксперимента с воздушными шарами.
2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с шарами, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
3 Развитие сенсорных механизмов, которыми ребенок познает и будет дальше познавать мир;


4. Создание предпосылок формирования  практических и умственных действий с воздушными шарами;


5. Развитие самостоятельности – как основной, базовой характеристики взрослеющей личности.

Воспитание творческой личности в процессе опытно – экспериментальной деятельности с применением нетрадиционного материала возможно при наличии в ДОУ необходимых условий:


1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, содержащим опыты, эксперименты, исследования, наблюдения.


2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды.


3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.


4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе с воспитателем опыты самостоятельно в свободное время.


5. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.


6. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.


7. Привлекать родителей к исследовательским детским проектам. Провести консультацию по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.


ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ:


• развитие познавательных способностей детей, умение самостоятельно находить ответы на вопрос «почему? »


• формирование умений: поставить цель, найти способы её решения и обобщить полученный результат;


• развитие доказательной речи дошкольников;


• приобщение детей к исследовательской деятельности.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  БАЗА


Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открываться для его творческой деятельности.
Мы же сегодня сталкиваемся с тем, что ребенок уже в четыре года говорит: «Я не могу, не умею». Причем если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.


ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I этап (начальный) :


• изучение научно-методической литературы по данной теме,


• разработка системы работы:


1. Диагностика уровня развития познавательных способностей дошкольников и работу с ними на основе данных диагностического обследования.
2. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.) .
3. Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей.
4. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
5. Проведение ежедневных бесед о неживой природе.
6. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью различных методов.
Для изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в группе провела диагностику. Для этого использовала методику Л. Н. Прохорова. «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. По результатам обследования выяснилось следующее: экспериментальная деятельность имеет немаловажное значение в развитии детской активности.


II этап (основной)


За основу в своей работе я взяла программу Тугушевой Г. П., Чистяковой А. Е.  «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».


Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – опыты с воздушными шарами.  Опыты провожу, как во время совместной образовательной деятельности,  так и в свободной самостоятельной деятельности детей.


III этап (заключительный)


В целях мониторинга эффективности разработанной системы, провела диагностику с детьми и опрос (анкетирование) среди родителей по развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности с воздушными шарами.


Исследование состояло из 3 этапов:


1 этап: изучение места детского познавательного  исследования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у старших дошкольников;


2 этап: изучение условий организации экспериментально - исследовательской деятельности детей в группе;


3 этап: исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области диагностики и развития детской познавательной деятельности.


Таким образом, результаты обследования показали,  что применение экспериментирования с воздушными шарами оказало влияние на :


а) повышение уровня развития любознательности; 


б) развитие исследовательских умений и навыков детей;


в) речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы;


г) развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умение сотрудничать с другими;


д) систематизация и расширение представления детей о неживой природе.


     Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен, и такой инновационный метод как экспериментированная  деятельность детей с воздушными шарами  мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых исследовательских умений и навыков.
      Убеждена, что в поисково – исследовательской  деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Актуальностью разработки данного проекта послужил тот факт, что для детей с нарушением речи тренировка движений пальцев и кистей рук являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к рисованию, а в дальнейшем к письму. Данная глобальная проблема не обошла стороной и детей моей группы, которые имеют то или иное общее недоразвитие речи.

Для развития мелкой моторики важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Известно так же, что такой вид, как моторная ловкость может эффективно развиваться в различных ремеслах.

В работе по данному проекту использую различные методы и средства: хрома терапия (цветовая гамма), закрепление счета, работа по схеме, музыка – терапия, массаж и самомассаж кистей рук (Су – Джок, прищепки, шаротренажёры,  и др.), пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

Результатами проекта «Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками»  дети изготавливают поделки, вместе с мамами, бабушками. Дети стали лучше считать, самостоятельно рисовать схему изготовления поделки, подбирают цветовую гамму, помогают друг другу, если кто-то затрудняется. Покупают журналы, ищут на сайтах интернета забавные поделки из шаров, которые смогут сделать сами.

Одним словом у ребят развился интерес к творчеству с воздушными шарами. С детьми участвуем в выставках, в группе создали уголок «Умелые руки не для скуки», где выставлены работы детей сделанные своими руками и совместно со взрослыми. А забавные фигурки из шариков стали неотъемлемыми любимчиками театральной деятельности в ДОУ. Для малышей ясельных групп, мы показывали сказки: «Репка»; «Теремок» и подарили игру: «Тренируем пальчики – развиваем речь».

