Конспект по окружающему миру на тему " Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Планета детства» комбинированного вида.»
Конспект занятия по окружающему миру на тему «Дымковская игрушка»
Подготовила и провела
воспитатель средней группы
Ключко С.В.
2025г.
Цель: Знакомство детей с народным промыслом – дымковской игрушкой. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие», «Физическое развитие». Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная. Используемые методы: сюрпризный момент, словесные методы (рассказ воспитателя, метод вопросов, беседа, метод повторения), игровые методы и приемы, просматривание видео материалов. Оборудование: дымковские игрушки, Петрушка, фото и видео материалы, мяч. Ход занятия: 1. Организационный момент. Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня солнышко смотрит на нас и улыбается нам. Давайте и мы улыбнемся друг другу и скажем все вместе: Встало солнышко – ура! (тянут руки вверх) Заниматься нам пора! (хлопают в ладошки) (Дети повторяют за воспитателем). 2. Основная часть. В группе появляется игрушка. Я веселая игрушка, Я пришел к вам не один, Но сначала мне скажите, ребята, у вас есть игрушки? А из чего они сделаны? Дети: Наши игрушки сделаны из пластмасс, резины, металла, дерева, ткани. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые друзья – игрушки у нашего Петрушки. Вы узнали их? Дети: Это лошадка, петушок, курочка, олененок. Воспитатель: Игрушки приглашают нас познакомиться поближе (дети выходят на ковер). Физкультминутка «Дымковские игрушки» Мы игрушки расписные, У нас ручки крендельком, Петрушка обращается к детям: Ребята, вам понравились мои друзья? Чем они вам понравились? Дети: Красивые, яркие. Воспитатель: Действительно, это очень красивые игрушки. Делают такие игрушки в селе Дымкого? Чем знаменито Дымково? В ней что-то есть от радуги, (В. Феофанов) Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Мы сейчас с вами узнаем. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково (показывается картинка). Зимой, когда топятся печи, и летом в пасмурные дни, когда туман, вся слобода – будто в дыму, в дымке. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка. Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в коника. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Что же это за товар, давайте посмотрим? (показывается видео «Дымковские игрушки») Воспитатель: Ребята, скажите, а что общего у всех этих игрушек? Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами. Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются. Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет? Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!! Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета? Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками. Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый. Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках? Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы. Воспитатель: Правильно. Если посмотреть на узор дымковской игрушки, он необычайно прост (демонстрируются элементы росписи). Все игрушки не простые, а волшебно расписные. Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор. Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня. Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни. Воспитатель: Давайте посмотрим, как создается игрушка? (Дети смотрят видео, воспитатель параллельно рассказывает). Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз? Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками. Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима. Игра «Викторина» Воспитатель: Один, два, три – кружок собери (дети строятся в круг). Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч – отвечай.
Физкультминутка. Воспитатель: А теперь представьте, что мы с вами мастера. Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой) Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают). 3. Подведение итогов. Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Петрушка прощается с вами. Ребята, вам понравился наш гость? С чем он познакомил вас? Что нового вы узнали? Понравилось вам наше занятие? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности на тему "Дымковская игрушка"
Конспект по ИЗО деятельности "Дымковская игрушка". Воспитывать у детей эстетический вкус с помощью народного творчества. Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с элементами рос...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме «Дымковская игрушка» в средней группе.
Цели:1. Формирование представлений о данном народном промысле и истории его развития.2. Формирование представлений об особенности дымковской...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению дошкольников с предметным и окружающим миром на тему:« Народная игрушка»
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению дошкольников с народным творчеством на тему: « Народная игрушка»...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Народная игрушка".
Цель: формировать представление о народных игрушках; приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас.Задачи: обучающие: познакомить детей с русскими нар...

Конспект НОД по рисованию на тему «Дымковская игрушка «Лошадка» для детей первой младшей группы
Конспект НОД по рисованию на тему «Дымковская игрушка «Лошадка» для детей первой младшей группыЦели: Формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям р...

Конспект по окружающему миру вторая младшая группа "Игрушки"
Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе.Тема: «Игрушки».Цель: формирование у детей представлений об игрушках.Задачи: Продолжать знакомить детей с темо...
Конспект занятия в первой младшей группе по окружающему миру на тему: «Народная игрушка»
формировать интерес к народной игрушке, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи до встречи с ней;познакомить с народными игрушками, способствовать пониманию содержания....
