Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада. Тема: «История жилища и бытоустройства».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тарасова Татьяна Михайловна

Конспект занятия по технологии "Река времени" Н.А. Коротковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_zhilishcha.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

в подготовительной группе детского сада.

Тема: «История жилища и бытоустройства».

Программное содержание:

  • Расширять кругозор детей, дать им зримые образы истории человеческой цивилизации, жилища человека и его бытоустройства.
  • Продолжать учить детей находить зависимость вида жилища человека и его бытоустройства от образа и условий жизни людей.
  • развивать познавательную активность ребенка посредством познавательно-поисковой, продуктивной и игровой деятельности;
  • стимулировать любознательность и проявление детской инициативы.
  • Активизировать речь детей словами: первобытный человек, каменное орудие труда, изба, печь, керосиновая лампа.

Подготовка воспитателя:

  • Изготовление панно «река времени»
  • Подбор иллюстраций по истории развития жилища и быта человека.

Демонстрационный материал:

  • Иллюстрации по истории развития жилища и бытоустройства человека.
  • Плакат «Река времени»
  • Клей.

Предшествующая работа:

  • Систематические занятия по развитию речи и ознакомления с окружающим.
  • Индивидуальные занятия
  • Привлечение детей и родителей к коллекционированию иллюстраций по истории развития жилища и благоустройства человека.

ХОД НОД

Воспитатель: Дети, как вы думаете, движется или нет время и замечаете ли вы это движение?

Дети: Время движется, мы становимся старше каждый год, чем были.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, изменяется ли жизнь у людей. Всегда ли жили люди так, как сейчас

Дети: Нет, раньше многое было по другому.

Воспитатель: Мы сейчас с вами отправимся в путешествие по «реке времени». Вот это «река времени» (показывается панно). В путешествии мы сделаем три остановки. Первая остановка называется «Древность». Как вы думаете, можно ли узнать о том, что было давным давно, о чем мы помнить не можем?

Дети: Можно рассмотреть картинки-иллюстрации в книгах, посмотреть исторические фильмы по телевизору и т.д.

Воспитатель: А еще нам помогут узнать, что происходило много-много лет назад археологи-люди, которые делают раскопки, находят в земле различные старинные предметы, вещи, первые, их называют первобытные люди.

История жилищ человека уходит далеко в прошлое. Кто знает, как называется первое жилище человека? (Пещера). Когда-то очень давно не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары люди стали искать убежище в пещерах. Первым жилищем была пещера, строить там ничего было не нужно разве, что выгнать из неё поселившегося ранее соплеменников. Позже появились шалаши из веток и костей мамонтов. Строительным материалом служили дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов. А сверху на них делали покрытие из шкур.

-Ребята, а как вы думаете, удобно ли было жить в пещерах? Давайте потрогаем камень, который я для вас приготовила.

-Какой камень на ощупь? Вся пещера состояла из камней. Удобно ли было стоять на такой поверхности? А спать? А почему? Как вы думаете, была ли пещера прочным жилищем для человека? Почему?

- В шалаше было ли удобно первобытным людям? Прочным ли было такое жилище? А давайте проверим?

У меня есть макет шалаша. Из чего был сделан шалаш? Как вы думаете был ли шалаш прочным жилищем?

Ребята, а если вдруг начнётся сильный, порывистый ветер, сможет ли такой дом устоять и защитить людей, живущих в нём? Давайте проверим, подуем на шалаш. Что с ним произошло? Правильно, он весь развалился. А сможет ли такой шалаш уберечь людей от сильного дождя? Проверим? Польём водичкой наш шалаш. Что произошло?

- А удобно ли было жить в шалаше холодной снежной зимой?

- Молодцы ребята, вы были правы.

-Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше.

Рассмотреть с детьми иллюстрации: жилище первобытного человека, его каменных орудий труда, одежды, добывания огня. С детьми остановка «Древность» заполняется иллюстрациями.

Воспитатель предлагает отправиться дальше в путешествие.

