Конспект занятия «Удивительное растение, которое находится рядом с нами»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зулаева Анна Владимировна

Создание условий для развития познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности со мхом

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Удивительное растение, которое находится рядом с нами»

Цель: создание условий для развития познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности со мхом.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей со свойствами мха;

- формировать познавательный интерес и познавательные действия через экспериментирование;

- расширить знания детей о значении мха в жизни людей;

- учить работать в коллективе и самостоятельно;

Развивающие:

-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами мха;

- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);

- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;

-развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности;

- развивать познавательный интерес к природе;

Воспитательные:

- воспитывать любознательность;

- воспитывать аккуратность при проведении опыта, соблюдение правил;

- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.

Словарная работа: мох, люлька, колыбель, выстилают, исследовательская лаборатория.

Оборудование и материал: интерактивная доска, ноутбук, контейнер с влажным мхом, контейнер с сухим мхом, салфетка большая 2 штуки, одноразовые стаканчики с водой 12 штук, стаканчики с сухим мхом 12 штук, фломастеры красного цвета 12 штук, фломастеры синего цвета 12 штук, салфетки для рук, макет чума, люлька, мешочек со мхом, сигнальная табличка с правилами, алгоритм выполнения опыта 12 штук, картинки – ковер, памперс.

Ход занятия:

1. Организационно-мотивационная часть

Воспитатель: Доброе утро! Всем удобно? Всем меня видно? Всем меня слышно?

Воспитатель: у меня в корзинке природный материал.

Воспитатель: как вы думаете, что там?

Ответы детей: камешки, шишки, ветки, листья

Воспитатель: я назову слова-подсказки, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь. Тундра, олень, ковер, болото.

Ответы детей: Мох

Воспитатель: да дети, правильно - это мох.

3. Основная часть

Воспитатель: сегодня мы с вами будем говорить о мхе - об удивительном растении, которое находится радом с нами и обладает многими интересными свойствами. Дети, что вы знаете про это растение?

Ответы детей:

Воспитатель: а где мы можем найти интересные факты про это растение?

Ответы детей: в компьютере, в энциклопедии, можем спросить у взрослых.

Воспитатель: А еще мы можем узнать об этом растении посмотрев на, то что нас окружает, то что рядом.

Подводит детей к столу.

Воспитатель: я вам принесла несколько предметов.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что это?

Ответы детей: Люлька, колыбель для младенца

Воспитатель: может кого – то, что- то удивило?

Ответы детей: в ней лежит мох

Воспитатель: Действительно. Как вы думаете, для чего в люльке лежит мох?

Ответы детей: чтобы ребенку было сухо, мягко и тепло

Воспитатель: да, все правильно. В современном мире для ухода за ребенком используют памперс, а мох может его заменить.

(если дети затрудняются – воспитатель показывает им картинку с памперсом)

Воспитатель показывает детям чум

Воспитатель: посмотрите ребята, а здесь вас что-нибудь удивило? Вы заметили, что-то необычное?

Ответы детей: да, под чумом лежит много мха

Воспитатель: а для чего он там?

Ответы детей: наверное, чтобы было мягко

Воспитатель: Коренные народы севера перед установкой чума, на земле выстилают подушку из мха. Как вы думаете для чего они это делают?

Ответы детей: Чтобы было в чуме мягко, тепло, сухо.

Воспитатель: правильно, мне даже нечего добавить, молодцы!

(если дети затрудняются, воспитатель показывает им картинку с ковром на полу)

Воспитатель: люди все это используют не просто так, а учитывая свойства мха. В основе применения и использования лежат свойства этого растения. А какие это свойства мы с вами узнаем. Для этого я предлагаю вам разделиться на две команды. У каждой команды в контейнерах мох. Предлагаю вам потрогать мох. Давайте поделимся информацией, первая команда – какой у вас мох?

Ответы детей: хрупкий, колючий, твердый

Воспитатель: хорошо, вторая команда, какой у вас мох?

Ответы детей: мокрый, влажный, мягкий

Воспитатель: а теперь я предлагаю вам сыграть в игру: «Будь внимателен», я произношу слово, если этим словом можно сказать про ваш мох, хлопните в ладоши, только будьте внимательны. (зеленый, серо-белый, рассыпчатый, колючий, мягкий, сухой, влажный). Я хочу обратить ваше внимание на два свойства мха, он бывает влажный и сухой.

Воспитатель: какой мох лежал в люльке?

Ответы детей: сухой

Воспитатель: а под чумом какой был мох?

Ответы детей: сухой

Воспитатель: Вот это свойство мха мы проверим в нашей лаборатории. Выберите себе пару и подойдите к своим рабочим местам.

Воспитатель: Внимание, я вам напомню правила в нашей лаборатории.

1. работаем аккуратно.

2. говорим спокойно

3. взаимодействуем вежливо.

Воспитатель: проверяем рабочее место. Стакан с водой, стакан с мхом, красный и синий фломастеры, салфетка.

Начало эксперимента я вам покажу, а завершим мы его вместе.

Воспитатель: первое что вы должны сделать, взять синий фломастер и отметить линией уровень воды.

После этого воду из стакана вы выливаете в стакан, где лежит мох. Если вам будет трудно вы можете воспользоваться карточкой –подсказкой. Красная полоса начало эксперимента. Ребята, вам все понятно? Если нет вопросов приступайте к эксперименту.

Воспитатель наблюдает за проведением опыта, помогает детям, если необходимо.

Как только все дети перельют воду в стакан со мхом воспитатель предлагает сделать паузу.

Воспитатель: Пока происходит взаимодействие воды и мха, я предлагаю вам послушать звуки

(на доске – слайд с осенней тундрой, пение птиц, шум ветра).