Стоит отметить, что данный проект заинтересовал не только меня, детей, педагогов, но и родителей. Надеюсь в дальнейшем, когда дети пойдут в школу, смогут применить полученные знания и продолжат проявлять свое творчество в данном направлении.

Отвожу время на саморазвитие и самообразование. Читаю периодическую печать по педагогике, посещаю сайты в Интернете с педагогической направленностью.

Поскольку считаю взаимодействие воспитателя с семьей воспитанников частью педагогической работы, то уделяю этому большое внимание. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет выявить, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка.

Всю работу по вовлечению родителей в нашей группе и в ДОУ в целом, проводим в несколько этапов:

- выявление потребностей в воспитании и образовании детей.

- ежедневные консультации по вопросам родителей.

- совместные консультации с узкими специалистами.

- индивидуальная работа с каждой семьёй.

Педагогическое просвещение родителей:

Уголки для родителей, папки передвижки.

Родительские собрания с применением современных технических средств (мультимедия).

Анкетирование.

Вовлечение родителей в активное участие в утренниках, праздниках и развлечениях.

Выпуск тематических газет.

Проектная деятельность.

«Папины и мамины пятиминутки».

Творческая мастерская.

Партнерство педагогов, детей и родителей в деятельности ДОУ.

- эстетическое оформление участка.

- косметический ремонт группы.

- выставки поделок прикладного искусства.

- конкурсы рисунков «Рисуем воздушными шариками» и т.д.

- фотовыставки «Что может воздушный шарик».

- спортивные мероприятия с использованием воздушных шаров.

Считаю, что вовлечение, через различные формы работы и совместную деятельность, родителей не только сближает с детским и педагогическим коллективами, но и сплочению нескольких поколений.

В заключении хочу отметить. Труд воспитателя важен, непрост и многогранен. Именно он, воспитатель, является первым педагогом, которому доверена благородная миссия - воспитание и обучение ребенка, именно он ответственен за развитие человека в период, когда особенно интенсивно формируется психика, зарождаются зачатки творчества, самосознания, активно развивается речь, чувства, интеллект.

Как бы ни были светлы и заманчивы идеи, заложенные в гуманистических программах, все зависит от того, сможет ли осуществить, реализовать их воспитатель. Будут ли успешны первые шаги ребенка в освоении общечеловеческих и национальных ценностей - все это во многом определяется тем, кто был помощником ребенка в этом деле. Воспитание, как уже было отмечено выше, - не только наука, но и искусство, овладеть которым за короткий срок невозможно. Справедливо считается, что учителем можно назвать только того, кто сам постоянно учится. То же самое относится и к воспитателю: настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится науке и искусству воспитания, постоянно занимается самовоспитанием. При этом нельзя забывать, что объект воспитания - ребенок - непрерывно растет, развивается, год от года меняются условия воспитания, и все это влечет за собой совершенно неизбежную эволюцию воспитания.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.


Надеюсь, что мой опыт поможет коллегам – практикам в развитии познавательной активности детей  дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности с применением воздушных шаров, по новому взглянуть на проблему творческого экспериментирования, применить интегративный подход, обеспечив тем самым новое качество образовательной деятельности в современном детском саду.

Список литературы:

1.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших  дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

2.Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56-58. 

3.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.

4. Савенков, А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5–8. / А. И. Савенков. — М.: Педагогический университет «Первое сентября». - 2007. — 92 c.

5. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников / А. И.Савенков. Серия: - Издательство: Дом Федорова. – 2010.

6.Кругликова О.А. «Педагогическое сопровождение здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного» http://www.hrono.info/proekty/bazarny/index.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Актуальность избранной  мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...

Проект «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются ...

Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности

Данный учебный материал представляет собой статью-опыт работы использования проектной методики для развития экологических представлений у старших дошкольников.материал адресован воспитателям. родителя...

«Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Современное общество нуждается в активной личности, способной к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано способствовать р...

Обобщение педагогического опыта ТЕМА: « РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

1.Уточнить и углубить знаний о растениях, животных и природных явлениях; 2.Формировать знания о жизненно необходимых условий для человека, животных и растений (питание, рост и развитие), о правильн...

Развитие познавательной активности у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

В законе об образовании говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые идут в ногу со временем, отличающиеся своей мобильностью, динамизмом, конс...

Развитие познавательной активности у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...