«Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста»
статья по окружающему миру

Косицина Мария Витальевна

Дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Как бы, не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Косицина Мария Витальевна

МАДОУ г.Мурманска №123,

г. Мурманск.

«Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Как бы, не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда.

Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.

Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств ребенка.

Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях настоящего времени. Патриотами не рождаются, ими становятся. Важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Чувство патриотизма у ребенка дошкольного возраста проявляется в потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы. Ребенок начинает понимать и проявлять такие качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста — формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста включают:

– формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;

– формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

– формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

– воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста раскрывается следующим образом:

– приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

– знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

– проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

– организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.

Для полноценного патриотического воспитания используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т. д.; рассказ воспитателя; наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе; беседы о родном городе, стране, ее истории; показ иллюстраций, фильмов, слайдов; прослушивание аудиозаписей.

Основными направлениями патриотического воспитания детей являются:

– формирование представлений о семье – семья, род и родословная;

– ознакомление с явлениями общественной жизни;

– формирование знаний об истории государства, государственных символах;

– ознакомление с традициями и культурой своего народа;

– формирование знаний о родном крае.

Благоприятным для начала систематического патриотического воспитания является средний дошкольный возраст, когда особенно активизируется интерес ребенка к социальному миру и общественным явлениям.

В воспитательном процессе важное место должны занять: народная мудрость, национальные идеи и идеалы, которые являются тем фундаментом, на котором растет национальное сознание, достоинство, самоуважение.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Особенное значение в нравственно-патриотическом воспитании детей имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи нужно объяснять и прививать чувства сопричастности к малой Родине, постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и прочее.

Достижения в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами педагоги и родители будут знать и любить историю своей Родины. Никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет любить и гордиться своей страной, своим народом, своим городом.

Таким образом, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества. В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Алешина Н.В.  Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. М.: "Перспектива", 2008.
  2. Кондыринская Л.А. Патриотическое воспитание дошкольников. Московский институт повышения квалификации работников образования. Лаборатория дошкольного воспитания. М.: 1996.
  3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007.
  4. Корчажинская С. Воспитываем патриотов //Дошкольное воспитание. – 2006. № 6. – С. – 27.
  5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему :«Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её б...

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста с ОНР (из опыта работы)...

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста.

 В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность  и является одной из основных задач дошкольного образования. Воспитать любовь к Родине....

Мозговой штурм "Необходимость формирования основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста"

Данный мозговой штурм поможет старшему воспитателю в работе с педагогами по повышению профессиональной компетентности....

Консультация для родителей "Нравственно - патриотическое воспитание для детей дошкольного возраста"

детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других наро...

Коррекционно-развивающее занятие по формированию патриотического воспитания у детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья в подготовительной группе. Тема: День Победы.

Коррекционно-развивающее занятие по формированию патриотического воспитания у детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья в подготовительной группе по теме "День Победы". Обобщение мат...

Нравственно-патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста

Нравственно -патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В ...