Воспитатель: ребята, где мы можем услышать эти звуки?

Ответы детей: на природе, в лесу

Воспитатель: Верно. Я вас приглашаю в нашу тундру и предлагаю поиграть в игру «Найди предмет». Обратите внимание на картинки (картинки – ягода, шишка, медведь, развешаны по углам помещения, показывает где они размещены). Когда я называю какой-то из эти предметов – вы поворачиваетесь в его сторону. Нужно быть внимательным, чтобы не ошибаться.

Проводится игра «Самый внимательный»

Воспитатель: а сейчас, давайте вернемся к нашему эксперименту. Берем стакан и переливаем воду обратно, можно придерживать мох пальцем. Теперь возьмите красный фломастер и отметьте уровень воды в стакане.

Воспитатель: посмотрите внимательно на линии на стакане, что вы можете о них сказать? Как они расположены?

Ответы детей: синяя линия выше, в красная ниже.

Воспитатель: какой из этого вывод мы можем сделать?

Ответы детей: сначала воды было много, потом стало мало

Воспитатель: как вы думаете, куда делась вода?

Ответы детей: вылилась, мох впитал в себя воду

Воспитатель: Правильно, мох впитал воду.

Воспитатель: вот это удивительное свойство мха человек может использовать в жизни, рядом с нами.

Рефлексия.

Воспитатель: наш эксперимент закончился, ребята подойдите ко мне.

(дети встают полукругом возле воспитателя)

Воспитатель: про какое растение мы сегодня с вами говорили?

Ответы детей: про мох

Воспитатель: Что нового вы узнали про это растение?

Ответы детей: мох бывает влажный и сухой, его стелили в люльку, из него делали подушку под чум.

Воспитатель: А что вас удивило сегодня?

Ответы детей: меня удивило, что мох выпил воду

Воспитатель: а меня сегодня удивило, как быстро пролетело время рядом с вами. Я хочу вам сказать большое спасибо за общение, мне было очень интересно с вами взаимодействовать (вы все были молодцы и отдельно хочу поблагодарить …….он или она очень сегодня старался). А на память о нашей встрече я хочу передать вашей группе это удивительное растение, которое находится рядом с нами, чтобы вы могли продолжить это исследование дальше. До свидания!

Технологическая карта занятия

Зулаевой Анны Владимировны, воспитателя МАДОУ Детский сад «Журавушка»

Образовательная область

Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа

Формы организации деятельности

Коллективная, взаимодействие в парах, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей

Материалы и оборудование

Интерактивная доска, ноутбук, контейнер с влажным мхом, контейнер с сухим мхом, салфетка большая 2 штуки, одноразовые стаканчики с водой 12 штук, стаканчики с сухим мхом 12 штук, фломастеры красного цвета 12 штук, фломастеры синего цвета 12 штук, салфетки для рук, макет чума, люлька, мешочек со мхом, сигнальная табличка с правилами, алгоритм выполнения опыта 12 штук, картинки – ковер, памперс.

Тема занятия

«Удивительное растение, которое находится рядом с нами»

Цель занятия

Создание условий для развития познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности со мхом.

Задачи занятия

Образовательные:

- познакомить детей со свойствами мха;

- формировать познавательный интерес и познавательные действия через экспериментирование;

- расширить знания детей о значении мха в жизни людей;

- учить работать в коллективе и самостоятельно;

Развивающие:

-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами мха;

- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);

- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;

-развивать мелкую моторику посредством развития тактильной чувствительности;

- развивать познавательный интерес к природе;

Воспитательные:

- воспитывать любознательность;

- воспитывать аккуратность при проведении опыта, соблюдение правил;

- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.

Словарная работа

мох, люлька, колыбель, выстилают, исследовательская лаборатория.

Предполагаемый результат

Дети проявляют стремление к общению со сверстниками в процессе познавательной деятельности, осуществляют обмен информацией; охотно сотрудничают со взрослыми в совместной деятельности и в самостоятельной; задают вопросы поискового характера, включаются в деятельность экспериментирования, используют исследовательские действия, предпринимают попытки делать логические выводы.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Приемы, методы и т.п.

Результат

Организационно-мотивационный

Коммуникативная деятельность, установление контакта с детьми посредством общения в устной форме.

Заинтригованно слушают воспитателя, проявляют интерес к дальнейшей деятельности

Словесный - приветствие

Эмоциональный доброжелательный настрой на предстоящую деятельность.

Предлагает детям отгадать, что находится в коробке

Выдвигают предположения относительно

Наглядный - коробка с сюрпризом

Активизируют своё внимание и проявят интерес для дальнейшей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Удивительное - рядом"

Конспект занятия в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности. Дети знакомятся со свойствами воды и воздуха, а также определяют сходства и различия соли и сахара....

Конспект НОД художественное творчество (рисование) "Что рядом с нами растёт".

Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе....

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности по теме: «Мой дом», «Животные, которые живут рядом с нами»

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности по теме:«Мой дом», «Животные, которые живут рядом с нами»Сроки реализации: 01.11.2019 -29.1...

Формы организации детской деятельности по теме "Животные, которые живут рядом с нами"

Разнообразные формы детской деятельности при организации образовательной работы...

Презентация к занятию по синтезу искусств в средней группе на тему: "Сокровища находятся рядом с нами"

Задачи:Образовательные:Расширять кругозор детей;Учить внимательно слушать музыкальное произведение от начала и до конца;Учить образовывать уменьшительные однокоренные слова;Учить понимать, почему худо...

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности по теме: «Мой дом» , «Животные, которые живут рядом с нами»

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности по теме: «Мой дом» (01.11.-22.11) , «Животные, которые живут рядом с нами» (23.11-30.11)Сроки ре...