Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе квест- игра «Волшебный лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тараканова Екатерина Сергеевна

Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности- квест- технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей группе квест- игра «Волшебный лес»

Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности- квест- технологии.

Задачи:

Обручающие:

-        формировать основы экологической грамотности: живая природа нуждается в помощи и защите;

-        обогащать представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах, конкретизировать представления об их типичных жителях; цепях питания;

-        при решении познавательных задач совершенствовать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания;

Развивающие:

-        развивать познавательный интерес детей к природе, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;

-        способствовать развитию внимания, воображения детей, связной речи;

-        продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывающие:

-        воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

-        воспитывать        уважение        друг        к        другу,        чувство        ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде.

Предварительная работа:

беседы о природе и ее охране; рассматривание иллюстраций; наблюдения на прогулках;        чтение        художественной        литературы,        отгадывание        загадок; просмотр презентаций; дидактические игры экологической направленности. Материалы и оборудование:

-        конверт с письмом, карточки-задания; магнитная доска, магниты;

-        изображения животных и растений;

-светофор.

 

Ход занятия Вводная часть

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости! Поприветствуем их.

Воспитатель: Сегодня мы будем …. Ой, что это? (появляется большой пакет/конверт)

Ребята, на пакете/конверте надпись: срочно для детей группы «Познайки»! Это для нас. Хотите узнать, что в пакете/конверте?

Дети: Да!

Основная часть

Воспитатель открывает пакет/конверт и читает послание:

«Внимание! Внимание! Срочно! Мы- обитатели волшебного леса. Знаем, что вы добрые и отзывчивые ребята, любите природу и много о ней знаете, поэтому решили обратиться к вам за помощью! С нашим лесом случилась беда. Баба Яга заколдовала его. Сам лес она превратила в картину, разделила на части и спрятала у вас в группе детского сада. Высылаем вам карту, на которой Баба Яга отметила, где спрятаны части картины. Если вы найдёте все их и правильно соедините, то сможете спасти волшебный лес и его обитателей».

Воспитатель: Каким будет ваше решение? Готовы помочь лесу и его обитателям? (версии детей).

Воспитатель: Я вижу, что вы способны преодолеть все трудности! Здесь есть карта, она поможет нам найти части картины. Начало поисков отмечено на карте красным флажком. Давайте рассмотрим ее, с чего начнем поиски, как вы думаете?

Первый этап- экологический светофор.

Ребята, а светофор- то необычный! У него только два сигнала: красный- запрещающий, зеленый- разрешающий. Для вас у него есть задания. Постараетесь выполнить?

Поднимите красный круг для тех действий, которые запрещены в лесу, а зеленый круг для тех, которые разрешены.

-        Дети оставили костер в лесу.

-        Дети наступают на мухомор.

-        Дети вешают кормушку.

-        Ребята бьют стекло в лесу.

-        Дети подвязывают сломанную ветку.

Воспитатель: Что же, задание экологического светофора мы выполнили. Если вы дали правильные ответы, то в конверте должна появиться часть картины. Сейчас мы откроем конверт и посмотрим.

Вот первая часть картины.

Воспитатель: Готовы продолжить поиски? Тогда рассмотрим карту, узнаем, куда двигаться дальше.

На карте обозначена ширма, обручи зеленого, желтого, синего цветов. Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, в обручах конверт. Значит, нас ждет новое задание. Вам интересно, что в нем?

Здесь маски с изображением животных, птиц и рыб. Лес, водоем – это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство. Возьмите каждый по маске. Посмотрите внимательно, подумайте и вспомните, кто где живет, растет. Зеленый обруч — это лес, синий- водоем.

Воспитатель: пока звенит колокольчик, вы можете показывать характерные движения, которые свойственны вашему животному.  По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели водоема – в синем.

После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: «животные» называют себя и место своего обитания.

Воспитатель: Вот и вторая часть картины (на ширме). Значит, вы правильно всех расселили по домам!

Где же нам искать следующую часть? Изучим карту. Куда дальше идти?

Рассматриваем карту.

Воспитатель: Смотрите, конверт на доске. Хотите узнать, что в нем?

Я сейчас буду произносить стихи, в которых перечисляются птицы, но если только ошибусь, и вы услышите что-то другое, то тут же дайте сигнал – хлопок, называя мою ошибку.

Прилетели птицы:

Голуби, лисицы…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Мухи и вороны…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Аисты, вороны, совы, макароны…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Ласточки, грачи, Вороны, воробьи, Комары, кукушки…    

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Аисты, кукушки…

Совы, попугаи, Лебеди, трамваи…

Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательными, мне кажется, справились с испытанием! Сейчас проверим- заглянем в конверт (воспитатель находит часть картины в конверте).

