Главные вкладки
Конспект занятия в старшей группе (исследовательская деятельность) «Свойства льда»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формировать умения устанавливать элементарные причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности. Расширять представление детей о свойствах льда.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе (исследовательская деятельность)
«Свойства льда»
Цель: организовать практическую и познавательную деятельность детей через экспериментирование со льдом
Образовательные:
- Формировать умения устанавливать элементарные причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы и умозаключения при проведении опытно-исследовательской деятельности.
- Расширять представление детей о свойствах льда
Развивающие:
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
- Развивать речь, логическое мышление дошкольников, наблюдательность, внимание, воображение, умение делать выводы;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к окружающему миру и экспериментированию.
Предварительная работа:
- наблюдение за льдом во время прогулок,
- чтение стихов и загадок,
- рассматривание иллюстраций
Материалы и оборудование:
- воздушный шарик
- письмо, конверт,
- 2 емкости с водой (горячая, холодная)
- кубики льда на каждого ребенка
- ложки на каждого ребенка,
- стаканы с водой, на каждого ребенка,
- стаканчики с крепким солевым раствором, с добавлением краски,
- тарелочки, бумажные салфетки,
- молоточек на каждого ребенка,
- фартуки, халаты.
Ход занятия
Организационный момент.
Станем рядышком, по кругу
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем привет и добрый день.
Игровой момент. Воздушный шарик. (Слышен шорох)
В: Ребята, вы слышите, что это за шорох? (залетает шарик с письмом).
Ой, это же шарик! А что это на нем такое? Это письмо. Давайте прочитаем и узнаем, кто мог нам его передать.
Мотивация
«Добрый день, дети группы «Звездочки!». Мы, жители сказочной страны, слышали, что вы самые умные и сообразительные в своем детском саду и поэтому просим вас помочь. Однажды утром мы обнаружили, что на улице стало холодно и дороги нашего города были покрыты неизвестным нам веществом, мы не смоли передвигаться по дороге, так как скользили по ней. Помогите? Раньше у нас такого никогда не было, поэтому мы волнуемся! Образец присылаем вам. Помогите нам, пожалуйста. Мы будем ждать от вас ответа. Спасибо!»
Основная часть
Беседа воспитателя с детьми о льде
Посмотрите на этот предмет и скажите, что вы думаете, что это может быть?
(Дети выдвигают предположение, что это лед).
Да это лед. А скажите, когда мы можем его увидеть? (Зимой)
А где можно увидеть много льда? (На реке, на пруду, на земле, где были лужи).
А почему именно зимой на реках, прудах появляется лед? (Потому что сильные морозы и вода начинает замерзать). А целиком промерзают наши реки и озера? (предположение детей) об этом мы с вами узнаем чуть позже.
А как вы думаете можно, увидеть лед летом и где? (В холодильнике). Да правильно. В холодильнике и там может быть лед.
- Поможем сказочным жителям исследовать лед. Скажите, как называются люди, которые проводят опыты? (Исследователи). А где можно проводить опыты? (В специальных комнатах- лабораториях). Как вы думаете, какие предметы нам нужны, чтобы исследовать этот объект (предположения детей). У нас все это есть. Давайте вспомним, как надо вести себя в лаборатории.
Правила поведения в лаборатории:
Не мешать друг другу,
Работать аккуратно,
Громко не разговаривать. Выполнять работу со старшим исследователем- воспитателем.
В лаборатории все должно быть чисто, стерильно.
Воспитатель: - Молодцы, вспомнили все правила поведения в лаборатории.
Перед тем как отправиться в нашу лабораторию, нам нужно надеть спецодежду - фартуки или халаты. Ну, вот теперь мы похожи на настоящих ученых. Я буду руководителем научной группы, а вы, моими помощниками.
Сейчас мы с вами распределимся по лабораториям (дети выбирают жетон с цифрой 1 или 2, определяющий лабораторию).
Экспериментальная деятельность. В лаборатории исследователя.
Ну, что ребята, приглашаю вас в лабораторию, в которой мы проведем наши исследования. Дежурные принесите нам, пожалуйста, все необходимое для экспериментов. (Дежурные приносят из уголка экспериментирования необходимый инвентарь). Дети проходят за столы. (Лаборатория №1»Почемучка», лаборатория №2»Пифагорка»).
Опыт №1 «Какой лед - теплый или холодный, твердый или мягкий?»
Предположение: Лед холодный, твердый.
Ход опыта
Для первого эксперимента нам понадобиться одна тарелочка. Возьмите, пожалуйста. В тарелочки положите кусочек льда. 1 лаборатории предложить определить какой на ощупь лед, 2 лаборатории на прочность. Дети касаются льда и утверждают, что лед холодный. Твердость проверяют, обследуя кусок льда на ощупь, ударяя по нему маленьким молоточком. Лед разбивается на маленькие кристаллики. Дети делают вывод.
Ну что, ребята, какой лед на ощупь? (Холодный и твердый). Давайте это запишем в виде рисунка-схемы (дети записывают рисунок-схему «Лед холодный и твердый»).
А теперь мы с вами проведем следующий опыт.
Опыт №2 «Умеет ли лед плавать»
Предположение: Лед тонет в воде. Ребята, как вы думаете, лед тонет в воде или нет? А целиком замерзают наши реки и озера? Давайте с вами это проверим.
Ход опыта
Для следующего эксперимента нам понадобится: 1 стакан с водой, 1 ложечка. Дети берут ложечкой кусочек льда и бросают его в воду. Лед не тонет в воде, а плавает на ее поверхности. Это значит, что лед легче воды. Дети делают вывод.
