Конспект ООД по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Вода - волшебница».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды. Формировать у детей представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода источник жизни

Задачи:

    Знакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную   деятельность. Формировать представление о разных состояниях воды: о круговороте воды в природе. Побуждать детей к исследовательской деятельности: опытам по определению свойств воды (отсутствие формы, вкуса, цвета, запаха, обладает текучестью, прозрачностью, может растворять некоторые вещества.) Формировать умение делать выводы. Развивать связную речь детей.

Воспитывать умение действовать в коллективе. Воспитывать навыки бережного отношения к воде и ко всему в природе,

Воспитывать дружеские   взаимоотношения.

Учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение. Стимулировать познавательную активность детей. Развивать любознательность, логическое мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_voda_st.gr_.docx46.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 140»

Конспект

 ООД по опытно – экспериментальной деятельности

 в старшей группе

Тема: «Вода - волшебница»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=b7a0ff2a603cff76a4f4d8ee5cc8626f-4888009-images-thumbs&n=13

Подготовила: воспитатель

Пичугина Алёна Алексеевна  

г. Дзержинск

декабрь 2023 г.

Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды. Формировать у детей представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода источник жизни

Задачи:

  Образовательные:

    Знакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную   деятельность. Формировать представление о разных состояниях воды: о круговороте воды в природе. Побуждать детей к исследовательской деятельности: опытам по определению свойств воды (отсутствие формы, вкуса, цвета, запаха, обладает текучестью, прозрачностью, может растворять некоторые вещества.) Формировать умение делать выводы. Развивать связную речь детей.

      Воспитательные:

   Воспитывать умение действовать в коллективе. Воспитывать навыки бережного отношения к воде и ко всему в природе,

Воспитывать дружеские   взаимоотношения.

      Развивающие:

   Учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение. Стимулировать познавательную активность детей. Развивать любознательность, логическое мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

       Предварительная работа:

   Беседа о воде, её значении в жизни растений, человека, природы. Беседа о бережном отношении к водным ресурсам. Чтение сказок о воде, рассматривание иллюстраций. Просмотр мультфильмов «Родничок», «Русалочка»

       Методы и приемы: показ, объяснение, опыты 

       Материалы и оборудование: 2 стакана разного размера, тарелка, кубик, вода, 9 полосок разного цвета, сахар, соль, лимонная кислота, растительное масло, мука,песок, ёмкости для воды, ложка.  

      Ход занятия:

      1.Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (дети здороваются)

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)

Давайте все встанем в круг и передадим друг другу хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я-твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Вот теперь у вас у всех хорошее настроение.

     2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

Меня пьют, меня льют

Всем нужна я, кто такая я?. (вода)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

Стук в двери.

Воспитатель: Ребята к нам кто-то пришел! Посмотрю кто там? (капелька игрушка)

-Кто это? ( Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это капелька, частица воды.

На огромной планете Земля

Жила скромная чистая капля

Ей вопросы мешали, друзья:

Как зовут? Где живу?

Что собой представляю?

Для чего всем нужна я?

На вопросы ответить

Сама капля не сможет.

Ждет она, не дождется,

Когда мы ей поможем.

Воспитатель: Ребята, поможем нашей гостье ответить на интересующие её вопросы? (ответы детей). 

Воспитатель: Ребята, для жизни человека какое значение имеет вода? Для чего еще нужна вода?

Ответы детей: (Вода для человека главный компонент для жизни. Без воды человек сможет прожить не больше 5 дней. Всему живому на земле нужна вода Где есть вода, там есть жизнь.)

Воспитатель: А где мы можем ее встретить в природе ее?

Дети: (ответы детей) речка, водоемы, озера и т.д.

Воспитатель: Верно. А теперь я вам покажу на карте моря, океаны, реки и озера. (Показ)

Воспитатель: Ребята, в морях и океанах какая вода? (соленая вода), а в реках какая? (пресная.)

Воспитатель: Давайте сравним, какой же воды на планете больше: пресной или соленой?

Дети: (ответы детей) соленой

Воспитатель: Раз мы уже узнали, что пресной воды меньше на земле, то как мы должны к ней относится?

Дети: беречь воду.

Воспитатель: А как мы ее будем беречь?

Дети: Не включать сильно кран, закрывать ее при умывании, не оставлять воду без присмотра, когда поливаем цветы, не загрязнять реки и озера.

Воспитатель:  А  ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи  с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- Ребята, а как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое круговорот воды в природе(Объяснения детей) Чтобы ответить на этот вопрос давайте посмотрим мультфильм. Показ мультфильма «Круговорот воды в природе»

Воспитатель: Ребята, нашу гостью интересует ещё один вопрос, какими свойствами она обладает. Капелька, но мы с ребятами тоже хотим узнать ответ на этот вопрос и сейчас вместе с тобой отправимся в мини-лабораторию, и как настоящие учёные будем проводить опыты, чтобы узнать ответ на этот вопрос. Но для начала немного отдохнём. 

