Экологический час "Возвращение пернатых друзей"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шемякова Лилия Николаевна

Цель: Расширить знания детей о перелётных птицах в весенний период.

Задачи:

 Знакомить детей с жизнью перелётных птиц в естественных природных условиях.  Углубить  знания детей о многообразии птиц и их значении для природы. Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.

Активизировать связную речь детей, обогатить их словарь по теме «Птицы», использовать в речи прилагательные и глаголы;  способствовать активизации  внимания, мышления; развивать мелкую моторику рук через работу с конструктором «ТИКО»

 Воспитывать любовь к природе; доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, желание бороться за их сохранность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Вишенка»

города Губкина Белгородской области

Экологический час «Возвращение пернатых друзей»

Автор:

Шемякова Лилия Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад№12 «Вишенка»

2025 г.

 

Пояснительная записка:  

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Поэтому очень важно ввести ребёнка в мир природы, разбудить его интерес, сформировать реалистические представления-знания о её объектах и явлениях.  

Взаимодействие ребенка с окружающей средой самоценно, потому что обеспечивает ему личный экологический опыт, который, в свою очередь, оказывает весьма существенное влияние на формирование нравственно-экологической позиции личности и ее экологической культуры в целом. Важно, чтобы ребенок сочувствовал, сопереживал, занимался экологически ориентированной творческой деятельностью.

«Воспитательная практика, направленная на экологическое воспитание»

Экологический час «Возвращение пернатых друзей»

Актуальность:

В ходе образовательной деятельности было выявлено, что у детей недостаточно знаний о перелетных птицах. Они путают зимующих и перелетных птиц, не знают, почему перелетные птицы улетают в теплые края. Затрудняются ответить, какую пользу приносят птицы, чем они питаются, что для птиц полезно, а что – вредно.

Роль и место воспитательной практики: данное мероприятие направлено на повышение уровня экологических знаний детей  дошкольного возраста и является частью образовательных областей: «Познавательное развитие» и «Развитие речи»  

Участники: дети  старшего дошкольного возраста с 5-6 лет.

Цель: Расширить знания детей о перелётных птицах в весенний период.

Задачи:

 Знакомить детей с жизнью перелётных птиц в естественных природных условиях.  Углубить  знания детей о многообразии птиц и их значении для природы. Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.

Активизировать связную речь детей, обогатить их словарь по теме «Птицы», использовать в речи прилагательные и глаголы;  способствовать активизации  внимания, мышления; развивать мелкую моторику рук через работу с конструктором «ТИКО»

 Воспитывать любовь к природе; доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, желание бороться за их сохранность.

Планируемые  результаты:

1. Пробудить интерес к жизни перелётных птиц, желание больше узнавать о них.

2. Помочь детям понять причины  отлёта и возвращения перелётных птиц в родные края.

3. Повысить экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к пернатым друзьям.

4. Учить составлять описательный рассказ о перелётных птицах.

5. Воспитывать у детей заботливое и бережное отношение к природе.

Методы и приёмы:

Методы: словесно-наглядные, игровые, проблемно-поисковый, практический, метод моделирования.

Приёмы: вопросы, уточнения, дополнения, напоминания, художественное слово, самооценка.

Кадровые и методические ресурсы: воспитатели и специалисты ДОО, методические материалы  для детей старшего дошкольного возраста  по теме «Перелетные птицы»

Материально-технические ресурсы: звуковая фонограмма «Голоса природы»; презентация «Перелётные птицы»; карточки зимующих и перелётных птиц; карточки с изображением частей тела птиц; конструктор «ТИКО»; мяч.

 Предварительная работа: Беседы на темы: «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья» и др.; рассматривание иллюстраций, репродукций картин на тему «Птицы»; чтение художественной литературы С.Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т. Нужина «Ласточка», «Воробьи», чтение русских народных потешек, закличек ; загадывание загадок про птиц; прослушивание аудиокассет «Голоса природы и птиц», «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры: «Совушка – сова», «Зимующие и перелётные», «Воробушки», «Когда это бывает», «Покажи без слов» и др.

Ход занятия:

Воспитатель: Собирайтесь дети в круг я твой друг, и ты мой друг, вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?

Дети: солнце.

слайд № 1 на экране появляется Солнышко.

Воспитатель: правильно, солнце. Давайте представим, что наши руки это солнечные лучи, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, произнося слова:

«Солнце, солнце

Мы твои лучи

Быть людьми хорошими ты нас научи»

 Воспитатель:

Светает рано по утрам.

 Проталины и тут и там,

 Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

 Звенят под крышами капели.

 Медведь с еловой встал постели.

 Всех солнышко теплом ласкает,

 Кто это время года знает?…. (весна)

Закройте глаза и, послушайте, какими нас чудными звуками радует весна. И попробуйте всю эту картину представить.

слайд № 2 «Голоса природы».

(Звучит запись «Голоса природы»).

Воспитатель 1:

- Что вы услышали? Чьи голоса были слышны? (Птиц).

          -  Когда и где так поют птицы? (Весной, когда прилетают).

          - Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

     22 марта  это день, когда начинают прилетать жаворонки.

Раньше в домах пекли из теста этих птиц, раздавали их детям. А дети с жаворонками выбегали на пригорки и кричали:

Жаворонки, прилетите,

Студёную зиму унесите,

Тёплую весну принесите.