Воспитатель: Куда же нам идти теперь? Как вы думаете? Рассматривают карту. Задание в конверте на двери.

Воспитатель: В конверте задачки. Попробуете их решить? Но задачи необычные, а экологические!

Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. А что у них получилось, я вам сейчас расскажу.

1.        Первого волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла печальная участь- он погиб. Как вы думаете, почему это случилось?

2.        Второй волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своем лесу только мирных животных – зайцев, лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес. Очень огорчился добрый волшебник. В чем была его ошибка?

3.        Третий волшебник поселил в созданном лесу только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему это произошло?

Воспитатель: Вы точно рассуждали, ведь в природе все взаимосвязано. Хотите узнать, правильно ли вы справились с этим заданием?

Проверим конверт.

Воспитатель находит часть картины.

Воспитатель: Вы молодцы, понимаете, что в природе все нужны и связаны друг с другом!

Воспитатель: Ребята, нам нужно двигаться дальше! Куда же нам идти теперь? Как вы думаете? Давайте посмотрим карту.

Подходим к мольберту с планетами.

Воспитатель: Когда мы совершаем хорошие поступки- помогаем природе, тогда наша планета Земля радуется за нас, гордится нами. Но бывают и плохие поступки, которые очень огорчают нашу планету. Давайте порадуем Землю и расположим картинки с «добрыми делами» около радостной планеты, а те поступки, которые могут огорчить нашу Землю- около грустной.

Воспитатель: Посмотрим, правильно мы распределили картинки, нигде не ошиблись?

Воспитатель: Пообещаем совершать только добрые дела, чтобы наша планета Земля всегда была красивой! Обещаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, очень старались. Посмотрим в конверте, появилась ли нужная нам часть картины?

Воспитатель: Да! Вот мы и нашли все части картины! Сможете ее собрать? Дети собирают пазл.

Воспитатель: Смотрите, вы правильно собрали картинку. Что на ней изображено?

Ответы детей.

Воспитатель: Ваши ответы правильны, одним словом можно сказать, что изображена природа. А человеку необходима природа? Может быть она нужна только животным и растениям? Может быть только в волшебном лесу его обитателям нужна природа?

Дети: Нужна, потому что человек не может прожить без природы (без воды, солнца, растений, животных).

Воспитатель: Вы совершенно правы. Как вы думаете, что всем людям нужно делать, чтобы сохранить природу?

Ответы детей: Беречь, не совершать плохих поступков, которые наносят вред природе, заботиться о ней.

Воспитатель: Я с вами согласна! Без нее человеку не прожить, поэтому природу необходимо беречь, заботиться о ней.

Как вы думаете, у нас получилось расколдовать лес? Ответы детей.

Воспитатель: Вы рады, что прошли все испытания и помогли жителям леса? Сложные были задания? Вам трудно было выполнять их?

Ответы детей.

Воспитатель: Я очень горжусь вами! Вы так много знаете о природе, о том, как нужно себя вести у нее в гостях!

Появляется конверт.

Воспитатель: Ребята, смотрите, еще один пакет для вас! Что же в нем может быть? От кого он? Хотите узнать?

Ответы детей.

Воспитатель: «Спасибо вам, ребята! Вы спасли наш лес от Бабы Яги, а еще мы узнали, что вы дружные, готовы всегда прийти на помощь, поэтому передаем для вас подарок. С благодарностью, жители волшебного леса!» Воспитатель: Здесь эмблемы «Защитник природы». Вы теперь не просто воспитанники детского сада, вы- самые настоящие защитники природы!

Воспитатель вручает значки «Защитник природы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД ОО "Познавательное развитие" по патриотическому воспитанию детей, старшая группа. Квест- игра «Достопримечательности любимого города»

Создание социальной ситуации развития   гражданско-патриотических чувств средствами коллективной игровой деятельности...

Конспект ООД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе: квест-игра «Поможем Федоре отыскать посуду»

Конспект ООД по познавательному развитию (ФЭМП)в старшей группе: квест-игра «Поможем Федоре отыскать посуду»...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы   Квест - игра «Волшебная лаборатория»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы   Квест - игра «Волшебная лаборатория»  Цель: Ознакомление детей со свойствами...

Конспект НОД по познавательному развитиюв старшей группе: конструирование из строительного материала. Тема: «Грузовая машина»

Цель: формировать  умения создавать объект из строительного материала в соответствии со схемой.Задачи:1.     Способствовать развитию навыков самостоятельной постройки модели м...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе квест- игра «Волшебный лес»

Данное занятие представляет собой образовательный квест, направленный на формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Через серию взаимосвязанных игровых заданий (...