Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе квест- игра «Волшебный лес»
план-конспект занятия (старшая группа)

Данное занятие представляет собой образовательный квест, направленный на формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Через серию взаимосвязанных игровых заданий («Экологический светофор», «Очистка водоема», «Цепи питания») дети становятся активными спасателями заколдованного леса. В ходе занятия успешно интегрируются элементы опытно-экспериментальной деятельности, проблемные ситуации и командная работа, что способствует не только усвоению знаний о природных сообществах, но и развитию критического мышления, речи и воспитанию ответственного отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chagarova_.docx48.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- детский сад «Улыбка» п. Кавказский

Конспект открытого занятия

по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей группе

квест- игра «Волшебный лес»

авторский состав:

воспитатель I квалификационной категории

М.А. Чагарова

дата проведения #1075;.

П. Кавказский

2025г.

Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности- квест- технологии.

Задачи:

Обручающие:

  • формировать основы экологической грамотности: живая природа нуждается в помощи и защите;
  • обогащать представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах, конкретизировать представления об их типичных жителях; цепях питания;
  • при решении познавательных задач совершенствовать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей к природе, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;
  • способствовать развитию внимания, воображения детей, связной речи;
  • продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывающие:
  • воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;
  • воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде.

Материалы и оборудование:

  • конверт с письмом, карточки-задания; магнитная доска, магниты, проектор ;
  • изображения животных и растений;

-светофор, глобус, приборы для проведения опыта по фильтрованию воды (чистые одноразовые стаканчики, воронки, ткань, фильтровальная бумага, бутылка с грязной водой, атрибуты (фартуки и шапочки одноразовые),

  1. Вводная часть. (2 минуты).
  2. Повторение с целью введения детей в новую тему. (3минут).
  3. Рассмотрение нового материала. (10–12 минут).
  4. Физминутка (2 минуты)
  5. Повторение усвоенного материала. (5 минут).
  6. Подведение итогов ( 3 минуты).

Ход занятия Вводная часть

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости! Поприветствуем их. Наши гости улыбаются, дарят вам свое хорошее настроение, давайте и мы улыбнемся в ответ для того, чтобы оно сопровождало всех нас целый день

Воспитатель: Молодцы, садитесь на стульчики.

Ребята я вам предлагаю отправиться в мир природы.

Как вы думаете, что это такое? Это мир, который нас окружает.

Воспитатель: Ребята, скажите, что нас окружает в природе?

(солнце, небо, деревья, птицы, животные, рыбы, насекомые, растения.)

-Этот мир такой разнообразный и неповторимый.

У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом?

-Земля.

- Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.

Что это такое?

- Это глобус. (Показ глобуса)

-Глобус – это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?

- Она круглая похожа на шар.

- Каким цветом обозначена на глобусе суша?

- Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым.

- Много ли на нашей планете воды?

- Воды больше, чем суши.

- Каким цветом она обозначена на глобусе?

- Вода обозначена, синим, голубым, белым цветами.

-На плане Земля много разных стран и народов. У каждой страны есть имя.

- Как называется наша страна, самая большая, самая красивая? (Россия).

- В нашей стране очень много лесов, полей, рек, гор. Каждый человек любит свой край, в котором он родился и в котором живет.

Как называется республика в которой мы живем ? (КЧР)

Воспитатель: Наша планета - это общий дом. Это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самый маленький жучок - тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни.

Сегодня мы будем …. Ой, что это? (появляется большой пакет)

Ребята, на пакете надпись: срочно для детей группы «______________»! Это для нас. Хотите узнать, что в пакете? (Да!)

Основная часть

Воспитатель открывает пакет и читает послание:

«Внимание! Внимание! Срочно! Мы- обитатели волшебного леса. Знаем, что вы добрые и отзывчивые ребята, любите природу и много о ней знаете, поэтому решили обратиться к вам за помощью! С нашим лесом случилась беда. Баба Яга заколдовала его. Сам лес она превратила в картину, разделила на части и спрятала у вас в группе детского сада. Высылаем вам карту, на которой Баба Яга отметила, где спрятаны части картины. Если вы найдёте все их и правильно соедините, то сможете спасти волшебный лес и его обитателей».

