Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе квест- игра «Волшебный лес»
план-конспект занятия (старшая группа)
Данное занятие представляет собой образовательный квест, направленный на формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Через серию взаимосвязанных игровых заданий («Экологический светофор», «Очистка водоема», «Цепи питания») дети становятся активными спасателями заколдованного леса. В ходе занятия успешно интегрируются элементы опытно-экспериментальной деятельности, проблемные ситуации и командная работа, что способствует не только усвоению знаний о природных сообществах, но и развитию критического мышления, речи и воспитанию ответственного отношения к окружающему миру.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- детский сад «Улыбка» п. Кавказский
Конспект открытого занятия
по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей группе
квест- игра «Волшебный лес»
авторский состав:
воспитатель I квалификационной категории
М.А. Чагарова
дата проведения #1075;.
П. Кавказский
2025г.
Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности- квест- технологии.
Задачи:
Обручающие:
- формировать основы экологической грамотности: живая природа нуждается в помощи и защите;
- обогащать представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах, конкретизировать представления об их типичных жителях; цепях питания;
- при решении познавательных задач совершенствовать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей к природе, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;
- способствовать развитию внимания, воображения детей, связной речи;
- продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывающие:
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
- воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде.
Материалы и оборудование:
- конверт с письмом, карточки-задания; магнитная доска, магниты, проектор ;
- изображения животных и растений;
-светофор, глобус, приборы для проведения опыта по фильтрованию воды (чистые одноразовые стаканчики, воронки, ткань, фильтровальная бумага, бутылка с грязной водой, атрибуты (фартуки и шапочки одноразовые),
- Вводная часть. (2 минуты).
- Повторение с целью введения детей в новую тему. (3минут).
- Рассмотрение нового материала. (10–12 минут).
- Физминутка (2 минуты)
- Повторение усвоенного материала. (5 минут).
- Подведение итогов ( 3 минуты).
Ход занятия Вводная часть
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости! Поприветствуем их. Наши гости улыбаются, дарят вам свое хорошее настроение, давайте и мы улыбнемся в ответ для того, чтобы оно сопровождало всех нас целый день
Воспитатель: Молодцы, садитесь на стульчики.
Ребята я вам предлагаю отправиться в мир природы.
Как вы думаете, что это такое? Это мир, который нас окружает.
Воспитатель: Ребята, скажите, что нас окружает в природе?
(солнце, небо, деревья, птицы, животные, рыбы, насекомые, растения.)
-Этот мир такой разнообразный и неповторимый.
У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом?
-Земля.
- Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.
Что это такое?
- Это глобус. (Показ глобуса)
-Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?
- Она круглая похожа на шар.
- Каким цветом обозначена на глобусе суша?
- Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.
- Много ли на нашей планете воды?
- Воды больше, чем суши.
- Каким цветом она обозначена на глобусе?
- Вода обозначена, синим, голубым, белым цветами.
-На плане Земля много разных стран и народов. У каждой страны есть имя.
- Как называется наша страна, самая большая, самая красивая? (Россия).
- В нашей стране очень много лесов, полей, рек, гор. Каждый человек любит свой край, в котором он родился и в котором живет.
Как называется республика в которой мы живем ? (КЧР)
Воспитатель: Наша планета - это общий дом. Это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самый маленький жучок - тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни.
Сегодня мы будем …. Ой, что это? (появляется большой пакет)
Ребята, на пакете надпись: срочно для детей группы «______________»! Это для нас. Хотите узнать, что в пакете? (Да!)
Основная часть
Воспитатель открывает пакет и читает послание:
«Внимание! Внимание! Срочно! Мы- обитатели волшебного леса. Знаем, что вы добрые и отзывчивые ребята, любите природу и много о ней знаете, поэтому решили обратиться к вам за помощью! С нашим лесом случилась беда. Баба Яга заколдовала его. Сам лес она превратила в картину, разделила на части и спрятала у вас в группе детского сада. Высылаем вам карту, на которой Баба Яга отметила, где спрятаны части картины. Если вы найдёте все их и правильно соедините, то сможете спасти волшебный лес и его обитателей».
Воспитатель: Каким будет ваше решение? Готовы помочь лесу и его обитателям? (версии детей).