Воспитатель: И вот наша вторая остановка. Мы с вами очутились в старине.

Посмотрите, вокруг нас старинная обстановка, прялка, сундук, самовар. Как вы думаете, как люди готовили пищу?

Дети: Пищу готовили в печке, появились спички, огонь разжигали спичками, воду приносили в ведрах с реки.

Воспитатель: Вот ребята, шли года. Как только у человека появился деревянный дом – появилась профессия строитель. Люди осваивали профессию плотник. На Руси плотник, был как строитель.

Основой деревянного дома был сруб. Сруб – это скреплённые между собой четырехугольник бревна. Древесина была доступным материалом. Ребята, а как вы думаете, почему древесина была доступным материалом на Руси? Правильно.

Строить начинали ранней весной, заканчивали осенью. Чтобы дом был теплый, плотники между бревнами закладывали мох. В качестве кровельного материала сначала выбирали солому. Как вы думаете, прочная ли была крыша из соломы? Почему? Когда люди поняли, что соломенная крыша не прочная, они стали делать крышу из дерева. Дом строили топорами.

Ребята, давайте потрогаем деревянный брусок. Какая он? Как вы думаете, были ли такие дома удобными? А были ли они прочным? Почему?

Да эти дома были удобными, день и по сей день в деревнях люди живут в деревянных домах. Так же они были прочными, деревянные дома могли защитить людей от ветра и непогоды. Деревянные дома, если древесина у них обработана специальным раствором, могут простоять много лет. Только теперь их и строят немного по-другому и различных удобств в них побольше. Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть. Я буду называть материал, а вы будете называть дом, сделанный из этого материала.

Дом построенный из дерева? (Деревянный)

Дом построенный из кирпича? (Кирпичный)

Дом построенный из бетона? (Бетонный)

Дом построенный из стекла? (Стеклянный)

Дом построенный из железа? (Железный)

Дом построенный из песка? (Песчаный)

Дом построенный в земле? (Землянка)

Воспитатель: А будет ли дом построенный из песка прочным и надёжным?

Дети: Нет он легко разрушится.

Воспитатель: А из какого материала ещё не стоит строить дом?

Дети: Из стекла, он может разбиться.

Воспитатель: И ещё такой дом будет прозрачным и всё будет видно. Как вы думаете, а кому очень понравиться такой стеклянный домик? Туда можно налить воды и там прекрасный будет дом, для кого?

Дети: Для рыбки.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)

Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу — сомкнуть руки над головой)

Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)

Будет жить в нем старый гном. (Приседают)

Дети заполняют остановку «Старина».

Вот наша следующая остановка. Как вы считаете, где мы очутились?

-Правильно, мы с вами находимся в нашем времени, здесь нам все знакомо.

-Ребята, а какие дома у нас сейчас? Опишите их.

- Какие еще дома бывают в наше время?

- Юрта (сборный - разборный дом - кочуют всегда)

- Иглу (эскимосы)

- Чум (оленеводы)

- Из глины (сохраняет прохладу)

- Трейлер

- Надувной дом (геологи, стихийные бедствия)

- Лодка – дом

- Дом кочевников,шатер, юрта и т. д.

- Сегодня, чтобы построить жилой дом, требуется привлечение специальных механизмов и большого количества людей самых разных строительных профессий. А какие строительные профессии знаете вы? Строитель должен многое знать и многое уметь.

Вы хотите узнать, как и какими специалистами строится дом?

• Первым принимается за работу по строительству дома архитектор. Он делает проект дома. Чертит, рисует.

• Когда проект дома готов, начинают готовить строительную площадку. Первым на строительную площадку приезжает бульдозер. Того, кто работает на бульдозере называют бульдозерист. Он на этой машине ровняет поверхность площадки.

• После бульдозера за работу принимается экскаватор. Того, кто работает на экскаваторе называют экскаваторщик. Он роет котлован.

• Теперь пора укладывать блоки для фундамента дома, для этого нужен подъемный кран. Того, кто работает на подъемном кране называют крановщик.

