Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе "Мир удивительных цветов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кикоть Марина Сергеевна

Конспект открытого занятия в старшей возрастной группе по познавательному развитию с исспольнованием технологии деятельного подхода

Тема:"Мир удивительных цветов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_udivitelnyh_tsvetov.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 30 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» Г.ТУАПСЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН

Конспект открытого занятия

в старшей возрастной группе  по познавательному развитию с использованием технологии деятельностного подхода.

Тема: «Мир удивительных цветов». 

Составитель: Кикоть М.С.

Тип ситуации: открытие нового знания.
Тема: «Мир удивительных цветов».

Цель: формирование у дошкольников умения составления и чтения схем «последовательных действий» на примере рисуночной схемы посадки цветов.

Задачи.
Образовательные:
Расширить:
— начальные знания о природном мире (на примере мира цветов);
— знания об условиях необходимых для роста и развития растений;
Закрепить представления об экологических связях в природе: зависимость живой природы от неживой.

Развивающие: 
содействовать развитию качеств личности: наблюдательность, отзывчивость, самостоятельность, трудолюбие.

Воспитательные:
содействовать формированию
— экологической культуры детей старшего дошкольного возраста; — установки положительного отношения к миру природы, к труду в природе;
создавать условия для:
— развития бережного отношения к природе;
— проявления самостоятельности в трудовой деятельности (труд в природе).

Предварительная работа.
Беседа «Зачем растениям нужны вода, солнце, земля».
Наблюдение за ростом лука в земле, воде.
Рассматривание цветущих растений.
Чтение и пересказ русской народной сказки «Вершки и корешки».
Просмотр мультипликационного фильма по мотивам рассказа В. Катаева «Цветик-семицветик».
Заучивание посевных стихов, приговорок.

Материалы к занятию.
Демонстрационный материал:
карточки с изображением солнца, воды, почвы, воздуха: размер: 13×13;
карточки с изображением пустого горшочка, горшочка с землёй, луковицы цветка с пророщенными росточками, совка для создания углубления в земле, горшочек с землёй и посаженной луковицей, лейка с водой: размер: 13×13;
стрелки — 5 шт.

Раздаточный материал:
горшочки, совочки, лейки с водой по количеству детей;
луковицы цветов по количеству детей;
ёмкость с большим количеством земли;
фартуки на каждого ребёнка.

Оборудование:
магнитная доска: размер: 120×100 см;
столы 2 шт. (поставленные квадратом) или один круглый стол;
клеёнка для покрытия стола;
стулья по количеству детей;
костюм для Феи Цветов;
сказочный цветок «Цветик-семицветик»;
зелёный настил (искусственный) для оборудования клумб — 2 шт.;
искусственные полевые цветы — 12 шт.:
• ромашка — 4 шт.;
• мак — 4 шт;
• василёк — 2 шт.;
• колокольчик — 2 шт.
искусственные садовые цветы — 12 шт.:
• роза — 2 шт.;
• нарцисс — 2 шт.;
• тюльпан — 4 шт.;
• ирис — 2 шт.;
• лилия — 2 шт.
Корзина для цветов — 2 шт.

Необходимые материалы:
письмо Феи Цветов;
аудиозаписи:
· В.Дашкевич, сл. Ю. Ким «Приходите с гости к нам» из к/ф «Там на неведомых дорожках» (без слов);
· П.И. Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года»;
· П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»;
· П.И. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».
Заставка-картинка «Цветочный город» для проецирования на экране.

Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дети входят в групповую комнату.
-Ребята, к нам пришли гости! Поздороваемся с ними. Они рады Вас видеть, и улыбаются Вам! Покажите, что Вы тоже им рады. Познакомьтесь с ними.
Подойдите ко мне!
— Сегодня в наш детский сад пришло загадочное письмо!

Педагог читает письмо.
«Дорогие ребята! Я очень прошу Вас помочь мне в одном очень трудном, но полезном деле. Весна уж давно вступила в свои права, а я не успеваю справиться с посадками цветов. Надеюсь, Вы мне поможете!
Я живу в Цветочном городе. Я жду Вас! Фея Цветов».

— Ребята, а вы любите цветы?! (Да.), (Конечно мы любим цветы!), (Очень!).
— Расскажите стихотворения о цветах, которые вы знаете!
Дети читают стихи о цветах, которые выучили заранее.

