Коварство злой колдуньи
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Знакомство детей с перелетными птицами, у которых злая колдунья забрала голоса и для того, чтобы их вернуть дети должны были выполнять задания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 155.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 28№»
Непосредственно-образовательная деятельность детей старшей логопедической группы
«КОВАРСТВО ЗЛОЙ КОЛДУНЬИ»
Составила: Астахова Т. И.
г. Донской
Цель: Содействовать познавательному развитию детей
Задачи:
1) Расширять знания о жизнедеятельности перелетных птиц;
3) Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам;
4) Развивать воображение;
Воспитательные задачи:
1. Формировать интерес и любовь к природе.
2. Прививать чувство ответственности за сохранение природного мира.
Обучающие задачи:
1. Актуализировать имеющиеся знания о перелётных птицах.
2. Учить замечать изменения в природе.
3. Углубить интерес к птицам, научить выделять и называть характерные особенности,
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулках, рассматривание живописных полотен о весне, подвижные игры «Перелёт птиц», «Пчёлки и ласточки», чтение художественной литературы В. Бианки «Синичкин календарь», А. Яшин «Покормите птиц»
Материал: Слайды с изображением разных времен года, зимующих и перелетных птиц; аудиозаписи «Голоса птиц», «Ветер в лесу»; презентация «Перелетные птицы».
Ход занятия
Организационный момент. Психогимнастика. (Дети встают возле стульчиков лицом к гостям)
Воспитатель:
Доброе утро, добрый час!
Очень рада видеть вас!
«Доброе утро!»-нам птицы щебечут. (дети машут руками, изображая крылья птиц)
«Доброе утро!»-нам шепчут деревья. (дети держат руки над головой, ветки деревьев)
«Доброе утро!»-нам солнышко светит. (дети поднимают руки вверх)
Доброе утро! Здравствуйте, дети!
Радость побежала по дорожке,
Радость распахнула все окошки,
Радость разбудила всех детей,
Радость пригласила к нам гостей.
Здравствуйте дорогие гости!
(Дети здороваются).
Воспитатель: У нас у всех сегодня хорошее настроение, потому что на улице самое чудесное время года. Какое? (Весна). А какая она весна? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая). Назовите весенние месяца? (март, апрель, май) Какой же сейчас наступил месяц (май-последний месяц весны). Что же произошло в природе за два прошедших месяца? (прилетели перелетные птицы, солнце стало пригревать, день увеличился, насекомые, лесные звери проснулись, поменяли свои шубки, на деревьях, кустарниках появляются листики, начинают цвести цветы) Правильно. Весной происходит много чудес – но самое главное чудо вы уже сказали – это то, что к нам вернулись наши пернатые друзья – птицы. Ой, что это у меня на столе? Ребята, да это же письмо от нашего давнего знакомого Старика-Лесовика, сейчас прочитаем что же он нам написал.
Воспитатель открывает письмо.
«Здравствуйте, девочки и мальчики! Пишет вам старичок - лесовичок. В моем лесном царстве случилась беда – тихо в лесу, не слышны голоса птиц. Слышал я, что и на озерах, и в городах птицы не поют. Злая колдунья лишила птиц возможности петь и пернатые не могут радовать нас своим пением Чтобы птицы могли петь необходимо выполнить 6 заданий злой колдуньи. К вам большая просьба постарайтесь их выполнить. Отправляйтесь в лес, вас там встретит белка у нее и возьмете конверт с заданиями. Удачи вам!»
Воспитатель: Ребята поможем птицам вернуть им голоса. (Да). Но нам необходимо отправиться в весенний лес. Вы готовы? (Готовы) Для этого закройте глаза и под шум ветра мы с вами перенесемся в лес.
Звучит музыка.
Воспитатель: Открывайте глаза, вот мы с вами и в лесу. А какой чистый воздух в лесу! Дети давайте с вами подышим лесным весенним воздухом, сделаем с вами дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика.
Дети делают глубокий вдох и выдох несколько раз.
Воспитатель: Дети чем же пахнет в весеннем лесу? (травой, листвой, цветами) .Правильно. Смотрите, а вон белка, действительно в лапках у нее конверт. Давайте поздороваемся с ней и она отдаст нам конверт.(Дети здороваются с белкой). Наташа принеси конверт.
Воспитатель: Какой большой конверт, сейчас мы посмотрим, что за задания подготовила нам злая колдунья. Итак
1 задание «Собери разрезную картинку».
- Ребята, вам нужно собрать картинки, интересно, что же у вас получится.
Дети собирают картинки разрезные .
Воспитатель: Какие птицы у вас получились?(аист, журавль, цапля, лебедь)
А сейчас поиграем в игру «Прилетели и птицы», я буду называть вам птиц, но если я ошибусь - хлопайте в ладоши.
Игра «Прилетели и птицы»
«Прилетели птицы - голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы - голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы -голуби, куницы, вороны и страницы.
Прилетели птицы - голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Все вы просто молодцы!»
Хорошо, с первым заданием мы справились. Переходим к следующему заданию.
2 задание «Перелетная или зимующая»
На столе разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать разделить птиц на перелетных и зимующих
- Как одним словом назвать птиц, которые с нами зимуют? (зимующие)
- А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (Эти птицы могут добывать еду в самые холодные зимы)
- Как назвать одним словом эту группу птиц? (перелетные)
- А почему птиц называют перелетными? (Потому что они улетают на зиму в теплые страны, а весной возвращаются)
- А почему птицы улетают в теплые края? (Потому что им страшен голод, перелетные птицы не приспособлены добывать корм в зимних условиях).
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились. Смотрите совы проснулись, крутят головами и не поймут, почему тихо в лесу, поэтому они так долго и спали. А скажите дети совы улетают в теплые страны? (Нет, они в дупле всю зиму спят). Смотрите какие большие глаза у них, давайте вместе с ними сделаем гимнастику для глаз «Сова», чтобы немного ваши глазки отдохнули.
Гимнастика для глаз «Сова»
В лесу темно. (закрыть глаза)
Все спят давно.
Только совушка - сова,
большая голова,
На суку сидит,
во все стороны глядит. (открыли глаза)
Вправо, влево, вверх и вниз, (повторить 4 раза)
Звери, птицы, эх, держись!
Посмотрела все кругом – (1 раз в одну сторону и 1 раз в другую)
за добычею бегом!
3 задание Отгадай загадку
(отгадывают загадку, на столе находят птицу и прикрепляют ее к дереву на доске)
#1042;сех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей. (Грач)
Рассказ о граче (ребенок)
- Грач самым первым возвращается на родину. Это большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева. Грачи живут большими группами.
2. На шесте дворец,
во дворце — певец.
А зовут его. (Скворец)
3. С ледоходом прилетает,
Черным хвостиком мотает,
Черный с белым хвостик узкий
У изящной ... (Трясогузки)
Рассказ о трясогузке (ребенок)
- У трясогузки спинка и бока серые, брюшко белое, грудка, хвост и крылья черные, блестящие. Прилетает она в наши края, когда на реках начинается ледоход. Птица бегает по льдинам, ищет вмерзших в лед жучков, трясет хвостиком, в народе говорят – «лед ломает». Свои гнезда трясогузка строит в кустах на берегу рек и озер, вблизи воды им легче отыскать корм – комаров, мотыльков, мошек.
4. Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу "ку-ку". (Кукушка)
Рассказ о кукушке (ребенок)
Кукушка живет в негустых лесах. Несмотря на небольшие размеры, кукушка любит плотно поесть. Птицы этого вида питаются насекомыми, ягодами и способны склевать яйцо другой птицы. Гнезд кукушки не строят. Вместо этого, они откладывают свои яйца в гнезда других птиц. Когда птенец кукушки вылупляется, он выталкивает из гнезда других птенчиков и приемные родители кормят его одного.
5. Кто без нот и без свирелей
Лучше всех выводит трели? (Соловей)
6. Хочет - прямо полетит, хочет в воздухе висит
Камнем падает с высот, а весной в полях поет (Жаворонок)
7. Прилетает к нам с теплом,
путь проделав длинный,
лепит домик под окном
из травы и глины. (Ласточка)
8. Из семейства воробьиных.
Буро-жёлтый, видом прост.
Насекомых ест, малину
Небольшой, но певчий… (Дрозд)
Воспитатель: А сейчас превратимся в птичек и немного полетаем.
Динамическая пауза:
Ласточки летели, (бегать по кругу и махать руками)
Все люди глядели. (руки биноклем возле глаз)
Ласточки садились, (присесть)
Все люди дивились (подняться и развести руки в стороны)
Сели посидели. (присесть)
Взвились, полетели.
Полетели, полети
И на веточки сели. (Дети садятся на стульчики)
4 задание « Определи, где чье гнездо»
- Ребята, а кто знает какая первая забота у птиц весной? (Построить гнезда, поправить старые)
- А из чего птицы строят гнезда? (из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, лоскутков, березовой коры и т. д.)
- Покажи гнездо грача (работа с картинками)
- Грачи строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев - а внутри, чтобы мягче было будущим птенцам, выстилают сухой травой и тонкими ветками.
- Найди гнездо аиста
Аист устраивает гнездо на видном месте - крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших прутьев и веток.
- Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится только из комочков размокшей после дождя земли или глины.
- Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким мхом, пухом, травинками.
