Методическая разработка исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: «Что такое микробы»
проект по окружающему миру

Исследовательская деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №36 «Малышок»

Методическая разработка исследовательской деятельности   в подготовительной группе

Тема: «Что такое микробы»

                                                 

Составитель:

               Столетова Наталья Анатольевна

                                               воспитатель первой

квалификационной категории

                                                   подготовительной группы  «Капелька»

г. Канск  2023 год

Цель: дать детям простейшие представления о микроорганизмах.

Задачи:

Образовательная:

1. Дать детям некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат, помогают, вредят).

Развивающая:

2. Развивать слуховую и зрительную память, логическое мышление, обогащать словарный запас.

Воспитательная:

3. Воспитывать у детей правильное отношение к здоровью; расширять представления о том, что полезно и что вредно для здоровья

Предварительная работа:

Рассматривание картинок, знакомство с микроскопом, чтение детям книг: К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», А. Борто «Девочка чумазая», З. Петрова «Спасибо зарядке», Л. Зильберг «Потому, что принимаю витамины А, В, С.», посещение медицинского кабинета, беседа с медицинской сестрой.

Материалы и оборудование: Ноутбук, ТВ экран, пластилин, доски для лепки, стеки.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация презентации, решение проблемных ситуаций.

Ход ООД

1.Вступление

Воспитатель от имени Совы:  Здравствуйте, ребята!

Ребята, а знаете, ведь слово «здравствуйте», не только вежливое слово-приветствие, но и слово - пожелание. Пожелания здоровья! Я желаю вам здоровья! - Здравствуйте! - Будьте здоровы! Потому что быть здоровым очень важно для всех и для детей, и для взрослых. Детям нужно расти, играть, посещать детский сад, учиться в школе и т. д. А взрослым – выполнять работу по дому, растить детей, ходить на работу, хорошо выполнять свои обязанности на работе, и т. д. И все это получится, если человек будет здоров.

2.Беседа-рассуждение:

Воспитатель:

Скажите, ребята, кто из вас болел в этом году?

Как вы себя чувствовали?

А чем вы болели?

А знаете, почему это произошло?

К вам в организм попали микробы, потому что вы не соблюдали правила гигиены.

Ребята, а вы знаете кто такие микробы

Дети: Нет

Воспитатель обращает внимания на то, что сова принесла письмо, но не обычное оно!

C:\Users\User\Desktop\b9164484a4826b3af43fd248418e71a8-800x.jpg

Воспитатель: А хотите сегодня узнать много интересного и полезного для себя и своего организма?

Дети: Да. 

3.Деление на подгруппы

Воспитатель: Ребята, а чтобы нам было удобнее работать в наших лабораториях, мы предлагаем вам разделиться на команды. (дети делятся, используя геометрические фигуры )

4. работа в подгруппах

1.подумай сам

2.узнай у взрослого

3.посмтри в альбоме

4.опыт

5.комп.

1.Подумай сам - дети думают самостоятельно, размышляют о том, , что такое микроб, какую пользу и вред он приносит и т.д.

2.Рассказ взрослого  «Что такое микробы».

1. Микробы – это очень маленькие и живые существа. Они не видны простым глазом. Чтобы их увидеть, надо смотреть в особый прибор, который называется «МИКРОСКОП».

2. У микробов нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа. Нет желудка, сердца, легких. Это просто шарики или палочки. Но они также как и мы едят, дышат, передвигаются.

3. Как они передвигаются?

  • У некоторых есть хвостики, которые называются жгутиками. Жгутик вращается как пропеллер самолета и микроб движется.
  • Но у большинства микробов жгутиков таких нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают – как мячик, который мы бьем ладошкой об пол.
  • Там, где сухо, их переносит воздух (ветер).
  • А часто их переносят люди и животные.

Например, были микробы на яблоке, они прилипли к рукам и человек своими руками перенес их в рот.

Были микробы в земле. Ребенок играл на улице – микробы прилипли к пальцам. Потом ребенок пошел домой и стал этими руками есть. Микробы с пальцев прилипли к хлебу, яйцу, груше и вместе с продуктами попали в желудок. Вот так они и передвигаются.