Воспитатель: Каким будет ваше решение? Готовы помочь лесу и его обитателям? (версии детей).

Воспитатель: Я вижу, что вы способны преодолеть все трудности! Ребята, посмотрите, в пакете лежит не только письмо, но и... какой-то сундук! И на нем записка: «Этот Волшебный Сундук когда-то принадлежал Лесному Духу. Только искренняя просьба о помощи и доброе сердце могут его открыть. Он укажет вам путь».

Может быть, мы все вместе попросим его о помощи? Давайте скажем волшебные слова: «Сундук, сундук, помоги, лес волшебный нам спаси!»

(раздается магический звук, открывается крышка)

Здесь есть карта, она поможет нам найти части картины. Начало поисков отмечено на карте красным флажком. Давайте рассмотрим ее, с чего начнем поиски, как вы думаете?

Первый этап- экологический светофор.

Ребята, а светофор- то необычный! У него только два сигнала: красный- запрещающий, зеленый- разрешающий. Для вас у него есть задания. Он показывает, как от наших поступков чувствует себя наша Планета-матушка. Давайте не просто вспомним правила, а послушаем, как бьется ее сердце.

«Дети вешают кормушку».

Воспитатель: Обрадуется ли Планета?

Р: Да! Птицы не погибнут и весной съедят вредителей.

Воспитатель: Верно, мы сохраняем равновесие.

«Дети оставили костер в лесу».

Ребенок: Планета заплачет. Может начаться пожар, погибнут животные, воздух станет грязным.

Воспитатель: Да, это причиняет лесу боль.

«Дети наступают на мухомор».

Воспитатель: Обрадуется Планета или огорчится?

Ребенок: Огорчится. Это дом для насекомых и лекарство для зверей.

«Дети бьют стекло в лесу».

Воспитатель: Улыбка или слеза?

Ребенок: Заплачет! Осколки поранят животных и могут вызвать пожар.

«Дети подвязывают сломанную ветку».

Воспитатель: Как отразится наше действие?

Ребенок: «Планета улыбнется! мы помогаем дереву залечить рану и ветка снова будет приносить пользу. Мы — помощники!»

Второй этап- очистка водоема.

Звучит мелодия из сундука

Воспитатель: Что же приготовил нам сундучок, готовы продолжить поиски? Тогда рассмотрим карту, узнаем, куда двигаться дальше.

Воспитатель : ой, ребята, посмотрите , конверт. Значит, нас ждет новое задание. Вам интересно, что в нем?

Здесь письмо.

Мы ,жители леса ,хотим рассказать вам историю об одном водоеме, который нуждается в вашей помощи

Жил–был водоем. Вода в нем была чистая, прозрачная, что даже можно было увидеть обитателей водоема. А в солнечный день в воде отражались деревья, облака. Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костер. А уходя, оставили мусор, бутылки, консервные банки. Потом к этому озеру приходили еще и еще. Со временем воды становилось все меньше и меньше, а мусора все больше. Уже нельзя было увидеть кто там живет. Как вы думаете это хорошо или плохо? Обитателям водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде. СЩС ЗВУК, КРИК О ПОМОЩИ

- Ребята, а кто им может прийти на помощь?

Дети: Мы

А как мы им поможем ? (Мы можем очистить воду и научим им ее беречь).

- Тогда я вам предлагаю стать «научными работниками» или спасателями природы и отправится в лабораторию.

А, вот мы с вами попали в лабораторию «Всезнайки». Я вам напомню правила безопасности при проведении экспериментов:

- не кричать и не шуметь во время проведения опыта;

- не трогать руками незнакомые предметы и вещества;

- Внимательно слушать взрослого, соблюдать осторожность;

- Не брать ничего в рот и не пробовать на язык;

Работать только за своим столом.

Запомнили ? Тогда начнем

Дети одевают фартуки , колпаки подходят к лабораторному столу

Проводится опыт «Фильтрация воды»

- Первое, что мы делаем, проводим механическую очистку (сбор крупного мусора)

Предлагаю сачки, щипцы или ситечки, чтобы вы могли собрать плавающий на поверхности крупный мусор из емкости с водой.

- Ребята какой мусор вы собрали?

Дети (пластик, бумага, ветки)

- и как его нужно сортировать ?

(используйте разные контейнеры для раздельного сбора).