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела.

Таким образом, дети закликали, то есть звали жаворонков, а вместе с ними и Весну  Красну.

 Предлагаю вам тоже позвать весну, а с ней и  птиц.

- А какие птицы прилетают весной?

Дети: (Скворцы, грачи, стрижи, ласточки, жаворонки, утки, лебеди, горихвостки.)  

слайд № 3 перелётные птицы.

Воспитатель:

- Как одним словом можно назвать этих птиц? (Перелётные)

 Каждую весну, наши пернатые друзья возвращаются в родные края. Летят рядами, шеренгами, беспорядочными кучами и поодиночке.

 - Кто знает, как их отличить от других?

слайд № 3 (ласточка, иволга, скворец).

Дети: (У ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, клюв маленький, хвост как две косички.

У иволги жёлтое оперение, а крылышки и кончик хвоста  чёрные.

 Скворец весь чёрный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку. И т. п.

Воспитатель :

Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением. Поэты и писатели их часто в своих произведениях называют ласково: соловей – соловушка. Давайте и мы с вами проявим своё художественное мастерство. Назовём птиц ласково. Что они делают? Отвечая на вопрос, изменяйте слово “летает”.

Игра «Назови птиц ласково».

Дети: Скворец  скворушка…(вылетает) Соловей  соловушка…(улетает) Кукушка  кукушечка…(прилетает) Журавль  журавушка…(подлетает) Грач  грачик…(залетает)

Воспитатель :

Упражнение «Скажи одним словом»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Воспитатель: Что же заставляет перелётных птиц ежегодно совершать такие дальние путешествия? И как они находят дорогу на юг и обратно сюда?

Дети: (не знаем).

Воспитатель: Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

слайд № 4 (полёт птиц клином, цепочкой, стайками)

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

слайд № 5

Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Дети выделяют птицу, которая «заблудилась».

Воспитатель 1:

Самое главное отличие у птиц это их крылья. Благодаря крыльям птицы могут летать. Мы сейчас с вами испытаем красоту полёта.

Пальчиковая игра «Птички» Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать крыльями, полетать и т. д.)

Птицы летят вперёд.

Птицы поднимаются ввысь.

Птицы пикируют вниз.

С помощью конструктора Tiko вы сможете смоделировать птиц парящих в воздухе, клюющих зернышка, сидящих на ветках.

Дети конструируют птиц из конструктора по схемам.

Какие же птицы у нас получились?

- парящие в воздухе,

- клюющие зернышка,

- сидящие на ветках.

Воспитатель : Действительно, весной солнце уже не только светит, но и греет. Возвращаются птицы перелётные и несут на своих крылышках весну. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете этих птиц. Есть такая игра – «Зимующие и перелётные птицы», давайте в неё поиграем.

Музыка

Игра «Зимующие и перелётные птицы» Детям раздаются карточки птиц – перелётных и зимующих; в два ряда стоят стулья. 1ряд прикреплено солнышко и 2 ряд - снежинка. Птицы бегают врассыпную под музыку, со словами:

Птички летают,

Зерна собирают.

Маленькие птички,

Птички – невелички.

После этих слов музыка заканчивается и ″перелётные″ птицы должны собраться около Солнышка, а ″зимующие″ около снежинки.

Ситуативный разговор.

Воспитатель:

 Упражнение «Продолжи предложение, найди причину» Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Воспитатель :

- Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека? (Приносят пользу). Птицы радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить.

 - А что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.)

- Спасибо вам, наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы в природе было больше прекрасных пташек, чтобы они всегда радовали красивой песней.

Дети:  Выполнять правила поведения с пернатыми, чтобы им не навредить.

  Воспитатель: Давайте вспомним, как правильно вести себя, чтобы не причинить вреда птицам.

- Стараться не шуметь, чтобы не побеспокоить птиц и зверей.

- Нельзя разорять птичьи гнёзда

- Нельзя трогать яйца птиц.

- Весной нужно вывешивать скворечники для птиц.

Воспитатель: Кто хочет, чтобы у него в саду поселился скворец, торопитесь делать скворечник. Я верю, что с этого дня у птиц станет больше друзей.

 - Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали?

- О каких новых перелетных птицах вы узнали?

- Что интересного мы узнали о птицах?

 - Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

 - Ребята, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями.

 Молодцы!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Экологическая викторина по теме «Пернатые друзья».

викторина экологической направленности может проводиться как самостоятельное мероприятие, так и , входящее в состав образовательной деятельности, развлечения, праздников, экологического цикла....

Экологический проект в старшей группе "Помогаем нашим пернатым друзьям"

дошДошкольный возраст – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этом возрасте закладывается положительное отношение к природе, к животным и к ...

Экологический проект в старшей группе "Наши пернатые друзья""

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в си...

Проект экологический «Наши пернатые друзья»

Тема проекта «Наши пернатые друзья» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи ста...

Экологический проект " Пернатые друзья - птицы нашего края

                         Экологический проект        « Пернатые друзья- птицы нашего кр...

«Экологический праздник пернатых друзей. День птиц – 1 апреля»

Экологический праздник пернатых друзей. День птиц - 1 апреля....

Экологический проект "Пернатые друзья зимой"

Закрепление представлений детей о знакомых птицах...