Описание опыта работы по теме "Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"
материал на тему

Тесля Ирина Сергеевна

Коллеги, в данной работе я делюсь своим опытом по включению во многие виды деятельности такого простого, но многофункционального предмета, как воздушный шар. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта  «Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками».

Воспитатель: Тесля И.С.

                                                                      «Чем больше ребенок видел,

                                                                       слышал, пережил, чем большим

                                                                       количеством элементов

                                                                       действительности он

                                                                       располагает в своем опыте,

                                                                       тем значительнее и продуктивнее

                                                                        при других равных условиях будет                

                                                                       его творческая деятельность»

                                                                                      Лев Семенович Выготский 

     Как известно, познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

Познавательный интерес – важная составляющая  познавательной активности.

    Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Федеральные государственные требования диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности. Перед воспитателем  стоит задача - сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.

   Известный российский ученый Александр Николаевич Поддъяков говорил: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Таким образом, необходимо включать детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

      Таким предметом для меня и моих воспитанников стал воздушный шар. Вы спросите: почему именно воздушный шар? С этим незамысловатым предметом очень тесно связана моя жизнь. Это моя отдушина, мое хобби, мой мир. Аэродизайном ( искусством украшения интерьера и экстерьера воздушными шарами), а также моделированием разных фигур из воздушных шаров я занимаюсь уже более пяти лет. На  праздниках и торжествах в нашем детском саду практически всегда присутствуют шары. Я  стараюсь украсить зал  так, чтобы это было интересно детям.

    И неудивительно, что имея частый контакт с этим предметом, воспитанники моей группы захотели узнать историю возникновения воздушного шара, материал из которого он сделан, его возможности и интересные факты о данном предмете.

     Скажите, пожалуйста,  какие ассоциации возникают у Вас при упоминании воздушных шариков?  Конечно это радость, счастье, легкость, рождение детей, свадьба, детство, поздравления. Одним словом, приятные чувства, воспоминания и ассоциации. А все потому, что воздушные шарики являются непременным атрибутом веселых торжеств. 

     Казалось бы, что можно сделать с воздушными шарами – надуть да и только. Но это только с первого взгляда. Воздушный шар таит в себе много загадок и секретов, о которых не догадываются не только дети, но и многие взрослые.

     Прежде всего, известно, что шар, как фигура-это идеальная форма во Вселенной. И человеку, как части этого мира, она очень привлекательна. Именно поэтому человек стремится использовать эту форму в своей повседневной жизни.  Шар - самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, что дает полноту ощущения формы. Воздушный шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с шаром, усиливает эффект занятий.

    Доказано, что форма шара имеет большое влияние на психику человека. Чем меньше углов у предмета, тем лучше. На протяжении всех веков люди стремились к единению, стабильности и совершенству. Одним из традиционных символов этого идеала для людей во всём мире стал круг. Круг не имеет ни начала, ни конца. Он одинаково открыт во всех направлениях. Психологически в круге мы чувствуем себя более расслаблено и весело, так как круг уравнивает и раскрепощает.

   Чем же так интересно и полезно использование в работе с дошкольниками воздушного шара, как нетрадиционного дидактического материала?   Уникальность использования воздушных шаров в работе с детьми обусловлена тем, что захватывает все пять образовательных областей по ФГОСу ДО:

1.Социально-коммуникативное развитие.

2.Познавательное развитие.

3.Речевое развитие.

4.Художественно-эстетическое развитие.

5.Физическое развитие.

      Рассмотрим, как же я реализую работу с воздушными шарами в образовательных областях.  Что касается физического развития детей , то в настоящее время проблема сохранения здоровья детей является остроактуальной. По данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков количество здоровых детей снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на 4-5%. Определяющим фактором в системе сохранения и укрепления здоровья детей является образовательный процесс, построенный с учетом норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и включение системы здоровьесберегающих технологий. Таким образом, коррекционно-образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. В создавшейся ситуации целесообразно активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья детей. Помимо традиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе эффективно применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий. Нетрадиционные методы воздействия в работе воспитателя становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми. Я называю свои нетрадиционные методы одним словом-шаротерапия.

