Проект по экологии «Развитие экологических представлений у детей 3-4 лет через дидактические игры».
проект по окружающему миру (младшая группа)

Остраница Светлана Евгеньевна

В работе представлен авторский подход к реализации экологического воспитания с применением современных дидактических игр для малышей, учитывающий их возрастные и психофизиологические особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii_dlya_detey_3-4_let.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки» городского округа Анадырь»






Проект по экологии

«Развитие экологических представлений у детей 3-4 лет через дидактические игры».


 

Возрастная группа: дети 3-4 лет

  Воспитатель: Остраница С.Е.

г. Анадырь 2025г

Паспорт проекта

Общие сведения

Название проекта: «Развитие экологических представлений у детей 3-4 лет через дидактические игры»

Тип проекта: познавательно - исследовательский, игровой, долгосрочный

Вид проекта: групповой

Сроки реализации: 1 год.

Участники проекта

Целевая группа: дети 3-4 лет (вторая младшая группа)

Исполнители: воспитатели группы, специалисты ДОУ

Социальные партнеры: родители воспитанников, сотрудники эколого-просветительских центров

     Проект направлен на развитие экологических представлений у детей раннего возраста через использование дидактических игр. В рамках проекта предусмотрено разработка и внедрение игр, которые помогут детям познакомиться с окружающим миром и его элементами. Проект включает в себя создание игровых процессов, которые формируют экологическую сознательность, учат детей правильно взаимодействовать с природой и осознавать ценность окружающей среды. Исследование будет основано на методах активного участия детей в игровых действиях, что способствует лучшему усвоению знаний и умений в области экологии.

Актуальность

В современных условиях формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста становится приоритетной задачей. Дидактические игры выступают эффективным инструментом для развития экологических представлений и формирования бережного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста.

Новизна исследования

В работе представлен авторский подход к реализации экологического воспитания с применением современных дидактических игр для малышей, учитывающий их возрастные и психофизиологические особенности.

Инновационные аспекты проекта

Использование игровых технологий как основного инструмента формирования экологической культуры.

Применение интегрированного подхода в организации образовательной деятельности

Создание условий для формирования у детей эмоционально - ценностного отношения к природе.

Разработка механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса в рамках экологического воспитания.

Ожидаемые инновационные результаты

Формирование у детей устойчивых экологических представлений через игровую деятельность.

Развитие экологической грамотности педагогов в использовании дидактических игр.

Повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания.

Создание современной модели экологического образования дошкольников через дидактические игры.

Цель проекта

Формирование основ экологической культуры у детей 3-4 лет посредством систематического использования дидактических игр.

Задачи проекта

Образовательные:

Формировать целостные представления о природном мире

Знакомить с особенностями живых объектов природы

Учить различать объекты живой и неживой природы

Формировать представления о взаимосвязях в природе

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к природе

Совершенствовать наблюдательность и память

Формировать логическое мышление

Развивать речь и словарный запас

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе

Формировать эмоциональную отзывчивость

Развивать любознательность

 Ожидаемые результаты

Для детей:

Сформированные базовые экологические представления

Развитие познавательного интереса

Формирование навыков бережного отношения к природе

Умение устанавливать простейшие связи в природе

Для педагогов:

Совершенствование методики экологического воспитания

Создание банка дидактических материалов

Повышение профессиональной компетентности

Для родителей:

Повышение экологической грамотности

Активное участие в экологическом воспитании детей

Формирование единого образовательного пространства

Ресурсное обеспечение

Материально-техническое:

Дидактические материалы

Наглядные пособия

Методическая литература

Оборудование для игр

Методы и приёмы работы

Наглядные (демонстрация иллюстраций, презентаций)

Словесные (беседы, рассказы, чтение художественной литературы)

Практические (наблюдения, эксперименты)

Игровые (дидактические игры, игровые ситуации)

Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

-экскурсии в природу;

- досуги;

- экспериментальная деятельность;

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап:

Подбор дидактического материала

Создание предметно - развивающей среды

Разработка плана мероприятий

  1. Основной этап:

Проведение дидактических игр

Организация наблюдений в природе

Чтение природоведческой литературы

Создание экологической тропы

  1. Заключительный этап:

Анализ результатов работы

Презентация проекта

Подведение итогов

Работа с родителями

Консультации по экологическому воспитанию

Совместные прогулки в природу

Участие в создании развивающей среды

Помощь в организации экологических мероприятий

Перспективный план работы с детьми 3-4 лет по экологическим играм на 2025-2026 учебный год

Сентябрь

1.«Что такое природа?»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: знакомство с объектами природы через тактильные ощущения

Ожидаемый результат: умение определять предметы на ощупь

2.«Наш огород»

Игра «Овощи и фрукты»

Цель: формирование представлений об овощах и фруктах

Ожидаемый результат: узнавание овощей и фруктов на ощупь и по иллюстрации.

