Конспект занятия «Удивительное растение, которое находится рядом с нами»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Создание условий для развития познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности со мхом
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Удивительное растение, которое находится рядом с нами»
Цель: создание условий для развития познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности со мхом.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами мха;
- формировать познавательный интерес и познавательные действия через экспериментирование;
- расширить знания детей о значении мха в жизни людей;
- учить работать в коллективе и самостоятельно;
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами мха;
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;
-развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности;
- развивать познавательный интерес к природе;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность;
- воспитывать аккуратность при проведении опыта, соблюдение правил;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Словарная работа: мох, люлька, колыбель, выстилают, исследовательская лаборатория.
Оборудование и материал: интерактивная доска, ноутбук, контейнер с влажным мхом, контейнер с сухим мхом, салфетка большая 2 штуки, одноразовые стаканчики с водой 12 штук, стаканчики с сухим мхом 12 штук, фломастеры красного цвета 12 штук, фломастеры синего цвета 12 штук, салфетки для рук, макет чума, люлька, мешочек со мхом, сигнальная табличка с правилами, алгоритм выполнения опыта 12 штук, картинки – ковер, памперс.
Ход занятия:
1. Организационно-мотивационная часть
Воспитатель: Доброе утро! Всем удобно? Всем меня видно? Всем меня слышно?
Воспитатель: у меня в корзинке природный материал.
Воспитатель: как вы думаете, что там?
Ответы детей: камешки, шишки, ветки, листья
Воспитатель: я назову слова-подсказки, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь. Тундра, олень, ковер, болото.
Ответы детей: Мох
Воспитатель: да дети, правильно - это мох.
3. Основная часть
Воспитатель: сегодня мы с вами будем говорить о мхе - об удивительном растении, которое находится радом с нами и обладает многими интересными свойствами. Дети, что вы знаете про это растение?
Ответы детей:
Воспитатель: а где мы можем найти интересные факты про это растение?
Ответы детей: в компьютере, в энциклопедии, можем спросить у взрослых.
Воспитатель: А еще мы можем узнать об этом растении посмотрев на, то что нас окружает, то что рядом.
Подводит детей к столу.
Воспитатель: я вам принесла несколько предметов.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что это?
Ответы детей: Люлька, колыбель для младенца
Воспитатель: может кого – то, что- то удивило?
Ответы детей: в ней лежит мох
Воспитатель: Действительно. Как вы думаете, для чего в люльке лежит мох?
Ответы детей: чтобы ребенку было сухо, мягко и тепло
Воспитатель: да, все правильно. В современном мире для ухода за ребенком используют памперс, а мох может его заменить.
(если дети затрудняются – воспитатель показывает им картинку с памперсом)
Воспитатель показывает детям чум
Воспитатель: посмотрите ребята, а здесь вас что-нибудь удивило? Вы заметили, что-то необычное?
Ответы детей: да, под чумом лежит много мха
Воспитатель: а для чего он там?
Ответы детей: наверное, чтобы было мягко
Воспитатель: Коренные народы севера перед установкой чума, на земле выстилают подушку из мха. Как вы думаете для чего они это делают?
Ответы детей: Чтобы было в чуме мягко, тепло, сухо.
Воспитатель: правильно, мне даже нечего добавить, молодцы!
(если дети затрудняются, воспитатель показывает им картинку с ковром на полу)
Воспитатель: люди все это используют не просто так, а учитывая свойства мха. В основе применения и использования лежат свойства этого растения. А какие это свойства мы с вами узнаем. Для этого я предлагаю вам разделиться на две команды. У каждой команды в контейнерах мох. Предлагаю вам потрогать мох. Давайте поделимся информацией, первая команда – какой у вас мох?
Ответы детей: хрупкий, колючий, твердый
Воспитатель: хорошо, вторая команда, какой у вас мох?
Ответы детей: мокрый, влажный, мягкий
Воспитатель: а теперь я предлагаю вам сыграть в игру: «Будь внимателен», я произношу слово, если этим словом можно сказать про ваш мох, хлопните в ладоши, только будьте внимательны. (зеленый, серо-белый, рассыпчатый, колючий, мягкий, сухой, влажный). Я хочу обратить ваше внимание на два свойства мха, он бывает влажный и сухой.
Воспитатель: какой мох лежал в люльке?
Ответы детей: сухой
Воспитатель: а под чумом какой был мох?
Ответы детей: сухой
Воспитатель: Вот это свойство мха мы проверим в нашей лаборатории. Выберите себе пару и подойдите к своим рабочим местам.
Воспитатель: Внимание, я вам напомню правила в нашей лаборатории.
1. работаем аккуратно.
2. говорим спокойно
3. взаимодействуем вежливо.
Воспитатель: проверяем рабочее место. Стакан с водой, стакан с мхом, красный и синий фломастеры, салфетка.
Начало эксперимента я вам покажу, а завершим мы его вместе.
Воспитатель: первое что вы должны сделать, взять синий фломастер и отметить линией уровень воды.
После этого воду из стакана вы выливаете в стакан, где лежит мох. Если вам будет трудно вы можете воспользоваться карточкой –подсказкой. Красная полоса начало эксперимента. Ребята, вам все понятно? Если нет вопросов приступайте к эксперименту.
Воспитатель наблюдает за проведением опыта, помогает детям, если необходимо.
Как только все дети перельют воду в стакан со мхом воспитатель предлагает сделать паузу.
Воспитатель: Пока происходит взаимодействие воды и мха, я предлагаю вам послушать звуки
(на доске – слайд с осенней тундрой, пение птиц, шум ветра).
Воспитатель: ребята, где мы можем услышать эти звуки?
Ответы детей: на природе, в лесу
Воспитатель: Верно. Я вас приглашаю в нашу тундру и предлагаю поиграть в игру «Найди предмет». Обратите внимание на картинки (картинки – ягода, шишка, медведь, развешаны по углам помещения, показывает где они размещены). Когда я называю какой-то из эти предметов – вы поворачиваетесь в его сторону. Нужно быть внимательным, чтобы не ошибаться.