• После закладки фундамента на строящийся объект прибывает бригада каменщик. Они выкладывают из кирпича стены здания

• И вот наш дом почти построен, но остался один рабочий, который работает выше всех – это кровельщик. Он покрывает крышу.

• Затем на стройку прибывают плотники. плотники устанавливают двери и окна. Стекольщики застекляют окна.

• Сантехники прокладывают в доме трубы для холодной и горячей воды, для системы отопления, канализации и газовых труб.

• Электрики – проводят электрический свет в доме.

• Затем на строящемся объекте приступают к работе мастера отделочных работ: Маляр и штукатур.

- А из чего сейчас построены наши дома? Из каким материалов? Как вы думаете наши Дети встают в круг и играют с мячом в игру «Назови профессию».

- Кто кладет кирпичи, строит стены домов? (каменщик)

- Кто делает из дерева двери, окна, пороги, деревянные лестницы? (Плотник)

- Кто придумывает вид дома и делает его чертежи? (Архитектор)

- Кто поднимает на стройке грузы наверх дома? (Крановщик)

- Кто красит стены и белит потолки? (Маляр)

- Кто прокладывает провода, чинит электрические приборы? (Электрик).

- Кто прокладывает и чинит водопровод и канализацию? (Слесарь- водопроводчик)

- Кто кладет керамическую плитку на стены? (Плиточник).

Воспитатель: Скажите, а дома прочные? Удобные? Почему? А красивые ли они? Что делает человек, для того чтобы украсить свой дом?

Дети заполняют остановку «Современность».

«Путешествие нас ждет, река времени несет.

В детский сад мы пребываем. Много нового узнали»

Вот мы и вернулись. Никто не остался в прошлом?

Воспитатель: Ребята, интересный путь мы с вами проложили? Давайте вспомним, где мы были? (рассматривают панно «река времени».

Какая река времени у нас получились! Посмотрите на нее, как вы считаете, какое жилище человека самое удобное, прочное и красивое? В каком доме вы бы хотели жить?

Сейчас с помощью «реки времени» мы выясним чье предположение было верным. Напротив каждого жилища человека мы будем отмечать есть ли такое качество (удобство, прочность, красота). Если вы согласны с утверждение, то мы крепим зелёный кружок, а если вы не согласны, красный кружок.

Воспитатель: Пещеры, они красивые? Каким кружочком отметим? Они прочные? Удобные?

Шалаши, они красивые? Каким кружком отметим? Они прочные? Удобные?

Деревянные дома, они красивые? Они прочные? Почему? Удобные? Почему ты так думаешь? Каким кружком отметим?

Итак, давайте посмотрим, лучшим домом будет тот, у которого больше зеленых кружков (анализ таблицы).

Ребята, а вы хотели бы побыть архитекторами, придумать и нарисовать дома будущего?

Как мне понравилось с вами путешествовать! Кому бы вы хотели показать реку времени?

Ребята, что вы узнали за время нашего путешествия? Что для вас было самым интересным?

- В будущем, я предлагаю в нашей группе создать выставку ваших рисунков на тему «Дом будущего»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада тема: «Береза как символ России»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в  подготовительной  группе детского сада тема: «Береза как символ России»...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада Тема: «Путешествие по реке Кубань»

Программное содержание: Образовательные: Углублять и уточнять представления о родном крае, реке Кубань. Знакомить с растениями, животными, птицами нашего края. Развивающие: Развитие внимания, памяти, ...

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада "Как Муравьишка домой спешил"

Конспект НОД по « Познавательному развитию» в подготовительной группе « Пчелка»Цель образовательной деятельности: Формирование у детей элементарных математических представлений, речевого развития чере...

конспект СОД по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада "Как звери к зиме готовятся"

В конспекте представлен вариант использования художественной литературы (М. Пришвин рассказ "Ёж" с целью углубления знаний у детей о приспособлении некоторых видов животных к зимним условиям...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада Тема: «Что такое донорство»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе детского садаТема: «Что такое донорство»...