Конспект ООД по познавательно - исследовательской деятельности на тему «Всё о соли знать хотим» с воспитанниками старшей группы № 6.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Томилова Оксана Георгиевна

Тема: «Все о соли знать хотим»

Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Обучающие: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать свойства соли опытным путём;  стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Развивающие: развивать познавательные потребности, развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом,  творческие способности, воображение, любознательность;  монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной  деятельности.

Воспитательные:   воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе; воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_sol.docx13.26 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Прогимназия № 108» г. Улан - Удэ

Конспект ООД

 по познавательно - исследовательской деятельности                                                                     на тему «Всё о соли знать хотим»

 с воспитанниками старшей группы № 6.

Составила: воспитатель Томилова О.Г.

2022-2023 учебный год.

Тема: «Все о соли знать хотим»

Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Обучающие: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать свойства соли опытным путём;  стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Развивающие: развивать познавательные потребности, развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом,  творческие способности, воображение, любознательность;  монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной  деятельности.

Воспитательные:   воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе; воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,  социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Оборудование: карточки с символическим изображением методов исследования, словарь, фрагмент программы "Галилео" «Где и как добывают соль»,  альбом "Где используется соль", соль крупная, мелкая и морская соль для ванн, стаканчики пластиковые, блюдца одноразовые, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей), стакан с насыщенным раствором соли, 2 картофелины,  салфетки,  лупы, цветная соль, клей ПВА, раскраски.

Организационный момент:

Воспитатель:  Дети к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.

А сейчас давайте встанем в круг. Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в д/с?

- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.

- Кто рад видеть своих друзей – поднимите руки!

- Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!

                                                Ход  ООД:

  1. Вводная часть.  (Мотивационно-побудительный этап)

Воспитатель:

Ребята, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в моем чудесном мешочке.

Загадка:

                  Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

                  И становится вся пища несъедобной вдруг!

                  Если в ранку попадет – испытаешь боль.

                  Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).

Дети: Это соль!

Воспитатель: Правильно, это соль. А что вы знаете о соли?

Ответы детей…

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос:

«Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»

Ответы детей: для салатов, когда жарят яйца, солят, и т.д.

Воспитатель:

А вы знаете, как люди добывают соль? (пауза)

А хотите узнать секрет появления, рождения соли?                 

2. Основная часть.  (Организационно-поисковый этап).

Воспитатель:  Ребята, хотите стать исследователями и узнать все о соли?

Воспитатель: - Итак, исследователи, где и как мы можем получить необходимые, новые знания о соли?

Дети: -  Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у взрослого, посмотреть в телевизоре и в компьютере, и т.д.

Воспитатель: - Верно, существует много способов получения новых знаний. Но с чего мы начнем? (Воспитатель показывает карточку-схему «Прочитать в книге»).

Дети: -Прочитать в книге.

Воспитатель: - В какой книге мы можем узнать о соли?

Дети: – В словаре, энциклопедии.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, в словаре располагаются слова в алфавитном порядке. На какую букву мы будем искать слово «соль»?  

Зачитывают из энциклопедии «Что такое «соль?». Соль – природное вещество белого цвета, представляет собой кристаллы с острым характерным вкусом.

Воспитатель: - Вам интересно узнать, откуда берётся соль? Итак, продолжим (воспитатель показывает карточку-схему «Посмотреть ТВ»). Тогда садитесь на ковер, слушайте внимательно и смотрите (дети садятся на ковер перед экраном).

Просмотр  отрывка из телепередачи  «Галелео», о том,  где и как добывают соль?

Воспитатель: Ребята, соль встречается не только в воде озёр, но и в земле. Добывают её в специальных шахтах при помощи комбайнов. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. (Показывает картинку).

Воспитатель:- А сейчас я предлагаю  вашим глазам немного отдохнуть.

 

Гимнастика для глаз:

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Воспитатель: - Продолжим наше исследование. Что такое соль и где её добывают мы узнали. А где нужна соль? И где её используют. Что же мы сейчас сделаем? (Показывает карточку-схему «Спросить у взрослого»).

Соль нужна для приготовления пищи, а также для приготовления заготовок на зиму. Солить капусту. А давайте вспомним как мы солим капусту. (Пальчиковая гимнастика "Мы капусту солим")

«Капуста»

Мы капусту рубим,                      Ритмичные удары ребром ладоней по  столу.
Мы морковку трем,                    
Трут ладони друг об друга.
Мы капусту солим,                      
Указательный и средний палец трутся о   
                                                                                большой.
Мы капусту жмем.                       Хватательные движения обеими руками.
Мы капусту нарубили,                
Ритмичные удары ребром ладоней по  
                                                                                столу.
Перетерли,                                      
Трут ладони друг об друга.
Посолили,                                        
Указательный и средний палец трутся о   
                                                                                большой.
И набили плотно в кадку            Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке.       
Отряхивают руками.

А ещё, как вы думаете, для чего нужна соль? Она используется для лечебных ванн с морской солью. В выработанных соляных шахтах создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Соль используют в народной медицине, например, промывание носа, полоскание горла. А ещё солью посыпают дороги во время гололёда. Животным, как и человеку соль необходима для правильного пищеварения. Посмотрите, как животные любят соль. Что делает коза? (лижет соль). Поэтому такая соль называется лизунец. (Показ картинок).

А сейчас я предлагаю пройти в соляную пещеру и подышать солёным воздухом (соленная лампа)

Дыхательное упражнение "Кошечка"                                                                                                   Встаете прямо, ноги на расстоянии уже плеч. Чуть-чуть присядьте, поворачиваясь вправо и выполняя резкий вдох. Возвращаетесь в первоначальное положение. Повторяете движение влево. Колени слегка согнуты, руки выполняют хватающие движения. Спину держите прямо, поворачиваетесь в талии. Остановились, спокойный выдох спокойный вдох. 