  Научно доказано, что надувание воздушных шаров, в разумных количествах, полезно для дыхательной системы. Так, со своими воспитанниками, мы регулярно надуваем воздушные шары с целью развития речевого дыхания, активизации губных мышц, что особенно актуально для логопедической группы, в которой я работаю. Использую шары и в дыхательной гимнастике. Простое обычное упражнение-дуем на шар, удерживая его в воздухе. А применение различных упражнений с  шарами в утренней гимнастике и на занятиях физкультурой способствует снятию эмоционального напряжения, стимулирует двигательную активность  мелких мышц, дети преодолевают внутреннюю неловкость и тревожность за свои движения. Интересна и полезна для детей гимнастика для стоп с применением шаров, которая  способствует развитию координации и укреплению ножных мышц, улучшению кровотока, стимуляции мышечного и сосудистого тонуса. Параллельно дети  закрепляют названия цвета, так как используются в гимнастике разноцветные шары.

        В медицине известно лечение аптечной резинкой, которая может оказывать стимулирующее воздействие на все тело, улучшать кровоснабжение пальцев рук. В своей работе аптечную резинку я заменила резиновыми колечками, срезанными с горлышка воздушного шара. Такие колечки мы применяем для развития мелкой моторики рук. Дети с удовольствием играют с разноцветными резинками, проговаривая свои действия в процессе массажа пальцев рук. Развитию мелкой моторики  способствует надевание таких колечек не только на пальцы, но и на плотные трубочки. Это довольно сложное задание для детей, так как нужно приложить немало усилий, чтобы растянуть резинку.

       Вместе с детьми из воздушных шаров и различных круп мы сделали тактильно-сенсорное лото, которое великолепно развивает мелкую моторику, осязание, логическое мышление, тренирует навык сравнения тактильных и зрительных образов. Что в свою очередь дает малышу: умение концентрироваться, получать удовлетворение от верно найденного решения.

     Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключение, устанавливают причинно-следственные связи в природе. И поэтому, различные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.  Технология экспериментальной деятельности широко применима в моей работе. Воздушные шары- бесценный подручный материал для наблюдения физических явлений и постановки различных физических экспериментов.  Занимательно и просто изучаются законы природы. Все участвуют в увлекательных экспериментах, делая собственную установку, самостоятельно повторяя опыт и никто не выступает просто зрителем. При обсуждении результатов работы свое мнение высказывают все. От занятия к занятию у детей появляется навык постановки эксперимента, вырабатывается наблюдательность, умение формулировать и высказывать свои мысли. Занятия всегда проходят весело и интересно. Каждый ребенок чувствует себя успешным.

         Применяю воздушные шары на занятиях по математике. Мы считаем шары, сравниваем их по цвету, размеру, форме, весу (шар с песком или водой). На обучении грамоте с помощью красных и синих воздушных шаров мы изучаем согласные и гласные звуки, буквы. Составляем слова, делим слово на слоги. Дети показывают хорошие и стабильные результаты.

   Многие воспитатели жалуются на сложность приобретения или изготовления тех или иных героев сказок  для участия их в занятиях, педагогических ситуациях и др. Мои воспитанники часто встречаются с героями, выполненными из воздушных шаров. Фигуры получаются интересными и объемными. Дети с радостью встречают таких гостей, рассказывают им сказки, разные истории, делятся впечатлениями о прожитом дне. Часто помогаю коллегам в изготовлении разных фигур к открытым занятиям. Лучок приходит в гости к детям на тематической неделе «Овощи», Капитошка или капелька на занятиях по теме «Водное царство», зайцы, мишки, коты, собачки из воздушных шаров при изучении темы «Дикие и домашние животные». Дети и сами могут принимать участие в моделировании таких героев. Так, своими руками мы смастерили персонажей сказки «Теремок». Мои воспитанники с большим удовольствием надували шары при помощи насоса, рисовали им мордочки. Спектакль "ТЕРЕМОК" имел очень большой успех у маленьких актёров и их родителей. Творческой фантазии нет предела. Можно использовать скотч и любые  детали из бросового материала. И это, поверьте, не составляет большого труда. Дети с удовольствием, активно сами мастерят будущих героев спектакля. Шары, скотч, клей, цветная бумага, ленты - вот и готова команда кукол для яркого красочного представления.

На тематической неделе «Продукты питания» мы смоделировали эскимо в вафельном рожке, а при знакомстве с предметным миром сделали резиновые коврики для ванной. Фантазии нет придела. Творческую работу с воздушными шарами мы продолжаем на занятиях по рисованию. Знакомлю детей с технологией рисования на шарах. Здесь применяю технологию ТРИЗ.