— Вы хотите помочь Фее Цветов? (Хотим.), (Конечно.), (Мы любим помогать.).
— Кто же такая Фея цветов? (
Волшебница.), (Сказочница.), (Красивая девушка.).
— Как Вы думаете, мы сможем ей помочь?! (
Да.).
— Почему? 
(Мы уже многим помогали.), (Мы будем стараться и у нас получится помочь.).
— Что надо для этого сделать? (
Надо всем вместе посадить цветы.), (Надо, чтобы каждый из нас посадил по цветку.).
— Как же нам попасть к Фее Цветов? (С
 помощью волшебных слов.), (С помощью волшебных предметов: ковёр-самолёт, волшебная палочка, волшебный цветок, дудочка.).
 У нас в группе, в уголке природы, есть волшебное растение Цветик-семицветик. Он нам сможет помочь попасть к Фее Цветов? (Конечно поможет.).
— Думаю нам пора спешить на помощь к Фее Цветов! Как мы можем использовать возможности Цветика-семицветика? 
(Давайте возьмём один лепесток, произнесём волшебные слова и перенесёмся в Цветочный город.)
Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в цветочном городе».

2. Актуализация в игровой ситуации.
На экране появляется картинка — заставка цветочного города. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
— Что мы видим в цветочном городе? 
(Цветы.)
— Какие бывают цветы 
(Садовые.), (Полевые.).
 Давайте познакомимся с жителями цветочного города! Выберите из корзины садовые цветы, назовите и расположите на зелёной полянке.

Ребята берут из первой корзинки, в которой находятся и садовые, и полевые цветы, только садовые цветы, называют и располагают на предложенном зелёном настиле.

В вазе на зелёном настиле оказываются собранными только садовые цветы.
— Вы знаете много садовых цветов. Мне очень хочется убедиться, что и полевые цветы вы знаете хорошо. Выберите из второй корзины полевые цветы и расположите на другой зелёной полянке!

Ребята берут из второй корзинки, в которой находятся и садовые, и полевые цветы, только полевые цветы, называют и располагают на предложенном зелёном настиле.

В вазе на зелёном настиле оказываются собранными только полевые цветы.
 Вы знаете большое количество цветов! Я думаю, что вы можете сказать много красивых слов о цветах! (Разноцветные.), (Изящные.), (Прекрасные.), (Красивые.), (Ароматные.), (Необыкновенные.), (Яркие.), (Благоухающие.), (Разноцветные.).
 Молодцы! Какие прекрасные слова о цветах вы сказали!
— Без чего цветы не могут расти? 
(Цветам нужна почва.), (Почва, в которой находятся корни, обеспечивает цветы питательными веществами.) 
— Выбери, ….. (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.

Ребёнок берёт карточку с изображением горшочка с почвой и прикрепляет на доску.
-Без чего цветы не могут расти? 
(Без воды.), (Вода поит растения, умывает их.)
— Выбери, ….. (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.

Ребёнок берёт карточку с изображением воды и прикрепляет на доску.
— Без чего цветы не могут расти?
 (Без солнца.)(Солнце согревает растения, даёт им тепло.)
— Возьми, …. (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.

Ребёнок берёт карточку с изображением солнца и прикрепляет на доску.
— Без чего цветы ещё не могут расти? 
(Цветам нужен воздух.), (Воздух нужен всем живым для дыхания!)
— Возьми, …. (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.

Ребёнок берёт карточку с изображением воздуха и прикрепляет на доску.
— Без чего цветы не могут расти? 
(Цветам нужен уход.), (Моя бабушка говорит, что без любви к ним, они плохо растут и сохнут.). 
— Конечно, растениям необходимы: уход, забота и любовь, которые способствуют росту, цветению и красоте растений!
 Давайте представим себя растениями!

Психогимнастика «Я — растение».
На фоне музыки П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года» звучит текст. Дети выполняют указанные движения.

Текст

Движения детей

— Представь, что ты растение-малыш. Тебя посадили в землю. Ты ещё очень маленький росточек. Совсем слабый, хрупкий, беззащитный.

Дети присаживаются на корточки, пригибая голову к коленям, изображая себя маленьким растением.

— Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти.

Воспитатель подходит к детям и гладит каждого по голове.Дети начинают медленно подниматься, изображая рост цветка.

— Твои лепесточки подросли. Стебель стал крепким, ты тянешься к свету.

Дети встают в полный рост, вытягивая вверх руки.