3.«Осенние листочки»

Игра «С какого дерева листок»

Цель: знакомство с деревьями по листьям

Ожидаемый результат: узнавание листьев разных деревьев

Октябрь

«Домашние животные»

Игра «Чьи детки?»

Цель: знакомство с домашними животными и их детёнышами

Ожидаемый результат: знание названий животных и их детёнышей

«В мире птиц»

Игра «Угадай по голосу»

Цель: знакомство с голосами птиц

Ожидаемый результат: узнавание птиц по звукам

«Дары осени»

Игра «Что где растёт?»

Цель: формирование представлений о месте произрастания растений

Ожидаемый результат: умение группировать растения по месту роста

Ноябрь

«Животные леса»

Игра «Кто где живёт?»

Цель: знакомство с жилищами диких животных

Ожидаемый результат: знание мест обитания диких животных

«Комнатные растения»

Игра «Угадай растение»

Цель: знакомство с комнатными растениями

Ожидаемый результат: узнавание комнатных растений

«Времена года»

Игра «Когда это бывает?»

Цель: формирование представлений о сезонных изменениях

Ожидаемый результат: различение признаков разных времён года

Декабрь

«Зимующие птицы»

Игра «Помоги птичке»

Цель: формирование заботливого отношения к птицам

Ожидаемый результат: знание зимующих птиц

«Вода и её свойства»

Игра «Тонет – не тонет»

Цель: знакомство со свойствами воды

Ожидаемый результат: понимание свойств воды

«Новогодний лес»

Игра «Собери елку»

Цель: формирование представлений о хвойных деревьях

Ожидаемый результат: узнавание хвойных деревьев

Январь

«Зимние забавы»

Игра «Что бывает зимой?»

Цель: закрепление представлений о зимних явлениях

Ожидаемый результат: знание зимних явлений природы

«Животные зимой»

Игра «Как звери зимуют»

Цель: знакомство с особенностями жизни животных зимой

Ожидаемый результат: знание особенностей зимовки животных

«Зимние приметы»

Игра «Угадай по описанию»

Цель: формирование представлений о зимних приметах

Ожидаемый результат: узнавание зимних явлений по описанию

Февраль

«Наш друг – воздух»

Игра «Ветер-ветерок»

Цель: знакомство со свойствами воздуха

Ожидаемый результат: понимание свойств воздуха

«Домашние питомцы»

Игра «Угадай животное»

Цель: закрепление знаний о домашних животных

Ожидаемый результат: узнавание домашних животных

«Мамочка родная»

Игра «Мамины помощники»

Цель: формирование заботливого отношения к природе

Ожидаемый результат: понимание необходимости заботы о природе

Март

«Весна идёт!»

Игра «Весенние изменения»

Цель: знакомство с весенними явлениями природы

Ожидаемый результат: знание признаков весны

«Цветы вокруг нас»

Игра «Собери цветок»

Цель: знакомство с цветами

Ожидаемый результат: узнавание цветов

«Насекомые»

Игра «Угадай насекомое»

Цель: знакомство с насекомыми

Ожидаемый результат: узнавание насекомых

Апрель

«Перелетные птицы»

Игра «Верни птиц домой»

Цель: знакомство с перелётными птицами

Ожидаемый результат: узнавание перелётных птиц

«Растения луга»

Игра «Лужайка»

Цель: знакомство с луговыми растениями

Ожидаемый результат: узнавание луговых растений

«Грибы и ягоды»

Игра «Съедобное – несъедобное

Развивающие игры по экологии с использованием ИИ

1. Экологический пазл «Лесные друзья»

Принцип работы: ИИ генерирует пазлы с изображениями животных и растений

Особенности:

Автоматическое подстраивание сложности под уровень ребёнка.