3.посмтри в альбоме

иллюстрации, содержащие материал: внешний вид, предметы на которых могут поселиться микробы и.т.д.

4.опыты

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА - опыты

Воспитатель: У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как и он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. Как это происходит? Давайте посмотрим.

Воспитатель:

  • Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб, который вызывает болезни.
  • Через некоторое время микроб просто делиться пополам. Разделите шарик на две части. Получились два новых микроорганизма, два новых микроба. Вначале они маленькие. Но они питаются, растут.
  • Оторвите еще пластилин от общего куска и прилепите его к микробам. Как будто они выросли. Что теперь сними произойдет? 

Дети: Они снова разделятся.

Воспитатель: Разделите каждый микроб пополам. Сколько их стало?

Дети: Четыре. И они скоро вырастут и разделяться.  (Дети выполняют действия самостоятельно).

Воспитатель: Вот так их количество становится все больше и больше.

Воспитатель: А теперь посмотрим, что будет с бактериями, когда человек принял лекарства. Оно подействовало на микробов, те сморщились, слепились между собой. Слепите шарики вместе, сдавите их. Вот и нет микробов, вот и справился с ними человек, выздоровел!

5.комп фильм микроб вредный и полезный

6.Физминутка

Точечный оздоровительный массаж «Неболейка» (дети выполняют движения по тексту)

Чтобы горло не болело

Мы погладим его смело,

Чтоб не кашлять, не чихать –

Нужно носик растирать.

Помассируем мы ушки,

Да и лоб свой разотрем.

Мы похлопаем в ладошки,

да и ножки мы потрем.

Знаем, знаем, да, да, да!

Нам простуда не нужна!

А ещё бороться с микробами нам помогают звуки. Звукотерапия.

1. Если у вас болит горло, надо превратиться в комарика и спеть его песенку. (Руку приложить к горлу, з-з-з-з-з-з-з).

2. Когда начинаем кашлять, становимся большими жуками. (Ладонь приложить к грудной клетке, ж-ж-ж-ж-ж).

7. доклады

Отступление перед докладами: Решение проблемной ситуации.

Ребята, а теперь, пред тем как мы приступим докладам и поделимся тем, что узнали, мы с вами решим маленькие задачки.

Воспитатель: А теперь рассуждайте сами.

1.Бегала собака около мусорного ящика… догадайтесь, как микробы попали в желудок?

Дети: Микробы прилипли к ее шерсти, морде, лапам. Ребенок погладил собаку – они прилипли к рукам, потом к еде, с едой попали в желудок.

2.Восп: Как вы думаете, что едят микробы

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, микробы едят все: хлеб, фрукты, овощи, суп, листья деревьев, краску, землю.

3.Сейчас я вам покажу картинку с кусочком хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются ПЛЕСЕНЬЮ. Она может быть опасной для человека.

8. ИТОГ исследования

Воспитатель: Ребята, скажите, что нового узнали на занятии? (ответы детей)

Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в свой организм?

• Улыбаться, говорить друг другу добрые слова

• Есть полезную пищу

• Чистить зубы

• Мыть руки, овощи и фрукты

• Выполнять физические упражнения, закаляться

• Соблюдать режим дня

Как вы думаете, кто кого победит? Конечно, в конце концов, побеждает человек. Но болеть все равно неприятно. Человек теряет силы, у него поднимается температура, болит голова, горло. Эти микробы специально стараются ослабить человека, чтобы им было легче справиться с ним.

Здоровье человека – это главная ценность жизни каждого из нас. Его нельзя купить за деньги. И вам его нужно беречь с самого первого дня появления на свет. Сначала о вас заботятся взрослые, но вы растете и уже каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.

А сейчас мы поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья».

Если вы выполняете правила личной гигиены, то смело можете отвечать «Это я, это я, это все мои друзья».

Кто умеет с мылом мыться

И мочалки не боится?

