Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе Тема: «Волшебный магнит»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Экспериментирование в дошкольном возрасте представляет собой метод, позволяющий ребенку формировать собственное представление о мире, основываясь на личных наблюдениях, опытах и выявлении взаимосвязей. Дети часто взаимодействуют с магнитом, не осознавая его свойств, происхождения и роли в жизни человека. Стремление к наблюдению, экспериментированию и самостоятельному поиску знаний о мире является важной характеристикой нормального развития ребенка. Исследовательская активность – это естественное состояние детей. Потребность в исследованиях обусловлена биологически. Каждый здоровый ребенок с рождения является исследователем. В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети учатся видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 706.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ручеёк»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
Тема: «Волшебный магнит»
Шикалова Олеся Викторовна
Воспитатель первой квалификационной категории:
Дата написания: октябрь 2024
г. Черногорск
2025 г.
Пояснительная записка
Актуальность: Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что экспериментирование в дошкольном возрасте представляет собой метод, позволяющий ребенку формировать собственное представление о мире, основываясь на личных наблюдениях, опытах и выявлении взаимосвязей.
Дети часто взаимодействуют с магнитом, не осознавая его свойств, происхождения и роли в жизни человека.
Стремление к наблюдению, экспериментированию и самостоятельному поиску знаний о мире является важной характеристикой нормального развития ребенка. Исследовательская активность – это естественное состояние детей. Потребность в исследованиях обусловлена биологически. Каждый здоровый ребенок с рождения является исследователем.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети учатся видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.
Цель: создание социальной ситуации развития познавательного интереса детей через опытно – экспериментальную деятельность с магнитом.
Задачи:
Создавать условия для:
- знакомства детей со свойствами магнита;
- развития умения анализировать, обобщать, делать выводы;
- воспитания умения работать в команде, выслушать товарищей.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа:
- Беседа «Что такое лаборатория».
- Рассматривание иллюстраций лабораторий.
- Беседа «Кто такие ученые».
Активизация словаря: лаборатория, ученые, магнит, магнитная сила, полюса; свойства магнита: притягиваются, отталкиваются.
Организация детских вдов деятельности:
- Общение ребенка со взрослыми.
- Общение ребенка со сверстниками.
Методы и приемы: использование наглядного материала, создание проблемных ситуаций, беседа.
Развивающая предметно-пространственная среда: посылка с магнитами, халаты, разносы, бумага, ткань, скрепки, монеты, ластик, карандаш, саморезы, пуговицы, булавки, стаканы с водой, карточки с дорожками, магниты с полюсами, изолента, квадраты синего и красного цвета.
Ход занятия
Этап деятельности | Организация Рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого- Педагогические условия/задачи |
Организационный момент Вводная часть Основная часть Физминутка | Дети стоят на ковре В центре группы Посылка с магнитами Опыт № 1 «Какой магнит» (Дети стоят вокруг столов) Опыт № 2 «Что притягивается, а что нет» Дети подходят к столам. 2 набора с предметами (притягивающиеся к магниту и не притягивающиеся). Опыт № 3 «Волшебный стакан» Дети подходят с другому столу. 12 стаканов с водой и скрепками Опыт № 4 «Волшебный лабиринт» 6 «дорожек», магниты, монетки. Дети стоят на ковре Опыт №5 «Магниты» Дети стоят вокруг стола. Магниты с обозначенными полюсами полюсами. Квадраты их картона синего и красного цвета. Дети располагаются кругом Заключительная часть. | В: Ребята, что вы заметили необычного в нашей группе? (на столе стоит посылка). Как вы думаете, что там? Хотите я вам дам подсказку? Загадка: Бывает маленьким, большим, Железо очень дружит с ним, Он поможет, непременно, Найти иголку в стоге сена. В.: Как вы думаете, где мы можем изучать различные явления и предметы? А хотите на некоторое время стать учёными - исследователями отправиться в нашу лабораторию и изучить свойства магнита. А что такое лаборатория? Давайте повторим правила поведения в лаборатории. Нужно надеть халаты В.: Ребятки пройдите к столам и возьмите на столе магнит, какой он на ощупь, по весу? В.: сможете дать определение магниту? В.: Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней? А как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит? В.: ребята, давайте проверим, какие же предметы притягивает магнит, а какие нет. Но у нас только 2 набора предметов, как вы думаете, как нам быть? Нам нужно расположить предметы таким образом: на красную тарелку, положите все предметы, которые магнит притягивает; на зеленую, положите предметы, которые не реагируют на магнит. В.: Как мы это проверим? В.: Расскажите, что вы делали и что получилось? А какие предметы магнит не притянул? В.: ребята, что вы видите? Правильно у вас на столах стоят стаканы с водой, в которых лежат скрепки. Как вы думаете, как можно достать скрепку из стакана с водой не намочив руки. В.: Расскажите, что вы сделали и что получилось? В.: Что двигало скрепку? Какой можно сделать вывод? В.: Давайте проведем еще один эксперимент и узнаем, только ли через стекло действует магнит? В.: - Сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт». У вас у всех лежат карточки с дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через картон. Но дорожек у нас, к сожалению, не хватит всем. Давайте посмотрим сколько их (6) И как быть? Чтобы проверить наше предположение, монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Один держит дорожку а второй двигает монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути. Как только пройдете дорожку поменяйтесь с товарищем. Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Здравствуй, радуга-дуга, Разноцветный мостик! Здравствуй, радуга-дуга! Принимай нас в гости. Мы по радуге бегом И опять бегом, бегом В.: Ребятки, а вы знали, что у магнита есть «северные» и «южные» полюса? В.: Давайте я вам сейчас расскажу. У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкосаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет. В.: Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Красный это южный полюс а синий северный Посоединяйте их друг с другом с соседом. Что вы заметили? Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью магнита с обозначенными полюсами. На столе вы увидите изоленту синего и красного цвета, если вы нашли южный полюс обозначим каким цветом? А северный ? Физкультурная минутка. Каждому ребёнку в руку дается синий или красный квадрат. Они образуют круг и начинают ходить по кругу. Воспитатель: Когда я буду показывать красный квадрат – «южный полюс», ко мне притягиваются дети только с «северными полюсами». Когда вы увидите синий квадрат, то притягиваются ко мне дети с «южными полюсами». В.: Как быстро летит время. К сожалению, нам пора возвращаться домой. Но перед тем, как вернуться, я хочу вам задать несколько вопросов. Как называется место, где проводятся различные исследования и ставятся опыты? В.:С каким волшебным камнем вы познакомились? Что вам понравилось больше всего? | Дети рассуждают, высказывают свои предположения Дети рассуждают, высказывают свои предположения Дети рассуждают, высказывают свои предположения (в лаборатории) Дети называют прилагательные согласуя их с существительными. Рассуждения детей Дети рассуждают, высказывают свои предположения Дети делятся на 2 команды, подходят к столам, выполняют задание, потом объясняют свой выбор Берут разносы с различными материалами и сортируют Дети высказывают свои наблюдения. Дети рассуждают, высказывают свои предположения Дети берут стаканы с водой, с помощью магнита достают скрепку. Дети делятся на пары, выполняют задание. Дети рассуждают, высказывают свои предположения Дети выполняют упражнение. Высказывания детей Дети подходят к столам, по инструкции соприкасаются разным сторонами магнитов Предположения детей Дети определяют у магнитов полюса с помощью магнитов с обозначенными полюсами и изоленты. Высказывания детей Каждый ребёнок выбирает синий или красный квадрат. Они образуют круг и начинают ходить по кругу. Выполняют действия в соответствии с правилами Дети рассуждают, высказывают свои мысли | Условия для создания положительных эмоций, снятия нервного напряжения, настроя на совместную деятельность. Условия для выражения детьми своих мыслей, для активизации внимания, речевого взаимодействия детей и взрослого. Условия для умения делать простейшие выводы. Условия для развития речи, активизации словаря Условия для выражения детьми своих мыслей, для активизации внимания Условия для проявления выдержки, дружелюбия, развития логического мышления. Условия для проявления выдержки, развития речи, высших психических функций. Условия для проявления выдержки, дружелюбия, развития логического мышления. Условия для повышения двигательной активности Условия для проявления выдержки, дружелюбия, развития логического мышления, обобщения представлений о свойствах магнита, поддержки интереса к совместной деятельности. Условия для взаимодействия взрослого и детей, с Условия для реализации принципов здоровьесбережения детей, проявления инициативы, самостоятельного выбора. Условия для поддержания интереса к происходящему, благоприятного психологического климата. |
Результативность:
Дети получили знания о магнитах (их свойствах, наличие полюсов). В ходе опытно-экспериментальной деятельности дети самостоятельно пришли в выводу, что металлические предметы притягиваются (скрепки, саморезы, булавки) а неметаллические не притягиваются (пуговицы, ткань, карандаш, бумага). Дети узнали, как можно вытащить скрепки из стакана с водой не намочив руки, как воздействовать магнить через картон на металлические предметы. Как магнит воздействует на металлические предметы через картон, а так же узнали, что у магнитов есть разные полюса.
Таким образом, экспериментальная работа с магнитами помогла детям не просто получить информацию о свойствах магнитов, но и развить критическое мышление, умение делать выводы на основе наблюдений и систематизировать полученные знания, которые они могут применять в повседневной игровой деятельности.
Список используемых источников:
1. Волкова Е. В, Микерин С. Л., Играем в ученых, Сибирское университетское издательство, 2008 г.
2. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников, М., ТЦ «Сфера», 2010г.
3. Дыбина О. В. «Их чего сделаны предметы», М., ТЦ «Сфера». 2005г.
4. Сикорук Л. Л. «Физика для малышей». М, Просвещение. 1996 г
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.; Детство – Пресс, 2008. -128с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект художественно -продуктивной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Откуда появилась Матрешка» с использованием ИКТ Возраст детей: старшая группа
Знакомство детей с историей возникновения русской народной игрушкой Матрешкой....

Конспект совместной (непосредственно-образовательной) деятельности в старшей группе Тема: «Олимпиада 2014 года» Образовательная область: ФКЦМ
Материал об Олимпийских играх, как мирных соревновании, в котором участвуют лучшие спортсмены всего мира....

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, тема: «Беседа о зиме». Образовательная область: «Коммуникация».
Цель: закрепить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом.Задачи:Образовательные:ü Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в ...

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе Тема: « Волшебное путешествие».
Итоговое занятие в старшей группе....

Конспект Непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы . Тема: «Волшебная капелька». Технология исследовательской деятельности.
В конспекте представлены цель, задачи и ход непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы на тему "Волшебная капелька" с использованием технологии исследовательской деятельно...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема недели: «День Победы» Тема НОД: «Подарок ветеранам ВОВ».
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.Тема недели: «День Победы»цель работы :создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности &l...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Волшебный магнит»
Цель: Решение задач по речевому развитию, по средствам познавательно-исследовательской деятельности....




