Деловая игра для родителей «Ярмарка экологических идей семейного воспитания»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Кускулакова Гульзия Зарлыковна

Повышение качества взаимодействия с семьями воспитанников в целях развития начальных экологических представлений у дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_s_roditelyami_po_ekologii.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 384 г. Челябинска»

Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев. 68-Б, Телефон: (8-351)741-24-21;

Email:  mdouds384@mail.ru

Деловая игра для родителей «Ярмарка

экологических идей семейного воспитания»

Подготовила: 

Первая категория

Кускулакова Г. З.

2025 г.

Цель игры: - совершенствование работы с семьёй по формированию основ экологической воспитанности у детей дошкольного возраста.

- Познакомить родителей с проблемами охраны окружающей среды, показать, что на современном этапе происходит обострение экологических проблем.

- Выяснить отношение родителей к экологическому воспитанию, уточнить представления родителей об объектах и явлениях природы.

-Рассказать о роли природы в формировании личности ребенка, научить каждого родителя любить и беречь окружающий мир, а также вовремя реагировать и предотвращать неправильное поведение детей в природе, так как экологическое воспитание невозможно без помощи и поддержки семьи.

Содержание игры: Деловая игра состоит из 5 частей. Каждый этап ее регламентирован, в конце подводится общий итог. В игре участвуют все родители группы, которые делятся на 2 команды. В конце игры подводятся итоги.

Подготовка материалов:

Вступительное слово:

Экологическое воспитание становится в наше время важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля. Во-вторых, в процессе познания природы у детей вырабатывается способность творчески мыслить, обостряется восприятие, воображение, появляется желание приобретать новые знания. Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, природе. Основное условие их развития – широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. Экология – наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия детей с природой. Его результатом должно быть не только не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природу. Человек, невидящий красоту природы, хуже, чем слепой: у него слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее

богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне велик. Надо стараться пробудить в детях, прежде всего. Интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В.А. Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребенку как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой березе – девицу в белом сарафане, - для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».

1 этап Разминка

 Что означает термин “экология”?

 Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашем городе?

 В чем основная сущность экологического воспитания детей? Почему им надо заниматься с дошкольного возраста?

 Каково влияние экологии на здоровье детей?

 В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как родитель?

 Какова основная роль семьи в экологическом воспитании дошкольников?

 В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать охране природы?

 Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями в ДОУ.

 Перечислите известные вам пословицы и поговорки о природе.

 Вспомните и кратко перечислите народные приметы о природе.

2 этап Обсуждение ситуаций на тему: «Дети и природа».

Обсуждение ситуаций: вашему вниманию зачитываются ситуации ваша задача быстро и правильно найти пути ее решения:

а) Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. Правильно ли поступили дети?

б) Неожиданно появилась перед детьми белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл ее шапкой. «Теперь ты будешь моя», - довольно сказал он.

Ваши действия в этой ситуации?

в) Вадим ходит по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак. — Чего ты носишься с этой банкой, - услышал он от отца. - Брось ее в воду – и дело с концом.

Правильно ли поступил отец?

г) Кто - то заметил: «Что - то в лесу слишком тихо. Даже птицы не поют. Скучно совсем». «Включите магнитофон погромче» - сказала мама.

Как вы считаете, верно, ли она поступила?

3 этап Вопрос – ответ

1 Трава от 99 болезней? (зверобой)

2 Слепыми или зрячими родятся зайцы? (зрячими)

3 Кто может пить ногой? (лягушка)

4 Кто собирает яблоки своей спиной? (ёж)

5 Пингвин птица или нет? (птица)

6 Самое сладкое дерево наших лесов? (липа)

7 Сколько глаз у стрекозы? (тысячи)

8 У кого каждый день растут зубы? (бобра, зайца)

9 У какого дерева ствол белый? (берёза)

10 Кто спит вниз головой? (летучая мышь)

11 Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)

12 Кровожадный хищник наших лесов? (волк)

13 Дерево – символ нашей Родины?

14 Где у кузнечика ухо? (на ноге)

15 У кого язык длиннее тела? (хамелеона)

16 Сколько ног у паука? (8)

17 Какая птица в мире самая большая? (страус)

18 Что теряет лось каждую зиму?

19 Про какую птицу говорят, что у неё красота ангела, голос дьявола, а

поступь злодея? (павлин)

20 Зимую ли птицы в скворечниках? (нет, там холодно)

4 этап «Эти забавные животные»

Книга рекордов природы.