— Тебе так хорошо жить с другими красивыми цветами.

Дети покачиваются, изображая себя цветами и улыбаются.

 Вам понравилось быть растениями? (Да.), (Понравилось.).
— Почему? (
За нами ухаживали!), (О нас заботились!).

3. Затруднение в игровой ситуации
Звучит музыка П.И. Чайковского «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».
— Слышите, кто-то идёт. Пойду, посмотрю! Только тихо!
Воспитатель выходит и надевает наряд Феи Цветов. Возвращается.
 Здравствуйте, ребята! Я Фея Цветов. Для чего вы пришли в мой город? (Мы пришли Вам помочь посадить цветы.).
— Вы знаете, как сажать цветы? 
(Нет.).
— С чем мы столкнулись?
 (Возникло затруднение!).
— Почему вы не знаете? 
(Мы не умеем), (Я видел только, как родители на даче сажали петрушку.), (Мы не пробовали.), (Все цветы разные: одни сажают с помощью семян, другие — луковицами).

4. Открытие нового знания
— Вы сможете научиться сажать цветы? 
(…… (Да!).
 Что необходимо для посадки? (Почва).
— Куда мы должны насыпать почву?! 
(В цветочный горшочек).
— ….. (имя ребёнка), выбери карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок прикрепляет карточку с пустым горшочком на доску.

— Как вы думаете, что мы будем делать дальше?
Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов. 
(Насыплем почвы.)
 Почему? (Для растений нужна почва.), (Чтобы цветок питался.), (В почве питательные вещества.) 
— …… (имя ребёнка), выбери нужную карточку и прикрепи на доске.
Ребёнок прикрепляет карточку с изображением горшочка с землёй на доске.

— Я прорастила луковицы тюльпанов и нарциссов. Давайте их рассмотрим! Где корешки, где вершки? (Вершки — зелёные листочки, а корешки — внизу, тоненькие, как ниточки.)
— Вы видите, что появились первые росточки. Как мы будем сажать луковицу тюльпана (нарцисса) корешками или вершками? 
(Корешками.)
— Почему? 
(Корни у всех цветов в земле.) 
Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.

— …… (имя ребёнка), выбери нужную карточку.
Ребёнок выбирает карточку с изображением луковицы и прикрепляет к доске.

— Что нужно сделать, чтобы луковице было удобно находиться в земле.
(Надо сделать углубление.), (Совком разрыть ямку.)
— Молодцы. Такая ямка, называется лунка.

Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.
— … (имя ребёнка), выбери, пожалуйста, нужную карточку и прикрепи на доске.
Ребёнок выбирает карточку с изображением совочка, находящегося в земле и прикрепляет к доске.
— Что же будем делать дальше?

Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.
(Засыплем землёй.), (Прикроем землёй корешки луковицы).
— Молодцы! Выбери нужную карточку… (имя ребёнка), пожалуйста!
Ребёнок выбирает карточку с изображением луковицы в горшочке и прикрепляет к доске.
 Вы всё сделали, чтобы наши тюльпаны росли? (Не всё.)
 Что еще нужно сделать!

Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов. (Полить.)
 Что произойдёт, если не полить цветы? (Погибнет.)
 Почему? (Цветам нужна вода!), (Это их питание.), (От воды они растут.)
— Кто хочет найти нужную карточку? Хорошо, …. (имя ребёнка), иди, выбирай карточку.
Ребёнок выбирает карточку с изображением лейки с водой и прикрепляет к доске.
— Давайте повторим все наши действия при посадке цветов.

Фея ведёт указкой по выстроенной на доске рисуночной схеме, а дети проговаривают алгоритм посадки цветов.
— ….. (имя ребёнка), назови первое действие при посадке цветов.
(Приготовить горшочки.).
— Далее, …. (имя ребёнка), что мы будем делать?
 (Насыпать почву.).
— Следующее наше действие какое, …. (имя ребёнка)?
(Прорастить луковицы или семена до появления первых росточков.).
— Поясни, …. (имя ребёнка), глядя на схему, как мы действуем дальше. (
Надо сделать углубление.), (Совком разрыть ямку, которая называется лунка.).
— Хорошо. Затем, …. (имя ребёнка), объясни своё действие. (
Засыплем землёй, прикроем корешки луковицы.).
— И последнее действие, …. (имя ребёнка)? 