Воспитатель: Продолжим дальше. Что же мы сейчас сделаем? (Показывает карточку-схему «Подумать»).

Дети: Подумаем самостоятельно.

                           Игра: «Соленый - несоленый»

Дети поднимают зелёный цвет симофора, услышав продукт, который можно солить и красный цвет, если нельзя солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)

Воспитатель: А теперь, исследователи,  я приглашаю вас в  нашу лабораторию. Как вы думаете, что мы там будем делать? (Показывает карточку-схему «Провести эксперимент»).

Дети: Будем делать опыты с солью.

В  нашей лаборатории нужно соблюдать правила:

- на столах ничего не трогать без разрешения

-соблюдать тишину, не мешать другим

-бережно обращаться с оборудованием.

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

- не трогать руками глаза;

- если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них (показ картинок)

                                               

 ОПЫТЫ

 Опыт № 1«Внешний вид».

Возьмите стакан с солью. Какого она цвета? (белого). Попробуйте посмотреть сквозь соль, видно что-нибудь? Значит соль… (непрозрачная)

Вывод: соль белого цвета, непрозрачная.

Опыт №2 «Соль сыпучая, хрустит»

Насыпьте, пожалуйста, соль в тарелку. Что делает соль? (сыпется). Значит соль какая? (сыпучая). Рассмотрим соль через лупу. Соль состоит из кристалликов. А теперь надавите на неё ложкой. Что вы слышите? (хруст). Похоже на хруст снега в морозный день. Как вы думаете, почему соль хрустит? (потому что кристаллики соли трутся друг о друга).

Вывод: Соль сыпучая, она,   состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст.

Опыт №3 «Есть ли у соли запах и вкус»

Наберите в ложечки немного соли и понюхайте. Имеет ли запах соль? (нет) Теперь попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой? (соленый)

Вывод: У соли есть вкус, но нет запаха.

Опыт №4. «Соль растворяется в воде»

Перед вами стоят стаканчики с жидкостью. Предлагаю вам попробовать и ответить что за вещество у вас в стаканчике (Дети пробуют воду). Что вы попробовали? (Воду) Имеет ли она вкус? (нет). Теперь возьмем одну ложку соли и положим в стакан с водой, хорошенько размешаем. Смотрим, что произошло? (соль растворилась) Пробуем на вкус, какой стала вода? (соленой) А какой была? (без вкуса, пресной).

Вывод: Соль растворяется в воде, делает воду солёной.

Опыт №5. «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности»

Перед воспитателем в миске лежат 2 картофелины и стоят 2 банки с водой.

Сейчас я попрошу одного из вас помочь мне провести следующий опыт (позывает ребенка). Насыпь, пожалуйста, в одну банку с водой 3 столовые ложки соли и хорошо размешай. А теперь осторожно опустим картошку в банку и понаблюдаем. Что произошло? (в одной банке картофелина утонула, а у в другой нет). Может эта картофелина волшебная? Предлагаю поменять картофелины местами (воспитатель вынимает из одной банки и кладет её в другую). Посмотрите, теперь она утонула. Как вы думаете почему в одной банке картофелина плавает, а в другой – тонет (дети делают вывод, что соль помогает держаться предметам на поверхности). Морская вода держит тело на плаву. Значит, соленая вода что делает?

Вывод: соленая вода помогает предметам держаться на поверхности.

 

А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.

                                  Физкультминутка.

                            Я прошу в круг всех встать,

                            И задания  выполнять.

                            Все дышите! Не дышите!

                            Всё в порядке? Отдохните!

                            Вместе руки поднимите!

                            Превосходно, опустите!

                            Наклонитесь, разогнитесь,

                            На носочки поднимитесь!

                            Приседайте, выпрямляйтесь,

                            Встаньте прямо – улыбайтесь!

                            Каждый весел и здоров.

                            И к исследованиям  готов!

Воспитатель: Уважаемые исследователи, мы так много провели опытов с солью, предлагаю повторить, что мы узнали о соли. (Она белая,  сыпучая, состоит из кристаллов, без запаха, солёная, растворяется в воде и меняет вкус воды, соленая вода помогает предметам держаться на поверхности) (дети фиксируют результаты опытов).

Воспитатель: Ребята скоро будет праздник "День матери" и я вам предлагаю сделать подарок для ваших мам (рисование цветной солью) 

3. Заключительная часть.  (Рефлексивно-коррегирующий этап).

Воспитатель:  Ребята, чем мы сегодня занимались?

Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий.  

- Узнали ли вы что-нибудь о соли, чего не знали раньше?

- Вам понравилось быть исследователями? Что было особенно интересным?

- А трудно было проводить самостоятельно опыты?

- Кому и что вы расскажете о нашей лаборатории?

- Вы хотели бы ещё раз  стать исследователями и вернуться в лабораторию, чтобы сделать новые открытия?

Ребята, за то, что вы были замечательными исследователями, за вашу любознательность я дарю вот такие медали. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи в лаборатории соли»

Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Волшебное электричество» в старшей группе

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Волшебное электричество» в старшей группе...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием методов ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) в старшей группе

Тема: «Вода и огонь – наши друзья».Цель: Развитие умений детей взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружа...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебница соль» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебница соль» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности на тему "Как звери к зиме готовятся" для детей старшей группы

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности на тему "Как звери к зиме готовятся" для детей старшей группы...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи в лаборатории соли».

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности«Юные исследователи в лаборатории соли»....