- Найди гнездо дрозда
Свои гнёзда дрозды обычно вьют на небольших елях или на кустах можжевельника. А иногда даже на земле, в кучах хвороста
- Найди гнездо кукушки
Кукушка не вьет гнездо, а подкладывает свои яйца в чужие гнезда.
5 задание «Назови, у кого – кто»
Воспитатель: Я буду бросать мяч каждому из вас и называть взрослую птицу, вы ловите его, называете детенышей птицы и возвращаете мяч мне.
Грач – грачонок - грачата,
Скворец – скворчонок - скворчата ,
Кукушка – кукушонок - кукушата
Гусь – гусенок - гусята,
Утка – утенок - утята
Аист – аистенок - аистята
Журавль – журавленок - журавлята
Сова – совенок - совята
Дрозд – дрозденок - дроздята
Соловей –соловьенок - соловьята
Стриж – стрижонок – стрижата
Галка – галчонок – галчата
Сорока – сорочонок - сорочата
- Как называются детеныши птиц одним словом? (птенцы)
- А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? (кормят, согревают, защищают)
- С утра до позднего вечера родители кормят своих птенцов. Согревают их холодными ночами, учат летать. Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть.
Воспитатель: Ребята, а чем же птицы питаются (червяками, жуками, мухами, комарами, бабочками, пауками, стрекозами, гусеницами, муравьями, кузнечиками) Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают насекомых – вредителей, радуют нас своим пением...). Вы правильно сказали. Мы с вами выполнили пять заданий, но что-то птицы не запели, а вот еще одно задание в конверте «Назовите правила защиты птиц».
6 задание «Правила защиты птиц»
Дети составляют предложения по картинкам – символам:
- Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми. - Нельзя разрушать гнезда, потому что птицы выводят в них птенцов.
- Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
- Не забирать домой выпавших птенцов.
- Не шуметь в лесу, не кричать, не включать громко музыку.
- Нельзя разжигать костров.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно назвали правила защиты птиц. Вот и все задания выполнили, надеюсь теперь злая Колдунья вернет голоса птицам, чтобы мы слушали их пение.
Звучат голоса птиц.
Воскресенье: Как прекрасно поют птицы, а голоса у всех какие разные. Ребята, птицы вас благодарят за помощь и дарят вам свою весеннюю песенку (аудио «Голоса весеннего леса»).
Мы слышали, как в вышине
Поют свои нам песни птицы,
Поют о солнце и весне,
И о родимой стороне,
И нет их песенок чудесней.
Дети, вам понравилось помогать птицам? (Да). Птицам помогли и нам пора возвращаться. Закрывайте глаза и под музыку мы сейчас вернемся в садик.
Звучит музыка ветра.
Воспитатель: Открывайте глазки. Вот мы в садике. Дети вспомните, где мы с вами сейчас побывали, кому помогали? Что вам понравилось? Пением птиц мы с вами теперь будем наслаждаться на прогулке. Вы сегодня были молодцы, активно работали, правильно выполнили все задания. Благодарю вас за работу, спасибо всем за внимание.
Подведение итогов.
Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? Что вызвало затруднение?
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, что случится, если вдруг птицы не вернуться к нам весной?
- Произойдет экологическая беда. Не кому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые седеет всю растительность, уничтожат все урожаи, некому будет, разносит семена ягод и растений, мы ни когда не услышим их чудесных песен.
- Что мы должны сказать птицам?
- Спасибо вам наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою Родину и защищаете наши лесса от вредителей.
давайте поиграем с сами в игру «Скажи, какой, скажи какая».
У цапли длинные лапы (значит какая цапля?) – Длиннолапая цапля.
У аиста красный клюв (какой аист?) – Красноклювый аист.
У лебедя белые крылья (какой лебедь?) – Белокрылый лебедь.
У чижа жёлтая грудка (какой чиж?) – Желтогрудый чиж.
У ласточки чёрная голова (какая ласточка?) – Черноголовая ласточка.
У трясогузки длинный хвост (какая трясогузка?) – Длиннохвостая трясогузка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности «Путешествие на остров Злой Колдуньи»
Образовательные : подвести воспитанников к пониманию понятия «доброта» через конкретные примеры;-продолжать формировать стремление в поступках к социально одобряемому поведению;- совершенствовать глаз...

«Проделки злой колдуньи в волшебной комнате»
План-конспект игрового тренинга для детей среднего дошкольного возраста с использованием сенсорной комнаты...

Сценарий новогоднего праздника «Новогодний карнавал со Злой Колдуньей»
Сценарий новогоднего праздника «Новогодний карнавал со Злой Колдуньей»...

Занятие по ФЭМП в старшей группе «Проделки злой колдуньи»
Материал будет интересен воспитателям ДОУ...