Воспитатель: Я вижу, что вы способны преодолеть все трудности! Ребята, посмотрите, в пакете лежит не только письмо, но и... какой-то сундук! И на нем записка: «Этот Волшебный Сундук когда-то принадлежал Лесному Духу. Только искренняя просьба о помощи и доброе сердце могут его открыть. Он укажет вам путь».
Может быть, мы все вместе попросим его о помощи? Давайте скажем волшебные слова: «Сундук, сундук, помоги, лес волшебный нам спаси!»
(раздается магический звук, открывается крышка)
Здесь есть карта, она поможет нам найти части картины. Начало поисков отмечено на карте красным флажком. Давайте рассмотрим ее, с чего начнем поиски, как вы думаете?
Первый этап- экологический светофор.
Ребята, а светофор- то необычный! У него только два сигнала: красный- запрещающий, зеленый- разрешающий. Для вас у него есть задания. Он показывает, как от наших поступков чувствует себя наша Планета-матушка. Давайте не просто вспомним правила, а послушаем, как бьется ее сердце.
«Дети вешают кормушку».
Воспитатель: Обрадуется ли Планета?
Р: Да! Птицы не погибнут и весной съедят вредителей.
Воспитатель: Верно, мы сохраняем равновесие.
«Дети оставили костер в лесу».
Ребенок: Планета заплачет. Может начаться пожар, погибнут животные, воздух станет грязным.
Воспитатель: Да, это причиняет лесу боль.
«Дети наступают на мухомор».
Воспитатель: Обрадуется Планета или огорчится?
Ребенок: Огорчится. Это дом для насекомых и лекарство для зверей.
«Дети бьют стекло в лесу».
Воспитатель: Улыбка или слеза?
Ребенок: Заплачет! Осколки поранят животных и могут вызвать пожар.
«Дети подвязывают сломанную ветку».
Воспитатель: Как отразится наше действие?
Ребенок: «Планета улыбнется! мы помогаем дереву залечить рану и ветка снова будет приносить пользу. Мы — помощники!»
Второй этап- очистка водоема.
Звучит мелодия из сундука
Воспитатель: Что же приготовил нам сундучок, готовы продолжить поиски? Тогда рассмотрим карту, узнаем, куда двигаться дальше.
Воспитатель : ой, ребята, посмотрите , конверт. Значит, нас ждет новое задание. Вам интересно, что в нем?
Здесь письмо.
Мы ,жители леса ,хотим рассказать вам историю об одном водоеме, который нуждается в вашей помощи
Жил–был водоем. Вода в нем была чистая, прозрачная, что даже можно было увидеть обитателей водоема. А в солнечный день в воде отражались деревья, облака. Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костер. А уходя, оставили мусор, бутылки, консервные банки. Потом к этому озеру приходили еще и еще. Со временем воды становилось все меньше и меньше, а мусора все больше. Уже нельзя было увидеть кто там живет. Как вы думаете это хорошо или плохо? Обитателям водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде. СЩС ЗВУК, КРИК О ПОМОЩИ
- Ребята, а кто им может прийти на помощь?
Дети: Мы
А как мы им поможем ? (Мы можем очистить воду и научим им ее беречь).
- Тогда я вам предлагаю стать «научными работниками» или спасателями природы и отправится в лабораторию.
А, вот мы с вами попали в лабораторию «Всезнайки». Я вам напомню правила безопасности при проведении экспериментов:
- не кричать и не шуметь во время проведения опыта;
- не трогать руками незнакомые предметы и вещества;
- Внимательно слушать взрослого, соблюдать осторожность;
- Не брать ничего в рот и не пробовать на язык;
Работать только за своим столом.
Запомнили ? Тогда начнем
Дети одевают фартуки , колпаки подходят к лабораторному столу
Проводится опыт «Фильтрация воды»
- Первое, что мы делаем, проводим механическую очистку (сбор крупного мусора)
Предлагаю сачки, щипцы или ситечки, чтобы вы могли собрать плавающий на поверхности крупный мусор из емкости с водой.
- Ребята какой мусор вы собрали?
Дети (пластик, бумага, ветки)
- и как его нужно сортировать ?