(Надо обязательно полить)

— С какой трудностью, мы встретились на занятии? (Мы не умели сажать цветы.).
— Что вы мне скажите сейчас?
 (Мы поняли, как сажать цветы!).
-Только поняли?!
Педагог ведёт указкой по выстроенной на доске рисуночной схеме.
(Мы составили рисуночную схему «Как сажать цветы?»).
— Зачем рисуночная схема нам нужна? 
(Объяснить другим.), (Если забыл, на нее посмотришь и быстро всё вспомнишь.).
— Что обозначено в схеме? 
(Порядок действий при посадке цветов.), (Мы знаем, как надо действовать при посадке цветов).
— Значит, у нас получится посадить цветы!

5. Включение нового знания в систему знаний
— Сейчас мы подойдём к столу и приступим к работе! Наденем фартуки. У каждого из Вас есть всё необходимое для посадки цветов.
— Приступайте к работе.
Дети приступают к посадке цветов. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов». Воспитатель корректирует деятельность детей, обращая их внимание на рисуночную схему посадки цветов на доске.
— Молодцы! Вы всё сделали согласно схеме. Чтобы наши цветы росли быстрее, расскажем посевную приговорку.

Посевная приговорка.
Уж, ты, луковка, моя,
Ты, не бойся, что земля!
Ляжешь в лунку ты на дно!
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты, росток, скорей пошли!
Как весною в ранний час
Пусть ростки взойдут у нас.
Выйдут к солнышку из тьмы:
«Здравствуй, солнце, это мы!»

— Что ещё нужно цветам?
 (Тепло.), (Солнышко.).
— Давайте все вместе поставим горшочки с посаженными цветами на подоконник.
Дети вместе с Феей Цветов ставят горшочки на подоконник.
 Вы мне очень помогли! Я Вам благодарна и дарю волшебную шкатулочку с сюрпризом! Её можно открыть только в группе детского сада. Нам пора прощаться. Всего доброго!
Звучит музыка П.И. Чайковского «Танец Феи Драже». Фея уходит (снимает наряд). Возвращается, как воспитатель.
 Ребята, нам надо возвращаться в детский сад!
Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят волшебные слова: 
«Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в детском саду, в нашей группе», отрывают лепесток и возвращаются в группу.

6. Итог (рефлексия)
 Ребята, где мы сегодня были? (В Цветочном городе.).
 Для чего мы туда отправились? (Для того, чтобы помочь Фее с посадкой цветов).
 Что нам помогло справиться с посадкой цветов? (Мы составили схему, на которую можно было смотреть и видеть, как правильно сажать цветы.), (Мы в горшки насыпали почву, делали лунку, посадили пророщенную луковицу тюльпана корешками вниз, присыпали почвой, полили и поставили на подоконник к солнышку.).
— Это очень важные и полезные знания. Где они могут вам пригодиться? 
(Мы можем посадить цветы на даче, у бабушки в деревне.), (Научить других детей или взрослых по схеме сажать цветы.).
— Почему у вас всё получилось? 
(Потому что мы научились составлять и читать схему.), (Мы были умными, внимательными, старательными, сообразительными.).
— Вы действительно сегодня были дружные и вместе составили, и прочитали схему посадки цветов.
 Давайте посмотрим, что Фея Цветов положила в шкатулочку!
— Ой, да здесь луковицы нарциссов, которые мы сможем посадить на участке нашего детского сада! Ай, да Фея Цветов! Здорово, здесь ещё и медальки для всех детей! Это, значит, что вы все трудились очень хорошо! Воспитатель награждает воспитанников медальками и хвалит.
— Попрощайтесь с нашими гостями, и спросите у них: понравилась ли им наша схема посадки цветов?
Дети общаются с взрослыми-слушателями и прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: Герб, гимн города Терека.

Дети на занятии узнают значения символик:герб, гимн на примере родного города. Рзвивает патриотичекие чувства....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Приключение Снежинки

Конспект  открытого занятия  по познавательному развитию в старшей группе....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»

На базе МДОУ "Детский сад комбинированного вида было разработано и опробовано открытое занятие по познавательному развитию "Путешествие по экологической тропе" для детей старш...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в Африку».

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в Африку»....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Чайные традиции на Руси»....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Овощи

Конспект открытого занятия на начала учебного года по познавательному развитию в старшей группе. ТЕМА: ОВОЩИ.Программное сожержание:1)Закрепить знания детей об овощах.2)Учить находить сходства и отлич...