Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие по реке времени» - " История жилища и бытоустройства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
«Путешествие по реке времени»
«ИСТОРИЯ ЖИЛИЩА И БЫТОУСТРОЙСТВА»
Цель: формирование представлений о истории жилища и бытоустройства.
Задачи:
Образовательные: знакомить детей с историей жилищ и бытоустройства человека; формировать понятие временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему), учить детей находить зависимость вида жилища человека и его бытоустройства от образа и условий жизни людей.
Воспитательные: воспитывать потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга; воспитывать желание самоутверждаться в процессе совместной деятельности.
Развивающие: развивать процессы мышления (анализ, сравнение, классификация); развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем; развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления, радости, занимательности, эмоциональных переживаний
Активизация словаря: первобытный человек, изба, город-крепость, средневековье.
Материал и оборудование: карта-панно, символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему: длинный бумажный лист 50х160 см или 60х180 см, на котором полосой синего цвета обозначена «река времени», вдоль «реки времени» намечаются «остановки»: «древность»—«старина»—«наше время», наборы картин по исторической тематике для анализа, сравнения и выстраивания временных рядов: раньше — сейчас (история жилища, транспорта, одежды и быта и т. д.), одноразовые картинки -«метки» для наклеивания на панно (6х8 см или 7х10 см).
Предварительная работа: чтение сказки Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе», беседа о быте и жилищах человека в разные периоды истории, рассматривание иллюстраций быта древности, старины и нашего времени.
Ход занятия:
Воспитатель: -Ребята, посмотрите в окно, что вы видите?
Перед окнами нашей группы красуются пятиэтажные дома.
Ребята, а в каких дома живете вы?
Сколько этажей в вашем дома? У вас деревянные или кирпичные дома?
Дом нужен всем, но самое большое разнообразие домов у человека. Еще в древности люди занимались строительством.
Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, в древнем мире, какие дома были, кто их строил? Хотите узнать?
-А что мы можем сделать, чтобы узнать о истории жилищ человека?
-Я предлагаю вам отправиться в прошлое (древние времена) по «реке времени». Кто хочет отправиться вместе со мной, и узнать историю жилищ человека?
-А вот и река времени. Мы живем в современном времени, посмотрите какие у нас многоэтажные дома и современная техника. А вот на реке времени старина, тогда жили ваши прабабушки в избах, а еще раньше, в древности у людей не было домов, они жили в пещерах.
-Ребята, чтобы очутиться в далёкой древности, на чем можно отправиться по реке времени?
(дети перечисляют транспортные средства)
-Да, ребята, мы можем отправиться на корабле. А как мы можем назвать наш корабль?
-А теперь вперед, чтобы наш корабль поплыл, нужно сказать волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В древности мы побываем. Много нового узнаем»
-Посмотрите, вот наша первая остановка. Спустить, якорь!
-Интересно, что мы узнаем здесь?
- Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в древности.
- История жилищ человека уходит далеко в прошлое.
Это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется? (Пещера).
Когда-то очень давно не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары люди стали искать убежище в пещерах.
Первым жилищем была пещера, строить там ничего было не нужно разве, что выгнать из неё поселившегося ранее соплеменников. Позже появились шалаши из веток и костей мамонтов. Строительным материалом служили дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов
А сверху на них делали покрытие из шкур.
Воспитатель демонстрирует на слайде изображение пещер
-Ребята, а как вы думаете, удобно ли было жить в пещерах? Давайте потрогаем камень, который я для вас приготовила.
Какой камень на ощупь? Вся пещера состояла из камней. Удобно ли было стоять на такой поверхности? А спать? А почему? Как вы думаете, была ли пещера прочным жилищем для человека? Почему?
В шалаше было ли удобно первобытным людям? Прочны ли было такое жилище? А давайте проверим?
У меня есть макет шалаша. Из чего был сделан шалаш? Как вы думаете был ли шалаш прочным жилищем?
Ребята, а если вдруг начнётся сильный, порывистый ветер, сможет ли такой дом устоять и защитить людей, живущих в нём? Давайте проверим, подуем на шалаш.
Что с ним произошло? Правильно, он весь развалился. А сможет ли такой шалаш уберечь людей от сильного дождя? Проверим? Польём водичкой наш шалаш. Что произошло?