Кто из вас знает, что мыло душистое

Делает белую пену пушистую?

Каждый день зубною щёткой

Зубкам делает щекотку?

Волосы кто чешет ловко,

Знает, где лежит расчёска?

Кто из малышей, бывает,

Вымыть уши забывает?

Перестанет, кто лениться,

Станет чаще с мылом мыться?

Кто старается стричь ногти,

Чтоб не превратились в когти?

Кто подружиться с водицей,

Будет чисто-чисто мыться?

Кто не хочет быть неряшкой,

Грязным, грязным замарашкой?

Будьте здоровы!

1. Посмотрите на листочки и определите, какой из них ели микробы, а какой – нет (дети рассматривают картинки и самостоятельно высказываются).

2. На кого в первую очередь нападают микробы? (Ответы детей).

Правильно, на тех, кто сам слаб: переохладился, бегал раздетый на холоде, пил ледяную воду. Может быть и по-другому. Количество микробов рядом с человеком резко увеличилось, если он был в контакте с больным. Поэтому больной человек должен лежать дома, не заражать здоровых. Ведь, когда он чихает и кашляет, микробы вылетают у него изо рта, носа и разлетаются по воздуху.

3. Нужно, ребята, удалять микробы с кожи, овощей, игрушек, одежды, мебели.

- Скажите, как это все сделать?

- А также нужно следить, чтобы ваша кожа всегда оставалась целой, без порезов и ссадин. Глядя на свои ранки, вы всегда узнаете, справляется ли организм с микробами или нет. Если ранки закрылись коричневой корочкой – все в порядке. Если кожа вокруг ранки покраснела, значит, микробы тут размножаются довольно быстро, а организм посылает сюда много крови, чтобы бороться с ними. И совсем уже трудно организму, если появляются нарывы и гной. Значит, микробы почувствовали себя слишком свободно и размножаются очень быстро.

4.Но есть микробы, которые для нас не опасны. Даже наоборот, они бывают очень полезными. Например, с помощью микроорганизмов делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные продукты.

5.А еще есть очень вредные микробы. Это те, которые поселяются в теле у здорового человека или животного. Они ничего не могут есть, кроме человека. Но человеку не нравится, что его едят микробы и он начинает с ними бороться. То время, когда идет борьба, называется болезнью. Чтобы было легче бороться, человек помогает себе. Он пьет лекарства или делает уколы или точечный оздоровительный массаж.

 

6. В зависимости от того, в каком органе поселиться микроб, возникает та или иная болезнь. Например, если микробы поселяются в ухе – воспаление уха, если в зубе – его разрушение, Микробы могут поселиться и в кишечнике, тогда у человека появляются боли в животе и понос. Это человек пытается выбросить из себя как можно больше микробов. Но и микробам это полезно : когда человек чихает, кашляет, они разлетаются вокруг и попадают к другим людям, заражают их.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная деятельность с детьми. Образовательная область "Познание" (формирование элементарных математических представлений, познавательно исследовательская деятельность) в подготовительной группе. Тема "Приключения Буратино!".

Учимся играя. С помощью этого материала вы можете совершить увлекательное путешествие по страницам любимой сказки А. Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Закрепить умение классифици...

Конспект организованной образовательной деятельности познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: « Зимующие птицы».

Цель: формирование умений у детей распознавать перелетных и зимующих птиц, создание условий для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы в познавательно – исследовательской ...

Методическая разработка "Проектная деятельность в подготовительной группе"

Метод проектов как педагогическая технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков д...

Конспект НОД по исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Что такое воздух?»

Тема исследования: «Что такое воздух?»Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность.Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной д...

Методическая разработка Виторина для детей подготовительной группы Тема: «Дорогою добра»

Конспект методической разработки для детей подготовительной группы...

Методическая разработка образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: "Все профессии важны, все профессии нужны"

Цель: Формирование у воспитанников представления о многообразии профессий.Задачи:1. Активизировать, закрепить, уточнять и развивать интерес воспитанников к миру военных профессий.2. Способст...