Проект "Лук- здоровью друг!"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Лосева Ольга Николаевна

Познавательно-исследовательский проект

 Тема «Лук – здоровью друг».

Средняя группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила проект

Воспитатель:  Лосева О.Н.

 

 

 2023 год

 

 

«Лук – здоровью друг»

 

Вид проекта: познавательно-исследовательский
Тип проекта: среднесрочный
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Сроки реализации: 1 месяц 
Актуальность: 
Многие родители, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность,
привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, я создала условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Цель: формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом.

Задачи: 
- расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (земля, влага, тепло, свет);
- формировать представления детей о здоровом образе жизни, значимости употребления зеленого лука в пищу для здоровья человека.
- развивать познавательный интерес, любознательность.
- учить наблюдать, делать выводы.
- воспитывать желание производить трудовые действия;
- формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями (вовремя полить, взрыхлить почву); 
- Развивать творческие способности детей.
- воспитывать у детей умение приобретать опыт исследовательской деятельности.
- Вовлекать родителей в педагогический процесс ДОУ. 
Планируемый результат: 
Дети получат знания, что растение живое, о значении света для растений, зачем растениям нужна вода.
Научатся сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам.
Приобретут новый опыт исследовательской деятельности, расширили свой кругозор и мыслительную деятельностью.
Проводимая работа позволит воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растениям, дети научатся работать вместе, помогать друг другу.
Итоговое мероприятие: Выставка детских работ «Лук – здоровью друг»


 

Этапы проекта:

1. Аналитический: Выявление знаний детей о луке, анкетирование родителей
2. Этап подготовительный, теоретический:
Подбор иллюстраций, художественной литературы, изготовление дидактических игр, атрибутов к подвижным играм, составление плана работы. Привлечение родителей к организации и реализации проекта (подготовка земли, луковиц для посадки).
3. Этап практический: 
Разные виды деятельности по теме (Лепка, аппликация, рисование, конструирование) 
Беседы , чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихотворений, пословиц, физкультминуток, организация разных видов игр, просмотр презентаций и видеороликов и обучающих мультфильмов.
Посадка лука разными способами (в воду, в землю, наблюдение за ростом лука в группе), уход за ним.
4. Этап заключительный: 
Сбор урожая, дегустация лука. 
Оформление выставки для родителей детей и педагогов «Лук – здоровью друг»

Приложение 1 План реализации проекта
1. Аналитический этап
Викторина для детей «Лук – лучок»
Анкета для родителей «Что вы знаете о луке?»

2.Подготовительный этап
Составление плана, определение целей и задач проектной деятельности.
Подбор материала для реализации проекта
Подготовка земли, луковиц для посадки с вовлечением родителей

3. Практический этап
Понедельник ( 6 февраля)
Чтение сказки – притчи о пользе лука «Луковая семья»
Рассматривание иллюстраций (поэтапный рост луковицы)
Обследование луковицы (цвет, форма, запах)
Понедельник (13 февраля)
Беседа: «Для чего мы кушаем лучок?»
Чтение стихотворений «Тетушка Ау», «Луковое счастье», «Лук».
Дидактическая игра «Во саду и в огороде…» 
вторник( 14 февраля)
Трудовая деятельность «Посадим лук».
Заучивание пословиц о луке
Лепка «Лучок».
Четверг (16 февраля)
Просмотр видеоролика о росте лука
Подвижная игра «Лук-лучок»
Пятница (17 февраля)
Рассматривание иллюстраций о пользе лука
Раскраски «Лук»
Наблюдение за ростом лука
Понедельник (20февраля)
Рисование «Лук – здоровью друг» 
Трудовая деятельность «Польем и порыхлим лучок»
Вторник (21 февраля)
Отгадывание загадок о лучке 
Подвижная игра «Съедобное – несъедобное" 
Среда (22  февраля)
Чтение стихотворений Е. Борисова, А. Тесленко, Л. Генералова 
Слушание песни «Лук –лучок золотая луковица»
Четверг (24февраля)
Рисование «Волшебный лучок». 
Физкультминутка про лучок
Пятница (25февраля)
Чтение сказки – притчи о пользе лука «Сказка о Луке» - создать условия для формирования у детей познавательного интереса;
Наблюдение за ростом лука
Трудовая деятельность «Польем и порыхлим лучок»
Понедельник (27 февраля)
Беседа: «Польза лука для человека»
Просмотр презентации «Лук от семи недуг»
Вторник (28 февраля)
Аппликация «Дружная семейка»
Наблюдение за ростом лука 
Отгадывание загадок о луке 
Среда (1 марта)
Конструирование «Грядка для лука»
Игровая ситуация «Кукла заболела»
Четверг (2 марта)
Трудовая деятеьность «Польем лучок»
Беседа «Лук – всем полезный друг»
Чтение сказки – притчи о пользе лука «Три брата луковки»
Пятница (3 марта)
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Наблюдение за луком
Понедельник (6 марта)
Рассматривание иллюстраций по теме
Дидактическая игра «Где растет?»
Трудовая деятельность «Польем и порыхлим лучок»
Вторник (7 марта)
Дидактическая игра: «Огород круглый год»
Аппликация «Лучок – золотой бочок» 
Заучивание пословиц о лучке
Четверг (9 марта)
Чтение стихотворений о лучке Е. Попова, Е. Груданов, И. Ефремов
Просмотр мультфильма «Лук»
Пятница (10 марта)
Наблюдение за луком 
Беседа с доктором Айболитом о витаминах