А удобно ли было жить в шалаше холодной снежной зимой?
Молодцы ребята, вы были правы.
-Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
-Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше.
- Ну а сейчас, все на борт, продолжим наше путешествие. (Шум волны, дети выполняют покачивания). И снова повторяем, наши волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В старине мы побываем. Много нового узнаем»
- И вот наша вторая остановка. Мы с вами очутились в старине.
- Вот ребята, шли года.
Как только у человека появился деревянный дом – появилась профессия строитель.
Люди осваивали профессию плотник. На Руси плотник, был как строитель.
Основой деревянного дома был сруб. Сруб – это скреплённые между собой четырехугольник бревна. Древесина была доступным материалом. Ребята, а как вы думаете, поему древесина была доступным материалом на Руси? Правильно.
Строить начинали ранней весной, заканчивали осенью. Чтобы дом был теплый, плотники между бревнами закладывали мох. Крыши были двухскатные. (изображение двухскатных крыш). В качестве кровельного материала сначала выбирали солому. Как вы думаете, прочная ли была крыша из соломы? Почему? Когда люди поняли, что соломенная крыша не прочная, они стали делать крышу из дерева. Дом строили топорами.
Воспитатель демонстрирует на слайде изображение сруба, деревянных домов
Ребята, давайте потрогаем деревяшку. Какая она? Как вы думаете, были ли такие дома удобными? А были ли они прочным? Почему?
Да эти дома были удобными, день и по сей день в деревнях люди живут в деревянных домах. Так же они были прочными, деревянные дома могли защитить людей от ветра и непогоды. Деревянные дома, если древесина у них обработана специальным раствором, могут простоять много лет. Только теперь их и строят немного по-другому и различных удобств в них побольше.
-Ну, что вы готовы продолжить наше путешествие?
Все на борт! Отдать швартовый!
«Путешествие нас ждет, река времени несет.
В современном мире мы побываем. Много нового узнаем»
-Вижу берег! Подплываем! Опустить якорь!
-Вот наша следующая остановка.
Как вы считаете, где мы очутились?
-Правильно, мы с вами находимся в нашем времени, здесь нам все знакомо.
-Ребята, а какие дома у нас сейчас? Опишите их.
- Сегодня, чтобы построить жилой дом, требуется привлечение специальных механизмов и большого количества людей самых разных строительных профессий. А какие строительные профессии знаете вы? Строитель должен многое знать и многое уметь.
Вы хотите узнать, как и какими специалистами строится дом?
· Первым принимается за работу по строительству дома архитектор. Он делает проект дома. Чертит, рисует.
· Когда проект дома готов, начинают готовить строительную площадку. Первым на строительную площадку приезжает бульдозер. Того, кто работает на бульдозере называют бульдозерист. Он на этой машине ровняет поверхность площадки.
· После бульдозера за работу принимается экскаватор. Того, кто работает на экскаваторе называют экскаваторщик. Он роет котлован.
· Теперь пора укладывать блоки для фундамента дома, для этого нужен подъемный кран. Того, кто работает на подъемном кране называют крановщик.
· После закладки фундамента на строящийся объект прибывает бригада каменщик. Они выкладывают из кирпича стены здания
· И вот наш дом почти построен, но остался один рабочий, который работает выше всех – это кровельщик. Он покрывает крышу.
· Затем на стройку прибывают плотники. плотники устанавливают двери и окна.
- А из чего сейчас построены наши дома? Из каким материалов? Как вы думаете наши дома прочные? Удобные? Почему? А красивые ли они? Что делает человек, для того чтобы украсить свой дом?
Правильно, наши дома сейчас очень прочные, они могут защитить на от любой непогоды, так же они комфортные для нас.
- Ребята, интересный путь мы с вами проложили?
- Давайте вспомним, где мы были?
-Ну, а теперь пора возвращаться, нужно поторопиться.
(Воспитатель предлагает во время плавания поиграть в игру «Море волнуется раз»)
(Шум волны, педагог замечает бутылку)
Что за бутылка у нас на пути? Заглянем в неё? (в бутылке лежат картинки жилищ домов и материалов из которых строили дома разных периодов.) Педагог предлагает детям объединиться в пары.
- Чтобы нам не запутаться, я предлагаю выбрать себе пару. Кто разложит картинки с изображением домов человека и материалом из которых их строили древних времен, старины, современного мира?