(используйте разные контейнеры для раздельного сбора).
- Молодцы !
Фильтрация (очистка от мелких частиц):
А теперь ребята, проведем лабораторную очистку воды .
Сначала чистую воду делаем грязной, добавляем в нее грунт и размешиваем палочкой. Затем очищаем ее с помощью фильтра
Сначала мы воду будем фильтровать через ткань (слои бинта). Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – слой бинта. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливаем не полный.
Ребята, что у вас получилось?
Дети: фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.
Воспитатель: А вода стала чистой? (ответы детей: нет). Значить слой бинта пропускает мелкий мусор и грязь.
А теперь профильтруем воду через ватный диск. Также в воронку вставим ватный диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки).
Посмотрите, вода стала чище?
Дети: да.
Воспитатель: Почему? Конечно, этот ватный фильтр из нескольких слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки. А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем очистить воду третьим, современным способом, таблеткой хлортаб или аквасепт . Можно взять самую грязную воду, бросить одну таблетку и подождать полчаса, а через полчаса эту воду можно и пить
А, в реальной жизни очистка водоемов – это сложная работа, но каждый может внести свой вклад, не мусоря.
Давайте мы с вами закрепим ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ВОДОЕМАМИ:
- Не бросать мусор в воду и на берегу. После пикника нужно собрать отходы и выбросить их в бак.
- Не мыть в водоёмах машины и велосипеды.
- Бережно относиться к воде, не оставлять открытыми краны.
- Содержать водоёмы в чистоте и порядке, не засорять их.
- Устанавливать водоочистители на заводах и фабриках.
Посмотрите, какой знак у меня есть. Что он, по вашему мнению, обозначает? Давайте мы оставим его около нашего озера, чтобы все знали, что загрязнять воду в водоемах нельзя. Потому что в нашем общем доме, называемом землей водоемы вместе с обитателями не должны погибнуть.
Третий этап- цепи питания.
Звучит мелодия из сундука
Воспитатель: Слышите ребята, нам нужно продолжать двигаться дальше. Вот и вторая часть картины. Значит, мы все правильно сделали, очистили воду и поставили запрещающий знак.
- Где же нам искать следующую часть? Изучим карту. Куда дальше идти? Дети рассматривают карту.
Воспитатель: Карта указывает нам на коробку на столе. Хотите узнать, что в ней? Ответы детей.
Воспитатель: На коробке лежит конверт. В нем задание для вас.
«В этой коробке домики с изображениями животных и растений. Как вы знаете, природа- дом для растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания. Соберите их».
Ребята, возьмите каждый по домику и выстроите из них пищевые цепочки. Воспитатель: Посмотрите, все ли из вас правильно составили пищевые цепи? Никто не ошибся?
Давайте проверим, если вы верно собрали цепи, то в конверте появится часть нужной нам картинки. Еще одна часть картины появилась в конверте! Значит, вы справились с заданием. Молодцы! Продолжаем наши поиски!
Четвертый этап- времена года.
Звучит мелодия из сундука
Воспитатель: А сундучок, нас уже зовёт! Посмотрим карту. Как вы думаете, где следующее задание? Рассматриваем карту.
Воспитатель: Смотрите, конверт на доске. Хотите узнать, что в нем?
Здесь записка с обращением. Посмотрите на экран и ответьте на вопросы
(На экране расположены деревья характеризующие времена года)
- Что вы видите? (Деревья).
- Ребята посмотрите деревья все разные одно белое, второе зеленое, третье разноцветное и дерево, на котором только появились листочки.
- Как вы думаете почему? ( Все деревья относятся к разным временам года).
- Как вы догадались, объясните. ( Дерево разноцветное - это осень, зеленое - это лето, белое - это зима, а то на котором появились листочки - это весна).
- Значит сколько у нас времен года? (Четыре).
Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательными, мне кажется, справились с испытанием!
Пятый этап- экологические задачи
Звучит мелодия из сундука
Воспитатель: а мы идем дальше, сейчас проверим- заглянем в конверт (воспитатель находит часть картины в конверте).
Воспитатель: Куда же нам идти теперь? Как вы думаете? Рассматривают карту. Задание в конверте на двери.