4. Заключительный этап

Сбор урожая, дегустация лука
НОД «Зеленый доктор» с использованием ИКТ
Выставка детских работ «Лук – здоровью друг»

Работа с родителями:
Консультации: «Лук от семи недуг», «Полезные свойства репчатого и зеленого лука», «Чем хорош лук»

Приложение 2

Загадки о луке
1. Сидит дед во сто шуб одет, 
Кто его раздевает, 
Тот слезы проливает.
(Лук)

2. Не умеет он смеяться,
И не любит раздеваться.
Кто кафтан с него снимает,
Часто слёзы проливает.
(Лук)

3. Очень горький - но полезный!
Защищает от болезней!
И микробам он не друг -
Потому что это - ... .
(Лук)

4. Кто на свете всех полезней,
Кто спасёт от всех болезней,
Кто обидит нас без рук? – 
Маленький, коварный... 
(Лук)

5. Никого не огорчает, 
А всех плакать заставляет.
(Лук) 

Приложение 3

Сказка-притча «ЛУКОВАЯ СЕМЬЯ»

(КНИГА "СКАЗОЧНЫЙ СПРАВОЧНИК ЗДОРОВЬЯ" (ТОМ 2))
В воскресный день пошла хозяйка на базар за луком, да никак не могла выбрать, какой же лук ей лучше купить. В конце концов, она купила на пробу все луки, которые продавались в тот день на базаре. Так попали в одну корзинку братья луки из разных луковых семей. Вечером, когда все ушли с кухни, луки разговорились.
— Не расскажите ли, братцы, что-нибудь интересное о себе, — подал голос Репчатый лук с зелеными перьями на макушке. — Скучно лежать молча.
— Да, действительно, жизнь у тебя скучная и вкус горький, — откликнулся Лук-слизун, гордо расправив свои светлые и темно-зеленые длинные листья. Вот мой вкус гораздо более приятный. Когда распускаются мои белые и фиолетовые шары-соцветия, огород превращается в прекрасный сад. Из всех луков я самый красивый и самый урожайный. Ты, Репчатый, — тихоня: по пять лет растешь и всего одну луковицу выращиваешь; а один мой двухлетний куст дает до тридцати луковиц. Дети меня просто обожают. У одной девочки я даже вылечил малокровие.
— Вот расхвастался, — откликнулся Шнитт-лук. — Как будто ты один красив и целебен. У меня листья тоже очень нежные, а ярко-красные и фиолетовые соцветия до того хороши, что глаз не оторвать.
— Все-таки мы, луки, не цветами должны гордиться, а луковицами, — вступил в разговор Многоярусный лук. — Ты, Лук-слизун, хоть и выращиваешь много луковиц, да они у тебя не настоящие, а ложные, как, впрочем, и у Шнитт-лука. Ваши так называемые луковицы — просто небольшие утолщения в нижней части пера. Я же на своем цветочном стебле выращиваю настоящую прикорневую луковицу и множество маленьких деток-луковичек. Представляете, как удобно: не надо ждать, когда семена прорастут — сразу готовые луковички. Они у меня идут на размножение, а прикорневые луковицы едят.
— Братцы, главное в нас не только то, как выглядят наши цветы и луковицы, — примирительно сказал Лук-порей, взмахнув веером своих длинных листьев, — главное, что все мы служим людям нашими витаминами. Особенно мы богаты витамином С, как вы все знаете. Я, например, научился даже в зимний период его не расходовать, а, наоборот, накапливать. Мои молодые листья и стебли в свежем, вареном, сушеном и консервированном виде необыкновенно вкусны и питательны, и укрепляют человеку голос.
Долго братцы-луки своими достоинствами друг перед другом хвастались, пока не устали. Один Репчатый лук все время молчал, будто язык проглотил.
— А ты что молчишь? — обратились к нему братья.
— Да что говорить: обо мне и так все известно, — скромно произнес Репчатый лук. — Вы на огородах — редкие гости, а меня в каждом огороде полным-полно. Не смотря на мой горький характер, люди давно взяли меня к себе на службу, и я помогаю им всем, чем могу.
В эту минуту в кухню вошли хозяйка и ее дочка.
— Ой, как больно, — плакала девочка. — Зачем эта злющая оса ужалила меня? Посмотри, мама, у меня рука опухает.
— Подожди, не плачь, — сказала хозяйка, доставая из корзины репчатый лук. Она разрезала луковицу пополам и велела дочке:
— Скорее натри больное место половинкой луковицы. Старайся, чтобы на укус попало как можно больше лукового сока.
Девочка натерла луком больное место, и боль прошла, а от опухоли и следа не осталось.
— Видишь, как быстро помог тебе репчатый лук, — сказала мама. — Всегда с ним дружи. Когда у нас с твоим папой свадьба была, нам сплели огромный золотистый венок из репчатого лука, на счастье.