- Давайте, эти все картинки разложим на реке времени.
Приклеим все картинки на ту остановку времени, где они возникли.
Давайте теперь поменяемся и проверим, все ли картинки вы правильно приклеили.
Какая река времени у нас получились! Как вы думаете, с помощью чего лучше всего получается строить дома? Почему? (рассуждения детей).
Посмотрите на таблицу. Как вы считаете, какое жилище человека самое удобное, прочное и красивое? В каком доме вы бы хотели жить?
-Сейчас с помощью этой таблицы мы выясним чье предположение было верным. --Напротив каждого жилища человека мы будем отмечать есть ли такое качество. (удобство, прочность, красота). Если вы согласны с утверждение, то мы на таблицу крепим зелёный кружок, а если вы не согласны, красный кружок.
-Пещеры, они красивые? Каким Кружочком отметим?
-Они прочные? Удобные?
-Шалаши, они красивые? Каким кружком отметим? Они прочные? Удобные?
-Деревянные дома, они красивые? Они прочные? Почему? Удобные? Почему ты так думаешь? Каким кружком отметим?
-Итак, давайте посмотрим на таблицу, лучшим домом будет тот, у которого больше зеленых кружков. (анализ таблицы).
Самостоятельная деятельность
(Рассматривают домов будущего на реке времени)
Ребята, а вы хотели бы побыть архитекторами, придумать и нарисовать дома будущего?
Как мне понравилось с вами путешествовать!
- Вы были отличными матросами.
Кому бы вы хотели показать реку времени?
Ребята, что вы узнали за время нашего путешествия?
Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели рассказать о своем путешествии?
- В будущем, я предлагаю в нашей группе создать выставку ваших рисунков на тему «Дом будущего»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
«Путешествие по реке времени»
«ИСТОРИЯ ЖИЛИЩА И БЫТОУСТРОЙСТВА»
Цель: формирование представлений о истории жилища и бытоустройства.
Задачи:
Образовательные: знакомить детей с историей жилищ и бытоустройства человека; формировать понятие временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему), учить детей находить зависимость вида жилища человека и его бытоустройства от образа и условий жизни людей.
Воспитательные: воспитывать потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга; воспитывать желание самоутверждаться в процессе совместной деятельности.
Развивающие: развивать процессы мышления (анализ, сравнение, классификация); развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем; развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления, радости, занимательности, эмоциональных переживаний
Активизация словаря: первобытный человек, изба, город-крепость, средневековье.
Материал и оборудование: карта-панно, символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему: длинный бумажный лист 50х160 см или 60х180 см, на котором полосой синего цвета обозначена «река времени», вдоль «реки времени» намечаются «остановки»: «древность»—«старина»—«наше время», наборы картин по исторической тематике для анализа, сравнения и выстраивания временных рядов: раньше — сейчас (история жилища, транспорта, одежды и быта и т. д.), одноразовые картинки -«метки» для наклеивания на панно (6х8 см или 7х10 см).
Предварительная работа: чтение сказки Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе», беседа о быте и жилищах человека в разные периоды истории, рассматривание иллюстраций быта древности, старины и нашего времени.
Ход занятия:
Воспитатель: -Ребята, посмотрите в окно, что вы видите?
Перед окнами нашей группы красуются пятиэтажные дома.
Ребята, а в каких дома живете вы?
Сколько этажей в вашем дома? У вас деревянные или кирпичные дома?
Дом нужен всем, но самое большое разнообразие домов у человека. Еще в древности люди занимались строительством.
Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, в древнем мире, какие дома были, кто их строил? Хотите узнать?
-А что мы можем сделать, чтобы узнать о истории жилищ человека?
-Я предлагаю вам отправиться в прошлое (древние времена) по «реке времени». Кто хочет отправиться вместе со мной, и узнать историю жилищ человека?
-А вот и река времени. Мы живем в современном времени, посмотрите какие у нас многоэтажные дома и современная техника. А вот на реке времени старина, тогда жили ваши прабабушки в избах, а еще раньше, в древности у людей не было домов, они жили в пещерах.
-Ребята, чтобы очутиться в далёкой древности, на чем можно отправиться по реке времени?
(дети перечисляют транспортные средства)
-Да, ребята, мы можем отправиться на корабле. А как мы можем назвать наш корабль?