Воспитатель: В конверте задачки. Попробуете их решить? Но задачи необычные, а экологические!
Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. А что у них получилось, я вам сейчас расскажу.
- Первого волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла печальная участь- он погиб. Как вы думаете, почему это случилось?
- Второй волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своем лесу только мирных животных – зайцев, лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес. Очень огорчился добрый волшебник. В чем была его ошибка?
- Третий волшебник поселил в созданном лесу только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему это произошло?
Воспитатель: Вы точно рассуждали, ведь в природе все взаимосвязано. Хотите узнать, правильно ли вы справились с этим заданием?
Проверим конверт. Воспитатель находит часть картины.
Воспитатель: Вы молодцы, понимаете, что в природе все нужны и связаны друг с другом!
Физкультминутка:
Вот Земля, наш общий дом. («рисуют» руками круг)
Много есть соседей в нём.
И пушистые козлята, (показывают рожки)
И весёлые котята, (прыжки)
И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)
И кудрявые овечки. (крутят кудряшки)
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)
В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)
Жить со всеми очень дружно.
Никого не обижать, (хлопки)
Всех соседей уважать.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, очень старались. Посмотрим в конверте, появилась ли нужная нам часть картины?
Воспитатель: Да! Вот мы и нашли все части картины!
Воспитатель: давайте попросим сундучок, который нам помогал, и сопровождал нас сотворить чудо и превратить наш лес снова в волшебный!
«Сундук, сундук, помоги, лес волшебный нам спаси»
Воспитатель: Ура! Мы смогли спасти лес! А человеку необходима природа? Может быть она нужна только животным и растениям? Может быть только в волшебном лесу его обитателям нужна природа?
Дети: Нужна, потому что человек не может прожить без природы (без воды, солнца, растений, животных).
Воспитатель: Вы совершенно правы. Как вы думаете, что всем людям нужно делать, чтобы сохранить природу?
Ответы детей: Беречь, не совершать плохих поступков, которые наносят вред природе, заботиться о ней.
Воспитатель: Я с вами согласна! Без нее человеку не прожить, поэтому природу необходимо беречь, заботиться о ней.
Как вы думаете, у нас получилось расколдовать лес? Ответы детей.
Воспитатель: Вы рады, что прошли все испытания и помогли жителям леса? Сложные были задания? Вам трудно было выполнять их?
Ответы детей.
Воспитатель: Я очень горжусь вами! Вы так много знаете о природе, о том, как нужно себя вести у нее в гостях!
Появляется конверт.
Воспитатель: Ребята, смотрите, еще один пакет для вас! Что же в нем может быть? От кого он? Хотите узнать?
Ответы детей.
Воспитатель: «Спасибо вам, ребята! Вы спасли наш лес от Бабы Яги, а еще мы узнали, что вы дружные, готовы всегда прийти на помощь, поэтому передаем для вас подарок. С благодарностью, жители волшебного леса!» Воспитатель: Здесь эмблемы «Защитник природы». Вы теперь не просто воспитанники детского сада, вы- самые настоящие защитники природы!
Воспитатель вручает значки «Защитник природы».
Молодцы, все у вас получилось замечательно, правильно все выполнили и справились со всеми заданиями. И наше путешествие завершилось.
(Раскладываю перед детьми изображение тучек и солнышек за картинками спрятаны конфетки)
- Ребята, мне хочется у вас спросить – Вам понравилось путешествовать? Если понравилось – возьмите себе солнышко. А если кому- то не понравилось – возьмите тучку. Спрашиваю у детей, что именно им понравилось (не понравилось) и запомнилось в сегодняшнем путешествии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: Герб, гимн города Терека.
Дети на занятии узнают значения символик:герб, гимн на примере родного города. Рзвивает патриотичекие чувства....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Приключение Снежинки
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе "Мир удивительных цветов"
Конспект открытого занятия в старшей возрастной группе по познавательному развитию с исспольнованием технологии деятельного подходаТема:"Мир удивительных цветов"...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»
На базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида было разработано и опробовано открытое занятие по познавательному развитию "Путешествие по экологической тропе" для детей старш...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в Африку».
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в Африку»....
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе квест- игра «Волшебный лес»
Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности- квест- технологии....