Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Зимушка-зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Глушко Екатерина Николаевна

Задачи:

  • Развивать способность к наблюдению;
  • Развивать диалогическую речь;
  • Учить употреблять в речи сложные формы предложений;
  • Развивать ассоциативное мышление детей;
  • Учить анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • Показать богатство родного языка в названиях зимних явлений природы (вьюга, позёмка, пурга, метель, буран).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka-zima.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей

старшего дошкольного возраста

по теме «Зимушка-зима»

                                                                                     

Цель: Уточнить и расширить представления детей о зиме.

Задачи:

  • Развивать способность к наблюдению;
  • Развивать диалогическую речь;
  • Учить употреблять в речи сложные формы предложений;
  • Развивать ассоциативное мышление детей;
  • Учить анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • Показать богатство родного языка в названиях зимних явлений природы (вьюга, позёмка, пурга, метель, буран).

Материалы и оборудование: Магнитофон, запись «Метель» Г.Свиридова, музыка для релаксации, материалы для проведения опыта со снегом, иллюстрации по лексической теме «Зима».

Предварительная работа:

Чтение: «Старик-годовик» В.Даль, «Про снежный колобок» Н.Калинина, «Проказы старухи зимы» К.Ушинский.

русских народных сказок «Морозко», «Снегурочка», «Два мороза».

Познавательный рассказ воспитателя: «Что бывает зимой?»

Разучивание: «Детство» И.Суриков

Загадывание: загадок о зиме, о зимних явлениях природы.

Наблюдение: в природе

Рассматривание: альбома «Зима»

Ход:

Воспитатель читает детям рассказ (под тихую спокойную музыку):

       Растянулись по небу серые тучи, и давай покрывать землю белым, пушистым снегом. Тонким льдом покрылась река. Сосны и ели оделись в тяжёлые снеговые шубы, до самых макушек нахлобучили снежные шапки. Стоят лесные богатыри чинно, спокойно. Солнце на небо вышло, заискрились снежинки, выбежали дети на санках, да на коньках кататься, в снежки играть. И такая тут потеха началась, что мороз не страшен!

-Ребята, вы, конечно, догадались о каком времени года этот рассказ?

-По каким признакам вы определили, что это зима?

-Что за шубы и шапки на деревьях?

-Чем покрылась река?

-Почему деревья называют лесными богатырями?

-Отчего заискрились снежинки?

-Как вы думаете, у зимы есть запах?

-Чем она пахнет? (морозной свежестью, снегом, смолистой елью…)

-Как вы поняли слово «потеха»?

 (Потеха – забава, развлечение).

-Как вы можете объяснить пословицу «Делу – время, потехе – час».

Отгадайте загадку:

Одеяло бело, всю землю одело. (Снег)

-Как называется явление природы, когда всё время идёт снег? (Снегопад).

-Какой бывает снег? (Белый, пушистый, хрустящий, мокрый, холодный…)

Воспитатель ставит перед детьми проблемную задачу:

-А почему снег называют одеялом, ведь под одеялом тепло, а снег холодный?

Дети рассуждают:

Снег не пропускает холодный воздух, укрывает от ветра, под снегом теплее.

-Как вы можете объяснить пословицу «Много снега – много хлеба».

Снег защищает растения от мороза, весной он растает и напитает землю влагой, урожай будет выше.

Исследовательская деятельность:

Воспитатель предлагает детям провести эксперимент: положить на тарелки

-маленький комочек снега;

-большой  комочек;

-средний укутать в тёплую ткань;

-небольшой комочек положить на пиалу, на белую ткань.

А сейчас, ребята, мы отойдём от нашей « лаборатории» и только в конце занятия, сделаем выводы из нашего эксперимента.

Динамическая пауза:

-Представьте себе, что вы белые, лёгкие снежинки. Подул ветер, и полетели снежинки (звучит лёгкая музыка, дети произвольно танцуют).

-Ой, сколько снегу навалило! Соберу снег лопатой. Получился сугроб, (дети собираются в «кучу», сидят на коврике).

-Ребята, а из чего состоит сугроб? (Из снега).