-А теперь вперед, чтобы наш корабль поплыл, нужно сказать волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В древности мы побываем. Много нового узнаем»
-Посмотрите, вот наша первая остановка. Спустить, якорь!
-Интересно, что мы узнаем здесь?
- Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в древности.
- История жилищ человека уходит далеко в прошлое.
Это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется? (Пещера).
Когда-то очень давно не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары люди стали искать убежище в пещерах.
Первым жилищем была пещера, строить там ничего было не нужно разве, что выгнать из неё поселившегося ранее соплеменников. Позже появились шалаши из веток и костей мамонтов. Строительным материалом служили дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов
А сверху на них делали покрытие из шкур.
Воспитатель демонстрирует на слайде изображение пещер
-Ребята, а как вы думаете, удобно ли было жить в пещерах? Давайте потрогаем камень, который я для вас приготовила.
Какой камень на ощупь? Вся пещера состояла из камней. Удобно ли было стоять на такой поверхности? А спать? А почему? Как вы думаете, была ли пещера прочным жилищем для человека? Почему?
В шалаше было ли удобно первобытным людям? Прочны ли было такое жилище? А давайте проверим?
У меня есть макет шалаша. Из чего был сделан шалаш? Как вы думаете был ли шалаш прочным жилищем?
Ребята, а если вдруг начнётся сильный, порывистый ветер, сможет ли такой дом устоять и защитить людей, живущих в нём? Давайте проверим, подуем на шалаш.
Что с ним произошло? Правильно, он весь развалился. А сможет ли такой шалаш уберечь людей от сильного дождя? Проверим? Польём водичкой наш шалаш. Что произошло?
А удобно ли было жить в шалаше холодной снежной зимой?
Молодцы ребята, вы были правы.
-Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
-Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше.
- Ну а сейчас, все на борт, продолжим наше путешествие. (Шум волны, дети выполняют покачивания). И снова повторяем, наши волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В старине мы побываем. Много нового узнаем»
- И вот наша вторая остановка. Мы с вами очутились в старине.
- Вот ребята, шли года.
Как только у человека появился деревянный дом – появилась профессия строитель.
Люди осваивали профессию плотник. На Руси плотник, был как строитель.
Основой деревянного дома был сруб. Сруб – это скреплённые между собой четырехугольник бревна. Древесина была доступным материалом. Ребята, а как вы думаете, поему древесина была доступным материалом на Руси? Правильно.
Строить начинали ранней весной, заканчивали осенью. Чтобы дом был теплый, плотники между бревнами закладывали мох. Крыши были двухскатные. (изображение двухскатных крыш). В качестве кровельного материала сначала выбирали солому. Как вы думаете, прочная ли была крыша из соломы? Почему? Когда люди поняли, что соломенная крыша не прочная, они стали делать крышу из дерева. Дом строили топорами.
Воспитатель демонстрирует на слайде изображение сруба, деревянных домов
Ребята, давайте потрогаем деревяшку. Какая она? Как вы думаете, были ли такие дома удобными? А были ли они прочным? Почему?
Да эти дома были удобными, день и по сей день в деревнях люди живут в деревянных домах. Так же они были прочными, деревянные дома могли защитить людей от ветра и непогоды. Деревянные дома, если древесина у них обработана специальным раствором, могут простоять много лет. Только теперь их и строят немного по-другому и различных удобств в них побольше.
-Ну, что вы готовы продолжить наше путешествие?
Все на борт! Отдать швартовый!
«Путешествие нас ждет, река времени несет.
В современном мире мы побываем. Много нового узнаем»
-Вижу берег! Подплываем! Опустить якорь!
-Вот наша следующая остановка.
Как вы считаете, где мы очутились?
-Правильно, мы с вами находимся в нашем времени, здесь нам все знакомо.
-Ребята, а какие дома у нас сейчас? Опишите их.
- Сегодня, чтобы построить жилой дом, требуется привлечение специальных механизмов и большого количества людей самых разных строительных профессий. А какие строительные профессии знаете вы? Строитель должен многое знать и многое уметь.
Вы хотите узнать, как и какими специалистами строится дом?
- Первым принимается за работу по строительству дома архитектор. Он делает проект дома. Чертит, рисует.
