«Формирование представлений о работе археологов у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

В условиях реализации ФГОС ДО особое внимание уделяется Сюжетно - ролевой игре. Сюжетно-ролевые игры являются важной частью образовательного процесса дошкольников, особенно детей старшего возраста. Игра "Юные археологи" направлена на развитие познавательного интереса, расширение кругозора, формирование представлений о профессии археолога и исторических событиях прошлого.

Проблема: Наблюдения показали, что дети старшей группы в конфликтных ситуациях часто обращаются к взрослому, не пытаясь самостоятельно найти решение. Это свидетельствует о несформированном представлений о справедливости и коллективном принятии решений.

Решение: Была разработана и проведена сюжетно-ролевая игра “Юные археологи”.

Цели игры:

  • Развитие познавательной активности и интереса к истории.
  • Формирование представлений о работе археологов.
  • Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в коллективе.
  • Воспитание бережного отношения к культурному наследию.

Подготовка к игре:

Перед началом игры мы провели беседу с детьми о профессиях ученых, рассказывая о том, кем работают археологи, зачем они изучают прошлое, какими инструментами пользуются. Затем организовали пространство для игры: создали "раскопочный участок", оснащенный лопаточками, столом для артефактов и картой находок. Для большего погружения можно подготовить макеты древних предметов (глиняные черепки, монеты, украшения).

Ход игры:

Дети распределяются на роли помощников археологов. Археологи - помощники начинают раскопки, осторожно извлекая находки из песка, помогают очищать предметы от грязи, упаковывать их для дальнейшего изучения, делают снимки найденных артефактов, ведут дневники раскопок, записывают интересные факты и события.

По завершении раскопок провели обсуждение находок,  дети пытаются определить возраст и назначение обнаруженных предметов. Это помогает развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Ребята окунулись в увлекательный мир археологии, который подарил им множество интересных историй, тайн и загадок прошлого.

Итоговые мероприятия:

Для закрепления полученных знаний и опыта организовали выставку найденных экспонатов. Важно поощрять самостоятельность и инициативу каждого ребенка, поддерживать интерес к изучению окружающего мира.

Таким образом, игра "Юные археологи" способствует развитию творческих способностей, интеллектуальных качеств, формирует уважение к историческому прошлому своей страны и культуры народов мира, дети смогли коллективно принимать необходимые решения в ходе игры.

Таким образом, грамотно спроектированная игра является эффективным средством формирования ценностных ориентиров у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....

Проект «Формирование нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста через сюжетно -ролевую игру»

Данный проект направлен формирование нравственной сферы дошкольников в игровой деятельности....

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру "Кафе"

В данной статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Авторами раскрывается актуальность данной проблемы, а также описывается опыт созд...

Доклад на онлайн-форсайте "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура лич...

Презентация " Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность   является глобальной соци...

«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру «Кафе» в сборнике научных статей И 66

laquo;Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы»: сб. науч. ст. [Электронный ресурс] / отв. и науч. ред. В.А. Адольф. – Красноярск: Сибирский федеральный униве...

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....