Проект по экологии «Развитие экологических представлений у детей 3-4 лет через дидактические игры».
проект по окружающему миру (младшая группа)
В работе представлен авторский подход к реализации экологического воспитания с применением современных дидактических игр для малышей, учитывающий их возрастные и психофизиологические особенности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ладушки» городского округа Анадырь»
Проект по экологии
«Развитие экологических представлений у детей 3-4 лет через дидактические игры».
Возрастная группа: дети 3-4 лет
Воспитатель: Остраница С.Е.
г. Анадырь 2025г
Паспорт проекта
Общие сведения
Название проекта: «Развитие экологических представлений у детей 3-4 лет через дидактические игры»
Тип проекта: познавательно - исследовательский, игровой, долгосрочный
Вид проекта: групповой
Сроки реализации: 1 год.
Участники проекта
Целевая группа: дети 3-4 лет (вторая младшая группа)
Исполнители: воспитатели группы, специалисты ДОУ
Социальные партнеры: родители воспитанников, сотрудники эколого-просветительских центров
Проект направлен на развитие экологических представлений у детей раннего возраста через использование дидактических игр. В рамках проекта предусмотрено разработка и внедрение игр, которые помогут детям познакомиться с окружающим миром и его элементами. Проект включает в себя создание игровых процессов, которые формируют экологическую сознательность, учат детей правильно взаимодействовать с природой и осознавать ценность окружающей среды. Исследование будет основано на методах активного участия детей в игровых действиях, что способствует лучшему усвоению знаний и умений в области экологии.
Актуальность
В современных условиях формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста становится приоритетной задачей. Дидактические игры выступают эффективным инструментом для развития экологических представлений и формирования бережного отношения к природе у детей младшего дошкольного возраста.
Новизна исследования
В работе представлен авторский подход к реализации экологического воспитания с применением современных дидактических игр для малышей, учитывающий их возрастные и психофизиологические особенности.
Инновационные аспекты проекта
Использование игровых технологий как основного инструмента формирования экологической культуры.
Применение интегрированного подхода в организации образовательной деятельности
Создание условий для формирования у детей эмоционально - ценностного отношения к природе.
Разработка механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса в рамках экологического воспитания.
Ожидаемые инновационные результаты
Формирование у детей устойчивых экологических представлений через игровую деятельность.
Развитие экологической грамотности педагогов в использовании дидактических игр.
Повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания.
Создание современной модели экологического образования дошкольников через дидактические игры.
Цель проекта
Формирование основ экологической культуры у детей 3-4 лет посредством систематического использования дидактических игр.
Задачи проекта
Образовательные:
Формировать целостные представления о природном мире
Знакомить с особенностями живых объектов природы
Учить различать объекты живой и неживой природы
Формировать представления о взаимосвязях в природе
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к природе
Совершенствовать наблюдательность и память
Формировать логическое мышление
Развивать речь и словарный запас
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе
Формировать эмоциональную отзывчивость
Развивать любознательность
Ожидаемые результаты
Для детей:
Сформированные базовые экологические представления
Развитие познавательного интереса
Формирование навыков бережного отношения к природе
Умение устанавливать простейшие связи в природе
Для педагогов:
Совершенствование методики экологического воспитания
Создание банка дидактических материалов
Повышение профессиональной компетентности
Для родителей:
Повышение экологической грамотности
Активное участие в экологическом воспитании детей
Формирование единого образовательного пространства
Ресурсное обеспечение
Материально-техническое:
Дидактические материалы
Наглядные пособия
Методическая литература
Оборудование для игр
Методы и приёмы работы
Наглядные (демонстрация иллюстраций, презентаций)
Словесные (беседы, рассказы, чтение художественной литературы)
Практические (наблюдения, эксперименты)
Игровые (дидактические игры, игровые ситуации)
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап:
Подбор дидактического материала
Создание предметно - развивающей среды
Разработка плана мероприятий
- Основной этап:
Проведение дидактических игр
Организация наблюдений в природе
Чтение природоведческой литературы
Создание экологической тропы
- Заключительный этап:
Анализ результатов работы
Презентация проекта
Подведение итогов
Работа с родителями
Консультации по экологическому воспитанию
Совместные прогулки в природу
Участие в создании развивающей среды
Помощь в организации экологических мероприятий
Перспективный план работы с детьми 3-4 лет по экологическим играм на 2025-2026 учебный год
Сентябрь
1.«Что такое природа?»
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: знакомство с объектами природы через тактильные ощущения
Ожидаемый результат: умение определять предметы на ощупь
2.«Наш огород»
Игра «Овощи и фрукты»
Цель: формирование представлений об овощах и фруктах
Ожидаемый результат: узнавание овощей и фруктов на ощупь и по иллюстрации.
3.«Осенние листочки»
Игра «С какого дерева листок»
Цель: знакомство с деревьями по листьям
Ожидаемый результат: узнавание листьев разных деревьев
Октябрь
«Домашние животные»
Игра «Чьи детки?»
Цель: знакомство с домашними животными и их детёнышами
Ожидаемый результат: знание названий животных и их детёнышей
«В мире птиц»
Игра «Угадай по голосу»
Цель: знакомство с голосами птиц
Ожидаемый результат: узнавание птиц по звукам
«Дары осени»
Игра «Что где растёт?»
Цель: формирование представлений о месте произрастания растений
Ожидаемый результат: умение группировать растения по месту роста
Ноябрь
«Животные леса»
Игра «Кто где живёт?»
Цель: знакомство с жилищами диких животных
Ожидаемый результат: знание мест обитания диких животных
«Комнатные растения»
Игра «Угадай растение»
Цель: знакомство с комнатными растениями
Ожидаемый результат: узнавание комнатных растений
«Времена года»
Игра «Когда это бывает?»
Цель: формирование представлений о сезонных изменениях
Ожидаемый результат: различение признаков разных времён года
Декабрь
«Зимующие птицы»
Игра «Помоги птичке»
Цель: формирование заботливого отношения к птицам
Ожидаемый результат: знание зимующих птиц
«Вода и её свойства»
Игра «Тонет – не тонет»
Цель: знакомство со свойствами воды
Ожидаемый результат: понимание свойств воды
«Новогодний лес»
Игра «Собери елку»
Цель: формирование представлений о хвойных деревьях
Ожидаемый результат: узнавание хвойных деревьев
Январь
«Зимние забавы»
Игра «Что бывает зимой?»
Цель: закрепление представлений о зимних явлениях
Ожидаемый результат: знание зимних явлений природы
«Животные зимой»
Игра «Как звери зимуют»
Цель: знакомство с особенностями жизни животных зимой
Ожидаемый результат: знание особенностей зимовки животных
«Зимние приметы»
Игра «Угадай по описанию»
Цель: формирование представлений о зимних приметах
Ожидаемый результат: узнавание зимних явлений по описанию
Февраль
«Наш друг – воздух»
Игра «Ветер-ветерок»
Цель: знакомство со свойствами воздуха
Ожидаемый результат: понимание свойств воздуха
«Домашние питомцы»
Игра «Угадай животное»
Цель: закрепление знаний о домашних животных
Ожидаемый результат: узнавание домашних животных
«Мамочка родная»
Игра «Мамины помощники»
Цель: формирование заботливого отношения к природе
Ожидаемый результат: понимание необходимости заботы о природе
Март
«Весна идёт!»
Игра «Весенние изменения»
Цель: знакомство с весенними явлениями природы
Ожидаемый результат: знание признаков весны
«Цветы вокруг нас»
Игра «Собери цветок»
Цель: знакомство с цветами
Ожидаемый результат: узнавание цветов
«Насекомые»
Игра «Угадай насекомое»
Цель: знакомство с насекомыми
Ожидаемый результат: узнавание насекомых
Апрель
«Перелетные птицы»
Игра «Верни птиц домой»
Цель: знакомство с перелётными птицами
Ожидаемый результат: узнавание перелётных птиц
«Растения луга»
Игра «Лужайка»
Цель: знакомство с луговыми растениями
Ожидаемый результат: узнавание луговых растений
«Грибы и ягоды»
Игра «Съедобное – несъедобное
Развивающие игры по экологии с использованием ИИ
1. Экологический пазл «Лесные друзья»
Принцип работы: ИИ генерирует пазлы с изображениями животных и растений
Особенности:
Автоматическое подстраивание сложности под уровень ребёнка.
Звуковые эффекты при правильном совмещении.
Поощрение в виде анимации.
Образовательные задачи:
Знакомство с обитателями леса.
Развитие мелкой моторики.
Формирование целостного восприятия
2. Игра - путешествие «В гостях у природы»
Принцип работы: виртуальное путешествие с интерактивными элементами
Особенности:
Адаптация маршрута под интересы ребенка
Голосовое сопровождение
Возможность взаимодействия с объектами
Образовательные задачи:
Изучение природных зон
Формирование представлений о сезонных изменениях
Развитие внимания и памяти
3. Игра «Угадай звук природы»
Принцип работы: распознавание природных звуков с помощью ИИ
Особенности:
База звуков природы.
Визуальная поддержка.
Постепенное усложнение.
Образовательные задачи:
Развитие слухового восприятия
Знакомство с природными явлениями
Формирование ассоциативного мышления
4. Игра «Помоги животному»
Принцип работы: интерактивная история с выбором действий
Особенности:
Адаптация сюжета под ответы ребенка
Анимация последствий выбора
Обучающие комментарии
Образовательные задачи:
Изучение потребностей животных
Формирование бережного отношения к природе
Развитие эмпатии
5. Игра «Сортировка мусора»
Принцип работы: обучение раздельному сбору отходов
Особенности:
Распознавание предметов с помощью ИИ
Визуальная обратная связь
Система поощрений
Образовательные задачи:
Формирование экологических привычек
Знакомство с понятием переработки
Развитие логического мышления
6. Игра «Найди пару»
Принцип работы: сопоставление объектов природы
Особенности:
Автоматическое создание пар
Звуковое сопровождение
Возможность создания собственных пар
Образовательные задачи:
Изучение взаимосвязей в природе
Развитие памяти
Формирование понятийного аппарата
План работы с родителями на 2025-2026 учебный год
Сентябрь
Диагностическое направление
Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье».
Родительское собрание: мастер-класс «Экологические игры с детьми».
Создание информационного стенда «Экологический уголок».
Ожидаемые результаты:
Выявление уровня экологической культуры семей.
Повышение заинтересованности родителей в экологическом воспитании
Октябрь
Познавательное направление
Консультация «Правила поведения в природе»
Выставка поделок «Дары осени»
Акция «Помоги птицам» (изготовление кормушек)
Ожидаемые результаты:
Освоение родителями основ экологического воспитания
Вовлечение семей в природоохранную деятельность
Ноябрь
Практическое направление
Мастер-класс «Огород на подоконнике»
Фотовыставка «Природа родного края»
Совместные прогулки по экологической тропе
Ожидаемые результаты:
Приобретение практических навыков экологического воспитания
Укрепление детско - родительских отношений
Декабрь
Просветительское направление
Семинар - практикум «Экологические игры дома»
Экологическая акция «Покорми зимующих птиц»
Ожидаемые результаты:
Расширение экологических знаний родителей
Формирование творческого подхода к экологическому воспитанию
Январь
Информационно - аналитическое направление
Папка - передвижка «Зимние явления природы»
Индивидуальные консультации «Как организовать наблюдения за природой»
Совместное создание мини - музея «Зимние забавы»
Ожидаемые результаты:
Повышение компетентности родителей в вопросах экологии
Активизация семейного опыта
Февраль
Творческое направление
Конкурс семейного творчества «Природа и фантазия»
Экологический досуг «День заповедников»
Выставка рисунков «Мой любимый питомец»
Ожидаемые результаты:
Развитие творческого потенциала семей
Формирование бережного отношения к природе
Март
Оздоровительное направление
Консультация «Зелёная аптека»
Спортивный праздник «Экологический марафон»
Ожидаемые результаты:
Освоение знаний о лекарственных растениях
Приобщение к природоохранной деятельности
Апрель
Исследовательское направление
Проект «Первоцветы нашего края»
Выставка «Красная книга – зелёные страницы»
Экологическая викторина «Знатоки природы»
Ожидаемые результаты:
Развитие исследовательских навыков
Формирование экологической грамотности
Май
Итоговое направление
Презентация семейных проектов
Праздник «День Земли»
Анкетирование «Результаты экологического воспитания»
Ожидаемые результаты:
Подведение итогов совместной работы
Определение перспектив дальнейшего сотрудничества
Формы работы с родителями
Традиционные:
Родительские собрания
Индивидуальные беседы
Консультации
Наглядная информация
Нетрадиционные:
Мастер-классы
Экологические акции
Совместные проекты
Семейные праздники
Критерии эффективности
Количественные:
Количество участников мероприятий
Число созданных совместных проектов
Активность родителей
Качественные:
Уровень экологической культуры семей
Степень вовлеченности родителей
Результативность совместной деятельности
Продукт проекта
Методический комплекс дидактических игр экологического содержания:
Картотека игр с подробным описанием
Наглядные пособия
Раздаточный материал
Методические рекомендации для педагогов
Предметно - развивающая среда:
Уголок природы с растениями
Коллекция природного материала
Дидактические пособия
Иллюстративный материал
Муляжи овощей и фруктов
Наглядные материалы:
Плакаты и схемы по экологии
Альбомы с картинками
Папки-передвижки
Коллажи на экологическую тематику
Методические продукты
Разработки занятий:
Перспективный план работы
Конспекты занятий
Сценарии экологических мероприятий
Планы наблюдений
Диагностические материалы:
Методики оценки уровня экологических представлений
Диагностические карты
Критерии оценки результатов
Бланки наблюдений
Продуктивная деятельность детей
Творческие работы:
Рисунки на экологическую тематику
Аппликации
Поделки из природного материала
Коллективные работы
Презентации
Экологические плакаты
Продукты взаимодействия с родителями
Информационно - просветительские материалы:
Памятки для родителей
Консультации
Буклеты
Информационные стенды
Совместная деятельность:
Фотоальбомы семейных походов
Совместные поделки
Творческие работы родителей и детей
Материалы семейных проектов
Итоговые продукты
Аналитические материалы:
Отчёт о реализации проекта
Анализ результатов работы
Статистические данные
Рекомендации по дальнейшей работе
Презентационные материалы:
Презентация проекта
Видеоматериалы
Фотоотчёты
Портфолио проекта
Основные выводы
Реализация проекта позволила достичь поставленных целей и решить намеченные задачи. В ходе работы были получены следующие значимые результаты:
- Сформированы базовые экологические представления у детей младшего дошкольного возраста
- Повысился уровень экологической культуры воспитанников через игровую деятельность
- У детей развились познавательные способности, наблюдательность и любознательность
- Сформировалось бережное отношение к объектам живой и неживой природы
- Укрепилось взаимодействие между педагогами, детьми и родителями
Достигнутые результаты
В результате реализации проекта:
-Дети научились различать и называть основные объекты природы
-Сформировались первичные представления о взаимосвязях в природе
-Развилась способность к элементарному анализу природных явлений
-Появился устойчивый интерес к природе и природным явлениям
-Сформировались навыки экологически грамотного поведения
Значимость проекта
Проект доказал свою эффективность в решении задач экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры оказались действенным инструментом формирования экологических представлений и развития экологической культуры.
Перспективы развития
На основе полученного опыта планируется:
Расширение методического арсенала дидактических игр
Внедрение новых форм работы с детьми и родителями
Развитие предметно - развивающей среды
Углубление содержания экологического образования
Расширение сотрудничества с социальными партнёрами
Рекомендации
Для повышения эффективности экологического воспитания рекомендуется:
Систематически включать дидактические игры в образовательный процесс
Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности
Поддерживать интерес детей к познанию природы
Активно привлекать родителей к экологическому воспитанию
Регулярно обновлять игровой материал
Таким образом, проект подтвердил свою актуальность и практическую значимость. Использование дидактических игр как средства экологического воспитания способствует формированию у детей целостного представления о мире природы и развитию ответственного отношения к окружающей среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта по теме: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения»
обобщение опыта работы по самообразованию...

Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы через дидактическую игру, используя блоки Дьенеша.
Формирование любознательности, познавательной мотивации у дошкольников посредствам дидактических игр (Блоки Дьенеша)...
Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
Создание социальной ситуации развития для выявления эффективности разработанной системы математических д/и из нестандартного оборудования по развитию логического мышления у детей младшего дошкол...

Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края».
Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края»....

Рабочая программа «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово».
Рабочая программа «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово»....

ВВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОСТ» Тема: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Так как огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, то логично повышать экологическую культуру детей через игровую деятельность. Она является э...

Педагогический проект Тема: «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»
Педагогический проект Тема: «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»...