- Когда проект дома готов, начинают готовить строительную площадку. Первым на строительную площадку приезжает бульдозер. Того, кто работает на бульдозере называют бульдозерист. Он на этой машине ровняет поверхность площадки.
- После бульдозера за работу принимается экскаватор. Того, кто работает на экскаваторе называют экскаваторщик. Он роет котлован.
- Теперь пора укладывать блоки для фундамента дома, для этого нужен подъемный кран. Того, кто работает на подъемном кране называют крановщик.
- После закладки фундамента на строящийся объект прибывает бригада каменщик. Они выкладывают из кирпича стены здания
- И вот наш дом почти построен, но остался один рабочий, который работает выше всех – это кровельщик. Он покрывает крышу.
- Затем на стройку прибывают плотники. плотники устанавливают двери и окна.
- А из чего сейчас построены наши дома? Из каким материалов? Как вы думаете наши дома прочные? Удобные? Почему? А красивые ли они? Что делает человек, для того чтобы украсить свой дом?
Правильно, наши дома сейчас очень прочные, они могут защитить на от любой непогоды, так же они комфортные для нас.
- Ребята, интересный путь мы с вами проложили?
- Давайте вспомним, где мы были?
-Ну, а теперь пора возвращаться, нужно поторопиться.
(Воспитатель предлагает во время плавания поиграть в игру «Море волнуется раз»)
(Шум волны, педагог замечает бутылку)
Что за бутылка у нас на пути? Заглянем в неё? (в бутылке лежат картинки жилищ домов и материалов из которых строили дома разных периодов.) Педагог предлагает детям объединиться в пары.
- Чтобы нам не запутаться, я предлагаю выбрать себе пару. Кто разложит картинки с изображением домов человека и материалом из которых их строили древних времен, старины, современного мира?
- Давайте, эти все картинки разложим на реке времени.
Приклеим все картинки на ту остановку времени, где они возникли.
Давайте теперь поменяемся и проверим, все ли картинки вы правильно приклеили.
Какая река времени у нас получились! Как вы думаете, с помощью чего лучше всего получается строить дома? Почему? (рассуждения детей).
Посмотрите на таблицу. Как вы считаете, какое жилище человека самое удобное, прочное и красивое? В каком доме вы бы хотели жить?
-Сейчас с помощью этой таблицы мы выясним чье предположение было верным. --Напротив каждого жилища человека мы будем отмечать есть ли такое качество. (удобство, прочность, красота). Если вы согласны с утверждение, то мы на таблицу крепим зелёный кружок, а если вы не согласны, красный кружок.
-Пещеры, они красивые? Каким Кружочком отметим?
-Они прочные? Удобные?
-Шалаши, они красивые? Каким кружком отметим? Они прочные? Удобные?
-Деревянные дома, они красивые? Они прочные? Почему? Удобные? Почему ты так думаешь? Каким кружком отметим?
-Итак, давайте посмотрим на таблицу, лучшим домом будет тот, у которого больше зеленых кружков. (анализ таблицы).
Самостоятельная деятельность
(Рассматривают домов будущего на реке времени)
Ребята, а вы хотели бы побыть архитекторами, придумать и нарисовать дома будущего?
Как мне понравилось с вами путешествовать!
- Вы были отличными матросами.
Кому бы вы хотели показать реку времени?
Ребята, что вы узнали за время нашего путешествия?
Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели рассказать о своем путешествии?
- В будущем, я предлагаю в нашей группе создать выставку ваших рисунков на тему «Дом будущего»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе. Речевое развитие. Тема «Путешествие по реке времени. История жилища и бытоустройства»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе....

Познавательно-исследовательская деятельность. Современная педагогическая технология «Река времени».
В данном докладе будет идти речь о технологии "Путешествие по реке времени", как о поисково - исследовательской деятельности....

Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"
Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром дошкольников подготовительной группы «Путешествие по реке времени» История жилища человека
Возраст детей: подготовительная группаПриоритетные образовательные области: познавательное развитие.Цель:создание условий для развития у детей познавательной активности и представлений об истори...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие по реке времени» «История создания книги»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности«Путешествие по реке времени»«История создания книги»Цель: расширение и систематизация знаний детей о книгах, об истории со...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада. Тема: «История жилища и бытоустройства».
Конспект занятия по технологии "Река времени" Н.А. Коротковой...