- Молодцы !

Фильтрация (очистка от мелких частиц):

А теперь ребята, проведем лабораторную очистку воды .

Сначала чистую воду делаем грязной, добавляем в нее грунт и размешиваем палочкой. Затем очищаем ее с помощью фильтра

Сначала мы воду будем фильтровать через ткань (слои бинта). Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – слой бинта. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливаем не полный.

Ребята, что у вас получилось?

Дети: фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.

Воспитатель: А вода стала чистой? (ответы детей: нет). Значить слой бинта пропускает мелкий мусор и грязь.

А теперь профильтруем воду через ватный диск. Также в воронку вставим ватный диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки).

Посмотрите, вода стала чище?

Дети: да.

Воспитатель: Почему? Конечно, этот ватный фильтр из нескольких слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки. А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем очистить воду третьим, современным способом, таблеткой хлортаб или аквасепт . Можно взять самую грязную воду, бросить одну таблетку и подождать полчаса, а через полчаса эту воду можно и пить

А, в реальной жизни очистка водоемов – это сложная работа, но каждый может внести свой вклад, не мусоря.

Давайте мы с вами закрепим ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ВОДОЕМАМИ:

  • Не бросать мусор в воду и на берегу. После пикника нужно собрать отходы и выбросить их в бак.
  • Не мыть в водоёмах машины и велосипеды.
  • Бережно относиться к воде, не оставлять открытыми краны.
  • Содержать водоёмы в чистоте и порядке, не засорять их.
  • Устанавливать водоочистители на заводах и фабриках.

Посмотрите, какой знак у меня есть. Что он, по вашему мнению, обозначает? Давайте мы оставим его около нашего озера, чтобы все знали, что загрязнять воду в водоемах нельзя. Потому что в нашем общем доме, называемом землей водоемы вместе с обитателями не должны погибнуть.

Третий этап- цепи питания.

Звучит мелодия из сундука

Воспитатель: Слышите ребята, нам нужно продолжать двигаться дальше. Вот и вторая часть картины. Значит, мы все правильно сделали, очистили воду и поставили запрещающий знак.

- Где же нам искать следующую часть? Изучим карту. Куда дальше идти? Дети рассматривают карту.

Воспитатель: Карта указывает нам на коробку на столе. Хотите узнать, что в ней? Ответы детей.

Воспитатель: На коробке лежит конверт. В нем задание для вас.

«В этой коробке домики с изображениями животных и растений. Как вы знаете, природа- дом для растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания. Соберите их».

Ребята, возьмите каждый по домику и выстроите из них пищевые цепочки. Воспитатель: Посмотрите, все ли из вас правильно составили пищевые цепи? Никто не ошибся?

Давайте проверим, если вы верно собрали цепи, то в конверте появится часть нужной нам картинки. Еще одна часть картины появилась в конверте! Значит, вы справились с заданием. Молодцы! Продолжаем наши поиски!

Четвертый этап- времена года.

Звучит мелодия из сундука

Воспитатель: А сундучок, нас уже зовёт! Посмотрим карту. Как вы думаете, где следующее задание? Рассматриваем карту.

Воспитатель: Смотрите, конверт на доске. Хотите узнать, что в нем?

Здесь записка с обращением. Посмотрите на экран и ответьте на вопросы

(На экране расположены деревья характеризующие времена года)

- Что вы видите? (Деревья).

- Ребята посмотрите деревья все разные одно белое, второе зеленое, третье разноцветное и дерево, на котором только появились листочки.

- Как вы думаете почему? ( Все деревья относятся к разным временам года).

- Как вы догадались, объясните. ( Дерево разноцветное - это осень, зеленое - это лето, белое - это зима, а то на котором появились листочки - это весна).

- Значит сколько у нас времен года? (Четыре).

Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательными, мне кажется, справились с испытанием!

Пятый этап- экологические задачи

Звучит мелодия из сундука

Воспитатель: а мы идем дальше, сейчас проверим- заглянем в конверт (воспитатель находит часть картины в конверте).

Воспитатель: Куда же нам идти теперь? Как вы думаете? Рассматривают карту. Задание в конверте на двери.

Воспитатель: В конверте задачки. Попробуете их решить? Но задачи необычные, а экологические!

Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. А что у них получилось, я вам сейчас расскажу.

  1. Первого волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла печальная участь- он погиб. Как вы думаете, почему это случилось?
  2. Второй волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своем лесу только мирных животных – зайцев, лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес. Очень огорчился добрый волшебник. В чем была его ошибка?
  3. Третий волшебник поселил в созданном лесу только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему это произошло?

Воспитатель: Вы точно рассуждали, ведь в природе все взаимосвязано. Хотите узнать, правильно ли вы справились с этим заданием?

Проверим конверт. Воспитатель находит часть картины.

Воспитатель: Вы молодцы, понимаете, что в природе все нужны и связаны друг с другом!

Физкультминутка:

Вот Земля, наш общий дом. («рисуют» руками круг)

Много есть соседей в нём.

И пушистые козлята, (показывают рожки)

И весёлые котята, (прыжки)

И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)

И кудрявые овечки. (крутят кудряшки)

Травка, птички и цветы,

И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)

В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)

Жить со всеми очень дружно.

Никого не обижать, (хлопки)

Всех соседей уважать.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, очень старались. Посмотрим в конверте, появилась ли нужная нам часть картины?

Воспитатель: Да! Вот мы и нашли все части картины!

Воспитатель: давайте попросим сундучок, который нам помогал, и сопровождал нас сотворить чудо и превратить наш лес снова в волшебный!

«Сундук, сундук, помоги, лес волшебный нам спаси»

Воспитатель: Ура! Мы смогли спасти лес! А человеку необходима природа? Может быть она нужна только животным и растениям? Может быть только в волшебном лесу его обитателям нужна природа?

Дети: Нужна, потому что человек не может прожить без природы (без воды, солнца, растений, животных).

Воспитатель: Вы совершенно правы. Как вы думаете, что всем людям нужно делать, чтобы сохранить природу?

Ответы детей: Беречь, не совершать плохих поступков, которые наносят вред природе, заботиться о ней.

Воспитатель: Я с вами согласна! Без нее человеку не прожить, поэтому природу необходимо беречь, заботиться о ней.

Как вы думаете, у нас получилось расколдовать лес? Ответы детей.

Воспитатель: Вы рады, что прошли все испытания и помогли жителям леса? Сложные были задания? Вам трудно было выполнять их?

Ответы детей.

Воспитатель: Я очень горжусь вами! Вы так много знаете о природе, о том, как нужно себя вести у нее в гостях!

Появляется конверт.

Воспитатель: Ребята, смотрите, еще один пакет для вас! Что же в нем может быть? От кого он? Хотите узнать?

Ответы детей.

Воспитатель: «Спасибо вам, ребята! Вы спасли наш лес от Бабы Яги, а еще мы узнали, что вы дружные, готовы всегда прийти на помощь, поэтому передаем для вас подарок. С благодарностью, жители волшебного леса!» Воспитатель: Здесь эмблемы «Защитник природы». Вы теперь не просто воспитанники детского сада, вы- самые настоящие защитники природы!

Воспитатель вручает значки «Защитник природы».

Молодцы, все у вас получилось замечательно, правильно все выполнили и справились со всеми заданиями. И наше путешествие завершилось.

(Раскладываю перед детьми изображение тучек и солнышек за картинками спрятаны конфетки)

- Ребята, мне хочется у вас спросить – Вам понравилось путешествовать? Если понравилось – возьмите себе солнышко. А если кому- то не понравилось – возьмите тучку. Спрашиваю у детей, что именно им понравилось (не понравилось) и запомнилось в сегодняшнем путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: Герб, гимн города Терека.

Дети на занятии узнают значения символик:герб, гимн на примере родного города. Рзвивает патриотичекие чувства....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Приключение Снежинки

Конспект  открытого занятия  по познавательному развитию в старшей группе....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе "Мир удивительных цветов"

Конспект открытого занятия в старшей возрастной группе по познавательному развитию с исспольнованием технологии деятельного подходаТема:"Мир удивительных цветов"...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»

На базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида было разработано и опробовано открытое занятие по познавательному развитию "Путешествие по экологической тропе" для детей старш...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в Африку».

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в Африку»....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе квест- игра «Волшебный лес»

Цель: формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности- квест- технологии....