Ну что, ребята, тонет ли лед в воде? (Нет, он не тонет, а плавает, потому, что он легче воды). Давайте, запишем это в виде схемы (схема «Лед не тонет в воде»)
- Молодцы, мои исследователи.
Нас ждет еще один опыт, но прежде чем мы перейдем к следующему опыту, давайте с вами отдохнем.
Динамическая пауза «Вода, снег, лед» (приглашаю пройти детей на ковер).
«Снег»- дети свободно бегают, кружатся, делая легкие прыжки;
«Вода»- медленное плавное движение;
«Лед» - дети замирают в разных позах, используя разные исходные положения (стоя, лежа, сидя).
После того, как дети изобразили в движении эти образы, воспитатель вводит сигналы «Холодно», и «Тепло». Дети в образе снежинок кружатся. Сигнал: «Тепло» - дети изображают таяние снега ( из положения, стоя – в положение лежа);
«Холодно»- дети замирают в разных положениях.
Воспитатель: молодцы, ребята. Отдохнули немного, давайте с вами пройдем в нашу лабораторию и проведем следующий эксперимент.
Опыт №3. «В какой воде лед быстрее тает?»
Предположение: лед быстрее тает в горячей воде, чем в холодной.
Ход опыта
Ребята, как вы думаете, в какой воде лед тает быстрее, в горячей или холодной? Дети предполагают, что в горячей быстрее тает лед, а в холодной нет. Давайте с вами это проверим.
Возьмите две глубокие тарелочки, одну с красным бортиком, доугую прозрачную. В тарелочки наливаем холодную и горячую воду. Давайте. Обследуем, какая вода в каждой тарелочке? Дети притрагиваются к тарелочкам, затем делают вывод – в тарелочке с красным бортиком горячая, в белой – холодная. А теперь возьмите 1 кубик льда ложечкой и бросьте его в горячую воду, а 2 кубик льда в холодную. Посмотрите, в какой воде лед быстрее растаял – в горячей или в холодной? (В горячей). Ребята делают вывод.
Ну что, ребята, в какой воде лед быстрее растаял? В горячей воде лед быстрее растаял, чем в холодной. Запишите это в виде схемы «В горячей воде лед быстрее тает, чем в холодной»
Опыт №4 «Какого цвета лед?»
Предположение: цвет льда не зависит от цвета воды»
Ход опыта
Как вы думаете, от чего образуется лед и может он быть разноцветным. Ответы детей.
Воспитатель: а как он может стать цветным? Ответы детей.
Воспитатель: сегодня я вам предлагаю узнать, как можно сделать лед цветным, не превращая его в жидкое состояние.
Для вас я приготовила несколько стаканчиков с водой разного цвета. Эти фигурки мы будем превращать в цветные. Как это сделать я вам расскажу. Перед детьми с помощью дежурных расставляю стаканчики с водой разного цвета, на тарелочках лежат ледяные фигурки.
Сначала на фигурки мы с вами насыпаем немного соли, послушайте, что происходит со льдом. (Ответы детей). Именно по этому в гололед улицы посыпают смесью песка и соли. С ложечки будем лить немного цветной воды, и вы увидите, как цветная вода украшает лед из нутрии цветными узорами.
Что вы видите? Ответы детей
Ну что, ребята, какого цвета у нас лед? Итак, мы с вами убедились, что цвет льда зависит от воды, его можно окрасить, не приводя в жидкое состояние. Что можно сделать из цветного льда? Ответы детей.
- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, как настоящие исследователи. А теперь мы с вами подведем итог нашим опытам. Так, что же такое лед? (Это замерзшая вода). Дети обсуждают каждую схему.
- Ребята, давайте наши схемы составим в конверт, предложим жителям сказочной страны окрасить лед и украсить им улицы города. Давайте с вами привяжем конверт со схемами к шарику, выпустим его на участке детского сада, а он унесет его в сказочную страну. Согласны (да)
Заключительная часть. Итог. Рефлексия
Ну, что ребята, вам понравилось проводить опыты и помогать сказочным жителям? (да) А что вам больше всего запомнилось?
Я надеюсь, что мы с вами и сказочные жители сегодня много интересного узнали о таком явлении как лед.
Ну а мы с вами ждем прогулку. Где выпустим шарик с ответным письмом в сказочную страну.
На этом наша исследовательская работа окончена, вы можете переодеться в свободную форму.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Волшебные свойства воды».
Конспект интегрированного занятия в старшей группе.Тема: «Волшебные свойства воды»Образовательная область: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы....

Конспект познавательного занятия в старшей группе Тема: “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”
Программное содержание:I.1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла. 2. Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир семи органами чувств. 3. Закрепить правила обращени...

Открытое занятие в старшей группе на тему: "Свойства воды"
Открытое занятие на тему свойства воды. Цель: закрепление позновательной активности ребенка в процессе эксперементирования с водой....

конспект интегрированного занятия в старшей группе "Знакомство со свойствами бумаги. Новогодний подарок для птиц"
занятие построенно на эсксперементально-исследовательной деятельности детей и аппликации нетрадиионными способами...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Волшебные свойства воды» 2019г
Цель занятия: обеспечить развитие познавательной активности дошкольников и воспитание бережного отношения к воде как к фактору экологического благополучия для всего живого на Земле, а также обеспечить...

Познавательно-исследовательская деятельность "Свойства льда"
Уточнить представления детей о свойствах льда....

Конспект занятия в средней группе «Знакомство со свойствами льда»
Конспект занятия в средней группе «Знакомство со свойствами льда»....