Совершенно очевидно, что в раскрашивании туго натянутого воздушного пузыря есть какая-то особая притягательность. Объемный рисунок, да еще и летает! То, что предлагается детям нарисовать, может быть живым или движущимся объектом. Особенный эффект достигается за счет непредсказуемых пульсаций и перемещений раскрашенного шара. Живые объекты: птицы, бабочки, лица людей, отражающие различные эмоциональные состояния, деревья и листья, цветы, животные. Неживые объекты: транспорт, космические корабли незнакомых цивилизаций, пасхальные яйца, солнце, звездное небо. В светлое время года на площадке около детского сада можно устроить выставку шаров, закрепив их на турнике или горке. Тогда их увидят не только родители, но и дети из других групп, и просто прохожие.

А вот обратная технология, когда рисунок создается не на шаре, а с помощью шара! Эта техника называется – печатание (в своей практике многие наверняка использовали технологию печатания и картофелем и поролоном и клубочками). Дети с удовольствием используют в своем творчестве все нетрадиционное, шары – не являются исключением. 

Интересным открытием стало для нас изготовление шариков для релаксации. Я в своей работе с их помощью закрепляю приёмы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, прищипывание и др. Дети придумывают различные истории, делятся своими эмоциями о проведенном дне с помощью релаксационного шарика, сами придумывают загадки о шарах. 

Родители моих воспитанников с радостью и энтузиазмом откликаются на мои творческие предложения о внедрении воздушных шаров в процесс обучения и воспитания. Активно принимают участие в посиделках творческой мастерской «Воздушная фантазия», оказывают помощь в организации дефиле аксессуаров из воздушных шаров, помогали в проведении дня «Воздушных друзей» в нашей группе.

Коллеги также поддерживают меня в моих творческих задумках. Обращаются за помощью в оформлении различных праздников. Так, в 2015 году мы заняли второе место в оформлении покровской ярмарки, проводимой россошанской епархией.

Таким образом, воздушный шар можно широко применять во всех образовательных областях. Детям это интересно, необычно, нестандартно. Ребята учатся работать в парах, небольших группах, помогать друг другу в деятельности, укреплять свое здоровье, развивать свою речь, придумывая истории, загадки, активизировать свое творческое начало. Анализируя свой опыт, могу с уверенностью сказать, что элементы моей практической деятельности могут быть интересны и использованы в работе другими педагогами-практиками. Наиболее подробную информацию о специфике моей работы по данной теме вы можете найти на моем мини-сайте нс-портала.

Хочется закончить свою работу словами В.А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Все это дать детям мне помогают мои друзья-воздушные шары.

Дарите детям в праздники воздушные шары,
Они такие разные, как детские мечты,
Они такие яркие, как детские глаза,
И дети эти праздники запомнят навсегда. 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Игры на развитие речевого дыхания»

Важным условием речевого развития детей является правильное речевое дыхание. Актуальность данного направления обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с разными речевыми...

Использование дидактического материала по экологическому воспитанию дошкольников (из опыта работы)

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и к...

Педагогическая концепция Тема: «Развитие познавательной активности у дошкольников посредством нетрадиционного дидактического материала».

Моя педагогическая деятельность направлена и сконцентрирована на современную Концепцию - всестороннее развитие ребенка с упором на формирование таких качеств, как любознательность, самостоятельность, ...

Мастер-класс "Никто не может грустить, когда у него есть воздушный шарик" ( Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"

Данный мастер-класс показывает, как можно интересно, необычно с помощью воздушных шаров учить дошкольников открывать свойства и загадки окружающих их предметов....

Дидактический материал в работе с детьми с нарушением зрения. Дидактическая игра «Умные пальчики»

В настоящее время число детей с нарушением зрения постоянно растет, поэтому педагогу необходимо иметь представление о видах нарушений зрения, их проявлениях, особенностях развития детей со зрительными...

Опыт работы на тему "Развивающая книжка как дидактический материал по познавательному развитию дошкольников"

Опыт работы на тему "Развивающая книжка как дидактический материал по познавательному развитию дошкольников" будет полезен не тольк педагогом ДОУ , но и родителям....


 

Комментарии

Иващенко Елена Николаевна

Ирина Сергеевна! с огромным удовольствием познакомилась с вашим опытом работы, очень интересно! Оказывается, воздушный шар можно использовать во всех образовательных областях! Главное - проявить творчество, которого Вам не занимать!Спасибо!

Тесля Ирина Сергеевна

Спасибо за добрые слова!