Звуковые эффекты при правильном совмещении.

Поощрение в виде анимации.

Образовательные задачи:

Знакомство с обитателями леса.

Развитие мелкой моторики.

Формирование целостного восприятия

2. Игра - путешествие «В гостях у природы»

Принцип работы: виртуальное путешествие с интерактивными элементами

Особенности:

Адаптация маршрута под интересы ребенка

Голосовое сопровождение

Возможность взаимодействия с объектами

Образовательные задачи:

Изучение природных зон

Формирование представлений о сезонных изменениях

Развитие внимания и памяти

3. Игра «Угадай звук природы»

Принцип работы: распознавание природных звуков с помощью ИИ

Особенности:

База звуков природы.

Визуальная поддержка.

Постепенное усложнение.

Образовательные задачи:

Развитие слухового восприятия

Знакомство с природными явлениями

Формирование ассоциативного мышления

4. Игра «Помоги животному»

Принцип работы: интерактивная история с выбором действий

Особенности:

Адаптация сюжета под ответы ребенка

Анимация последствий выбора

Обучающие комментарии

Образовательные задачи:

Изучение потребностей животных

Формирование бережного отношения к природе

Развитие эмпатии

5. Игра «Сортировка мусора»

Принцип работы: обучение раздельному сбору отходов

Особенности:

Распознавание предметов с помощью ИИ

Визуальная обратная связь

Система поощрений

Образовательные задачи:

Формирование экологических привычек

Знакомство с понятием переработки

Развитие логического мышления

6. Игра «Найди пару»

Принцип работы: сопоставление объектов природы

Особенности:

Автоматическое создание пар

Звуковое сопровождение

Возможность создания собственных пар

Образовательные задачи:

Изучение взаимосвязей в природе

Развитие памяти

Формирование понятийного аппарата

План работы с родителями на 2025-2026 учебный год

Сентябрь

Диагностическое направление

Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье».

Родительское собрание: мастер-класс «Экологические игры с детьми».

Создание информационного стенда «Экологический уголок».

Ожидаемые результаты:

Выявление уровня экологической культуры семей.

Повышение заинтересованности родителей в экологическом воспитании

Октябрь

Познавательное направление

Консультация «Правила поведения в природе»

Выставка поделок «Дары осени»

Акция «Помоги птицам» (изготовление кормушек)

Ожидаемые результаты:

Освоение родителями основ экологического воспитания

Вовлечение семей в природоохранную деятельность

Ноябрь

Практическое направление

Мастер-класс «Огород на подоконнике»

Фотовыставка «Природа родного края»

Совместные прогулки по экологической тропе

Ожидаемые результаты:

Приобретение практических навыков экологического воспитания

Укрепление детско - родительских отношений

Декабрь

Просветительское направление

Семинар - практикум «Экологические игры дома»

Экологическая акция «Покорми зимующих птиц»

Ожидаемые результаты:

Расширение экологических знаний родителей

Формирование творческого подхода к экологическому воспитанию

Январь

Информационно - аналитическое направление

Папка - передвижка «Зимние явления природы»

Индивидуальные консультации «Как организовать наблюдения за природой»

Совместное создание мини - музея «Зимние забавы»

Ожидаемые результаты:

Повышение компетентности родителей в вопросах экологии

Активизация семейного опыта

Февраль

Творческое направление

Конкурс семейного творчества «Природа и фантазия»

Экологический досуг «День заповедников»

Выставка рисунков «Мой любимый питомец»

Ожидаемые результаты:

Развитие творческого потенциала семей

Формирование бережного отношения к природе

Март

Оздоровительное направление

Консультация «Зелёная аптека»

Спортивный праздник «Экологический марафон»

Ожидаемые результаты:

Освоение знаний о лекарственных растениях

Приобщение к природоохранной деятельности

Апрель

Исследовательское направление

Проект «Первоцветы нашего края»

Выставка «Красная книга – зелёные страницы»

Экологическая викторина «Знатоки природы»

Ожидаемые результаты:

Развитие исследовательских навыков

Формирование экологической грамотности

Май

Итоговое направление

Презентация семейных проектов

Праздник «День Земли»

Анкетирование «Результаты экологического воспитания»

Ожидаемые результаты:

Подведение итогов совместной работы

Определение перспектив дальнейшего сотрудничества

Формы работы с родителями

Традиционные:

Родительские собрания

Индивидуальные беседы

Консультации

Наглядная информация

Нетрадиционные:

Мастер-классы

Экологические акции

Совместные проекты

Семейные праздники

Критерии эффективности

Количественные:

Количество участников мероприятий

Число созданных совместных проектов

Активность родителей

Качественные:

Уровень экологической культуры семей

Степень вовлеченности родителей

Результативность совместной деятельности

Продукт проекта

Методический комплекс дидактических игр экологического содержания:

Картотека игр с подробным описанием

Наглядные пособия

Раздаточный материал

Методические рекомендации для педагогов

Предметно - развивающая среда:

Уголок природы с растениями

Коллекция природного материала

Дидактические пособия

Иллюстративный материал

Муляжи овощей и фруктов

Наглядные материалы:

Плакаты и схемы по экологии

Альбомы с картинками

Папки-передвижки

Коллажи на экологическую тематику

Методические продукты

Разработки занятий:

Перспективный план работы

Конспекты занятий

Сценарии экологических мероприятий

Планы наблюдений

Диагностические материалы:

Методики оценки уровня экологических представлений

Диагностические карты

Критерии оценки результатов

Бланки наблюдений

Продуктивная деятельность детей

Творческие работы:

Рисунки на экологическую тематику

Аппликации

Поделки из природного материала

Коллективные работы

Презентации

Экологические плакаты

Продукты взаимодействия с родителями

Информационно - просветительские материалы:

Памятки для родителей

Консультации

Буклеты

Информационные стенды

Совместная деятельность:

Фотоальбомы семейных походов

Совместные поделки

Творческие работы родителей и детей

Материалы семейных проектов

Итоговые продукты

Аналитические материалы:

Отчёт о реализации проекта

Анализ результатов работы

Статистические данные

Рекомендации по дальнейшей работе

Презентационные материалы:

Презентация проекта

Видеоматериалы

Фотоотчёты

Портфолио проекта

Основные выводы

Реализация проекта позволила достичь поставленных целей и решить намеченные задачи. В ходе работы были получены следующие значимые результаты:

  • Сформированы базовые экологические представления у детей младшего дошкольного возраста
  • Повысился уровень экологической культуры воспитанников через игровую деятельность
  • У детей развились познавательные способности, наблюдательность и любознательность
  • Сформировалось бережное отношение к объектам живой и неживой природы
  • Укрепилось взаимодействие между педагогами, детьми и родителями

Достигнутые результаты

В результате реализации проекта:

-Дети научились различать и называть основные объекты природы

-Сформировались первичные представления о взаимосвязях в природе

-Развилась способность к элементарному анализу природных явлений

-Появился устойчивый интерес к природе и природным явлениям

-Сформировались навыки экологически грамотного поведения

Значимость проекта

Проект доказал свою эффективность в решении задач экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры оказались действенным инструментом формирования экологических представлений и развития экологической культуры.

Перспективы развития

На основе полученного опыта планируется:

Расширение методического арсенала дидактических игр

Внедрение новых форм работы с детьми и родителями

Развитие предметно - развивающей среды

Углубление содержания экологического образования

Расширение сотрудничества с социальными партнёрами

Рекомендации

Для повышения эффективности экологического воспитания рекомендуется:

Систематически включать дидактические игры в образовательный процесс

Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности

Поддерживать интерес детей к познанию природы

Активно привлекать родителей к экологическому воспитанию

Регулярно обновлять игровой материал

Таким образом, проект подтвердил свою актуальность и практическую значимость. Использование дидактических игр как средства экологического воспитания способствует формированию у детей целостного представления о мире природы и развитию ответственного отношения к окружающей среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы через дидактическую игру, используя блоки Дьенеша.

Формирование любознательности, познавательной мотивации у дошкольников посредствам дидактических игр (Блоки Дьенеша)...

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Создание социальной ситуации развития для выявления эффективности разработанной системы математических  д/и из нестандартного оборудования по развитию логического мышления у детей младшего дошкол...

Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края».

Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края»....

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово».

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово»....

ВВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОСТ» Тема: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Так как  огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, то логично повышать экологическую культуру детей через игровую деятельность. Она является э...

Педагогический проект Тема: «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»

Педагогический проект Тема: «Развитие экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»...