Опытно - экспериментальная деятельность "Деревья, их строение и свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Сухорученкова Любовь Евгеньевна

конспект занятия старшая группа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деревья, их строение и свойства.

Цель: повышать интерес у детей к опытно-экспериментальной деятельности. Использовать гидрогимнастику и массаж рук для воздействия на благоприятные для речевого развития точки

Задачи:

Образовательная: познакомить детей со свойствами дерева. Закрепить с детьми правила безопасного поведения с огнем.

Развивающая: развивать умение определять существенные признаки свойства материала. Развивать мышление, внимание, обогащать словарный запас детей.

Материалы: ёмкость с водой, карандаши, точилка, иллюстрации по теме «Огонь», кукла – «Дед Знай».

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, я узнала сегодня, что к нам в детский сад спешит гость, а кто это, попробуйте отгадать загадку.

Воспитатель:

Про все на свете знает он,

Советы всем дает,

Детей он очень любит

И каждый день их ждет.

Живет в лаборатории

Мудрый, старый дед.

Кто же это, дети?

Прошу вас дать ответ.

Ответы детей: Дедушка Знай

Звучит песня «Ужасно интересно все то, что неизвестно…», музыка В. Шаинского (один куплет). Появляется кукла «Дед Знай».

Дед Знай. Здравствуйте ребята. Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли ученых и заняться исследованиями. Хотите быть исследователями?

Дети:Да

А вот, что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

Дети: Лес.

Дед Знай. Правильно. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев.  Верно ли, что деревья нужно беречь! (ответы детей)

Человек использует древесину в своей жизни, из нее можно сделать много полезных предметов, которые так необходимы для жизни человека. Ребята, а какие предметы делают из дерева?

Дети: мебель, стулья, игрушки.

Дед Знай: Правильно. Хотите поиграть со мной в игру, тогда отгадайте загадку: зимой и летом одним цветом (елочка).

Пальчиковая гимнастика «Елочка»

 Вот стоит большая елка,

 А на ней растут иголки,

 Есть на елке также шишки,

А внизу берлога мишки.

(Дети соединяют подушечки больших указательных средних безымянных пальцев мизинцев обеих рук после этого сближают руки раздвигая пальцы).

Сейчас я предлагаю поговорить о свойствах дерева и заняться исследованиями.

Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы.

Опыт 1. Дерево легкое, не тонет.

  • Итак, первое свойство, которое мы исследуем, требует от нас проведения серьезного эксперимента. На столе емкости с водой и предметы на подносе. Возьмите металлический предмет и опустите его в воду. Что с ним стало и почему?

Дети: он утонул.

  • А теперь возьмите бумагу и опустите ее в воду. Что с бумагой и почему?

Дети: Она намокла и тоже утонула.

Опыт 2. Дерево горит, дает тепло и свет.

  • Второй эксперимент мы не сможем провести, так как он очень опасный. Этот эксперимент я покажу по картинке. Если поджечь дерево, то оно начинает гореть. Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Посмотрите на иллюстрации и расскажите, может ли огонь быть другом человеку?

Дети. Да, может.

Дед Знай: А как он помогает?

Дети: Огонь нужен, чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор, чтобы было светло.

Дед Знай. Что заметили люди, когда горит дерево, древесина?

Дети: что становится светло и тепло. Можно разжечь костер в лесу. На костре можно приготовить пищу.

Дед Знай: А как вы думаете, когда огонь становится врагом человеку? Может он быть опасным?

Дети: Да.

Дед Знай. А когда? От чего может произойти пожар?

Дети: когда люди неосторожно обращаются с огнем или когда дети берут в руки спички.

Дети: нельзя детям брать спички, поджигать траву, бумагу, оставлять мусор в лесу. Может произойти пожар. Брать спички и разводить огонь могут только взрослые.

Дед Знай: Какие беды приносят пожары?

Дети: могут погибнуть люди, животные в лесу, погибнет лес, насекомые.

Мы с вами выяснили второе свойство. Назовите его.

Дети: дерево горит, дает тепло и свет.

Опыт 3. Дерево сохраняет тепло.

Дед Знай. Теперь мы с вами попробуем выяснить следующее свойство.

  • Возьмем две кружки, деревянную и стеклянную с теплой водой
  • Какая кружка долго сохраняет тепло?

Дети: деревянная. В ней вода теплая. А в стеклянной кружке вода быстро остывает.

Мы с вами выяснили третье свойство дерева. Назовите его дети.

Дети: дерево сохраняет тепло.

Дед Знай. Юные исследователи, какие же свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?

Ответы детей:

1. Дерево легкое, не тонет.

2 Дерево горит, дает тепло и свет.
3. Дерево сохраняет тепло.
4. Древесина легко поддается обработке.

Дед Знай. Таким образом, дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому человек его широко использует в быту.

Дед Знай: Мне было приятно с вами пообщаться. Я подготовлю для вас новые опыты и обязательно приду к вам в детский сад. До свидания. До новых встреч!

Литература:

  1. Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» Санкт-Петербург 2015г, методическое пособие.
  2. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом.Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий центр «СФЕРА». Москва 2002.
  3. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М.: Сфера, 2010, 64 с., С. 3-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению со свойствами воды. младший дошкольный возраст

В работе представлен практический материал по ознакомлению со свойствами воды детей младшего дошкольного возраста. Предназначен для индивидуальной работы с детьми....

Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению со свойствами снега. младший дошкольный возраст

В работе представлен практический материал для ознакомления со свойствами снега детей младшего дошкольного возраста. Предназначен для индивидуальной работы с детьми....

Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению со свойствами песка. Младший дошкольный возраст.

Материал опытно - экспериментальной работы предназначен для индивидуальной работы с детьми младшего дошкольного возраста....

Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению со свойствами воздуха. Младший дошкольный возраст.

Материал опытно - экспериментальной работы предназначен для индивидуальной работы с детьми младшего возраста....

Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

Занятие в подготовительной группе Опытно-экспериментальная деятельность на тему: "Вода. Свойства воды"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка — детский сад №383»Приволжского района города Казани...

Опытно-экспериментальная деятельность: "Вода и её свойства"

экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста способствует активному познанию окружающего мира, проявлению исследовательской активности,овладению способами практического взаимодействия с о...