 Самый длинный язык у…(хамелеона)

 Самые умные животные … (дельфины)

 Самое сильное обоняние у …(бабочки)

 Больше всего глаз у … (мухи, стрекозы)

 Лучше всех слышит … (сова)

 Быстрее всех летает … (стриж)

 Самый зоркий … (беркут)

 Чемпионы по долгожительству … (черепахи)

 Самые зубастые … (акулы)

 Чемпион по глотанию… (удав)

 Чемпионы по нырянию… (кит, черепаха)

Кто это такие? Очень часто под необычными названиями скрываются знакомые животные.

 Финвал – сельдяной кит

 Фенек – пустынная лиса

 Калан – камчатский бобер

 Сервал – кошка из Африки

 Кожан – летучая мышь

 Игрунка – маленькая обезьянка

 Бородавочник – кабан

 Кабарга – олень

 Афалина – дельфин

 Пищуха – заяц

 Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых.

 Пескарь – живет в песке

 Линь – линяет, меняет цвет с желтого на розовый

 Синица – поет «зинь – зинь»

 Кулик – кричит «куик»

 Стрекоза - стрекочет

 Щегол – денди, щеголь

 Козодой – так и вьется вкруг пасущихся стад

 Слепень – кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь.

 Волк – тащит добычу волоком

 Насекомое – насечки на туловище.

5 этап Решение кроссворда «Растения рядом с нами».

В детском саду много внимания уделяется развивающей среде - то есть тому, что окружает ребенка каждый момент в детском саду и что на него влияет – развивает, обогащает мыслительную, игровую и трудовую деятельность. Много внимания уделяется и среде, которая образует экологическое пространство. В этом кроссворде записаны названия растений, которые есть в детском саду и по программе должны быть в групповых уголках природы. Все они вам знакомы, только будьте повнимательнее, и вы их легко отгадаете. В выделенных клеточках появится слово, если будут отгаданы все названия правильно.

1 В слове ФОКУС букву О

Замени в мгновение –

И узнаешь ты его.

Назови растение (Фикус)

2 Хотели детишки от мамы удрать,

Но мама сумела их удержать.

Вот так и висят те пучки – малолетки.

На нитях зеленых растения – детки (Хлорофитум).

3 Среди листьев огоньки –

Ваньки мокрого цветки.

Так прозвал его народ.

Много он водички пьет.

А как правильно назвать –

Постарайся угадать (Бальзамин).

4 У меня растет лиана

В кадке около дивана.

Листья у нее резные,

В них окошечки сквозные

(Монстера).

5 Из листка – на удивленье –

Можно вырастить растение.

Я сорву цветок – не жалко,

Будет новая … (фиалка).

6 Весь в колючках, некрасивый,

Но однажды всем на диво

Летом начал он цвести –

Так, что глаз не отвести (Кактус).

7 В нашей комнате растет,

Никогда он не цветет.

Листья у него как перья,

А в народе есть поверье –

Где в лесу он зацветет,

Человек там клад найдет (Папоротник).

8 Стебли древовидные,

Листья мечевидные.

Может он живет сто лет?

Что вы скажите в ответ? (Алоэ).

9 Пахнут стебли и цветочки,

Опушенные листочки.

Ты пораньше утром встань

И полей свою … (герань).

Эти все растения комнатные, за ними можно организовать наблюдения и уход в условиях детского сада.

Подведение итогов!

Нашу встречу хочется закончить словами К. Станисловского «Прекраснее всего сама природа. В нее — то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... обращайтесь к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к прекрасному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "Аукцион педагогических идей "Летняя картотека"

Данный материал будет полезен для организации подготовки к летней работе в ДОУ. Педагогам предварительно предлагается изготовить картотеки для продажи, которые можно использовать при работе с дошкольн...

Деловая игра для педагогов «Аукцион педагогических идей»

Обобщение опыта работы педагогов детского сада по теме «Интеллектуальное развитие дошкольников» через деловую игру....

Деловая игра для воспитателей по экологическому воспитанию

Активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности....

Деловая игра для родителей Семейный корабль под названием Счастье

Деловая игра Семейный корабль под названием "Счастье"  включает анкету для родителей, игровые приемы....

Деловая игра для родителей по экологическому воспитанию "Природа,глазами ребёнка"

Деловая игра для родителей по экологическому воспитанию "Природа,глазами ребёнка"Цель:повышение экологической компетентности родителей,повышение роли семьи в воспитании у детей любви к приро...