 

Физкультминутка «К речке быстрой». 

К речке быстрой мы спустились, 
(шагаем на месте) 

Наклонились и умылись. 
(наклоны вперед, руки на поясе) 

Раз, два, три, четыре, 
(хлопаем в ладоши) 

Вот как славно освежились. 
(встряхиваем руками) 

Делать так руками нужно: 
Вместе – раз, это брасс, 
(круги двумя руками вперед) 

Одной, другой – это кроль, 
(круги руками вперед поочередно) 

Все, как один, плывем как дельфин. 
(прыжки на месте) 

Вышли на берег крутой 
(шагаем на месте) 

И отправились домой.

Воспитатель: Ребята мы пришли в лабораторию, где и узнаем о свойствах воды. Но для начала я хочу спросить, как надо вести себя в лаборатории и при проведении опытов?

Воспитатель: А что такое лаборатория? (Лаборатория – это специальное помещение для опытов и экспериментов)

Воспитатель: А кто работает в лаборатории? (ученые и лаборанты)

Ребята, давайте станем с вами настоящими учеными, оденем халаты и начнем исследовать воду. Узнаем какими волшебными свойствами она обладает.

1) Какой формы вода? (опыт проводят дети под руководством воспитателя) 
Имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. А теперь разольём воду в блюдце, она растеклась лужицей. Давайте возьмём кубик и положим его в блюдце, затем переложим в другую емкость. Форма кубика изменилась? 
(Нет). 

 Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. 

Оборудование: 2 стакана разного размера, тарелка, кубик, вода. 

 2) Какого цвета вода? (Опыт проводят дети под руководством воспитателя). 
Возьмем стакан с водой, и 9 разноцветных полосок (красная, оранжевая, желтая, зелёная, голубая, синяя, фиолетовая, чёрная, белая). Будем поочередно сравнивать цвет полоски с цветом воды в стакане. С какой полоской совпал цвет воды? (ни с одной). 

Вывод: чистая вода не имеет цвета. 
Оборудование: стаканы с водой, 9 полосок разного цвета. 

3) Какого вкуса и запаха вода? (Опыт проводят дети под руководством воспитателя). 
А есть ли у воды вкус и запах? Дети пробуют, нюхают воду и апельсиновый сок, высказывают свое мнение. Затем, сок выпивают. 
Вывод: у воды нет своего вкуса и запаха. 

Оборудование: стаканы с водой, кружки в которых налит апельсиновый сок.

Воспитатель: Ребята вы поработали. Ваши пальчики устали, давайте их разомнем и продолжим.

Ах вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда.

Брызги вправо, брызги влево,

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро!

 4) Вода – растворитель. (Первую часть опыта проводят дети под руководством воспитателя. Вторую часть проводить воспитатель, дети наблюдают). 
1. Предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (Они растворились и изменили вкус воды). 
2. А теперь давайте попробуем растворить в воде муку,песок и подсолнечное масло. Воспитатель выполняет это задание. 
Обращаем внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим
? (Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана). 
Что мы видим в стакане, где растворяли подсолнечное масло? (Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности).

В стакане где растворяли песок, все осталось без изменений. 

 Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. 

 Оборудование: сахар, соль, лимонная кислота, растительное масло, мука,песок, ёмкости для воды, ложка.  

 5. Итог

 Воспитатель: Ну, вот, Капелька, мы тебе показали и рассказали, какими свойствами обладает вода. Ребята, а вы запомнили эти свойства? (Да). 

 Воспитатель: Перечислите их. 

 Дети: - вода не имеет формы; 
- вода не имеет запаха и вкуса; 
- вода растворяет некоторые вещества; 

 Воспитатель: Правильно. 
Вода это очень ценный и важный продукт, который нужно беречь. Скажите, можно прожить без воды? 
(Нет). 

Воспитатель: Правильно, без воды прожить невозможно. Вода нужна всему живому на Земле. Поэтому воду нужно беречь и не тратить зря.

  3. Заключительная часть

Воспитатель: Капелька очень рада, что вы помоги ей ответить на её вопросы и поработали в лаборатории. Вам понравилось занятие? А экспериментировать?

Воспитатель: Капелька, за то, что вы хорошо работали, приготовила сюрприз – конфеты. Давайте поблагодарим ее и проводим к своим сестренкам – капелька.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности, (средняя группа) ТЕМА : "Красивое платье для водички”

1. Расширять представление детей о воде. 2. Закрепить понятие свойства воды - умеет течь, жидкая, жидкость, не имеет формы, но может занимать форму в которую она попадает, бесцветная, но может пр...

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности "Экспериментирование с водой"

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности "Экспериментирование с водой"...

Конспект занятия по экологическому воспитанию с Опытно-экспериментальной деятельностью старшая группа

Познакомить детей с тем , в каком виде существует вода в природе,с различными явлениями....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Растворение в воде различных веществ"

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования....