Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, тема: «Беседа о зиме». Образовательная область: «Коммуникация».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бордачева Ирина Викторовна

Цель: закрепить знания  детей о зиме, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом.

Задачи:

Образовательные:

ü   Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе;

ü   Познакомить с народным календарем;

ü   Упражнять в подборе определений к заданному слову;

ü   Расширять и активизировать словарь по теме : «Зима».

Развивающие:

ü   Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки;

ü   Развитие зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением.

Воспитательные:

ü   Воспитывать интерес к изучению природы через использование ИКТ;

ü   Любовь к природе;

Умение видеть красоту окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в  старшей группе, тема:  «Беседа о зиме».                        

Образовательная область: «Коммуникация».

Автор: Бойчук Олеся Геннадьевна, МБДОУ д/с №136

г.о.Самара

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель: закрепить знания  детей о зиме, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе;
  • Познакомить с народным календарем;
  • Упражнять в подборе определений к заданному слову;
  • Расширять и активизировать словарь по теме : «Зима».

Развивающие:

  • Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки;
  • Развитие зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к изучению природы через использование ИКТ;
  • Любовь к природе;
  • Умение видеть красоту окружающего мира.

Предварительная работа:


-Ежедневные наблюдения;

-Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях.

-Чтение произведений о зиме;

-Разгадывание загадок о зимних явлениях;

-Знакомство с народными приметами и пословицами.

Материал:
Презентация на тему:  «Зима», компьютер, мультимедийный проектор, снежинка с письмом, снежинки детям, пластиковые стаканчики с трубочками.

                                       Организационный момент:

Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня.

Давайте их поприветствуем!

Садитесь ребята на стульчики,  ( стульчики стоят полукругом).

                                                Ход  нод:

Снег на полях

Лед на реках

Вьюга гуляет

В какое время года это бывает?

Воспитатель:  Предлагаю посмотреть несколько зимних пейзажей. Посмотрите, пожалуйста, какая красота! (показываю иллюстрации и слайды  с зимними пейзажами). Дети подумайте и скажите, о  чём сегодня мы  будем с вами говорить?

А вы любите зиму?

Зима какая? (снежная, суровая, морозная,студеная).

Воспитатель:  Если зимой холодно, то зима ……(холодная).

Если зимой морозы, то зима……( морозная).

Если зимой тепло, то зима…..( теплая).

Если зимой вьюги, то зима …..(вьюжная).

А сейчас я загадаю вам загадку-

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица

Как махнула рукавом

Все покрыла серебром

О каком времени года загадка?

Как можно зиму назвать  ласково?

Как зиму называют в загадке?

Почему зиму называют  «царицей»?

Как вы думаете, подходят  ли зиме  определения  «белокожа»,  «светлолица»?  

Почему?

Что за скакуны в этой тройке?  (зимние месяцы).

Вспомните их названия и назовите . ( декабрь, январь, февраль).

Да, зима-царица трёх месяцев: декабря, января, февраля.

У этих месяцев есть и другие названия, народные.

 Н-р: декабрь народ называл «хмурень».

Как вы думаете почему?

Потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие,  ночи длинные, смеркается рано.

За декабрем следует какой месяц?

Январь называли  «лютовей».  Как вы думаете, почему?

 Потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрепит снег.

А  какой третий месяц?

Февраль- называли в народе  «снеговеем». Почему?

Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

В народе так и говорят: «В феврале два друга –метель да вьюга».

Ребята, а ведь вы знаете красивые стихотворения о всех трех месяцах. (дети читают стихи).

Декабрь

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре

Нашу речку, словно в сказке

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки

Ёлку из лесу привёз.

Январь

Открываем календарь

Начинается январь

В январе, в январе

Много снегу на дворе

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом

В нашем доме топят печку

В небе дым идет столбом

Февраль

Дуют ветры в феврале

Воют в трубах громко

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка

А сейчас давайте поиграем (встаем в круг, игра с мячом). Игра называется : «Подбери слово».

Я кидаю вам мяч, вы его ловите я задаю вопрос, вы кидаете мне мяч обратно и отвечаете .

 Н-р: «Снег какой?», «белый».

Всем понятны правила игры?

Снег какой? ( белый, блестящий, мягкий, пушистый, холодный).

Ветер зимой какой? ( холодный, сильный, морозный, ледяной).

Солнце зимой какое? ( совсем не греет, редко появляется, светит но не греет).

Небо зимой какое? (серое, мрачное, пасмурное).

Зима какая? (холодная, снежная, морозная, суровая).

Молодцы, садитесь на свои места.

Ой, ребята тише, тише

Что – то странное я слышу

Кто то к нам сюда спешит  (стук в дверь, лежит снежинка).

 Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости!

Она не простая – волшебная!

Давайте-ка её рассмотрим.

Это же письмо от зимушки-зимы.

Сейчас я вам его прочту:

 

Здравствуйте, ребята!

Слышала я , что  вы веселые, умные, добрые,  любознательные и находчивые . Захотелось мне проверить, что вы знаете и нравится ли вам зимушка –зима. Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам загадки и игры интересные. Желаю вам успехов!!!

                                                                                                Царица Зима.

Ребята , давайте покажем какие мы умные ,и находчивые и как мы любим зимушку зиму.

Загадки:

1.Покружилась звездочка

   В воздухе немножко

   Села и растаяла

   На моей ладошке  ( показываю слайд  ответ).

2.Как по зеркалу качусь

   На коньках кручусь- верчусь

   Разгоняюсь как самолёт

   Под ногами что же?  ( показываю слайд ответ).

3.Тихо,тихо как во сне

   Падает на землю…..( показываю слайд ответ).

4.Кто зимой метет и злится,

   Дует, воет и кружится,

   Стелет белую постель?

   Это снежная…….?  (показываю слайд ответ).

5.С метёлкой, в шляпе из ведра

   Директор зимнего двора  (показываю слайд ответ).

Какие вы молодцы! Все загадки отгадали.

Физкультминутка ( хоровод «Метелица»).

Вдоль по улице метелица метёт,
Скоро все она дорожки заметёт.
Ай, жги-жги, жги-говори,
Скоро все она дорожки заметёт.

Запряжём же - ка мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги-жги, жги-говори,
В лес поедем за дровами поскорей.

Топорами мы ударим дружно в ряд,
Только щепочки по лесу полетят.
Ай, жги-жги, жги-говори,
Только щепочки по лесу полетят.

А руками мы ударим дружно в лад
Эй, мороз, теперь не страшен ты для нас.
Ай, жги-жги, жги-говори,
Эй, мороз, теперь не страшен ты для нас.

Игра: «Какой рисунок лишнее?»

Сейчас я буду показывать картинки. Они похожи, но одна отличается от других.  Вы её  должны назвать! Будьте внимательны!

( показ слайдов)

Хорошо , ребята!

Упражнение «Вьюга».

Встаньте около стульчиков. Каждому из вас я раздаю стаканчики с маленькими крупинками- снежинками.  Снег там волшебный не тает.

Послушайте загадку:

Кто в трубе печной завыл

Кто  ворота отворил?

Кто там воет, завывает?

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо.  (Вьюга).

Хотите устроить вьюгу?

Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой рукой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в стаканчик, не надувая щек. Вот так.( показ). Дети выполняют упр-е  3 раза.

Молодцы, ребята! А сейчас стаканчики поставьте на стол и садитесь на места.

Упражнение «Закончи предложение».

Давайте поиграем в игру, я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово «снеговик», (показываю слайд).

Слушаем внимательно!

Мы решили слепить………. ( снеговика).

Мы приделали нос-морковку нашему………… (снеговику).

Мы показали соседям нашего………. ( снеговика).

Мы играли с нашим  ……….. (снеговиком).

Мы рассказали бабушке ………….( о снеговике).

                         Подвижная игра: «Затейники» Зима.

Выбирается водящий — затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и произносят:

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на Месте! дружно вместе

Сделаем вот так...»

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение (зимний вид спорта), и все должны его повторить. Игра повторяется с другим водящим (3—4 раза).

                                          Итог занятия:

Вспомните, о каком времени года мы  говорили?

Сколько месяцев у зимы?

Как они называются?

Как называются эти месяца в народном календаре?

От кого мы получили письмо?

А за то что вы очень много знаете про зиму, царица зима вам дарит вот такие «снежинки».

           Спасибо, ребята!

Методическая литература:

1.А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

2. А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском  саду».

3.Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».

4.В.В.Гербова «Занятия по развитию речи».

     





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЫ У ОСЕНИ В ГОСТЯХ» конспект организации непосредственно – образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста образовательной области «Художественное творчество»

Содержание образования:Содержание обучающих, развивающих и воспитательных задач построено с учетом интеграции образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности (познание, коммуникация, сенсорика) совместно с педагогом-психологом

Формирования умения правильного построения простого предложения при ответах на вопросы. Развитие речевой активности.         Закрепление знаний детей об основны...

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности, старшая группа. Тема: «Семья»

Тема НОД: СемьяВозраст: старший дошкольный возраст.Цель: развитие первичных  представлении о семье.Задачи: ·        воспитывать любовь и уважение к родителям, ж...