-А снег? (Из снежинок).

Какими словами мы можем рассказать о снежинках? (Колючие, холодные, искристые, как звёздочки, лёгкие, как пушинки…)

Давайте представим, что нам на ладошку упала снежинка, попробуем её сдуть, не улетает. Сожмём крепко кулачки, а теперь раскроем

       

       Покружилась звёздочка

       В воздухе немножко,

       Села и растаяла

       На моей ладошке.

Где снежинка, во что она превратилась? (В капельку воды).

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, продолжает рассказ: Ребята, зима у нас мягкая, солнце пригреет днём – снег начинает таять, а вечером опять подморозит и вот уже улицы покрылись льдом, ходить скользко, люди падают.                                                                                                  Как называется такое явление природы? (Гололёд).

Гололёд очень опасен и для людей и для машин, поэтому дорожки посыпают песком, чтобы люди не падали.

-Ребята, а какие ещё природные явления мы можем наблюдать зимой?

Дети называют:

Пурга (очень сильный ветер и снег), буран (сильный мороз, ветер и снег), вьюга (несильный ветер и снег).

Послушайте, как красиво написал о вьюге А.С.Пушкин:

       Вьюга мглою небо кроет,

       Вихри снежные крутя.

       То как зверь она завоет,

       То заплачет, как дитя.

 позёмка (ветер поднимает снег у самой земли), метель (сильный ветер и снег).

Звучит музыка «Метель» (композитор - Георгий Свиридов).

-Какие ассоциации возникают у вас при  слушании этой музыки?

Выслушивает ответы детей и делает вывод:

Как богат наш русский язык! Сколько красивых слов для описания явлений зимней природы в нём есть!

Затем предлагает детям немного поиграть.

Игровое упражнение «Что неправильно?»

       Тёплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

       Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

       Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

       А зимой среди ветвей «га-га-га» пел соловей.

       Быстро дайте мне ответ: это правда, или нет?

Воспитатель предлагает пройти в «лабораторию», чтобы закончить опыт и сделать выводы.

Рассматриваем с детьми результаты эксперимента:

-Маленький комочек снега растаял совсем, большой стал рыхлым, потёк, но не совсем растаял, а средний почти не растаял.

-Почему средний комочек почти не растаял? (Мы сохранили его температуру, укутав его).                                                                                           Какие выводы мы можем сделать?

-Чем больше снега, тем медленнее он тает. Когда мы зимой подсыпаем снег к корням  деревьев, мы помогаем им перезимовать.

-Если снег чем- то накрыть, он тает ещё медленнее. В старину, когда не было холодильников – люди использовали плотный снег и лёд для хранения продуктов.

Подходим к комочку, лежащему на белой ткани, он совсем растаял, на ткани видны крупинки мусора.

Какой вывод можно сделать из этого эксперимента?

-Несмотря на то, что снег кажется белым и чистым, он совсем не такой и поэтому его нельзя брать в рот, там могут быть микробы.

-Почему ещё нельзя есть снег? (Можно переохладить горло и заболеть).

Воспитатель благодарит детей за активную работу на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Что означают наши имена?"

На занятии детям даётся элементарное представление об именах, об истории их возникновения. У детей развивается мышление, способность рассуждать. Они упражняются в определении первого звука в слов...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи" Составление описательного рассказа по теме «Овощи»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи" Составление описательного рассказа по теме «Овощи»...

Конспект НОД по музыкальному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: « Зимушка-зима!» (с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий)

Цель: Закрепить знания детей полученные за I полугодие воспитательно-образовательного процесса. Выявить уровень знаний детей для организации деятельной работы.Задачи:Образовательные:Формировать с...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста из цикла «Зимушка – зима» - «Снежинки – снег – сугроб»

Осуществлять возможные решения в экспериментальной деятельности; проверять эти решения; стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Развивать познавательную активность ребенка, навыки...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Они, такие же, как и мы!» по ознакомлению с понятиями дети-инвалиды, дети с ОВЗ.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Они, такие же, как и мы!» по ознакомлению с понятиями дети-инвалиды, дети с ОВЗ.Задачи:• «Социально – ко...