Проводится игра «Самый внимательный»
Воспитатель: а сейчас, давайте вернемся к нашему эксперименту. Берем стакан и переливаем воду обратно, можно придерживать мох пальцем. Теперь возьмите красный фломастер и отметьте уровень воды в стакане.
Воспитатель: посмотрите внимательно на линии на стакане, что вы можете о них сказать? Как они расположены?
Ответы детей: синяя линия выше, в красная ниже.
Воспитатель: какой из этого вывод мы можем сделать?
Ответы детей: сначала воды было много, потом стало мало
Воспитатель: как вы думаете, куда делась вода?
Ответы детей: вылилась, мох впитал в себя воду
Воспитатель: Правильно, мох впитал воду.
Воспитатель: вот это удивительное свойство мха человек может использовать в жизни, рядом с нами.
Рефлексия.
Воспитатель: наш эксперимент закончился, ребята подойдите ко мне.
(дети встают полукругом возле воспитателя)
Воспитатель: про какое растение мы сегодня с вами говорили?
Ответы детей: про мох
Воспитатель: Что нового вы узнали про это растение?
Ответы детей: мох бывает влажный и сухой, его стелили в люльку, из него делали подушку под чум.
Воспитатель: А что вас удивило сегодня?
Ответы детей: меня удивило, что мох выпил воду
Воспитатель: а меня сегодня удивило, как быстро пролетело время рядом с вами. Я хочу вам сказать большое спасибо за общение, мне было очень интересно с вами взаимодействовать (вы все были молодцы и отдельно хочу поблагодарить …….он или она очень сегодня старался). А на память о нашей встрече я хочу передать вашей группе это удивительное растение, которое находится рядом с нами, чтобы вы могли продолжить это исследование дальше. До свидания!
Технологическая карта занятия
Зулаевой Анны Владимировны, воспитателя МАДОУ Детский сад «Журавушка»
Образовательная область | Познавательное развитие. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое. |
Возраст детей, группа | 5-6 лет, старшая группа |
Формы организации деятельности | Коллективная, взаимодействие в парах, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей |
Материалы и оборудование | Интерактивная доска, ноутбук, контейнер с влажным мхом, контейнер с сухим мхом, салфетка большая 2 штуки, одноразовые стаканчики с водой 12 штук, стаканчики с сухим мхом 12 штук, фломастеры красного цвета 12 штук, фломастеры синего цвета 12 штук, салфетки для рук, макет чума, люлька, мешочек со мхом, сигнальная табличка с правилами, алгоритм выполнения опыта 12 штук, картинки – ковер, памперс. |
Тема занятия | «Удивительное растение, которое находится рядом с нами» |
Цель занятия | Создание условий для развития познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности со мхом. |
Задачи занятия | Образовательные: - познакомить детей со свойствами мха; - формировать познавательный интерес и познавательные действия через экспериментирование; - расширить знания детей о значении мха в жизни людей; - учить работать в коллективе и самостоятельно; Развивающие: -развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами мха; - развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь); - активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь; -развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности; - развивать познавательный интерес к природе; Воспитательные: - воспитывать любознательность; - воспитывать аккуратность при проведении опыта, соблюдение правил; - воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой. |
Словарная работа | мох, люлька, колыбель, выстилают, исследовательская лаборатория. |
Предполагаемый результат | Дети проявляют стремление к общению со сверстниками в процессе познавательной деятельности, осуществляют обмен информацией; охотно сотрудничают со взрослыми в совместной деятельности и в самостоятельной; задают вопросы поискового характера, включаются в деятельность экспериментирования, используют исследовательские действия, предпринимают попытки делать логические выводы. |
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Приемы, методы и т.п. | Результат |
Организационно-мотивационный | Коммуникативная деятельность, установление контакта с детьми посредством общения в устной форме. | Заинтригованно слушают воспитателя, проявляют интерес к дальнейшей деятельности | Словесный - приветствие | Эмоциональный доброжелательный настрой на предстоящую деятельность. |
Предлагает детям отгадать, что находится в коробке | Выдвигают предположения относительно | Наглядный - коробка с сюрпризом | Активизируют своё внимание и проявят интерес для дальнейшей деятельности | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Удивительное - рядом"
Конспект занятия в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности. Дети знакомятся со свойствами воды и воздуха, а также определяют сходства и различия соли и сахара....

Рекомендации по комплексно-тематическому планированию в группе среднего возраста «Животные, которые живут рядом с нами»
Очень важно, чтобы дети хорошо знали природу родного края....
Конспект НОД художественное творчество (рисование) "Что рядом с нами растёт".
Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе....

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности по теме: «Мой дом», «Животные, которые живут рядом с нами»
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности по теме:«Мой дом», «Животные, которые живут рядом с нами»Сроки реализации: 01.11.2019 -29.1...
Формы организации детской деятельности по теме "Животные, которые живут рядом с нами"
Разнообразные формы детской деятельности при организации образовательной работы...
Презентация к занятию по синтезу искусств в средней группе на тему: "Сокровища находятся рядом с нами"
Задачи:Образовательные:Расширять кругозор детей;Учить внимательно слушать музыкальное произведение от начала и до конца;Учить образовывать уменьшительные однокоренные слова;Учить понимать, почему худо...

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности по теме: «Мой дом» , «Животные, которые живут рядом с нами»
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности по теме: «Мой дом» (01.11.-22.11) , «Животные, которые живут рядом с нами» (23.11-30.11)Сроки ре...