— Разве счастье от лука зависит? — засмеялась девочка.
— Счастье, может, и не от лука зависит, но древние обычаи не зря придуманы, — задумчиво сказала мама. — Помню дедушка рассказывал нам о страшной чуме, которая пол города убила. Однако в те дома, где лук был ежедневным гостем, чума не посмела заглянуть. А бабушка рассказывала, как она свою любимую корову от страшной эпидемии спасла. Повесила ей на шею луковый венок, и буренка ее осталась жива, когда другие коровы падали одна за другой. Наши предки не глупее нас были, не зря они детям на грудь луковки вешали, как талисман от всех бед и болезней. Если ты, доченька, каждый день будешь съедать хотя бы по луковке, никакие болезни тебе не страшны.
— Как хорошо, что у нас есть такой защитник, — ласково сказала девочка и вышла вместе с мамой из кухни.
— Вот, оказывается, какой удивительный наш братец, Репчатый лук, — уважительно сказал Лук-порей. — Долго растет, да много пользы приносит.
— Тише едешь, дальше будешь, — тихо прошептал Лук-слизун, и все луки почтительно склонили зеленые листья в сторону своего Репчатого собрата

 

Приложение 4

Анкета для родителей «Что вы знаете о луке?»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Это поможет правильно организовать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.

1. Лук относится:
А) к фруктам
Б) к овощам

2. Где выращивают лук?
А) В саду
Б) На огороде
В) Другой вариант ответа_______________________________________

3. Какие виды лука вы знаете?
______________________________________________________________

4. Как часто вы используете лук в своем обиходе?
А) Каждый день
Б) Очень редко
В) Не использую

5. Какие целебные свойства лука Вы знаете?
А) Помогает от кашля
Б) Защищает от бактерий
В)Другой вариант _______________________________________________
СПАСИБО!
 

I. Библиографический список:

1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.

2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.

3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.

4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.

5. Интернет ресурсы
6.КНИГА "СКАЗОЧНЫЙ СПРАВОЧНИК ЗДОРОВЬЯ" (ТОМ 2):об овощах

7.Е. Попова, Е. Груданов, И. Ефремов Фотоматериалы: Стихи для детей про овощи
Трудовая деятельность "Посадим лук

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Лук- здоровью друг"

Формирование  навыков экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития . Учить детей ежедневно ухаживать за растениями в комнатных условиях.Расширять знания детей о л...

"Лук - здоровью друг"

Экологический проект...

паспорт проекта "Зеленый лук - здоровью друг"

Цель проекта: формировать исследовательские  навыки  у ребенка дошкольного возраста средней группы....

презентация проекта "Зеленый лук - здоровью друг"

Цель проекта: формировать исследовательские  навыки  у ребенка дошкольного возраста средней группы....

Экологический проект на тему «Лук - здоровью друг» в старшей группе

Данный проект предназначен для детей старшей группы ДОУ. Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей об овощах. Проект объединяет воспитателей, родителей и детей в о...

Проект по экспериментированию "Зеленый лук-здоровью друг!"

Актуальность проектаДети дошкольного возраста обладают небольшим запасом знаний о выращивании лука и его полезных свойствах, о том, где он может произрастать, о необходимых условиях роста.Их интерес к...